Марат Неймарк. Око Государево..

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Учитывая, что между нынешним руководством «Нур Отан» и Кайратом Келимбетовым не существует аппаратного антогонизма, и, напротив, именно один из руководителей «Самрук-Казына» не так давно выступил с программной статьей о задачах НДП «Нур Отан» в кризисных условиях, которая, как можно понять, вызвала положительную реакцию со стороны высшего руководства Казахстана; то можно предположить, что этому проекту не только будет дан зеленый свет, но и самая активная информационная подсветка. Хотя всем понятно, что механизм закупок - это далеко не самая прозрачная сфера казахстанской экономики, зато прекрасная площадка для того, чтобы пропиарить новые правовые полномочия самой массовой политической силы РК.
Марат Неймарк.  Око Государево..

Марат Неймарк. Казахстан 2009. Как нам реорганизовать Рабкрин?

Информационные агентства сообщают о том, что руководство партии власти «Нур Отан» и Госхолдинга «Самрук-Казына» заключили Меморандум о совместных действиях по обеспечению и гласности процедуры закупок организациями, входящими в группу Фонда.

Как следует из разъяснений, последовавших со стороны функционеров «Нур Отан», речь идет, в том числе и о включении представителей партии в тендерные комиссии, получении доступа к необходимым документам на всех этапах принятия и реализации решений.

В последнее время НДП «Нур Отан» проводит активные консультации по целому ряду направлений реализации антикризисной программы. Поскольку «Самрук-Казына» в данном случае выступает как главный оператор в проектах по спасению казахстанской экономики, то необходимость подобного соглашения, в общем и целом, очевидна. Другой вопрос, насколько эффективной будет реализация этой программы на практике, но это, как говорится, вопрос из другой области. Пока же Дархан Калетаев и его команда самым скрупулезным образом выполняют наказы президента по усилению контролирующей и направляющей роли партии власти в казахстанском обществе.

Учитывая, что между нынешним руководством «Нур Отан» и Кайратом Келимбетовым не существует аппаратного антогонизма, и, напротив, именно один из руководителей «Самрук-Казына» не так давно выступил с программной статьей о задачах НДП «Нур Отан» в кризисных условиях, которая, как можно понять из благожелательных отзывов, вызвала положительную реакцию со стороны высшего руководства Казахстана; то можно предположить, что этому проекту не только будет дан зеленый свет, но и самая активная информационная подсветка.

Хотя понятно, что механизм закупок - это далеко не самая прозрачная сфера казахстанской экономики - это минус. Зато прекрасная площадка для того, чтобы пропиарить новые правовые полномочия самой массовой политической силы РК - это большой плюс.

Благодаря подобным соглашениям, «Нур Отан» стремительно обретает черты «Рабоче-крестьянской инспекции» образца последних лет политической жизни Владимира Ильича, когда в борьбе с бюрократизацией государственного аппарата и растущей коррупции в высших эшелонах власти, был использован эффективный инструмент в лице "независимых борцов" с бюрократией, которые, может быть, не обладали достаточными профессиональными навыками, зато были исполнены искренним энтузиазмом и верой в то, что в этой системе еще можно что-то изменить.

Поэтому прогнозировать успех или неудачу данной акции на уровне ее практической реализации - дело, как мне кажется, бессмысленное и ненужное. Энтузиастам - энтузиастово. Бюрократии - понятно что. Системная транспорентность достигается все-таки совершенно иными методами, и это, действительно, задача не только для «Нур Отан», но и для всего казахстанского общества. Как бы высокопарно ни звучало это утверждение.

В то же время, остается вопрос о долговечности данного тренда, при котором «Нур Отан» по примеру «Единой России» обретает дополнительные полномочия по отношению к органам исполнительной власти, причем как на центральном, так и на региональном уровне. Тем более, что в ближайшее время по персоналиям может поменяться многое, в том числе, и первые лица, стоящие во главе вышеупомянутых организаций-подписантов. Заметим, что и Келимбетов, и Калетаев - каждый в своей нише - выступают не только как управленцы, менеджеры, но и как идеологи, творчески развивающие стратегические установки Первого лица.

Допускаю, что вхождение «Нур Отан» в систему контроля над реализацией антикризисных мер - это всерьез и надолго. Возможно, что значительного успеха достичь не удастся, но в условиях нарастающих слухов о неизбежности досрочных парламентских выборов, эта прекрасная позиция для наращивания популистского потенциала, равно, как и Меморандум о стабильности, который «Нур Отан» предполагает заключить с основными политическими силами Казахстана.

Означает ли это, что НДП «Нур Отан» из инструмента при власти может незаметно превратиться в самостоятельного игрока? Полагаю, что нет. По-прежнему степень ее влияния на процессы, происходящие в коридорах Ак Орды, целиком зависит от величины аппаратного статуса Дархана Калетаева, то есть от фактора субъективного.

И если завтра Родина-Мать призовет Дархана Калетаева на более высокую должность в АП или, предположим, в региональные акимы, то значительная часть грандиозных новаций превратится в мертворожденное дитяти. Поскольку в нынешней казахстанской элите конкретные проблемы решают конкретные люди, а в их отсутствие эти проблемы не решаются вовсе.

Тогда как уход, допустим, Грызлова из "Едра" уже ничего не изменит кардинально. Система заработала....

Поделиться: