Россия, Москва

info@ia-centr.ru

А. Пронин: Россия, Китай и soft power. Ч.2.

12.03.2009

Автор:

Теги:

 Американцы сознательно ограничивают творчество, инновации лишь игрой форм, а не преобразованием смыслов. Навязываемый американцами "мейнстрим" -  это часть продуманной стратегии, призванной законсервировать неолиберальную идеологию и исключить все разговоры о необходимости переосмысления базовых ценностей, культурной революции глобального масштаба. Это игра в бисер, с помощью которой  хозяева современного дискурса хотят упрочить свой идеологический монополизм.
               То, что видим мы - видимость только одна,
               Далеко от поверхности моря до дна,
               Полагай несущественным явное в мире,
               Ибо тайная сущность вещей не видна.
                                                  О. Хайям.

     Американцы хотят исключить Китай из сферы производства новой целостной концепции будущего, на базе которой можно было бы проводить адекватное стратегическое планирование. Именно этого больше всего боятся
американцы. Они боятся сил, способных с конструктивных позиций оспорить существующий миропорядок. Объективно эти силы - Россия и Китай. На базе Российско - Китайского  межцивилизационного взаимодействия, используя главное национальное достояние наших стран  - культурное богатство - может быть сформулирован проект новой глобализации. Проект, запрос на который в мире всё время увеличивается.
Именно здесь китайские интересы совпадают с российскими. Поэтому главным вектором Российско - Китайского сотрудничества должен быть не военно-промышленный аспект и не торговля природными ресурсами, а гуманитарная состовляющая. Именно совместные проекты в сфере развития общей  "soft power" должны стать главным вектором нашего сотрудничества.


              3. Российско-Китайский проект развития общей soft power.

       Успех развития и российской и китайской soft power  прямо зависит от степени интеграции российских усилий с китайскими. России не обойтись без китайских ресурсов, а Китаю без российского заинтересованного
участия. Наверное кому-то последнее утверждение покажется слишком категоричным, но это именно так. Поясню свою мысль.
      Последнее время в Китае много говорится о необходимости создания многополярного мира и уменьшения  влияния США. Значительная часть китайских аналитиков утверждает, что страна  в будущем займёт место
мирового лидера взамен Америки.  Однако  Китай серьёзно отстаёт от США в наиболее важных аспектах состязания в могуществе - в  умении формировать и  распространять идеи, информацию, "имидж" и знания.  У американцев есть свой проект общемирового будущего - неолиберальная глобализация.
При всех своих изъянах это всё-таки проект. У Китая никакого проекта нет. Если Китай когда-то и был региональным лидером, то это было лидерство, основаное на великоханьском шовинизме, национализме и китаецентризме. Однако менталитет Срединного Царства  не способен быть фундаментом идеологии,  привлекательной для партнёров и возможных союзников Китая. Страна, претендующая  на место  глобального  лидера должна обладать привлекательной идеологией, владеть проектом будущего.
      Но дело не только в этом. Если Китай  будет утверждаться в одиночку, то это только усилит опасение его соседей. Вокруг Китая - практически все страны по периметру - противники его резкого усиления.
Сказывается страх быть затянутым в китайскую воронку и утонуть в желтом море. Для Америки это не секрет. Поэтому экономическое ослабление США можно будет компенсировать через расширение союзов. Поэтому для Китая критически важно, чтобы развитие китайской soft power шло через Москву.
Именно в Москве, при участии  российских интеллектуалов и политологов должен начаться новый этап формирования китайской soft power. В противном случае усиление Китая будет восприниматься на Западе  как
банальный конфликт цивилизаций. Американская военно-политическая машина прекрасно приспособлена к такого рода конфликтам. Однако если Китай совместно с Россией положит начало межцивилизационному взаимодействию с целью выработки нового проекта общечеловеческого будущего, который будет гасить конфликтный потенциал, примирять и согласовывать участников исторического процесса и ориентировать их в совместное будущее, то тогда такое самоутверждение Китая будет восприниматься во всём мире как реальная альтернатива американскому глобализму и свидетельство того, что Китай способен подняться над национальными рамками и  национальным эгоизмом. Важно то, что идеология, претендующая на обладание  всемирным организационно-практическим потенциалом  не может быть сформулирована, опираясь на культуру одной цивилизации. В этом заключается основной дефект современной глобализации - она представляет собой монолог Запада.
Российско-Китайский гуманитарный союз, благодаря культурной гетерогенности его членов, способен преодолеть этот недостаток.

      Только в формате гуманитарного союза, Россия и Китай  смогут найти внутри Америки заинтересованных в себе союзников, которые будут оказывать всё возрастающее давление на американское правительство.
"Мягкая сила" Америки проистекает из массовой культуры и аппелирует к потребительскому раю расслабленного гедонизма. Россия и Китай должны действовать на контрасте с американцами, делая ставку на элитарную
аудиторию, на класс интеллектуалов, научный  и художественный  авангард.
Российско-Китайский гуманитарный союз должен способствовать возникновению в  США ситуации, которая была одной из причин краха коммунизма в СССР, а именно сора высшего слоя советской интеллегенции с
брежневской номенклатурой. Необходимо продвигать такой культурный проект,  реализация которого выведет американскую политическую систему из равновесия и посорит американскую  художественную и интеллектуальную элиту с политическим  истеблишментом страны. Мы сможем выполнить эту программу, если будем развивать культуру и соответствующие социальные и научные практики, которые будут отражать глубокую рефлексивную самокритику Запада и удовлетворять такие запросы класса интеллектуалов, которые не могут быть в полной мер удовлетворены современной политической системой.
    Для  успешного формирования проекта необходимо тщательно проанализировать существующие на Западе информационные запросы и  точно определить нишу и аудиторию российского культурного проекта.
       Речь идёт о нескольких вещах.
      Первое - возникшее, у части интеллектуалов ощущение исчерпанности старого либерально-гуманистического проекта.
      Второе -  существующий в мире огромный запрос на более справедливую, консенсусную модель глобализации.
      Третье - поиск новой религиозно-философской основы для западной цивилизации, способной одухотворить прогресс и придать ему волевую энергетику, обозначив новые  цели, снабжённые романтическим ореолом.
      Четвёртое - и на новой, более глубокой основе удовлетворить неэкономические  и нематериальные  потребности западного интеллектуала.
      По мнению ряда исследователей  -  неолиберальная глобализация не ведет к универсализации единообразной модели потребительского общества, превращающего жизнь человека в погоню за материальными ценностями. Все
не совсем так, поскольку по мере роста доступности потребительского стандарта пробуждается неудовлетворенность бессмысленностью гонки за потреблением, актуализируется потребность в более содержательной деятельности, открывающей возможности для самореализации личности. При этом доля людей, сторонников ценностей, которые определяются как "постматериалистические", растет не только в процветающих, но и относительно бедных странах; иначе говоря, речь идет, действительно, о глобальном феномене.
       Пятое -  более полная реализацией возможностей, заложенных в модерне. В скором времени главенствующими будут не инженерные технологии,  а технологии управления, интегрирующие достижения точных наук, медицины, групповой и индивидуальной психологии, математики и философии. Наша задача - культивирование идеи хайхьюма.


                          4. Российско-Китайский фонд гуманитарного сотрудничества.

 

    Первым шагом в реализации этой программы должно стать создание Российско-Китайского фонда гуманитарного сотрудничества. Фонд будет представлять собой  грантодающую организацию, которая будет
координировать стратегию развития общей "soft power" c  интересами различных групп, слоев, сообществ России и Китая -  общественными, научными  и культурными организациями, для которых также имеет большое
значение репутационное позиционирование  за  пределами страны.
Российская культурная среда должна быть кооперирована с огромным китайским опытом успешного лоббирования своих торгово-экономических интересов и с возможностями разветвлённой китайской диаспоры.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение