А. Пронин: Россия, Китай и soft power. Ч.1.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Выживание государства сегодня зависит уже не столько от способности противостоять традиционным военным угро­зам (хотя их никто не сбрасывает счетов), сколько от возможности находить адекватные ответы (создавая для этого соответствующие средства) на новые вызовы экономического, технологического, экологического, демографического и информационного характера. Всё больше экспертов, как отечественных так и зарубежных, высказывают мнение, что основа американского могущества вовсе не вооруженные силы, ограниченные возможности которых показали иракская и афганская компании, а так называемая soft power ("мягкая сила") - непревзойдённое умение американцев формировать и распространять идеи, информацию, "имидж" и знания, а также чрезвычайно эффективная система экспорта достижений американской массовой культуры, что вместе взятое и работает на расширение американской сферы влияния в мире. Именно "мягкой силе" Америка обязана своей глобальной гегемонией, в то время как "жесткая" военная сила, которую так любят хвастливые неоконсерваторы Америки, оказывается в основном иллюзией. Именно с помощью "мягкой" силы администация Буша добилась наибольших успехов во внешней политике, к таким например можно отнести оранжевые революции на пространстве СНГ, тогда как как применение жёсткой силы в Ираке, по мнению большинства американских экспертов, обернулось провалом.
А. Пронин: Россия, Китай и soft power. Ч.1.

1. Важность soft power. Выживание государства сегодня зависит уже не столько от способности противостоять традиционным военным угрозам (хотя их никто не сбрасывает счетов), сколько от возможности находить адекватные ответы (создавая для этого соответствующие средства) на новые вызовы экономического, технологического, экологического, демографического и информационного характера. Всё больше экспертов, как отечественных так и зарубежных, высказывают мнение, что основа американского могущества вовсе не вооруженные силы, ограниченные возможности которых показали иракская и афганская компании, а так называемая soft power ("мягкая сила") - непревзойдённое умение американцев формировать и распространять идеи, информацию, "имидж" и знания, а также чрезвычайно эффективная система экспорта достижений американской массовой культуры, что вместе взятое и работает на расширение американской сферы влияния в мире. Именно "мягкой силе" Америка обязана своей глобальной гегемонией, в то время как "жесткая" военная сила, которую так любят хвастливые неоконсерваторы Америки, оказывается в основном иллюзией. Именно с помощью "мягкой" силы администация Буша добилась наибольших успехов во внешней политике, к таким например можно отнести оранжевые революции на пространстве СНГ, тогда как как применение жёсткой силы в Ираке, по мнению большинства американских экспертов, обернулось провалом. Мягкая сила это инструмент, критически необходимый современной России. Политика США, наиболее мощной державы современного мира, вступает в постоянное противоречие с интересами России, что проявляется в различии в подходах к таким международным проблемам как Косово, ситуация вокруг Ирана, размещение ПРО, расшерения НАТО и т.д. США отказываются принимать Россию не то что в ранге великой державы, а даже в качестве регионального лидера на постсоветском пространстве. Америка пытается вытеснить Россию из СНГ и не допустить в какой-либо форме новой интеграции постсоветского пространства вокруг России. Это проявляется в поддержке антироссийских политиков в Грузии и на Украине. Задача современной российской элиты состоит в том, чтобы защитить свои национальные интересы, противостоять американскому давлению и мягко сдерживать гегемонистские устремления Вашингтона. Выполнить эту задачу возможно только с помощью механизмов soft power. Поиск новых путей влияния России на Запад, наращивание российской soft power возможны только через масштабную культурную экспансию России на Запад. Для этой цели был образован фонд "Русский мир". Само по себе создание фонда - вещь очень нужная. Однако здесь кроется серьёзный недостаток. Фонд "Русский мир" - это Православие и классическая русская культура. Однако Православие не способно служить средством цивилизационного внешнеполитического продвижения России. Художественные выставки российского искусства, многочисленные международные форумы, даже спутниковый канал, который вещает на английском языке для зарубежной аудитории всё это не способно произвести значимый эффект. Это как футбол, в который играют все подряд - русские, грузины, евреи, арабы, англичане и албанцы. Православие и балет не подразумевают под собой политического проекта, обладающего организационно-практическим потенциалом, на базе которого можно вырабатывать конкретные проекты, решения и рекомендации. С помощью Русского Мира можно затормозить падение российского влияния, но расширить его не удасться. Русский Мир представляет собой культурную память, а с ней Россия обречена на то, чтобы реагировать на навязываемую извне стратегию. Православие - это русская традиция, но кроме традиции России необходим русский модерн. Надо признать, что на данный момент, Россия не имеет таких культурных форм, которые можно было бы экспортировать на Запад и конвертировать их в политическое влияние. России необходимо сформулировать новый культурный проект, который сообщить импульс внутреннему строительству и будет способствовать национальному продвижению России, сформирует влиятельных и многочисленных поклонников и почитателей России - эффективное пророссийском лобби в США. 2. Необходимость кооперации с Китаем. Российская культура обладает огромными духовными резервами и творческой потенцией, пластичностью и восприимчивостью. Поэтому задача по культурогенезу новых актуальных форм видится вполне выполнимой. Однако необходимо признать, что современная Россия не обладает достаточным организационно-практическим потенциалом и финансовыми ресурсами для того, чтобы самостоятельно, опираясь лишь на собственные силы, развивать и продвигать на Западе новый культурный проект. России необходима кооперация с силой, которая ставит похожие задачи. Эта сила - Китай. Главная внешнеполитическая задача Китая сходна с главной внешнеполитической задачей России - мирными, неконфронтационными средствами отстоять свои национальные интересы перед лицом американского гегемонизма и обеспечить дальнейшую модернизацию страны. Попытаемся кратко охарактеризовать современное состояние американо-китайских отношений, остановившись на наиболее значимых тенденциях. В последние годы у всех перед глазами беспрецендентный экономический подъём Китая, что даёт повод некоторым аналитикам, в условиях экономического кризиса США, переоценивать Китай. Безусловно, Америка слабеет и будет слабеть и импортные товары из Китая являются одним из факторов экономического ослабления. Однако призывы китайских властей создать "новый международный экономический порядок" и разговоры о "Пекинском консенсусе", который придёт на смену "Вашингтонскому" не следует расценивать как попытку пересмотреть статус-кво и бросить вызов нынешнему мировому порядку. Китаю выгоден существующий экономический порядок. КНР получила огромные выгоды от участия в созданной Западом глобальной либеральной экономической системе. Поэтому Китай выступает как её защитник. Сегодня Китайская элита исходит из понимания того факта, что при несомненных экономических успехах, Китай в данный момент является достаточно уязвимой страной и не обладает комплексной мощью сверхдержавы. Главный принцип современной внешней политики Китая - не брать на себя ведущей роли в мире, всячески избегая затруднительных ситуаций, которые могли бы нанести ущерб способности страны сосредоточиваться на внутренних задачах. Такое понимание диктует сдержанную внешнюю политику, при которой приоритет отдаётся консенсусным решениям, опоре на международные структуры и поддержанием максимально возможных тесных отношений с экономическими, научными и технологическими лидерами - Японией и США. Однако такая осторожная политика Китая ничуть не уменьшает негативное к нему отношение со стороны американского политического истеблишмента. При этом, заинтересованность Америки в китайских финансах нисколько не устраняет идеологизированность и тенденциозность Американской политики в отношении Китая, подвергающегося постоянному давлению США. Сюда необходимо отнести деятельность по укреплению американо-японского союза, работы по созданию противоракетной обороны театра военных действий, сохранение военного присутствия на Корейском полуострове, сближение США с Индией, Монголией и Вьетнамом, а также непрекращающаяся поддержка Тайваня. США критикуют Китай за сотрудничество с Суданом и Мьянмой, за модернизацию армии, за преследование демократов, тибетских сепаратистов, адептов нетрадиционных религиозных сект. Китай подвергается постоянному давлению Америки. Если бы такая политика была бы тактикой, то с ней в конце концов Пекин сумел бы справится. Однако попытки "канализировать" развитие Китая, "остановить" его рост, "потушить" динамизм - являются продуманной стратегией, а значит с ней невозможно ни справиться, ни найти общий язык. Америке в общем-то всё равно, какую внешнюю политику проводит Китай - мирную консенсусную или великодержавную конфронтационную. США пугает сам факт возвышения Китая, экономического роста и успешной модернизации этой страны и она не оставит Китай в покое. И дело здесь не в идеологических различиях или разнице внутриполитического устройства. Проблема состоит в мессианских устремлениях Америки и политическом фундаментализме, основанном на идеях американской исключительности и сверхдержавности. Подобная идеологическая и политическая гордыня приводит американцев к патологической психологической гордыне. Абсолютное превосходство - это то, без чего Америка не согласна жить! Америка не может терпеть присутствие равных и движимая своим высокомерием, нетерпимостью и иррациональной гордыней стремиться сокрушить любого потенциального геополитического соперника. США оказывают давление на Китай не потому, что он в данный момент представляет для неё опасность, а потому, что он может представлять опасность. Даже если Китай не будет представлять угрозу национальной безопасности Америки, Соединённые Штаты всё равно будут пытаться его развалить, ревную к его росту и будущим успехам. Если то не удастся сделать мирными методами, то Америка вполне может в будущим развязать превентивную войну. Внутри стратегического сообщества США существует фракция, которая полагает, что Соединенные Штаты должны предотвратить подъем Китая до статуса мировой державы, стимулировать внутренние противоречия и, если это не поможет, прибегнуть к превентивной войне. Продолжение следует.

Поделиться: