Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Грядущие геополитические изменения в мире в связи с кризисом и место Украины

21.03.2009

Автор:

Теги:
 

 

Нынешний кризис, поразивший мировую финансовую систему показал, что экономика США не выдержала роли мирового лидера, который диктует свои правила прочим государствам мира. У США явно не хватает сил, чтобы поддерживать старые порядки по регулированию мировой экономики. Сегодня даже военной силой с угрозой применения ядерного оружия не обеспечить такой порядок в мире, который бы устроил и США и других ведущих игроков без изменения существующей системы. Стратегия мирового развития меняется так, что вместо контроля мировой экономики в условиях нехватки ресурсов, на повестку дня выходит не столько контроль над мировыми ресурсами, сколько стабилизация и предсказуемость их производства и распределения. Что система одностороннего контроля над мировой экономикой потерпела крах, наглядно показывают события в Персидском заливе. Даже узкорегиональная попытка установить контроль над иракской нефтью терпит фиаско. Хотя нефть - это всего лишь вершина айсберга. За нефтью возникнут такие кризисы, как цветная металлургия (алюминий, молибден, вольфрам и другие), пищевые ресурсы и так далее. Если учесть, что две трети мировых минеральных ресурсов (не энергетических) находятся вне зоны контроля США и Европы (Китай, Россия, ЮАР, Индия), то установление над ними силового контроля невозможно по определению из-за ядерного статуса этих держав.

Исходя из вышеизложенного, роль доллара, как монопольной мировой резервной валюты более чем сомнительна, особенно в связи с ростом экономики Китая, которая уже сравнялась с экономикой США и продолжает быстро расти. И если для США темпы роста экономики в 3-4% годовых - это удача, то для Китая, если темпы роста экономики менее 10% - это уже не успех, особенно на фоне того, что за последние 10 лет средний темп роста экономики Китая составляет 12 - 14% в год.

Как следствие, на смену Бреттон-Вудской системе, основанной на долларе и фондовых индексах, во многом спекулятивных и раздутых, должна придти новая система валютного регулирования, основанная на обеспеченности валют не столько биржевыми индексами (которые во многом спекулятивны), сколько реальным производством, и не столько товаров и услуг, сколько ресурсной обеспеченностью.

Отнюдь не секрет, что еще со времени Суэцкого кризиса 70-х годов, роль мирового валютного показателя выполняет не столько доллар, сколько цена на нефть, а в последнее время к ним присоединяется производство продовольствия и других товаров.

Ипотечный кризис, с которого начался мировой кризис, показал, что даже недвижимость не может служить надежным обеспечением вложений.

Следствием нынешнего мирового кризиса явится замена Бреттон-Вудской системы валютного регулирования введением корзины валют, в состав которой войдут: доллар, евро, юань, иена, российский рубль, возможно, индийская рупия, бразильский реал и какая-то из валют арабского мира. Гарантами устойчивости данной валютной корзины будут не только страны, имеющие крупнейшие экономики, но и крупные держатели природных ресурсов. К данным гарантам могут быть отнесены США, Россия, Китай, Индия, Евросоюз, возможно, Бразилия, ЮАР, страны Персидского залива. Подобная корзина валют обеспечит минимум 70% потребностей мировой экономики, а не 25%, как ныне обеспечивает доллар.

Одной из приоритетных задач мировой политики должно стать не только установление мира на Ближнем Востоке, но и переход к введению единой валюты государств Ближнего Востока, гарантией устойчивости которой будет то, что страны Ближнего Востока контролируют одну треть мировых запасов нефти.

Главной особенностью нынешнего мирового кризиса будет то, что он будет не столько экономическим кризисом, сколько кризисом всей геополитической системы мира. И мир должен готовиться к изменениям в психологическом плане. Традиционное для европейской цивилизации противостояние Восток - Запад превратиться с введением новой валютной системы в противостояние Север - Юг.

Странам, которые не смогут в ближайшие 10-20 лет стабилизировать внутри политическую и экономическую ситуацию, уготована роль подопечных территорий, то есть произойдет возврат к некой форме неоколониализма.

В этом плане для обеспечения стабильности мировое сообщество в ближайшие годы будет гораздо мягче относиться даже к некоторым одиозным режимам, если они обеспечивают внутреннюю стабильность в своих государствах, так как в противном случае полицейские функции придется брать на себя государствам - лидерам. А как можно видеть подобное вмешательство ведет к весьма сомнительным результатам. Примеры: Косово, конфликт России и Грузии, Судан, Сомали, Афганистан и другие.

Первые подвижки в мировой экономике - это апрель - май 2009 года. Это будет либо саммит большой восьмерки, либо экономическая конференция типа Давосской, либо конференция с участием двенадцати наиболее развитых или богатых ресурсами государств. Хотя бы в силу того, что далее с обесценением доллара обесценятся некоторые ресурсы, которые никогда за последние сто лет стоимости не теряли (нефть, медь, алюминий и прочие естественные ресурсы). Этого далее не могут терпеть страны - держатели этих ресурсов.

Из-за ошибок США не желают страдать страны - держатели ресурсов, так как от ресурсов зависит судьба мира. Грядет новый мировой порядок.

В следующее десятилетие центры военно-политического и экономического влияния часто будут разными и мир должен быть готов к этому. Значительные изменения ожидают США и Китай. В США - это нравственная травма для среднего обывателя, связанная с утратой роли мирового экономического гегемона. Для Китая - экономическая травма. Китаю придется смириться со снижением темпа роста экономики с привычных 12-14% до 5-7% в год, ревальвацией юаня на 30-50% и необходимостью обеспечить свое прямое присутствие во многих регионах мира, в том числе и прямое военное присутствие.

В современной геополитической ситуации введения новой системы валютной корзины возникает необходимость ввести в общую систему мировой экономики те страны, которым сегодня искусственно придан статус террористических государств. К примеру, в отношении Ирана это делается из-за опасения, что иранский реал может стать одной из основных валют, так как именно Иран контролирует весь Персидский залив и проливы из него. А контроль путей транспортировки ресурсов, имеющих стратегическое значение, резко повышает возможности контролирующей державы влиять на вопросы мировой экономики и политики. Попытки же вовлечь страны, которым искусственно придан статус террористических, и в частности, Иран, в мировые процессы силовым путем, не только не будут способствовать стабилизации мировых отношений, но и приведет к деструкции мировых цен на нефть и, как следствие, мировой экономики.

В ближайшие годы произойдет образование (по согласованию между его участниками) единого Евразийского пространства в составе Евросоюза, России, Китая, которое приведет к невозможности сохранения однополярного мира, когда США в одностороннем порядке диктует свои правила в мировой экономике и политике. В этой ситуации Украине, как государству, которое расположено в подбрюшье Евразийского сообщества, протянувшегося от Атлантики до Тихого океана, не только неразумно, но и преступно ориентироваться на доллар, а не на корзину валют, в которую входят евро, рубль, юань, иена. Соответственно, это ведет к изменению вектора развития Украины. В своем развитии Украине необходимо опираться на традиционные отрасли экономики Украины, такие как сельское хозяйство и металлургия. Также надо отказаться от системы развития государства на спекуляции и играх по транзиту валют, и перейти к капитализации на основе транзита путей сообщения по маршрутам: Евросоюз - Россия; Китай - Европа; газо- и нефтепроводы, и так далее.

Украина по своему положению не может ориентироваться только на США, так как ее непосредственными соседями являются Россия и Евросоюз, которые также претендуют на лидерство.

Польша, Венгрия и иные государства Евросоюза не могут быть примером для Украины, так как они уже члены Евросоюза и имеют там право голоса. Украина же этого лишена, так как, не входя ни в одну из группировок (Евросоюз, Шанхайскую), не может быть сателлитом США, поскольку, ориентируясь только на США, прочно обеспечит себе роль изгоя на пространстве Евразии. И в этом положении Украина не будет нужна ни ШОС, ни ЕС. И в этом случае любые колебания, как политические, так и экономические в мире, будут многократно усиливаться на Украине, что не может не привести Украину к деградации, как экономической, так и политической. Возможная или желательная помощь США будет ограничена из-за давления ШОС и ЕС, а со стороны этих организаций (ШОС, ЕС) помощи Украине не будет вовсе, кроме сочувственных заявлений, как это наблюдается сегодня.

Единственный вариант, когда Украина может хоть как-то сохранить свободу и независимость, это действительное соблюдение нейтрального и внеблокового статуса, как это записано в Конституции Украины. Но и в этом случае у Украины есть шанс стать региональным лидером тех мелких и слабых государств, которые не вошли в орбиту влияния того или иного мирового лидера.

Интерес к Украине, как со стороны ЕС, так и ШОС, будет только возрастать, так как Украина расположена в центре Евразии, на пересечении транспортных путей. Это особенно важно в связи с тем, что ШОС в ближайшие годы конкретизируется и приобретет статус субъекта международного права.

Тарас Варварич, «Русские на Украине»


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение