ТУРЦИЯ ПЫТАЕТСЯ ИГРАТЬ ОДНУ ИЗ ВЕДУЩИХ РОЛЕЙ В БЛИЖНЕВОСТОЧНОМ И КАВКАЗСКОМ РЕГИОНАХ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Ну а пока суть да дело, на 10 марта А.Гюлем запланирован официальный визит в Тегеран, где намечается его участие в заседании глав государств и правительств Организации Экономического Сотрудничества. Аналогичный вояж главы Турции ожидается к концу того же марта в Бельгию (в рамках европейского бизнес-саммита намечаются переговоры председателем Еврокомиссии Хосе Мануэлем Баррозу). Насколько же Анкаре удастся соблюсти "точечное" балансирование между геополитическими интересами мировых держав, думается, зависит не только от шагов турецких лидеров.
ТУРЦИЯ ПЫТАЕТСЯ ИГРАТЬ ОДНУ ИЗ ВЕДУЩИХ РОЛЕЙ В БЛИЖНЕВОСТОЧНОМ И КАВКАЗСКОМ РЕГИОНАХ

ТУРЦИЯ ПЫТАЕТСЯ ИГРАТЬ ОДНУ ИЗ ВЕДУЩИХ РОЛЕЙ В БЛИЖНЕВОСТОЧНОМ И КАВКАЗСКОМ РЕГИОНАХ

Теймур Атаев политолог Азербайджан teymur-ogtay@rambler.ru

Безусловно, на таком уровне, как сегодня, Турция давно не испытывала к себе внимания мирового сообщества. Причем связано это не с каким-то отдельным событием, а общей канвой развития общемировых процессов. Нужно признать, что на данном этапе лидерам страны удается использовать стратегическое расположение государства. И довольно успешно, тем более в условиях активизаци геоборьбы за маршруты энергоресурсов.

Турция, ЕС, Ближний Восток, Иран 24 февраля глава внешнеполитического ведомства председательствующей в ЕС Чехии Карел Шварценберг огласил предложение о возможном участии Турции в программе "Восточное партнерство" (структура проектируется под патронажем Германии и нацелена на сближение с ЕС Азербайджана, Украины, Молдовы, Грузии, Армении и Беларуси). Однако, на следующий день сопредседатель совместной парламентской комиссии Турция-ЕС, экс-минииндел страны Яшар Якыш сообщил о "категорическом неприятии" прозвучавшего, раскрыв, что оное "противоречит принятым до сих пор решениям ЕС, [т.к.]...в позиции официальных структур ЕС не было никаких изменений в отношении Турции"(1). В связи с этим выглядит далеко не случайным тут же высказанная мининделом председательствующей в ОБСЕ Греции Дорой Бакояннис "полная поддержка" вступления Анкары в ЕС, что является "очень важным". Назвать эту позицию Анкары спонтанной никак не получается, т.к. все последние шаги Турции выглядят выверенными и органически входящими во внешнеполитическую стратегию страны.

Так, в разгар пронабукковских настроений в Европе в январе с.г. премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган грозился пересмотреть позицию в ракурсе проекта в случае неразблокирования переговоров о ее вступлении в ЕС. Тогда же премьер, охарактеризовав заявления ряда стран о готовности обеспечить потребности газопровода как "нереальные" (вследствие отсутствия у них достаточных объемов газа), критически отнесся к возражениям против участия в проекте Ирана.

В целом, в аспекте возможного "газового" взаимопонимания между Европой и Ираном особых препятствий для Тегерана вроде как нет. Во время своего выступления в Европарламенте (конец января) заммининдел Ирана Мехди Сафари подчеркнул реальность переговоров на этот счет: "Мы говорили об энергетике; когда представители парламента подняли этот вопрос, я сказал: да, конечно. Иран открыт для сотрудничества с ЕС"(2). Другое дело, что в ракурсе новых веяний в ирано-турецких взаимоотношения в ином ключе может рассматриваться недавний антиизраильский демарш турецкого премьера.

Именно после его обвинений Тель-Авива в неадекватном, мягко говоря, применении силы против Газы рейтинг Анкары в мусульманском мире, в особенности в Иране, неизмеримо вырос. Тегеран оценил высказывания Р.Т.Эрдогана как протест против "преступлений сионистского режима". Уже далее иранская сторона обратилась к Турции с просьбой содействовать восстановлению отношений с США (Р.Т.Эрдоган подчеркнул готовность Турции к этому, в случае аналогичного намерения и у США). С пониманием отнесясь к выдвинутой Анкарой Платформе стабильности и сотрудничества на Кавказе (ПССК). 20 февраля иранский министр иностранных дел Манучехр Моттаки заявил о наличии у Тегерана "после кризиса на Кавказе" идеи, имевшей "много общего с проектом Турции", добавив о поддержке Ираном «всех проектов», направленных на «установление мира и безопасности в кавказском регионе»(trend.az).

А 24 февраля между Тегераном и Анкарой подписано соглашение в области транзита иранского газа в Европу. По словам главы иранской национальной компании по экспорту газа Сейеда Реза Кесаи-заде турецкой стороне поручено "получить у правительства Турции лицензию на транспортировку до 35 млрд. куб. м иранского газа в год и предпринять шаги по созданию в этой связи новой компании"(3).

Экспортируемый Ираном газ передается покупателю в точке пересечения ирано-турецкой границы в пограничном терминале Базерган на территории Турции. Газопровод может быть проложен по двум направлениям: трубопровод «Nabucco» или «Парс» (Persian pipe line): до юга Италии, далее Северная Европа. Так что, возможно, данное соглашение является первым шагом к реанимации меморандума о взаимопонимании между правительством Туркменистана и британской "Shell" 1998 г.: доставка туркменского газа от "Довлетабада" через Решт и Тебриз к Турции.

Турция, Россия, Южный Кавказ Вышеизложенное происходит на фоне сближения позиций Турции и России по важнейшим геополитическим вопросам. В дни недавнего визита в Москву президент Турции Абдуллах Гюль отметил особую роль Москвы в кавказском направлении. В подписанной декларации, охарактеризовавшей ПССК как "конструктивную", обозначена дальнейшая линия на сотрудничество, "способствующая обеспечению безопасности и стабильности" в регионе. В т.ч. и в энергоракурсе.

В рамках проекта "Черноморское кольцо" (ж/д и морская "связь России" со странами Причерноморья) на март запланировано подписание соглашение о прямом грузовом морском сообщении с Турцией. "Газпром" увеличил поставки газа в Турцию до 64,7 миллиона куб м в сутки. В этом же ряду - укрепление связей между мусульманами России и Турции. 25 февраля по приглашению Управления по делам религии в Турцию отправилась делегация Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) во главе с председателем, муфтием Талгатом Таджутдиным. Также на новый уровень выходят армяно-турецкие отношения. В контексте предстоящего строительства АЭС в Армении премьер-министр страны Тигран Саркисян подчеркнул значимость проекта "не только в экономическом, но и в политическом аспекте", отметив заинтересованность Еревана в участии в нем "стратегического партнера - России и соседней Турции" (regnum.ru).

Насколько стало известно, Анкара ждет официального подтверждения. В свою очередь, зампред правящей Партии справедливости и развития Эгемен Багис подчеркнул, что оба народа "должны вместе преодолевать препятствия", назвав нынешний период "наиболее процветающими днями нашей истории" (panarmenian.net). Однако, в восстановлении взаимоотношений не все протекает гладко. Пресс-секретарь мининдела Турции Бурак Озюгергин, обратившийся с призывом к третьим странам поддержать этот процесс, конкретизировал: "Мы проводим переговоры с армянской стороной с целью нормализации отношений и считаем неправильным общаться друг с другом посредством прессы во время этого процесса". Выразив обеспокоенность по поводу возможного негативного воздействия на переговорный процесс "любого вмешательства не на дипломатическом уровне"(4). Хотя пресс-служба не раскрыла сказанное, речь, по всей видимости , идет о негативной оценке ряда армянских аналитиков шагов на сближение.

Например, директор Института востоковедения Рубен Сафрастян отметил, что "реалии не позволяют Турции и России стать стратегическими партнерами. В вопросе Нагорного Карабаха интересы Москвы и Анкары не совпадают, а сталкиваются... Очевидно, что Россия и Турция пытаются действовать в регионе сообща, но...остаются соперниками на Кавказе"(5). Появляются и более жесткие заявления с армянской стороны. Несколько особняком стоит позиция директора Института Кавказа Александра Искандаряна: "5 лет назад никто даже и не мог представить такие подвижки...У меня есть серьезные основания надеяться, что план налаживания армяно-турецких отношений сработает"(6). В любом случае, не все последние шаги Турции получают однозначное понимание в различном электорате Азербайджане.

Наверное, поэтому Р.Т.Эрдоган, заявив, что Анкара всегда была рядом с Баку и Газой, выразил надежду на достижение мирного решения карабахского конфликта и установление мира на Ближнем Востоке. А советник премьера Гейбулла Гейбуллаев подчеркнул: "Устранение условий вопроса нагорно-карабахской проблемы во время армяно-турецких переговоров по восстановлению отношений невозможно". Его же резюме, что "какой-то неоговоренный с руководством Азербайджана вопрос может стать точкой согласия на переговорах"(anspress.com), свидетельствует о постоянных консультациях с Баку. (В скобках можно обратить внимание, что премьер-министр Грузии Николоз Гилаури назвал Турцию "торговым партнером номер один" для Тбилиси).

Турция, США, "курдский фактор" Другое дело, насколько все же Анкара самостоятельна в своих действиях? Общеизвестно, что США уделяют Турции особое место в достижении своих геополитичиских интересов как на Ближнем Востоке, так и в Каспийском регионе. Так, прошла информация о планах Вашингтона по обсуждению с турецкой стороной вопроса об открытии авиабазы в Трабзоне (в случае отказа Таджикистана и Узбекистана). Правда, посол США в Турции Джеймс Джеффри опроверг информацию, но бывает ли дым без огня? Привлекает в этой связи и следующее: согласно израильским источникам, 26 февраля вновь назначенный спецпредставитель президента США на Ближнем Востоке сенатор Джордж Митчелл на встрече с Р.Т.Эрдоганом заявил, что для развития мирного процесса в ближневосточном регионе необходима поддержка Турции.

При этом сенатор приветствовал "приверженность Анкары принципу двух государств для двух народов" (jjew.ru). Т.е. Вашингтон поддержал позицию Турции по данному вопросу. Т.к. за два дня до этого Р.Т.Эрдоган сказал, что будущий израильский премьер Беньямин Нетаньяху должен признать палестинское государство, «если Израиль действительно хочет прочного мира на Ближнем Востоке». В заявление для прессы Р.Т. Эрдоган вновь обратил внимание на применение Тель-Авивом "чрезмерной силы" в ходе операции против Газы, особо подчеркнув важность предоставления ХАМАСу "переговорных возможностей". Хотя параллельно замминистра обороны Турции Мурад Баяр, сообщивший о "взаимных интересах" между двумя странами в сфере обороны, поведал: "Есть долгосрочные проекты, которые нельзя изменить на последнем этапе, поскольку любое изменение требует много времени и определенных финансовых затрат"(regnum.ru).

Если анализировать происходящее "между строк", явно просматривается, что американо-турецкое стратегическое партнерство вряд ли претерпит кардинальные изменения. Да и исторический опыт последних лет явно свидетельствует, в случае неудовлетворенности Вашингтоном несанкционированным "поведением" Турции, не исключено вбрасывание на мировое поле "курдской карты". Тонкость тут в том, что, согласно иракской конституции, «Курдистанский регион» обладает широкой автономией. Хотя Мосул и Киркук в это образование не входят, но последнему городу предоставлено право самостоятельного определения статуса путем проведения референдума. Как возможную реализацию этого права воспримут в Анкаре, думается, ясно всем. Случайно или нет, но некая активизация "курдского фактора" уже высвечивается.

Так, 25 февраля лидер прокурдской Партии демократического общества (ПДО), обвиняемой Анкарой в связях с Курдской рабочей партией (КРП), Ахмет Тюрк выступил в меджлисе Турции на курдском языке (что является нарушением действующего законодательства). В связи с чем гостелекомпания TRT прервала трансляцию заседания. Так что, "возможны варианты".

Заключение Ну а пока суть да дело, на 10 марта А.Гюлем запланирован официальный визит в Тегеран, где намечается его участие в заседании глав государств и правительств Организации Экономического Сотрудничества. Аналогичный вояж главы Турции ожидается к концу того же марта в Бельгию (в рамках европейского бизнес-саммита намечаются переговоры председателем Еврокомиссии Хосе Мануэлем Баррозу). Насколько же Анкаре удастся соблюсти "точечное" балансирование между геополитическими интересами мировых держав, думается, зависит не только от шагов турецких лидеров.

1.Турция не будет участвовать в программе "Восточное партнерство" Евросоюза - сопредседатель совместной парламентской комиссии Турция-ЕС http://news-ru.trend.az/important/exclusive/1430691.html 2.Иран готов помочь Европе с газом http://www.euronews.net/ru/article/21/01/2009/iran-gas-and-eu-dialogue/ 3.Между турецкой и иранской компаниями подписано соглашение в области транзита иранского газа в Европу http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&news_id=56048 4.ТУРЦИЯ ПРИЗЫВАЕТ ТРЕТЬИ СТРАНЫ СПОСОБСТВОВАТЬ НОРМАЛИЗАЦИИ ТУРЕЦКО-АРМЯНСКИХ ОТНОШЕНИЙ http://yerkramas.org/news/2009-02-25-3955 5.Рубен Сафрастян: Россия и Турция остаются соперниками на Кавказе http://www.panarmenian.net/news/rus/?nid=28824 6.Александр Искандарян: План налаживания армяно-турецких отношений, скорее всего, сработает http://www.panarmenian.net/news/rus/?nid=28792

http://vestikavkaza.ru/node/666

Поделиться: