Новые перспективы евразийской идеи

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
10 марта 2009 года состоялся XI съезд Евразийской ассоциации университетов. Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева принимал у себя участников съезда этой авторитетной международной организации университетов Содружества, объединяющий ведущие вузы стран СНГ. 15 лет назад, в марте 1994 года состоялось в Московском университете знаменательное событие - выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева с изложением проекта создания Евразийского союза. Символично, что именно Московский университет был избран Н.А. Назарбаевым для такого этапного выступления. Замечательные идеи могут быть реализованы только образованными, высококультурными кадрами.
Новые перспективы евразийской идеи

Александр Сидорович,

директор Казахстанского филиала

МГУ имени М.В.Ломоносова,

председатель Исполкома

Евразийской ассоциации университетов,

доктор экономических наук, профессор

Новые перспективы евразийской идеи

(к итогам XI съезда Евразийской ассоциации университетов)

10 марта 2009 года состоялся XI съезд Евразийской ассоциации университетов. Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева принимал у себя участников съезда этой авторитетной международной организации университетов Содружества, объединяющий ведущие вузы стран СНГ. 15 лет назад, в марте 1994 года состоялось в Московском университете знаменательное событие - выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева с изложением проекта создания Евразийского союза. Символично, что именно Московский университет был избран Н.А. Назарбаевым для такого этапного выступления. Замечательные идеи могут быть реализованы только образованными, высококультурными кадрами.

Прошло 15 лет. Факт участия Президента Республики Казахстан в работе съезда ректоров стран СНГ знаменателен. Особую значимость и тональность дате 15-летия идеи евразийского союза придало также приветствие участникам съезда Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, в котором он призвал университеты и далее развивать общее образовательное пространство стран Содружества.

В мире, на постсоветском пространстве прошли огромные изменения. Как показало развитие, востребованность объединяющей идеи евразийства не исчезла, а наоборот, получила новые основания. Экономический кризис особенно остро подчеркнул значимость объединения усилий стран во имя обновления и развития. Работа съезда Ассоциации, объединяющий ведущие университеты стран Содружества под руководством признанного лидера университетского сообщества стран СНГ, Президента ЕАУ академика В.А. Садовничего показывает, что на нем в новых условиях были поставлены и обсуждены новые вопросы развития евразийства. Они, на наш взгляд, дают импульс для более современного и основательного подхода к развитию евразийской идеи на современном этапе.

Евразийство - устойчивая основа интеграции

Возникает вопрос о специфических основах особых региональных объединений. Они могут быть устойчивыми в том случае, если опираются как на закономерности экономического и социального развития ХХI века, так и на мощные цивилизационные факторы. Для наших стран, которые являются евразийскими по своей истории возникновения и существования, таким фактором является принадлежность к Евразийской цивилизации и Евразийскому пространству. Данный фактор объединяет не только культурно-исторические традиции наших стран и народов, означает не только общность географического евразийского пространства, но и предопределяет возможность формирования нового влиятельного геополитического центра современного мира ХХI века. Евразийская идея является фактором независимого, равного и уважительного отношения стран, так как в исходном пункте она признает глубинную идентичность народов, населяющих единое евразийское пространство. Богатый потенциал практического евразийства состоит в том, что оно разрешает внутренние противоречия глобализации между усилением глобальных взаимосвязей и многополярностью мира путем создания региональных объединений на принципиально новых основах, равноправия и уважения друг к другу.

Последовательная реализация евразийской идеи сегодня требует, чтобы современные страны евразийского пространства ясно определили свое отношение к евразийским основам. Одномерно понимаемая идея глобализации представляет угрозу интересам евразийского государства в том случае, если она берется на вооружение силами или странами, которые представляют себя единственными подлинными носителями глобализации и трактуют ее в духе отсутствия многополярности мира. Как справедливо показал лауреат Нобелевской премии Дж. Стиглиц на примере судьбы экономик развивающихся стран, глобализация в этом случае отличается «предвзятостью» и «не приносит обещанных экономических выгод».

Другой, не менее односторонний взгляд, воспроизводится и в том случае, если страны евразийского пространства стремятся игнорировать свою евразийскую историю и бытие, и вопреки даже очевидным геополитическим фактам провозглашают идею одностороннего исторического выбора страны вне евразийского пространства. Это происходит в том случае, если провозглашается тезис об однозначности и окончательности «европейского выбора» при игнорировании евразийского положения страны, а годы совместной истории наших народов представляются лишь как годы подавления одним народом других. Ради этого даже игнорируются истины о тысячелетних культурных ценностях стран, населявших и населяющих евразийское пространство, их взаимообогащение в ходе развития. Не менее односторонним является взгляд на развитие страны лишь как на многовекторный процесс без выбора основного приоритета ее развития.

Цивилизационным основам наших народов близка идея многомерного восприятия мира. Общность наших народов в стремлении к социально-духовному освоению мира, острое неприятие социальной несправедливости, стремление к поддержке семейных (родовых) связей, во многом являются общими ценностями наших народов. Переплетение исторических судеб народов закрепило это восприятие. Поэтому нашим странам так близко и понятно развитие на принципах широкого взаимодействия между странами, многомерности международных отношений, уважения равноправия стран, неприятие самой идеи превращения их в сырьевой или политический придаток других геополитических структур. Поддержка этих принципов, как принципов практического евразийства, означала бы, на наш взгляд, в ХХI веке взаимную приоритетность сотрудничества наших стран на базе равноправия и уважения друг к другу. Это явилось бы мощным фактором усиления позиций стран Содружества в мире и интенсификации интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Имеются и другие объективные факторы, которые вытекают из естественных факторов жизни евразийского пространства. Наличие огромных пространств, богатство природных ресурсов, различие региональных условий и т.д., во многом роднит наши экономики и служит важной основой для выработки общих подходов к экономическому развитию. Совместное развитие наших народов в рамках одного государства, их геополитическое положение в новом мире ХХI века, как государств имеющих исторически общие границы, являются мощным фактором, определяющим единые подходы к проблемам развития.

Роль экономических факторов интеграции

В выступлении Н.А. Назарбаева на съезде содержится положение о трех измерениях интеграции на евразийском пространстве: экономическом, военно-политическом, культурно-гуманитарном. Конкретное перечисление фактов, подтверждающих практическую реализацию евразийской идеи в экономической сфере, уже само по себе свидетельствует, что она действует как объективная объединяющая сила. Развитие ЕвроАзЭС, новых экономических институтов евразийского уровня (Евразийский банк развития, Антикризисный фонд и др.), формирование Таможенного союза - прямое свидетельство прогресса интеграции.

Мы часто слышим о том, что интеграционные процессы в экономической области проходят слишком медленно. При этом причины называются различные. Часто ссылаются на позицию национальных элит; интересы внешних сил по дезинтеграции постсоветского пространства; на стремление к многовекторной политике руководства стран СНГ; на неравномерное распределение ресурсов между странами Содружества и т.д. Однако не следует забывать, что одновременно действуют объективные факторы другого рода, которые казалось бы, должны способствовать экономической интеграции стран СНГ. Это огромный потенциальный рынок, наличие природных ресурсов в ряде стран, жизненно необходимых для всех стран СНГ, сохранившиеся до настоящего времени связи между субъектами экономики наших стран, возможности межгосударственного общения на русском языке и т.д. Возникает вопрос, почему же спустя более чем 15 лет после развала СССР интеграционные тенденции не победили?

На наш взгляд, если объективно оценить состояние взаимосвязей между странами СНГ в области экономики, то следует учесть, что в них продолжается процесс формирования национальных экономических систем. Этот процесс объективен и носит необратимый характер. Он еще не завершился. Мы часто недооцениваем силу, значимость и закономерность данного фактора. Каждая страна формирует свою систему экономических отношений, свое управление хозяйством, свои институты. Национальные экономики создаются в противоречивых условиях переходной экономики. В период становления государственности более ясно и остро обнаруживается действие цивилизационных факторов, естественных ограничений, факторов местоположения и размеров страны, которые во многом предопределяют специфику национальных экономических систем различных стран. В этих условиях любые попытки реальной интеграции, требующей передачи части полномочий вне страны, воспринимаются негативно и рассматриваются как ограничение суверенитета. Только упрощенный подход к экономике лишь как к системе рационального распределения ресурсов в условиях рыночных экономик, что свойственно узколиберальному подходу, может игнорировать особенности национальных экономических систем. В результате на постсоветском пространстве формируются различные типы национальных экономических моделей. Национальные экономики Беларуси и Узбекистана, например, обладают существенными особенностями, по сравнению с национальными экономиками России и Казахстана. Особенно в сложных условиях осуществляется формирование относительно малых экономик Молдовы, Кыргызстана, Таджикистана. Объективный и еще не завершившийся процесс формирования систем неизбежно тормозит выработку единых экономических решений для стран СНГ, так как за этим стоит различный подход к воспроизводству экономики и обеспечению жизни народа каждой страны. Ограниченные внутренние источники эффективного расширенного воспроизводства в ряде стран СНГ создают прямую угрозу их дальнейшего самостоятельного воспроизводства, что неизбежно требует интеграции с более мощными экономическими объединениями и странами. В современных условиях, и это особо видно в условиях кризиса, существенно и неизбежно возрастает роль евразийской идеи, реализация которой способствует установлению устойчивых и надежных связей геополитических соседей по евразийскому пространству.

Другой фактор интенсификации развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве заключается, в конечном счете, в постепенном формировании однотипных национальных экономических систем, основанных на современных прогрессивных тенденциях мирового развития, при учете неэкономических факторов развития стран Содружества. Страны СНГ, несмотря на существующее в настоящее время значительное различие в национальных моделях, имеют объективные основы и потенциал для развития в направлении однотипных национальных моделей экономики.

Общие закономерности экономического развития противоречиво взаимодействуют с неэкономическими особенностями. При этом выявляются особые общие черты национальных моделей экономики стран Содружества, которые требуют более высокой роли государства и социальной устойчивости.

Особое значение в наших странах имеет роль государства. Для экономик России и Казахстана его роль во многом определяется наличием сходных естественных условий - большая территория, богатство природными ресурсами, значительные региональные различия и т.п. Отсюда - неизбежность большей доли трансфертов и государственного участия в экономике. В традициях большинства стран СНГ политическая традиция сильной государственности и централизованных форм руководства сочетается с особой значимостью государства в решении социальных проблем. Наши страны обладают развитой традицией социальной справедливости, которая во многом связывается с формами поддержки совместной жизнедеятельности. Сильные социальные традиции требуют внести в их реализацию ряд изменений продиктованных рыночной основой экономики.

Формирование однотипных национальных моделей не устраняет политической независимости стран, но создает предпосылки для нового типа их отношений, основанных на взаимном партнерстве и применении одинаковых критериев и принципов к экономическому взаимодействию и обмену. Пример в этом отношении показывает сотрудничество Казахстана и России.

Альтернатив тесному экономическому сотрудничеству стран СНГ и их интеграции в долгосрочной перспективе и в современных условиях нет. Экономический кризис катализирует интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Он обнаружил, что дальнейшее разъединение стран СНГ угрожает развитию каждой страны в отдельности. Требуется создание системы постоянных и устойчивых межотраслевых связей экономик стран СНГ, что позволяет создать своеобразный межгосударственный комплекс отраслей, ориентированный на обеспечение жизнедеятельности стран, включенных в региональную интеграцию - занятости населения, внутреннего рынка, систему реальной национальной экономической безопасности. Выделение такого комплекса отраслей в реальном секторе экономики на базе интеграции - важнейшая и первостепенная задача развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве сегодня. Фактически речь должна идти о создании замкнутого воспроизводственного комплекса группы стран СНГ, работающего на условиях самодостаточности. Следует подчеркнуть, что наибольшие перспективы для реализации такого подхода имеет формирование единого Таможенного Союза в рамках ЕврАзЭС с выделением наднационального координационного экономического органа. Данное положение широко признается и обосновывается в ряде современных исследований по проблемам сотрудничества стран СНГ. Экономические усилия, предпринимаемые для создания такого союза Россией, Казахстаном и Белоруссией, исключительно перспективны и могут служить стержнем, ядром интенсификации интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Это - решающее звено интеграции сегодня. Слова Н.А. Назарбаева о том, что формирование Таможенного союза выходит на финишную прямую, не может не радовать всех искренних сторонников евразийской интеграции.

Добрососедство, равноправие, честное сотрудничество - необходимые условия для экономической интеграции стран СНГ. Только на этой основе могут быть осуществлены и другие долговременные проекты интеграционного характера - совместные транспортные проекты, развитие научно-технического сотрудничества инновационного типа и обеспечиваться жизнедеятельность экономик стран СНГ.

На деле создать единое евразийское образовательное пространство

Принципиальный вопрос развития образования на постсоветском пространстве - сочетание международного характера образования, специфики национальных образовательных систем и общих для всех стран СНГ образовательных процессов. В этом состоит главная проблема и трудность, с которой сталкиваются все те, кто искренне стремится к созданию общего образовательного пространства стран СНГ. В настоящее время эта проблема приобрела новое звучание в связи с дискуссией о роли Болонского процесса на постсоветском пространстве. К сожалению, в России в последние годы была допущена серьезная недооценка приоритетности формирования общего евразийского подхода к образованию. Идее Болонского процесса начало придаваться универсальное значение при игнорировании стратегических интересов стран СНГ, которые безусловно лежат в особой значимости и роли общего гуманитарного и образовательного пространства стран Содружества.

На мой взгляд, призыв для участников съезда и для всего образования стран СНГ принципиальное значение имеет положение, высказанное Н.А. Назарбаевым о том, что пора «на деле создать единое евразийское образовательное пространство». В чем международная значимость такой постановки вопроса? На наш взгляд, она состоит в том, что она прямо ориентирует на практические меры по формированию общего образовательного пространства стран Содружества с учетом мирового опыта и своей исторической памяти. В выступлении перечислены основные направления деятельности университетов, всего образования. Всем известно, что без высокого уровня образования не может быть ни экономики, ни общества XXI века. В своем выступлении Н.А. Назарбаев провозгласил тезис, который по-новому ставит практический вопрос об общем образовательном пространстве. В чем новизна постановки? Во-первых, этот вопрос рассматривается в системе евразийской культурно-гуманитарной интеграции. Во-вторых, содержится призыв «наращивать богатое интеллектуальное наследство и использовать накопленные знания для плодотворного развития всего региона. Приступать к ее осуществлению следует безотлагательно». В-третьих, Президент предупреждает, что «нельзя забывать о формировании единой евразийской идентичности на основе общих ценностей культурного и языкового многообразия». И эта принципиальная постановка вопроса из уст Главы государства во много революционна для понимания перспектив развития образования на всем евразийском пространстве. Эта идея, на наш взгляд, может быть взята на вооружение всеми странами евразийского пространства.

К началу работы съезда Евразийская ассоциация съезда подготовила коллективную монографию «Об образовании Евразийское пространство». Эта фундаментальная и интересная работа показывает, что национальные системы образования наших стран значительно разошлись, и существует острая потребность приобщения не только к общемировым ценностям, но и ценностям евразийской цивилизации. Такое приобщение может осуществляться в двух основных формах. Во-первых, через изучение общих учебных курсов, создание кафедр и другие формы учебного процесса. В докладе Назарбаева, в выступлении участников содержалось немало предложений как достичь этого через создание «евразийских кафедр», изучение языков стран Содружества. Во-вторых, путем реального ознакомления студентов с культурой, жизнью других народов. Последнее предполагает расширение мобильности и свободы движения студентов между странами.

Казахстанский филиал МГУ, созданный по инициативе Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, живет на основе таких принципов уже в течение 8 лет. И мы видим, к каким замечательным результатам приводит такой подход. Выпускники филиала получают не только профессиональные знания высокого уровня, но и, благодаря обучению в Москве, приобщаются к культуре народов России. Они становятся подлинными евразийцами, патриотами родного Казахстана. Подлинными евразийцами становятся и сотни преподавателей Московского университета, которые читают лекции, проводят занятия и несут в студенческую аудиторию в Москве свое уважение к земле Казахстана. Мы не случайно называем наш филиал филиалом Евразийства в действии.

Идеи евразийства обладают огромным позитивным потенциалом интеграции. Служить этой идее - значит служить прогрессу и развитию.

Поделиться: