Казахстан-2009. Так победим!

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В.Я. Дворецкий: «Нур Отан» несет максимальную ответственность за реализацию антикризисной программы».Интервью с официальным представителем НДП «Нур Отан» в Правительстве В.Я. Дворецким.
Казахстан-2009. Так победим!

В.Я. Дворецкий: «Нур Отан» несет максимальную ответственность за реализацию антикризисной программы».

Интервью ИАЦ с официальным представителем НДП «Нур Отан» в Правительстве В.Я. Дворецким.

-Владимир Яковлевич, как Вы оцениваете успехи реализации антикризисной программы в Республике Казахстан?

- Вообще, успехи можно будет объективно оценить только тогда, когда мы выйдем из кризиса, в чем я нисколько не сомневаюсь, На сегодняшний день можно говорить лишь о некоторых промежуточных результатах реализации антикризисной программы.

На мой взгляд, очень правильно выстроены сами приоритеты антикризисной программы, то есть за основу взяты: во-первых, банковский сектор, во-вторых, сектор недвижимости; в-третьих, малый и средний бизнес; в-четвертых, сельское хозяйство; и, наконец, индустриальные, инфраструктурные, инновационные проекты.

Затем, если рассматривать эти меры как систему, верно определены финансовые ресурсы. Про деньги всегда говорят, что их не хватает. И здесь нужна определенная мера. Речь идет о прямой поддержке. То есть, в антикризисной программе определены те ресурсы, которые Казахстан реально может затратить на поддержку своей экономики. И они, по моему мнению, достаточно правильно распределены по этим приоритетным направлениям.

Кроме того, у страны есть определенный опыт, который возник еще в 2007 году, когда первые проявления кризиса начали отражаться на экономике Казахстане, особенно в сфере недвижимости. Тогда произошло сужение финансовых рынков, поэтому уменьшилось кредитование, началось торможение в секторе недвижимости, и, поскольку это значительная доля ВВП, то проблемы в этой сфере отражались на ВВП страны. В тот момент Президент дал поручение, и Правительство разработало первый план компенсационных экономических мер. Потом на основе этого первого плана и была сформулирована полномасштабная антикризисная программа, получившая финансовое наполнение в виде денег.

Если говорить о степени готовности Казахстана преодолеть этот кризис, с учетом, что у страны есть практический опыт борьбы с кризисными явлениями, я думаю, что перспективы реальные, но окончательные итоги можно будет подвести только тогда, когда экономика Казахстана выйдет из кризиса. А сейчас многие, в том числе и Президент, говорят о том, что посткризисная экономика станет совершенно другой. И тогда мы будем объективно оценивать, что произошло, и насколько адекватно мы к этому были готовы. Тем более, что Вы, наверное, знаете, что даже в точных науках, таких, как, например, физика, не существует теории кризисных явлений поэтому всегда, находясь в условиях кризиса и принимая определенные решения, мы должны ощущать меняющуюся конъюнктуру, как внешнюю, так внутреннюю. И антикризисную программу необходимо подстраивать под меняющиеся условия.

Но я считаю, что текущая экономическая ситуация в Казахстане с учетом кризиса вполне нормальная.

-А какова, по Вашей оценке, роль партии «Нур Отан» в реализации антикризисной программы?

- Партия «Нур Отан» - это партия парламентского большинства, и Правительство Казахстана - это Правительство парламентского большинства, поэтому партия несет максимальную ответственность за все те меры, которые принимает государство. Поскольку в Казахстане сложилась естественная политическая монополия, партия пытается находить такие инструменты, которые бы компенсировали эту монополию, не давали возможности «почивать на лаврах», особенно с учетом трудностей экономики, стараться участвовать в реализации предвыборной платформы, тем более в части тех социальных обязательств, которые партия на себя приняла. И «Нур Отан» активно работает с населением, ведет разъяснительную работу, но в этой части ресурс все равно надо усилить, потому что речь идет не о какой-то стабильной текущей ситуации, а о ситуации, которая серьезно меняется, и есть определенные ухудшения. Люди, безусловно, это чувствуют, и поэтому мы должны видеть перед собой цельную картину будущего и объяснять им. Это главная задача «Нур Отан».

Партия создала институт официального представительства в Правительстве, мы участвуем во всех рабочих правительственных заседаниях, поездках премьер-министра. Мы видим, как принимаются решения, и можем влиять на это процесс. Поэтому партия в условиях Казахстана получает уникальный опыт. Она, по сути дела, в настоящий момент управляет через эти инструменты государством. И в этом смысле несет особенную ответственность перед обществом.

-А можно ли говорить о существовании антикризисной идеологии в Казахстане?

- Антикризисная идеология - это, во-первых, поддержка экономики. Но не просто поддержка какими-то финансовыми ресурсами, которыми, безусловно, Казахстан располагает. Это и поддержка в части глубокой аналитики. То есть мы должны понять, что и почему с нами происходит, и какими будут хотя бы примерные контуры будущей экономики страны, чтобы мы могли правильно выбрать приоритеты и финансировать именно их. Потому что деньги легко «разбазарить», а они потом не вернутся, и эти шансы будут упущены навсегда. Поэтому роль государства - это, конечно, поддержка.

Ну и, во-вторых, идеология должна быть такой, чтобы помимо прямой поддержки, которая, безусловно, необходима, должна быть инфраструктурная поддержка экономики в целом. Это, конечно, и налоговое реформирование, что в Казахстане сделано, это и снятие административных барьеров для бизнеса. В этом плане Казахстан практически вдвое улучшил свой рейтинг по оценке Всемирного банка, потому что специально провел такую работу. Рабочую комиссию возглавлял премьер-министр, а в состав комиссии входили все министры, отвечающие за соответственные сферы, а также представители бизнес сообщества и партии. Комиссия внимательно изучала каждый параметр, по которому выносится решение о месте страны в рейтинге Всемирного банка. По каждому параметру принимались решения. В результате Казахстан примерно со 150-го места переместился на 70-е. И это очень важно. Нужно понимать, что в отношениях бизнеса и власти важен не размер налога, важны правила, по которым работает бизнес, то какие административные барьеры существуют на его пути. Поэтому такая работа была проведена.

И еще один очень важный момент, без которого невозможно обеспечить эффективную борьбу с кризисом. Это конструктивное взаимодействие бизнеса и власти. Можно призывать к такому взаимодействию, можно давать со стороны бизнеса рекомендации, но так же легко это игнорировать эти предложения со стороны власти. В Казахстане же это взаимодействие узаконено. У нас действует «Закон о частном предпринимательстве», по которому ни один нормативно-правовой акт не может быть принят без экспертизы со стороны бизнес сообщества. Поэтому чиновник обязан любое решение согласовать с бизнесом. И эта обязательность значительно повышает эффективность любых программ.

-Владимир Яковлевич, какие «проблемные зоны» Вы могли бы отметить в экономике Казахстана на сегодняшний день?

-Самая основная проблемная зона, которая и является источником кризиса - сужение рынков, сужение внешних рынков, изменение ценовой конъюнктуры резко, которые резко снизили доходность стран. А снижение доходности влечет за собой уменьшение рабочих мест. То есть занятость населения - задача номер один антикризисной программы.

Вторая проблема, которую нужно срочно решать, - проблема скорости реализации антикризисной программы. И Россия, и Казахстан никогда не работали в условиях такого сложного кризиса. Поэтому финансовые институты в большинстве своем оказались к этому кризису не подготовлены и перестраиваются крайне медленно.

Например, если речь идет о финансировании рынка недвижимости, то работать начинают новые механизмы финансирования, которых раньше не было. И банки, и другие финансовые институты делают это медленно, потому что хотят определенных гарантий, экспертиз, а это ведет к медлительности, которая в условиях кризиса недопустима. И поэтому эти процессы надо ускорять.

-Спасибо за интересную беседу.

Беседу вела Юлия Якушева.

Поделиться: