Г.Юлдашева: К новым интеграционным тенденциям в Центральной Азии

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Геополитические и экономические реалии последних лет стимулируют, несмотря на пессимистические прогнозы, рост интеграционных тенденций в регионе Центральной Азии. Причиной этому служат, прежде всего, рост социально-экономической нестабильности в регионе как следствие мирового экономического кризиса и незавершенности процессов модернизации в государствах ЦА, обострение геополитической и экономической конкуренции ведущих держав в сфере энергопоставок и транспортных маршрутов из ЦА, возрастание в регионе угрозы исламского радикализма и экстремизма.
Г.Юлдашева: К новым интеграционным тенденциям в Центральной Азии

Геополитические и экономические реалии последних лет стимулируют, несмотря на пессимистические прогнозы, рост интеграционных тенденций в регионе Центральной Азии. Причиной этому служат, прежде всего, рост социально-экономической нестабильности в регионе как следствие мирового экономического кризиса и незавершенности процессов модернизации в государствах ЦА, обострение геополитической и экономической конкуренции ведущих держав в сфере энергопоставок и транспортных маршрутов из ЦА, возрастание в регионе угрозы исламского радикализма и экстремизма. В этих условиях в странах ЦА постепенно формируется осознание необходимости интегрироваться, чтобы не оказаться полем для эксплуатации со стороны постиндустриальных держав и не оказаться на обочине глобализационных процессов. Проявлением усиления интеграционных тенденций в ЦА являются с одной стороны, рост координации действий и сотрудничество Казахстана и Киргизстана, с другой - нынешнее сближение между Узбекистаном, Туркменистаном и Таджикистаном. Речь пока идет о попытках формирования двусторонних и трехсторонних союзов государств. Однако, судя по высказываниям ЦА лидеров и публикациям в СМИ налицо явное стремление ЦА стран к более тесному в перспективе объединению сил и ресурсов, налаживанию регионального сотрудничества. Основой такому сближению служит как историческая, религиозно-культурная, этно-лингвистическая близость, так и общие экономические интересы, сходство внешнеполитического мышления и ориентации. Основными проблемами, препятствующими в данное время ускорению интеграции региона ЦА, являются сохранение нерешенных трансграничных проблем в регионе, неравномерность социально-экономического развития на фоне сложной геополитической ситуации в регионе и отсутствием эффективного механизма принятия политических решений. В то же время в настоящее время сближению между Узбекистаном, Туркменистаном и Таджикистаном способствует близость их экономического уровня развития, типы их политических режимов и политической культуры. В условиях идентичных угроз и вызовов развитию региона проблема преодоления межгосударственных разногласий и подключения к этому союзу Казахстана и Кыргызстана - вопрос лишь времени, политической решимости и воли лидеров данных государств. В этом смысле опыт прошлых неудач в сфере интеграции говорит скорее не о росте дефрагментации, а разноскоростной модели ЦА интеграции и ее устойчивом, "латентном" характере с возможностью перехода в среднесрочной перспективе в качественно новое состояние. Об этом свидетельствуют и данные товарооборота между странами ЦА за 2006-07гг. Внешнеторговый оборот Узбекистана с государствами Центральной Азии в 2006-2007 гг. (в млн. дол.США) Экспорт Импорт В целом со странами СНГ 2006 2007 2685,5 4273,0 2006 2007 2060,6 2721,8 из них: Казахстан 304,7 661,7 426,2 532,2 Кыргызстан 80,0 137,8 31,7 39,0 Таджикистан 169,9 191,8 16,0 16,0 Туркменистан 33,7 77,1 13,5 11,2 Источник: Статистическое обозрение Республики Узбекистан 2007//Ташкент, 2008. - С. 157. Учитывая все же неравномерность экономического развития государств (Казахстан, Узбекистан) и наличие в регионе внутриполитических проблем, интерес для стран ЦА может представлять развитие такого интеграционного образования, как МЕРКОСУР в плане использования опыта его децентрализованной организационной структуры, в основу которой положен принцип консенсуса. Целесообразным в этой связи видится создание при правительствах республик ЦА специализированных комитетов, ведающих проблемами интеграции. Представители комитета могли бы представлять интересы всех вовлекаемых в интеграционный процесс ведомств, институтов, учреждений и бизнес-структур и избираться на ротационной основе. На внешнеполитическом уровне, однако, успех региональной интеграции во многом зависит также от эффективности американской стратегии в Афганистане и ирано-американского диалога. Вызовы глобальной политической и экономической стабильности с территории Центральной и Южной Азии, Ближнего Востока способствуют сегодня формированию предпосылок для более благоприятного сотрудничества государств по проблемам региональной безопасности в формате США-ЕС-РФ-ЦА с возможным подключением к этой группе Ирана. Одной из позитивных тенденций в этом направлении является рост понимания в Европе ирано-российского фактора в реализации газопровода "Набукко" из Центральной Азии . Россия, со своей стороны, изъявила готовность участвовать в спонсируемом Европой проекте в случае достаточности запасов центральноазиатских энергоресурсов, способных заполнить конкурирующие альтернативные трубопроводы из ЦА. Известна также заинтересованность Ирана, Турции и стран Персидского Залива в подключении к "Набукко". Более того, Иран изъявил желание включить Россию в числе других крупных стран-производителей, не входящих в организацию, в качестве участника расширенного ОПЕК , что также свидетельствует о зарождении новых геополитических тенденций в регионе. В случае позитивного решения ирано-американских противоречий и американо-российских разногласий формирующийся регионализм в ЦА может эффективно взаимодействовать с глобализмом. Сотрудничество со странами евроатлантического блока, потенциальными финансовыми и технологическими донорами, в крупномасштабных энергетических и других региональных проектах, будет во все возрастающей мере стимулировать интеграционные процессы в ЦА странах, объединяя их в единые народнохозяйственные комплексы с возможным участием в нем российских бизнес-структур и капитала. В процессе такого взаимодействия будут наполняться реальным содержанием и смыслом существующие межгосударственные договора в ЦА, формироваться и совершенствоваться наднациональные структуры различной функциональности и ориентации. Основным ядром регионализма, по всей видимости, станут в перспективе сами государства ЦА, сотрудничающие по основным вопросам евроазиатского развития с Россией, Ираном и Китаем, по вопросам глобального характера - с ЕС и США. Тем временем совершенно очевидно, что отношения между государствами ЦА будут и в дальнейшем консолидироваться и углубляться на двусторонней и трехсторонней основе. Темпы и содержание интеграционных процессов будут во многом зависеть от результатов формирования новой европейской системы безопасности с участием в ней России и результатов ирано-американского диалога, что, по всей вероятности, потребует длительного этапа переговоров, преодоления разногласий и создания соответствующей правовой основы к такому многостороннему сотрудничеству. При этом военное решение иранской проблемы представляется маловероятным ввиду слишком больших ставок заинтересованных сторон в сотрудничестве в регионе Центральной Азии. Юлдашева Г.И., доктор политических наук, Ташкент. guli_57@mail.ru

Источник - ЦентрАзия

Поделиться: