Место Украины в формировании новой системы европейской безопасности

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Характерной особенностью современной международной ситуации является активная наступательная политика России направленная на перехват инициативы Запада в вопросах формирования новой глобальной системы безопасности. Первой подобной инициативой РФ стало выступление в октябре 2008 года на Евианской конференции президента РФ Д. Медведева, который высказался за необходимость создания новой архитектуры европейской безопасности. Актуальность подобного предложения усилилась в контексте событий на Кавказе и неспособности Североатлантического Альянса обеспечить безопасность и стабильность на Европейском континенте в целом. Согласно предложенному Д. Медведевым проекту, эта система должна быть равной для всех государств - без изоляции кого-либо и без зон с разным уровнем безопасности, она призвана объединить все Евро-атлантическое пространство на основе единственных "правил игры" и на длительное время в юридически закрепленной форме обеспечить общие гарантии безопасности.
Место Украины в формировании новой системы европейской безопасности

Котелянец Елена ,

эксперт Центра исследований проблем гражданского общества (Киев, Украина)

Место Украины у формировании новой системы европейской безопасности

Характерной особенностью современной международной ситуации является активная наступательная политика России направленная на перехват инициативы Запада в вопросах формирования новой глобальной системы безопасности. Первой подобной инициативой РФ стало выступление в октябре 2008 года на Евианской конференции президента РФ Д. Медведева, который высказался за необходимость создания новой архитектуры европейской безопасности. Актуальность подобного предложения усилилась в контексте событий на Кавказе и неспособности Североатлантического Альянса обеспечить безопасность и стабильность на Европейском континенте в целом. Согласно предложенному Д. Медведевым проекту, эта система должна быть равной для всех государств - без изоляции кого-либо и без зон с разным уровнем безопасности, она призвана объединить все Евро-атлантическое пространство на основе единственных "правил игры" и на длительное время в юридически закрепленной форме обеспечить общие гарантии безопасности.

Поиск максимально эффективной системы безопасности был и остается одним из актуальнейших вопросов современной Европы, однако идея безопасности всегда воспринималась государствами Евросоюза по-разному, основываясь на собственных национальных интересах. Наиболее активным сторонником развития самостоятельного оборонного потенциала ЕС была и остается Франция, в силу своего традиционного курса, направленного на уменьшение американского влияния на европейские дела, и Германия, которая, имея статус наибольшей европейской экономики, стремилась занять соответствующее место и в политической сфере. Так, что выглядит закономерным тот факт, что инициатива президента России была поддержана французской и немецкой сторонами.

На прошедшей 5-8 февраля 2009 г. ежегодной Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, ключевым вопросом обсуждения стало будущее европейской безопасности, вопросы отношений Европы и США с Российской Федерацией. Представители Германии и Франции, а также Верховный представитель ЕС Х. Солана подчеркнули необходимость привлечение России к урегулированию вопросов безопасности и позитивно высказались за рассмотрение пропозиции Д. Медведева относительно формирования общеевропейской системы безопасности. Президент Франции Н. Саркози и канцлер Германии А. Меркель уделили особое внимание вопросу восстановления доверия в отношениях ЕС и России. Н. Саркози выступил категорически против расширения НАТО и ЕС и призвал европейских партнеров к разработке новой архитектуры европейской безопасности с привлечением к этому процессу России. Критически высказался в сторону реализации российского проекта новой архитектуры безопасности, генеральный секретарь НАТО Я. де Х. Схеффер. Согласно его высказываниям, планы России разместить военные базы в Абхазии и Южной Осетии противоречат ее инициативе формирования новой системы европейской безопасности.

Таким образом, как показали результаты Мюнхенской конференции, не существует на сегодня единой позиции Запада как в вопросе общей концепции системы европейской безопасности, так и участия российской стороны в процессе разработки ее проекта.

Однако, следует отметить, что Запад, не смотря на периодические обострения в отношениях с Россией, готов и в дальнейшем идти на уступки Москве, пренебрегая, таким образом, угрозами своей безопасности, в первую очередь, в энергетической сфере. Подтверждением этому служит «заморозка» обсуждения на международном уровне вопроса расширения НАТО на Восток и вступления в Альянс Украины и Грузии.

По разным причинам Украина на сегодняшний день остается на периферии интеграционных процессов европейского континента, у так званном «вакууме интеграции» между ведущими мировыми игроками -Россией и ЕС. В данной ситуации украинской сторонне необходимо начать активную роботу по подготовке новой внешнеполитической стратегии, с учетом характера современных угроз национальной безопасности и актуальных геополитических реалий. Во избежание отстранения Киева от процесса формирования новой системы безопасности в Европе, Украина имеет намерения активизировать роботу на уровне Министерства Иностранных Дел в поиске всех возможных вариантов привлечения украинской стороны к процессу разработки нового договора о европейской безопасности. Для этого предполагается воспользоваться всеми существующими механизмами по линии межгосударственных структур (ОБСЕ, форумы Украина-ЕС, Украина-НАТО, заседания Украинско-российской межгосударственной комиссия и тому подобные).

Складывающаяся ситуация дает Украине возможность уйти от понятия "буферная зона" и укрепить свои позиции как страны-коммуникатора. Украина имеет все шансы выступить в качестве основного связующего звена между Евросоюзом и Россией. Коммуникационная функция украинской стороны в рамках геополитического треугольника ЕС - Украина - Россия состоит в том, чтобы способствовать развитию многосторонней взаимосвязи между странами, а также дает возможность поиска новых подходов к решению проблемы интеграции Украины в европейские структуры и поддержки стратегического партнерства с Россией. Формула треугольника позволит Киеву артикулировать собственное видение процессов и механизмов объединения Европы в вопросах безопасности. Рамки такого проекта также являются приемлемым форматом для диалога Украины с Россией и ЕС, что позволят усилить переговорные возможности нашей страны, расширить пространство для маневрирования.

Поделиться: