Казахстан и Азербайджан: общее и особенное. Ч.2.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Руководство Азербайджана и Казахстана осознавая, что благоприятная ситуация для государств экспортеров нефти не может продолжаться вечно учредило нефтяные фонды в 1999 и в 2000 годах соответственно, которые за сравнительно небольшую продолжительность своей деятельности в благоприятных условиях аккумулировали астрономические по местным меркам суммы. Так на начало текущего года средства Нефтяного фонда Азербайджана составили более 11 миллиардов, а Национального фонда Казахстана (так называется нефтяной фонд) без малого 27 миллиардов долларов.
Казахстан и Азербайджан: общее и особенное. Ч.2.

Нефтяные деньги как «подушка безопасности»

Руководство Азербайджана и Казахстана осознавая, что благоприятная ситуация для государств экспортеров нефти не может продолжаться вечно учредило нефтяные фонды в 1999 и в 2000 годах соответственно, которые за сравнительно небольшую продолжительность своей деятельности в благоприятных условиях аккумулировали астрономические по местным меркам суммы. Так на начало текущего года средства Нефтяного фонда Азербайджана составили более 11 миллиардов, а Национального фонда Казахстана (так называется нефтяной фонд) без малого 27 миллиардов долларов.

С началом текущего экономического кризиса, власти обоих государств стали рассматривать накопленные нефтяные деньги, ни как фонд будущих поколений, а как способ выхода из сложившейся затруднительной ситуации в экономике.

Около 40% средств в бюджет Азербайджана в 2009 году должно было поступить из доходов от нефти. Бюджет же был сформирован с расчетом на то, что цена на нее в течение года будет составлять $70. Учитывая имеющуюся динамику цен за последние месяцы, становится очевидным предстоящий дефицит бюджета. Однако власти страны решили не сокращать бюджет, а изымать недостающие средства из Нефтяного фонда. По словам его исполнительного директора Шахмара Мовсумова: «Фактически Нефтяной фонд выступает буфером между мировыми ценами на нефть и бюджетом государства».

В Казахстане же, во многом из-за иной структуры работы Национального фонда Правительство отказалось от использования его средств для «латания дыр» в бюджете и пересмотрело его с расчетом на среднегодовую цену в $40. Накопленные же материальные запасы от нефти, были выделены для снижения последствий кризиса в особо сильно пострадавшие сектора экономики.

Таким образом, Казахстан и Азербайджан выбрали несколько разные пути борьбы с нынешним кризисом. Власти первого решили сделать акцент на адресной помощи особо пострадавшим (и в то же время ведущим) секторам экономики, в то время как власти Азербайджане пошли по пути стимулирования потребления, посредством выделения средств гражданам и экономике в обычном режиме.

И в том и в другом методе есть, как преимущества, так и недостатки. Так в Казахстанской модели имеется сравнительно большая вероятность нецелевого использования средств, а так же субъективное определение адресатов помощи, поскольку эта модель не только не отработана, но и спланирована за короткие сроки, что может сказаться на ее качестве.

Азербайджанская же модель выхода из кризиса значительно проще, что делает ее несколько более работоспособной в плане рационального расходования средств Нефтяного фонда. Однако нельзя забывать о том, что «нефтяная заначка» далеко не бесконечна, в связи, с чем видится целесообразным начать политику «затягивания поясов». В этой связи, показателен пример Казахстана где, Президент запретил в текущем году обновлять машины и обстановку в кабинетах государственных служащих за бюджетный счет. К тому же подобные ограничения вызывают положительную реакцию в народе, что в условиях нарастания социальной напряженности стратегически важно.

Как уже было сказано, экономика Азербайджана в меньшей мере пострадала от кризиса, чем в Казахстане. На данный момент есть только один сектор, которому необходима помощь со стороны властей - строительство. Властям Республики ни в коем случае нельзя затягивать со стимулированием спроса в данной отрасли, а так же с оказанием помощи строительным компаниям, нуждающимся в ней. В противном случае, экономика страны может начать рушиться по «принципу домино».

Перспективы на ближайшее будущее

В ближайшее время из-за влияния кризиса следует ожидать некоторого снижения популярности действующей политической элиты в рассматриваемых странах. Пока этого не произошло, власть наверняка попытается провести всевозможные электоральные компании, поскольку вероятность потрясений в эти периоды значительно возрастает. Первым подобным действием станет референдум в Азербайджане по отмене ограничений в части количества выдвижения на ведущие политически должности Республики, в том числе на пост Президента. В Казахстане же следует ожидать, что внеочередные выборы в Мажилис (нижнюю палату парламента), либо будут назначены в ближайшее время, либо пройдут по графику в 2012 году, но однозначно не в самое тяжелые для экономики 2010-2011годы.

Также следует ожидать активной ротации кадров в обеих республиках. Вполне возможна смена глав правительств и регионов. Это позволит высшему руководству стран удовлетворить желание народных масс найти виноватых. Кроме того, повод в оптимизации управления для снижения последствий кризиса позволит отстранить от власти провинившихся чиновников, по примеру России.

Однако недовольство народа в обеих странах вряд ли окажется столь сильным, чтобы спровоцировать радикальные политические передряги, которые повлекут за собой смену действующей власти. Главную роль в политической стабильности сыграют имеющиеся накопления в нефтяных фондах. Как сказал недавно Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: «Благо, что мы в хорошие времена правильно поступили, накопили деньги за счет хорошей цены на нефть, на ресурсы и теперь можем что-то делать, чтобы смягчить удары кризиса».

http://vestikavkaza.ru/

Поделиться: