Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Информация об антикризисных мерах борьбы с мировым финансовым кризисом в ряде стран СНГ и Китае

26.02.2009

Автор:

Теги:
 

Информация об антикризисных мерах борьбы с мировым финансовым кризисом в ряде стран СНГ и Китае

Украина:

Международный валютный фонд выделил Украине стабилизационный кредит stand-by 16,4 млрд долл. для преодоления последствий финансово-экономического кризиса.

31 октября 2008 г. Верховная Рада Украины приняла пакет антикризисных мер, предложенный президентом Украины. Принятие этого законопроекта было обязательным условием для получения кредита МВФ.

Среди антикризисных мер, которые включают в себя также ряд условий МВФ, значатся:

отмена НДС для сельскохозяйственных предприятий;

рекапитализация страдающих от кризиса банков;

обязательства  Кабмина  Украины  два  года  не   увеличивать   минимальную зарплату до уровня прожиточного минимума;

пересмотреть условия индексации социальных выплат и не повышать в декабре 2008-го - январе 2009 года заработную плату работникам бюджетной сферы. Среди энергетических условий МВФ:

с 1 декабря 2008 года до конца 2011 года сравнять цены на газ внутренней добычи, который потребляет население, и импортный газ, что означает рост цен на него для потребителей до уровня мировых;

снизить дотирование стоимости импортного газа, потребляемого тепловыми коммунальными предприятиями до 1 июля 2010 года. Справочно:

Первый транш кредита составляет 4,5 млрд долл. Погашение каждого предоставляемого транша должно проходить в течение пяти лет с момента его выделения: процентная ставка по кредитам Фонда является плавающей (на 28 октября -3,7%).

Белоруссия:

Россия предоставила Минску стабилизационный кредит в 2 млрд. долларов. Первый транш - 1 млрд. долл. поступит в самое ближайшее время. Справочно:

Второй транш кредита будет предоставлен позже, и по нему подпишут отдельное соглашение - планируется не позднее 28 февраля 2009 года.

В соответствии с условиями соглашения кредит предоставляется на 15 лет с 5-летней отсрочкой по основному долгу по ставке LIBOR+3%. Белоруссия ожидает решения по еще одному кредиту - от МВФ.

2

Казахстан

1. Казахстан раньше других стран СНГ (осенью 2007 г.) столкнулся с первой волной финансового кризиса. В 2007-2008 годах был принят ряд первоочередных мер для смягчения негативных последствий нестабильности на международных финансовых и продовольственных рынках. На эти цели с осени 2007 года из государственного бюджета было выделено порядка 4,5 млрд. долларов.

Основные принятые меры:

  • в октябре 2008 г. на основе объединения двух государственных холдингов "Самрук" и "Казына" образован Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" с общей капитализацией около 30-35 млрд. долларов;
  • учреждено Республиканское общественное объединение «Казахстанская Ассоциация антикризисных управляющих»;
  • приняты: Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам устойчивости финансовой системы», новый Закон «О государственных закупках»;
  • Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) в октябре с.г. принято 19 антикризисных постановлений, которые вносят изменения в ряд нормативных правовых актов, касающихся рынка ценных бумаг. В частности, в качестве превентивной меры правительство либо национальный управляющий холдинг теперь может выкупить не менее 10% акций компании в случае ухудшения ее финансового положения, отодвинут на год - с 2009 на 2010 год срок увеличения коэффициента достаточности собственного капитала накопительных пенсионных фондов (НПФ) с 0,04 до 0,06;
  • подготовлены изменения в Налоговый кодекс, которые направлены на снижение налоговой нагрузки для несырьевого сектора и развитие малого и среднего бизнеса, в частности:

повышение налогов на недропользователей, при этом ставка налога на добычу сырой нефти, реализуемой на внутренний рынок, будет ниже в 2 раза, чем в случае ее продажи на внешние рынки, что должно привести к снижению цен на нефтепродукты на внутреннем рынке,

поэтапное снижение корпоративного подоходного налога (с 20% в 2009 г. до 15% -в 2011 году),

снижение в 2009 г. ставки НДС с 13% до 12 % ,

увеличение в 2 раза минимального объема оборота, не облагаемого НДС, введение в 2009 г. единой ставки социального налога в размере 11%, нало­говые  преференции  для  осуществления  инвестиций для  всех предприятий экономики. В частности, для недобывающих секторов - ускоренная амортизация, для недропользователей - двойная норма аммортизации,

отмена требования об уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу для предприятий малого и среднего бизнеса,

перенос сроков убытков для всех предприятий с 3 до 10 лет.

3

  • установлен запрет на вывоз основных видов нефтепродуктов за пределы государства до 1 января 2009 года;
  • увеличена доля государства в уставном капитале всех трех действующих на территории Казахстана нефтеперерабатывающих заводов, за счет чего получена возможность контролировать ценовую политику;
  • между Правительством и недропользователями подписан меморандум о снижении цен на ГСМ;
  • на развитие агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности было направлено 1,1 млрд. долларов,

 

  • сформированы стабилизационные фонды по товарам первой необходимости -мясу, сухому молоку, растительному маслу, сахару и рису. Запасы зерна в Государственном стабилизационном фонде и Государственном резерве составляют порядка 1 млн. тонн;
  • в целях обеспечения жильем граждан, которые вложили средства в долевое строительство, застройщикам было выделено через банки второго уровня 1,5 млрд. долларов;
  • для поддержания деловой активности малого и среднего бизнеса было обеспечено финансирование их проектов на сумму порядка 1,3 млрд. долларов;
  • Правительством достигнуты договоренности с инвесторами и собственниками
предприятий о недопущении сокращения рабочих мест и об использовании данного
периода для модернизации производства, ремонта и технологического переоснащения
и т.д. Со своей стороны государственные органы взяли на себя обязательство
содействовать развитию производственной деятельности компаний;

 

  • увеличены суммы гарантированных вкладов физических лиц до 42 тыс. долларов;
  • ужесточены меры административной и уголовной ответственности за умышленное доведение финансовых организаций до неплатежеспособности;
  • Правительство наделено правом на приобретение и принудительный выкуп акций банка в рамках оказания финансовой поддержки отечественным банкам и недопущения дестабилизации банковского сектора;
  • Правительство Казахстана и фонд "Самрук-Казына" вышли с предложением к четырем системообразующим банкам от имени государства купить у них 25% голосующих акций (на этот шаг было выделено 5 млрд. дол-ларов);
  • приняты меры по оказанию государственной поддержки предприятиям по переработке сельхозпродукции за счет средств местных бюджетов;

2. В дополнение к принятым мерам в ноябре с.г. утвержден План действий по стабилизации экономики Казахстана. Для финансового обеспечения Плана будут использованы средства Национального фонда Республики Казахстан в объеме 10 млрд. долл. (1 200 млрд. тенге). Основным оператором от Правительства по реализации Плана выступит фонд «Самрук-Казына».

План действий включает в себя следующие основные направления: 1.   Стабилизация финансового сектора (4 млрд. долларов).

  • дополнительная капитализация четырех системообразующих банков на
сумму не менее 4 млрд.долларов через приобретение простых и привилегированных
акций, а также предоставление субординированных займов;

 

4

  • создание Фонда стрессовых активов с капитализацией в 433,3 млн. долларов США, который будет осуществлять покупку и управление активами, которые под воздействием макроэкономических, рыночных и других факторов, подвержены существенным рискам (обесценению);
  • предоставление дополнительных источников ликвидности в целях обеспечения своевременного обслуживания обязательств банков: расширение перечня инструментов, принимаемых в качестве обеспечения по отдельным видам операций, снижение минимальных резервных требований к банкам второго уровня и др.;
  • усовершенствование государственного регулирования в финансовом секторе;
  • проработка механизмов функционирования накопительной пенсионной системы в новых условиях.

2. Решение проблем на рынке недвижимости (3 млрд. долларов США).

  • Реализация специальной программы ипотечного кредитования и развития жилищного сектора;
  • внесение изменений, направленных на повышение доступности жилья, в действующие программы развития жилищного строительства;
  • предоставление местным органам власти права выкупать квартиры в
завершенных объектах, а также в объектах с высокой степенью готовности у частных
застройщиков по установленной цене;

 

  • строительство арендного жилья в целях увеличения обеспеченности жильем
граждан (125 млн. дол. США).

 

3.      Поддержка   малого   и   среднего   бизнеса   (1   млрд.  долл.   США  из
Национального фонда).

  • будет разработана программа микрокредитования в сельской местности, в том числе кредитования сельских предпринимателей;
  • субъектам малого и среднего бизнеса будет предоставлен доступ к государственным заказам в рамках нового Закона «О государственных закупках»;
  • на рефинансирование в 2009 году текущих проектов малого и среднего бизнеса будет дополнительно выделено из Фонда «Самрук-Казына» порядка 700 млн. долларов США, на реализацию новых проектов - 300 млн. долларов США;
  • будет продолжена работа по снижению административных барьеров для развития предпринимательства и дальнейшему совершенствованию разрешительной системы.

4.  Развитие агропромышленного комплекса (1 млрд. долл. США).

Средства будут направлены в рамках стабилизационной программы на развитие экспортоориентированных секторов, таких как зерновой сектор, переработка мясной и молочной продукции и производство плодовоовощных культур и т.д.

5. Реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов (1 млрд. долл. США).

  • строительство и модернизация инфраструктуры;
  • реализация программы «30 корпоративных лидеров Казахстана»;
  • проработка комплекса мер по энергосбережению и использованию возобновляемых источников энергии;

Вместе с тем будут приняты меры по сохранению реальных доходов населения и увеличению социальных выплат, пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы в 2009-2011 годах.

5

СНГ (справочно)

В соответствии с Решением Совета глав государств СНГ от 10 октября 2008 г. 21 октября с.г. состоялась первая рабочая встреча министров финансов стран Содружества по вопросу мирового финансового кризиса. По итогам встречи сделано заявление, в котором, в частности, отмечено, что главы финансовых ведомств СНГ поддержали принятые в октябре с.г. решения МВФ и Всемирного банка, направленные на стабилизацию ситуации в мировой экономике.

Министры признали, что существующая международная финансовая архитектура не отвечает требованиям времени, и призвали к принятию практических шагов по ее реформированию. Также была подчеркнута необходимость повышения роли и участия развивающихся стран и стран с переходной экономикой в управлении МВФ и Всемирным банком.

Китай

Мировой финансовый кризис серьезно затронул экономику Китая. Он особенно сильно сказался на отраслях, ориентированных на экспорт. Ситуация в некоторых регионах, в частности на юге Китая и в ряде восточных провинций, близка к критической. Здесь закрылось до половины малых и средних предприятий легкой промышленности, в первую очередь текстильной, ухудшилось положение сталелитейных компаний, уменьшились объемы экспорта техники и оборудования. В целом по стране обанкротилось около 70 тысяч малых и средних предприятий (60% ВВП страны приходится на малый и средний бизнес.)

Ожидавшегося правительством увеличения внутреннего спроса, который должен был компенсировать снижение объемов экспорта китайских товаров, не произошло.

В целях нейтрализации негативных последствий кризиса китайское правительство реализует следующие меры:

  • на поддержку реального сектора экономики и повышение уровня внутреннего потребления центральным правительством выделяются порядка 586 миллиардов долларов.

Эти средства будут использованы на осуществление 10 программ: строительство бюджетного жилья, развитие сельской инфраструктуры, транспортных сетей, улучшение экологии, развитие инновационных технологий и восстановление территорий, подвергшихся стихийным бедствиям и др.;

  • в октябре с.г. ЦБ Китая выделил из государственных резервов примерно 85
млрд. долл. на поддержание национальной банковской системы;

 

  • на сохранение стабильности в строительной индустрии дополни-тельно выделено 14,6 млрд. долл. США из бюджета, в том числе 2,9 млрд. долл. США на строительные проекты, которые предполагалось запустить в 2009 году;
  • в целях повышения конкурентоспособности китайских экспортных товаров планируется снизить налог на прибыль предприятий и НДС. Одновременно, повышается процент возврата НДС при вывозе значительной номенклатуры товаров, например, для текстиля - с 5% до максимальной - 17%. Для машинно-технической продукции полный возврат НДС при экспорте применяется практически на все виды товаров. Отменяется пошлина и вводится возврат НДС при экспорте стали;
  • создается инвестиционный фонд в размере 439,2 млн. долл. для оказания помощи малым и средним предприятиям. Учреждается специальный банк для их

6

кредитования. Компании могут рассчитывать на получение кредита в размере до 732 тыс. долларов;

  • снижается процент по кредитным ставкам Центробанка, соответственно удешевляются кредиты для предприятий. Применяется льготное страхование и кредитование внешнеторговых сделок (5-8 % годовых);
  • на рынке недвижимости власти отказываются от политики ограничения притока «горячих денег», в том числе и иностранного капитала, снижают процент по ипотеке и увеличивают срок кредитования на эти цели, предусматривают прямые государственные инвестиции в строительство жилья.

Дополнительно к указанным мерам Госсовет КНР принял решение ускорить реформу налоговой системы.

С 1 января 2009 года правительство предполагает существенно сократить НДС. Это даст возможность китайским предприятиям высвободить около 15 млрд .дол л. и повысить свои финансовые резервы.

Одновременно правительство намерено принять комплекс мер, направленных на поощрение корпоративных инвестиций в реконструкцию и обновление основных фондов госпредприятий.

В целях активизации ТЭС с Россией, помимо общих мер, предпринимаемых для повышения конкурентоспособности китайских экспортных товаров, для предприятий Северо-Восточного Китая, работающих в сфере приграничной торговли, будут введены дополнительные преференции в сфере налогообложения. Ожидается, что будут снижены импортные пошлины на российские товары, в том числе запчасти, машинно-техническую продукцию.

Правительство КНР ставит задачу дополнительно изучить экспортный потенциал России в плане поставок в КНР высокотехнологичной продукции, в том числе в рамках национальной программы по модернизации промышленной базы Северо-Восточного Китая, а также возможности направления инвестиций в такие сектора российской экономики, как энергетика, атомная энергетика, авиакосмическая отрасль, разведка и разработка полезных ископаемых, сотрудничество в нефтяной сфере.

Как представляется, опыт КНР в борьбе с кризисными явлениями в экономике в целом применим и в российских условиях. В частности, пропорциональные китайским золотовалютные резервы нашей страны теоретически позволяют рассчитывать на возможность использования аналогичных мер макроэкономического регулирования, в первую очередь, в плане снижения налогового бремени предприятий и стимулирования потребительского спроса.

По материалам заседания ТПП РФ


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение