Россия, Москва

info@ia-centr.ru

П. Рыков: Отставка по требованию.

18.03.2009

Автор:

Теги:
 

Отставка по требованию.

 

Из всей череды отставок и назначений, произошедших  за последний месяц среди украинского  политикума,   наиболее громким событием   следует признать увольнение главы МИДа Владимира Огрызко, ставшим второй знаковой фигурой, покинувшей кабинет Юлии  Тимошенко  с начала Нового года. Первым ушел министр финансов Виктор Пинзеник, имевший   принципиальные разногласия  с премьером   по поводу экономической стратегии правительства. Несмотря на то, что условия  кадровых рокировок  разительно отличаются,  обе отставки  являются  закономерным  следствием борьбы премьера за укрепление властной  горизонтали.

Поводом к  увольнению Владимиру Огрызко с должности министра послужили его  не слишком успешные действия в дипломатическом  конфликте с Румынией  вокруг  острова Змеиный. И хотя мнения политиков относительно итогов конфликта сильно разошлись, Партия регионов признала  результат переговоров абсолютно неудовлетворительным для Украины  и решила использовать решение Международного суда ООН в Гааге для вынесения  вотума недоверия министру. Дружное голосование членов  ПР, которые  неоднократно  выказывали справедливое возмущение откровенно проатлантической  позицией министра и рядом провокаций, предпринятых дипломатическим ведомством в  отношении России по инициативе Огрызко, прогнозировалось большинством экспертов. Неожиданностью для наблюдателей и для  самого министра стала  поддержка инициативы регионалов  50 бютовцами, что  и   предопределило исход голосования. Голосовавшие за отставку депутаты, комментируя свое решение, указывали  на то, что, во-первых,  большинство членов БЮТ  высказывались против поддержки предложения регионалов, а , во-вторых, сама Юлия Тимошенко никакого давления на «несогласных» не оказывала. Что касается первого утверждения, то оно звучит вполне правдоподобно, так как в руководстве блока уже давно идет борьба между т.н. «патриотами», стоявшими у истоков РУХа и других националистических организаций и твердо отстаивающими курс на одностороннюю интеграция в западную  систему в ущерб отношениям с северным соседом,   и, условно говоря, прагматиками,  теми, кто придерживается более гибкой внешнеполитической позиции.   Что касается второго утверждения бютовцев относительно роли Юлии Тимошенко, то оно вряд ли соответствует истине.

Судя по всему,  прямого указания  со стороны  лидера БЮТ действительно не было.  Однако, заняв позицию дружественного нейтралитета в отношение «прагматиков», она  фактически  благословила своих  депутатов на  выражение  вотума недоверия  главе внешнеполитического ведомства.

Говоря о причинах подобного поведения,  следует отметить, что  отставка Владимира  Огрызко идеально вписывается  в стратегию «перехвата власти», которую  Юлия Владимировна стала открыто  осуществлять с осени 2008 года. Отказавшись от коалиции с регионалами  и выбрав в качестве альтернативы коалицию меньшинства с блоком Литвина,  «газовая принцесса», по-видимому, рассчитывала, что, лишив своих политических противников возможности влиять на процесс принятия и реализации решений, она сможет стабилизировать экономическую ситуацию, преподав оппонентам уроки  антикризисного менеджмента. Сегодня  уже очевидно,  что премьер явно  недооценила силу и остроту кризиса,  превратившись   в заложника выбранной ей  стратегии. По мере дальнейшего ухудшения обстановки регионалы будут стремиться возложить ответственность за все провалы в социально-экономической  политике  исключительно на премьера, а неспособность  реально  улучшить ситуацию приведет к дальнейшему падению рейтинга главы правительства. В то же время  уйти в отставку - значило бы расписаться в собственном бессилии, ив этом случае  Юлия Тимошенко автоматически  получала бы  ярлык политика,  который  провалил все, что только можно и капитулировал, не справившись с  проблемами. Таким образом, полностью бы девальвировался тщательно взращиваемой образ украинской «железной леди», готовой преодолеть любые препятствия. К тому же взаимный антагонизм «большой тройки «украинской политики, особенно усиленный делом РосУкрЭнерго, достиг такой степени,  что ни о каком создании «правительства национального согласия», к чему премьер призывала в октябре прошлого года,   не может быть и речи. В этой ситуации Юлии Тимошенко ничего не остается, кроме того,  как продолжать «собирание власти», надеясь на улучшение макроэкономической конъюнктуры и политическую близорукость конкурентов.

 

 

Кроме того, сам Владимир Огрызко допустил ряд откровенных дипломатических  промахов, что явно не способствовало улучшению имиджа Кабинета министров. Он так и не сумел добиться ощутимого прогресса ни по одному направлению. Интеграция в  Европу (имеется в виду даже не гипотетическое  членство в ЕС, а реализация совместных программ), что премьер рассматривала в качестве первостепенной внешнеполитической задачи, отложена на неопределенный срок. Отношения с США также остаются довольно неопределенными. Окружение Ющенко, в том числе и Владимир Огрызко, в предвыборной борьбе делало явную ставку на Джона Маккейна, обещавшего приложить все усилия для установления более тесных связей между Киевом и Североатлантическим альянсом, и победа Барака  Обамы явилась  для Банковой в какой-то мере неприятным сюрпризом.

 

Новая администрация, пришедшая в Белый Дом, хотя официально и не отказалась  от обязательств, данных Киеву Джорджем Бушем, но одновременно и не форсирует переговоры, демонстрируя, что разрешение конфликта вокруг иранской ядерной программы и выход из афганского тупика являются для Вашингтона более приоритетными внешнеполитическими задачами.

Наконец, не мог не волновать Юлию Тимошенко и провал российского направления. Открытая антироссийская риторика Огрызко  во время грузино-осетинского конфликта, резко диссонировавшая с демонстративным молчанием «газовой принцессы», споры вокруг сроков пребывания и цены аренды черноморского флота, - все это, несомненно,  негативно сказывалось на отношениях с Москвой. Последней каплей, которая переполнила чашу терпения российского руководства, стала публичная  угроза Огрызко объявить посла Виктора Черномырдина персоной нон-грата. Между тем, ухудшение российско-украинских отношений могло  крайне невыгодно отразиться на политических  позициях  Тимошенко,   поставив крест на надежде главы правительства  отвоевать голоса Востока и Юга-востока у кандидата от Партии регионов. Кроме того, откровенное нежелание Огрызко взаимодействовать с Москвой  могло сорвать переговоры по получению пятимиллиардного кредита, инициированные украинской стороной.

Сегодня уже ясно, что  социальные обещания, заложенные в бюджете, в нынешних условиях выполнить невозможно, так как реальный доход будут явно меньше запланированного. Исходя из этого, существует  два варианта решения проблемы  нехватки денежных средств. Первый вариант - денежная эмиссия, которая позволит  остановить сжатие денежной массы и предотвратить возможный дефолт. Однако  для этого надо еще  преодолеть сопротивление руководства Нацбанка,  в большинстве  своем негативно  настроенного  в отношении расширения  спроса путем увеличении денежной массы,  и в ответ рекомендовавшего  правительству отказаться от взятых на себя  обещаний. Второй - получение нового  кредита, который позволил хотя  бы частично покрыть бюджетный  дефицит.

Переговоры же  о получении транша от МВФ фактически провалились, прежде всего, потому, что руководство фонда  четко дало понять, что , в отличие от 1998 года, оно будет стремиться жестко контролировать расходование средств, и не собирается отходить от монетарной доктрины.   Естественно, получение российского кредита всегда рассматривалось премьером  как крайний, последний вариант, так как она прекрасно понимала, что сам факт получения кредита, не говоря уж об условиях, будет использован окружением Ющенко  для того, чтобы окончательно подорвать рейтинг доверия  к Тимошенко на Западе, крайне болезненно  и нервно реагирующем  на  любую попытку сближения России и Украины.

Однако, учитывая экономические реалии,  глава правительства  вынуждена была  воспользоваться своим последним козырем, чтобы предотвратить финансовый коллапс или хотя бы отсрочить его наступление до начала президентских выборов.

 

16.03.09.

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение