В. Веселов: Украина: Быть или не быть...юбилею?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В каждой войне, так же как и в битве, есть две стороны: проигравшая и выигравшая. Соответственно, восприятие обеими сторонами событий будет разным. В ситуации с Полтавской битвой, все вроде бы казалось раньше ясным. Шведская монархия потерпела крах, и оправиться в полной мере уже больше никогда не смогла. Российская империя победила, предопределив рост своего влияния на европейские дела, сделала еще один шаг к установлению гегемонии в Восточной Европе. До тех пор, пока население и элиты Украины считали себя частью Империи, а впоследствии Советского Союза, это была и их победа. Здесь следует вспомнить, что один из главных идеологов петровской эпохи Ф. Прокопович был родом из украинских земель и получил образование в Киево-Могилянской академии, Мазепа достаточно быстро остался в лагере шведов на Десне практически один - его предала даже старшина, вернувшись с поклоном к Петру I, а население Гетманщины оказывало всяческих отпор продвигавшимся шведским войскам и содействие российским. Эти сведения приводит в своих хрестоматийных трудах классик украинской исторической мысли М.Грушевский.
В. Веселов: Украина:  Быть или не быть...юбилею?

Быть или не быть...юбилею?

С какой стороны посмотреть.

2009 год - год особый. Ровно 300 лет назад состоялась Полтавская битва, во многом, предрешившая исход Северной войны. Значение её для Восточной Европы, да и всего Евразийского континента сложно переоценить. Но оценить можно по разному.

В каждой войне, так же как и в битве, есть две стороны: проигравшая и выигравшая. Соответственно, восприятие обеими сторонами событий будет разным. В ситуации с Полтавской битвой, все вроде бы казалось раньше ясным. Шведская монархия потерпела крах, и оправиться в полной мере уже больше никогда не смогла. Российская империя победила, предопределив рост своего влияния на европейские дела, сделала еще один шаг к установлению гегемонии в Восточной Европе. До тех пор, пока население и элиты Украины считали себя частью Империи, а впоследствии Советского Союза, это была и их победа. Здесь следует вспомнить, что один из главных идеологов петровской эпохи Ф. Прокопович был родом из украинских земель и получил образование в Киево-Могилянской академии, Мазепа достаточно быстро остался в лагере шведов на Десне практически один - его предала даже старшина, вернувшись с поклоном к Петру I, а население Гетманщины оказывало всяческих отпор продвигавшимся шведским войскам и содействие российским. Эти сведения приводит в своих хрестоматийных трудах классик украинской исторической мысли М.Грушевский.

В качестве поражения, произошедшие события рассматривались, в основном, только частью украинского народа, которая идентифицировала себя с общностями, отличными от общероссийской (имперской). Подобная трактовка событий получила распространение в первую очередь в Галичине - области присоединенной к остальным украинским землям лишь во второй четверти XX века, где большая часть восточнославянского населения идентифицировала себя, в первую очередь, именно в качестве украинцев. А интеллектуальные элиты чаще всего подчеркивали свое неприятие Российской Империи-поработительницы. Впоследствии, эта версия событий стала канонической в кругах, возводящих национальное государство украинского народа в разряд самодовлеющей цели. И именно поэтому она стала столь привлекательной после обретения Украиной независимости.

Организационные вопросы.

27 июня под городом Полтава реконструкторские клубы Украины совместно с музеем «Поле Полтавской битвы» и горадминистрацией в лице мэра собираются воссоздать сражение, произошедшее 300 лет назад. Кто такие мэр и администрация музея всем понятно, но что такое «реконструкторские клубы»? Для большинства людей, это словосочетание вообще лишено смысла. Но при описании событий подобного рода специфику явления учитывать просто необходимо, ведь именно участники этих неформальных объединений выходят на «поле сражения» в форме соответствующего исторического периода, создавая «лицо» всего мероприятия. Членами клубов, в основном, являются обеспеченные люди, зачастую, незаинтересованные в вознаграждении или какой-либо компенсации. Все снаряжение, оружие и обмундирование ими куплено на свои собственные деньги для собственного удовольствия. На военно-исторические фестивали они едут отдыхать и общаться. Внутри их сообщества имеется определенный неписанный кодекс поведения, согласно которому реконструкция не может смешиваться с политикой. Случаи перехода в клуб, занимающийся воссозданием обмундирования и экипировки «недавних врагов» не воспринимается как нечто из ряда вон выходящее - это норма. В связи с этим, любые стремления той или иной силы «заидеологезировать» «их» мероприятия вызывает жесткую неприязнь практически во всем сообществе (кроме небольших маргинальных групп).

Практика военно-исторических фестивалей широко распространена в мире. Ежегодно по всей Европе, а также в Северной Америке проводятся мероприятия, приуроченные к тем или иным важным событиям, произошедшим в тех или иных памятных местах. Чаще всего перед туристами группы любителей разыгрывают некое абстрактное, но зрелищное сражение. Лозунгом практически всех подобных мероприятий можно считать «долой политику». Поэтому, изначально, непосредственные участники реконструкции сражений не настроены враждебно друг к другу.

В Украине имеется богатый опыт проведения военно-исторических мероприятий по различным эпохам. Ежегодно в них участвует несколько сотен реконструкторов-любителей из многих стран Европы, в том числе и из России. Наиболее крупными являются Луцкий фестиваль, посвященный «Брусиловскому прорыву», Камянецкий фестиваль по XVII веку и Киевский, посвященный освобождению города осенью 1943 года. Пока ни на одном из них не было крупных провокаций. Даже присутствие В.Ющенко на Киевском фестивале в прошлом году мероприятия не испортило, хотя провокаций ожидали все. Реконструкторская этика действует практически безотказно. В 2008 году в Луцке украинскими клубами во время проведения «сражения» командовал россиянин. Показательно, что не то, что возмущения, даже ропота практически не было. В то же самое время на Киевском фестивале клубы из России были просто механически включены в состав украинских для повышения эффективности управления ими.

Российские клубы в Полтаву поедут в любом случае, тем более что официальные организаторы их уже туда пригласили. Единственно, чего опасаются реконструкторы - случайно нарваться на какую-нибудь провокацию, как с российской, так и с украинской стороны. Люди ведь едут просто отдохнуть.

Кто испортит праздник?

Наибольшее опасение, как всегда, на фестивалях подобного рода, вызывают «гости» мероприятий, а именно туристы, которые не всегда, в отличии от участников, приезжают «просто отдохнуть». Многие из них воспринимают события излишне близко к сердцу. Бывали даже случаи, когда некоторые зрители вырывались на «поле сражения», чтобы «помочь своим».

Но, с точки зрения организаторов и участников, для военно-исторических фестивалей гораздо страшнее, когда некоторые политики и «околополитические» круги стараются использовать организованное не ими мероприятие в своих интересах. Тем более, подобные попытки происходят то и дело в Украине, где вообще любое событие, зачастую, приобретает характер политического. Ситуацией желают воспользоваться и некоторые круги в России. Из-за того, что у нас не хотят расставаться с иллюзиями в отношении наших ближайших соседей, «патриотически настроенные силы» продолжают лелеять мечту о праздновании 300-летия Полтавской битвы с «имперским» размахом и соответствующими речами возле памятников павшим солдатам. Для них важна именно «воспитательно-пропагандистская» часть мероприятия, проведение которой они считают своим долгом. В данном конкретном случае, для них это еще и повод «насолить» столь ненавистным украинским националистам.

С другой стороны выступают те самые украинские националисты, которые стремятся навязать всеми силами всему населению Украины, что Полтавская битва - это черный день в истории их страны, т.к. именно тогда была упущена возможность обретения независимости. В результате их родина осталась под колониальным гнетом Московии еще почти на 300 лет.

Трибуна на праздновании годовщины самой битвы, кажется и тем и другим прекрасным местом, чтобы в очередной раз провозгласить во всеуслышание свою точку зрения. Подобная ситуация, естественно привлекает внимание, как политиков, так и менее радикально настроенной общественности в обеих странах. Следует вспомнить тут же и о крайне болезненном восприятии населением России любых, даже, зачастую, мнимых притеснений всего русского в Украине.

Надеяться на «имперское» празднование годовщины событий 300-летней давности не приходится. В лучшем случае, мероприятие пройдет по «нейтральному» сценарию, который сейчас и предлагается официальными организаторами (и по которому реконструкторские клубы в любом случае его проведут, как это уже несколько раз случалось). Всем этим не преминут воспользоваться некоторые российские политики, и уж точно СМИ для повышения своих рейтингов. Уже сейчас чувствуется, что ситуация вокруг празднования юбилея Полтавской битвы, может превратиться в очередное реалити-шоу. В таком же ключе собираются действовать и украинские политики различной направленности. Тем более, что, к сожалению, юбилей битвы совпал с президентскими выборами. От позиции, которую тот или иной деятель займет, будет зависеть восприятие его электоратом. Наиболее радикально настроенные силы уже начали готовить себе поддержку на «поле Полтавской баталии». Достаточно хорошо известно, что, как в нашей стране, так и в Украине, «патриотические организации» начали формировать целые караваны автобусов, на которых они собираются везти «молодежь». Некоторым из них даже удалось для этого получить госфинансирование. Пикантность ситуации придают шведские скинхеды, которые, по слухам, тоже собираются это мероприятие посетить.

Поделиться: