Казахстан-2009. Испытание на прочность...

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Хотя бы с точки зрения развития инновационных проектов через создание Центра высоких технологий или окончательное формирование Таможенного союза. Прошло сообщение о том, что Внешэкономбанк (ВЭБ) России предоставит казахстанскому госфонду национального благосостояния «Самрук-Казына» до $3 млрд. для реализации ряда крупных инвестиционных проектов в республике. Кредит будет использован «для обеспечения поставок российского оборудования и экспорта из России товаров металлургии, химии, энергетики для модернизации и расширения мощностей отдельных казахстанских предприятий».
Казахстан-2009. Испытание на прочность...

Алексей Власов

Казахстан-2009. Испытание на прочность.

Доклад на расширенном заседании Торгово-промышленной палаты РФ.

Перефразируя классика, можно сказать, что каждая страна на постсоветском пространстве, переживающая последствия мирового финансового кризиса, несчастлива по-своему. Но рецепты выхода из целого комплекса возникших проблем выписываются примерно одинаковые.

Во-первых, потому, что между экономическими моделями наиболее развитых государств Содружества есть определенное сходство. Во-вторых, поиск выхода из кризиса идет в темноте, в меньшей степени на опережение, а в большей - через реагирование на уже возникшие болевые точки. Пока эти "зоны турбулентности" совпадают. Хотя, прохождение через них расходится во времени.

Замечу, что далеко не все проявления кризиса выражены в полной мере, и даже самые продвинутые эксперты по-прежнему гадают: когда будет достигнута конечная точка падения, да и будет ли это «дно» отправным моментом возврата к прежним «тучным временам», или же наступит некая новая Реальность, формируемая уже сейчас на наших глазах.

Опыт Казахстана чрезвычайно интересен для России, поскольку именно в этой стране первые признаки надвигающихся трудностей стали очевидны уже в начале 2007 года. В одной из давних публикаций в популярной казахстанской газете «Литер» РК сравнили с «шахтерской канарейкой ». Поскольку на казахстанских ошибках эксперты из России и Украины пытаются просчитать все возможные риски для финансовой сферы. Получается, впрочем, не очень успешно - как всегда учат только собственные синяки и шишки.

Впрочем, благодаря мощной пиар-кампании, развернутой казахстанским руководством (в качестве инструмента работы с международными инвесторами), об этих проблемах практически не знали «во внешнем мире». Выборы в Парламент РК летом 2007 года прошли под лозунгом: «страна на пути к новым свершениям».

Между тем, фундаментальные риски можно было спрогнозировать заранее. Это: сырьевая ориентированность экономики РК и недостаточная прозрачность финансовой сферы, отсутствие реальной диверсификации . Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев говорит о кризисе как о показателе глубокой интеграции страны в мировую экономику. Полагаю, и это имеет место быть, но все-таки субъективные факторы, особенно в развитии ситуации по финансовому сектору, преобладают.

Все дело в том, что стратегия казахстанских банков, которые долгое время считались наиболее успешными на постсоветском пространстве, с позиций текущего момента выглядит более чем сомнительно.

Неразумная политика банков второго уровня привела к тому, что к 2007 году доля заимствовований в банковских пассивах составляла более 50%. Заемные деньги шли на длительное кредитование, в основном, ипотечное. Более половины выдаваемых кредитов были номинированы в иностранной валюте. Внешний долг казахстанских банков постепенно достиг 40 млрд. долларов. В начале осени 2007 г. проблемы с ликвидностью в банковском секторе Казахстана начали обостряться из-за ухудшения ситуации на международных рынках и оттока денежных средств, связанного с погашением внешней задолженности. Мыльные пузыри начали сдуваться.

Еще полтора года назад журналисты «Ъ» отмечали: «в отличие от Украины и России, где значительная часть банковских кредитов обеспечивается сбережениями (депозитами населения), казахские банки обеспечивают свою кредитоспособность внешними займами - и это провоцирует проблемы. К концу I квартала 2007 года внешний долг республики за счет роста внешних заимствований частного сектора увеличился до 95,7% ВВП». ( http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=794340 )

Однако в тот момент государственная помощь по поддержанию ликвидности носила ограниченный характер. Налицо была недооценка степени серьезности возникшей ситуации. Ведь уже в 2008 году казахстанские банки должны были выплатить иностранным кредиторам 10-12 млрд. долл. Между тем «хороших» активов практически не оставалось. Но власть официально заявляла, никакого кризиса нет. Есть отдельные проблемы. У отдельных БВУ (банков второго уровня).

Что было дальше, понятно всем прошедшим через начальные фазы кризиса, поскольку проблемы банковского сектора так же «естественно» привели к замораживанию кредитования строительных организаций и компаний, работающих в сфере недвижимости. Алматы и Астана по образному сравнению журналистов «НГ» превратились в огромный «долгострой».

С середины лета 2007 г., когда обострился дефицит кредитных ресурсов, рост ВВП Казахстана замедлился. Вслед за этим новая волна кризиса уже в 2008 году привела к росту скрытой безработицы, а падение цен на нефть и газ создало дополнительную напряженность в наполняемости бюджета. Только за третий квартал 2008 года из Казахстана ушло 3,5 миллиарда долларов капиталов. (cм. подробнее: http://fondsk.ru/article.php?id=1943 )

Сильный психологический удар нанесла одномоментная девальвация тенге , проведенная по принципиально иной схеме, нежели контролируемое "ослабление" рубля.

В конце 2008 года Президент Казахстана поручил премьер-министру К. Масимову разработать стабилизационный план, а в середине ноября на заседании Совета национальных инвесторов были определены его ключевые приоритеты: стабилизация финансового сектора; решение проблем на рынке недвижимости; поддержка малого и среднего бизнеса; стимулирование агропромышленного комплекса и реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов.

Поэтому, переходя к характеристике антикризисной программы Правительства Масимова, посмотрим на распределение господдержки по секторам экономики, и многое станет понятно без лишних слов:

Направления антикризисной программы:

1.Стабилизация финансового сектора- 4 млрд. долл. США (592 млрд. тенге); 2.Решение проблем на рынке недвижимости - 3 млрд. долл. США (444 млрд. тенге); 3.Поддержка малого и среднего бизнеса- 1 млрд. долл. США (148 млрд. тенге); 4.Развитие агропромышленного комплекса - 1 млрд. долл. США (148 млрд. тенге); 5.Реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов- 1 млрд. долл. США (148 млрд. тенге).

Кто определяет антикризисную идеологию? Только Президент Казахстана . Все, что вы хотите знать о кризисе в РК - читайте статьи и выступления Н.А. Назарбаева. Большинство выступлений госчиновников - комментарии к мыслям и предложениям национального лидера. Премьер Карим Масимов допускает более широкие интерпретации, но, как правило, технического характера. Даже обычно говорливый местный агитпроп в лице советников Президента предпочитает отмалчиваться.

Стержень антикризисной идеологии ? Сплочение народа, терпение и оптимизм, сохранение стабильности. В более широком плане - казахстанский патриотизм. Заметная роль в выстраивании "идеологии антикризиса" отводится партии власти, которой предстоит решить непростую задачу - уверить население РК в том, что трудности носят временный характер, а бизнес убедить в том, что издержки и риски нужно разделить с государством, а не сваливать «плохие активы» на плечи госорганов.

Кто отвечает за антикризисную программу? Правительство и лично премьер-министр Карим Масимов. Он же, судя по всему, может быть назначен ответственным за возможные неудачи. 21 февраля в Алматы прошли митинги оппозиции с требованием отставки правительства.

Впрочем, об этом говорят уже полгода, но К. Масимов по-прежнему достаточно оптимистично смотрит в будущее. Следующий контрольный срок - середина весны. Вторым ответственным за «антикризис» неизбежно станет Кайрат Келимбетов , хотя, как справедливо отметил Д. Ашимбаев, вопрос ответственности между правительством и руководством ФНБ предельно размыт.

Откуда деньги? Большая часть - из Национального нефтяного фонда, затем идут средства Национального банка, примерно столько же - из пенсионных фондов, остаток - из Фонда стрессовых активов.

Кто контролирует процесс? Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" - основной оператор финансовыми средствами, выделенными на реализацию стабилизационного плана. Само по себе образование подобной структуры - мера антикризисного характера, поскольку изначально это были два разделенных холдинга - каждый со своими специфическими задачами.

По направлениям антикризисной программы . Первыми были заявлены три меры -гарантирование вкладов населения , дополнительная капитализация крупнейших казахстанских банков . Фонд "Самрук-Казына" представил дополнительный капитал четырем банкам и было объявлено, что государство покупает у них 25% простых акций за 1 миллиард долларов. Третья мера -поддержка банковской системы за счет работы фонда стрессовых активов.

Сразу поясню по пятому направлению антикризисной программы . Руководство Казахстана еще в первых «антикризисных выступлениях» подчеркивало, что пути выхода из кризиса связаны не только с решением текущих проблем экономики, но и развитием реальной диверсификации, инновационных программ, инфраструктурных проектов. Идеологическая установка такова - «мыльные пузыри» лопнули - настал момент для кардинального обновления. Наиболее рельефно эта мысль прочерчена в статье Нурсултана Назарбаева «Ключи от кризиса», опубликованной в «Российской газете».

По финансовому сектору . Примечательно, что в декабрьском интервью «Российской газете», Карим Масимов не акцентировал внимание на проблемах финансового сектора страны, предпочитая говорить о других форматах антикризисной программы. Но очевидно, что именно это направление власти РК рассматривают как ключевое. Финансы - кровь экономики - ее надо разгонять.

Все банки равны, но некоторые - равнее. Еще в октябре прошлого года через госхолдинг «Самрук-Казына» власти начинают оказывать поддержку системобразующим банкам: БТА, Казкоммерцбанку, Народному банку и Альянс банку. Государство временно входит в управление банковскими активами через докапитализацию. К началу марта этот процесс планировалось завершить.

Был создан Фонд стрессовых активов , в задачу которого входит приобретение проблемных активов у казахстанских банков и дальнейшее управление ими. Процесс работы Фонда предполагалось построить из четырех этапов: оценка активов, приобретение активов, управление активами и их продажа. Как отметил глава «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов , стратегическая цель ФСА - не работа с проблемными займами, а продолжение кредитования экономики.

Ситуация в банковской сфере несмотря на принятые меры остается крайне тревожной. Скандал вокруг БТА, руководство которого не захотело принимать правительственный пакет «оздоровления» и было фактически отстранено от управления, показывает, что к чисто экономическим проблемам добавляются вопросы политического характера, личные амбиции казахстанской бизнес-элиты, подковерные разборки в коридорах Ак Орды.

Очевидная непрозрачность некоторых решений по «Туран Алему» может повлиять на настроения вкладчиков банков и инвесторов, у которых и без того не самые радужные ожидания. Поэтому говорить об успехе или неудаче антикризисных мер в этой сфере пока преждевременно.

Поддержка малого и среднего бизнеса. Хорошо, но мало. Кайрат Келимбетов озвучил три принципа, на которых должен строится комплекс антикризисных мер по этому направлению правительственной программы. Принцип транспарентности, принцип справедливости, принцип открытости . И здесь нашлось место для партии власти. Региональные филиалы партии «НурОтан» должны принять участие в процессе мониторинга реализации программы поддержки предпринимателей через банки второго уровня. Замечу, что в условиях кризиса новое руководство «Нур Отан», в лице Дархана Калетаева заметно активизировалось сразу по нескольким направлениям «работы с населением» под лозунгом - «спасаем не олигархов, а средний класс», т.е. МСБ.

Ипотека и проблема дольщиков. Тема - политическая. Если начнутся массовые акции протеста, то их основу составят обманутые дольщики . 50% первоначального взноса и 18-20% средняя ставка по кредиту на осень 2008 года - таковы реалии, на фоне которых был принят План первоочередных действий Правительства. В рамках реализации Плана: увеличено фондирование АО «Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов», выделено для «СамрукКазына» 95 миллиардов тенге - 48,8 миллиарда тенге для Астаны и 46,2 - для Алматы. Для завершения строительства проблемных объектов из резерва правительства выделены средства акимам Астаны и Астаны - порядка 27 миллиардов тенге. Замечу, процесс «расшивания» ипотеки через госсредства однозначно трактуется как мера временного характера.

Как отметил в своем отчете Кайрат Келимбетов, схема поддержки ипотеки в выглядит так: «СамрукКазына» заключает с банками договор «исходя из квартальных потребностей и графика строительства», затем предоставляет банкам займы на завершение объектов. Банки за счет размещенных в них средств фонда кредитуют застройщиков по ставке не выше 12,5%, а гражданам предоставляют ипотечные займы для приобретения квартир в строящихся объектах по ставке не более 10,5% сроком на 15 лет. Как отмечали казахстанские СМИ, решение по обладателям уже существующих ипотечных кредитов принималось дифференцированно, для бюджетников ставка до 10,5% годовых. Остальные категории граждан получили понижение ставок только до 12,5%.

Кто критикует? Оппозиция и большинство «независимых экспертов». Очень многое в этой критике носит личностный, субъективный характер. «Системные» предложения вносил еще до потери своего бизнеса Мухтар Аблязов, но с учетом известных событий, шансов быть услышанным, у одного из самых известных казахстанских предпринимателей, практически нет.

Оппозиционные партии выступают, преимущественно, с откровенно популистскими предложениями. В частности, партия «Адилет» считает, что антикризисный план правительства направлен в основном на защиту интересов системообразующих банков и фирм-застройщиков, в то время как приоритетным вопросом в данной ситуации является необходимость обеспечения населения доступным жильем.

Что предлагают ? Например, «Адилет» предлагает «не изобретать велосипед», а вернуться к старой практике развития жилищно-строительных кооперативов. ( http://www.zonakz.net/articles/24116 )

Ряд экспертов акцентируют внимание на необходимости более действенных мер по поддержке среднего класса, что в целом созвучно лозунгам «Нур Отан». В частности С. Абакшин отмечает: « Несырьевой малый и средний бизнес - единственное надежное, что можно противопоставить нахлынувшим невзгодам. Ведь средний класс - это собственники, инициативные, образованные и ответственные люди в одном лице. Необходимо понимать, что больнее всего негативные тенденции в экономике бьют именно по среднему классу. Через драконовские требования по ипотеке, кредитам, услугам естественных монополистов он элементарно «вымывается». http://dialog.kz/?lan=ru&id=92&pub=1521

Теперь процитируем Меморандум "Ак жол": "необходимо в первую очередь оказать помощь населению поддержку малого и среднего бизнеса. При этом не менее 50-ти % средств направленных на поддержку экономики из государственной казны должны направляться на малый и средний бизнес. Необходимо секвестрировать так называемые «прорывные» индустриальные проекты, оставив только инфраструктурные и инновационные. Упразднить все надстройки над институтами развития, такие как «Самрук-Казына», «Казагро». Принять законы об ответственности членов Советов и менеджеров национальных компаний и должностных лиц, управляющих государственными активами ".

"Азат" оставим в стороне, поскольку никакой конкретики...

Дополнительные меры. П равительство установило ставку НДПИ на сырую нефть, реализуемую на внутреннем рынке, в 2 раза ниже, чем в случае ее продажи за границу. В связи с этим в нынешнем году в республике идет снижение цен на горючее. Казахстан принял налоговые поправки и для несырьевого сектора. Ставка корпоративного подоходного налога с 30 процентов снизится до 20 в 2009 году, до 17,5 - в 2010 году и до 15 процентов - в 2011 году. По расчетам правительства, снижение налоговой нагрузки позволит предприятиям республики в 2009 году высвободить около 500 миллиардов тенге и направить их на развитие производства.

Подводить итоги борьбы казахстанского правительства с кризисом - преждевременно. Сравнение с шахтерской канарейкой оказалось ярким, но не слишком точным образом. Жертвой обстоятельств Ак Орда становиться явно не намерена.

Что до сравнений Нурсултана Назарбаева с Ф.Д. Рузвельтом и его «новым курсом», то поживем - увидим. Не все зависит от самого Казахстана. Никто не может предсказать глубины кризисного падения и сроков его завершения. Ограниченность реальной диверсификации экономики ведет к тому, что очень многое для РК будет решаться на мировых рынках.

Но, очевидно, что более последовательная экономическая интеграция в рамках сотрудничества с Россией, это дополнительный шанс и для Астаны, и для Москвы.

Хотя бы с точки зрения развития инновационных проектов через создание Центра высоких технологий или окончательное формирование Таможенного союза. Прошло сообщение о том, что Внешэкономбанк (ВЭБ) России предоставит казахстанскому госфонду национального благосостояния «Самрук-Казына» до $3 млрд. для реализации ряда крупных инвестиционных проектов в республике. Кредит будет использован «для обеспечения поставок российского оборудования и экспорта из России товаров металлургии, химии, энергетики для модернизации и расширения мощностей отдельных казахстанских предприятий».

Элиты "умнеют"? Хочется в это верить...

Поделиться: