И. Савин: «Проблему трудовой миграции в Казахстане можно решить только через интеграционные проекты».

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Эта проблема достаточно актуальна. В силу того, что с одной стороны, Казахстан является страной с неоднородным распределением трудовых ресурсов на своей территории и малонаселен в принципе, а, с другой стороны, республика находится в непосредственном соседстве с так называемыми трудоизбыточными государствами, такими, как Кыргызстан и Узбекистан.
И. Савин: «Проблему трудовой миграции в Казахстане можно решить только через интеграционные проекты».

И. Савин: «Проблему трудовой миграции в Казахстане можно решить только через интеграционные проекты».

Интервью с директором НПО «Диалог», экспертом Сети этнологическогомониторинга Игорем Савиным

-Юлия Якушева:Насколько актуальна для Казахстана проблема трудовой миграции?

- Игорь Савин: Эта проблема достаточно актуальна. В силу того, что с одной стороны, Казахстан является страной с неоднородным распределением трудовых ресурсов на своей территории и малонаселен в принципе, а, с другой стороны, республика находится в непосредственном соседстве с так называемыми трудоизбыточными государствами, такими, как Кыргызстан и Узбекистан.

Проблема межгосударственной миграции, усугубленная слабым уровнем приграничного контроля, так или иначе, сопряжена с огромным комплексом маленьких и больших проблем привлечения трудовых ресурсов.

Эта проблема стала актуальна года с 2002, то есть существует около восьми лет и как процесс, и как проблема. А в чем, казалось бы проблема? Ведь есть огромный рынок труда. Но в силу различных обстоятельств, прежде всего, экономического плана, большинство мигрантов попадают на территорию Казахстана нелегальным путем. Причинами этого являются не только и не столько сложности процедур прохождения границы и официального оформления, экономическая эффективность, потому, что мигранты чаще всего востребованы в Казахстане только в том, случае, если они нелегальные. Во-первых, они легко манипулируемы работодателями. Во-вторых, они являются дешевой рабочей силой, поскольку нет необходимости заботиться об их социальном обеспечении, выплате высокой заработной платы, официальном оформлении.

Но, учитывая сложную экономическую ситуацию в тех странах, откуда прибывают трудовые мигранты, даже такая чудовищная степень эксплуатации мигрантов не пугает, поскольку этот путь, путь нелегальной миграции, является для них единственной возможностью заработать деньги.

Основные сферы приложения сил трудовых мигрантов в Казахстане, это: строительство, сфера питания, социальная сфера. Еще одна сторона миграции, о которой говорить труднее всего, это сексуальная миграция.

В перечисленных четырех сферах задействовано около 95% трудовых мигрантов. Примерно 70% трудовых мигрантов в Казахстане - мужчины.

-Ю.Я.: Как влияет на ситуацию в сфере трудовой миграции глобальный экономический кризис? Можно ли ожидать оттока мигрантов с территории Казахстана?

-И.С.: Мое личное исследование по миграции проводилось в 2007 году, когда о кризисе еще только говорили.

Но согласно достаточно серьезным публикациям казахстанской прессы, можно сказать, что отток мигрантов происходит и будет происходить в будущем, уже сейчас наблюдается недопреезд трудовых мигрантов. Однако люди все равно приезжают в Казахстан, даже без гарантированного места работы. Другое дело, что государство не может четко отследить приток нелегальных трудовых мигрантов.

Надо упомянуть и о заявлениях представителей МВД Казахстана о том, что массовые увольнения трудовых мигрантов будут способствовать росту преступности в стране. Это еще одно из влияний кризиса на ситуацию в этой сфере.

- Ю.Я.:Можно ли решить проблему нелегальной трудовой миграции через интеграционные проекты на постсоветском пространстве?

- И.С.: Эти проблемы только так и можно решить. Делать так, чтобы миграционные процессы не носили проблемный характер, необходимо через проекты, подразумевающие цивилизационный подход к рынку труда. Подобный подход подразумевает построение такой схемы: есть носитель знаний и умений - работник, есть работодатель, а есть регулирующий и контролирующий орган. Конечно же, это должно происходить на уровне двух стран, страны-экспортера и страны-импортера трудовых ресурсов, которые и будут выполнять роль внешнего контролирующего органа.

Установление такой схемы, в первую очередь, будет способствовать формированию лучшего имиджа того или иного государства в мире.

Ведь сейчас часто можно наблюдать, какие страшные эпитеты употребляют неформальные узбекские или кыргызские СМИ, говоря об отношении к своим гражданам в Казахстане, и в то же время, как, скажем, казахские интернет-пользователи, отзываются о проблеме гастарбайтеров в России. Все эти факты негативно сказываются на имидже и России, и Казахстана.

Ю.Я:Спасибо за интервью.

Поделиться: