Украина между Россией и Европой

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В понедельник, 23 марта, ИАЦ проводит третий «круглый стол» с украинским агентством УНИАН, где мы представим свои тезисы к новой российской политике на украинском направлении. Сегодня мы публикуем вводную статью по проблематике наших отношений.
Украина между Россией и Европой

Украина между Россиейи Европой.

Возможность новой этапа в украинской политике России обсуждаютне широко. Считается, не подошло время. Считается, что в Киеве отсутствует каксама элита, с которой можно вести диалог, так и согласие в действующей относительноотношений с Россией. Все эти трудности известны, однако для Москвы это неснимает необходимости выработки целостной стратегии отношений со своимюго-западным соседом. Невзирая на киевские процессы, Москва должна иметь плансвоей политики и понятные для Киева правила наших отношений.

Парадокс наших отношений в том, что с одной стороны Украинапо-прежнему остается для России первым по значению торговым партнером в СНГ(свыше 36 млрд. долл. товарооборота, в котором треть российского экспортасырья), с другой, мы наблюдаем абсолютный минус в сфере политическойкоординации. В ближайшей перспективе позитивное изменение российско-украинских политическихотношений не просматривается. Таким образом, мы имеем необходимость поискапутей выхода из сложившейся ситуации, но, вероятно, они не будут отличатьсяразнообразием.

Очевидно, что в субъекте Украины мы должны видеть отдельный отроссийского мир со своим проблемами, надеждами, разочарованиями и мифами. Четкойполитической системы в Украине пока не выработалось, но хотя бы известныправила игры, по которым происходят бурные столкновения между политическимисилами Украина и соответственно несколькими мотивами политики, среди которых – условно европейский вектор и условнороссийский (естественно, что оба упакованы в риторику украинского единства). Наиболеемодная тема последних лет это «интеграция» Украины в Европу. Чтобы понятьперспективы российской политики в Украине нужно понять, чем привлекателенпроект «Европа».

«Прекрасное далеко» евроинтеграции оказалась весьма удобнойплатформой для политических игрищ украинской элиты, как запада так и востокастраны. При этом все понимают, что условно говоря, жить «как в Европе» это необязательно жить именно в ЕС. За время власти оранжевой коалиции Украина нестала ближе к ЕС, скорее ЕС со своей стороны пытается делать скидки и выдаетавансы в расчете на последующие реформы в украинской социально-экономическойжизни. Но Брюссель не дает Киеву никаких гарантий вступления в ЕС.

Возникает вопрос – рождает ли эта ситуация в украинцахчувство разочарования в ЕС? Понятно, что от быстрого подписания даже половиныиз сотни соглашений предшествующих членству в ЕС качество жизни не изменится. Дляукраинского обывателя ЕС распадается на два понятия. Первое – это собственнотерритория, где можно работать. Второе, в приложении к собственно украинскимреалиям: проект «Европа» это ожидание сокращения коррупции, минимизации патернализма,контроль над собственными властями, качественное образование исоциально-медицинское обеспечение. То есть «Европа» это не драка по поводуНАТО, это облегчение жизни, минимизация государства, и побольше евро. В этомосновная, скажем «житейская» миссия ЕС в глазах украинца, как впрочем и другогогражданина страны СНГ.

В то же время, если мы посмотрим на реализацию европейскогопроекта, то по воле самой украинской элиты он привел ее к топтанию на месте:«европейство» в Украине выстраивалось от противного и обрело чертыантироссийского национализма.

Что, в свою очередь может предложить Россия? Сравнимую посиле «света с Запада» миссию, вряд ли. Но это, если в качестве альтернативы«Европе», мы предлагаем непонятную по форме и целям идею евразийского единства.С другой стороны, если мы будем демонстрировать украинцам возможности своей реализациичерез российское качество жизни в городах и на российском рынке труда, то мы увидимочевидные плюсы, и получим тот самый привлекательный образ. Собственно он ужеимеется (количество украинских мигрантов это доказывает, при всех проблемах натам самом рынке труда). Однако если мы начинаем рассуждать о внешней политикеУкраины и позиционировании ее элиты, то данные сегменты совсем не играют ролифактора сближения.

Единственное преимущество, которое мы имеем в Украине всравнении с Европой, -- у России естьопыт жизни и неформальное влияние на ее политические силы. И совсем банальное,но требующее фиксации -- место России в пространстве Украины и на восток отУкраины Запад не способен занять или компенсировать.

Но России не хватает долгой стратегии, рассчитанной надесятилетие вперед. Об этом трудно говорить, учитывая, что российскаяполитическая элита не имеет консенсусного проекта даже в отношении собственнойстраны. Пожалуй, единственный из подобных долгих проектов по отношению Украины– это защита базы в Севастополе до и после 2017 года.

В качестве общих рамок новой политики мы предлагаемследующее.

Во-первых, следует отказаться от реакции на пропагандистскиевыпады украинской власти в отношении России: не вступать в базарные дебаты.

Второе – делать ставку на работу не с конкретными лидерами,а с социально-политическими движениями, затем и со слоями населения, что неисключает возможность поиска новых лидеров и работу с ними по конкретнымвопросам. Поддерживать экспертно-политические и социальные сети формально неориентированные на «дружбу» с Россией, но рассматривающие добрососедскиеотношения с Россией как необходимость и норму украинской политики.

Третье – не стоит бороться за конъюнктурный выбор Украины.Коль скоро действующая элита делает свою ставку на путь в ЕС, нужно спокойнопринять это как местный выбор. Не подталкивать Украину в ЕС, но попробоватьсделать ее лучшим союзником в Восточной Европе. В конце концов, дружественная Украинанам более ценна, чем, например, дружественная Словакия. В то же время это обязываетМоскву к четкости и последовательности в отстаивании интересов России в сферахбезопасности, социального положения и гуманитарных прав русскоязычногонаселения.

Будущее необходимо готовить сегодня, поэтому украинскиеполитические силы и новые лидеры , возникающие в разных регионах Украины (в цетнтре и на окраинах) , должны иметь представление о российской стратегии в отношениисвоей страны. Европейский путь Украины , а по другому говоря желание модернизации и нормального, стабильного и недавлеющего на личность и его культуру государства, необходимо не противопоставлять, амаксимально использовать на восточном направлении. Понимание этого должно бытькак в Киеве так и в Москве.

Газетный вариант опубликованв «Независимой Газете» 03.03.09

Поделиться: