М. Лапенко: Идейная консолидация казахстанского общества. Ч.2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Таким образом, на всем протяжении современного этапа развития Казахстана на официальном уровне консолидация политической системы, гражданского общества в Казахстане рассматривается как гарант стабильности многоконфессионального и полиэтнического общества, его самосохранения. За годы существования и развития Казахстана как суверенного государства действующая власть разработала и представила обществу многочисленные стратегии и концепции.
М. Лапенко: Идейная консолидация казахстанского общества. Ч.2

Окончание. Начало:

http://www.contur.kz/node/161

************************************************************************************

Таким образом, на всем протяжении современного этапа развития Казахстана на официальном уровне консолидация политической системы, гражданского общества в Казахстане рассматривается как гарант стабильности многоконфессионального и полиэтнического общества, его самосохранения. За годы существования и развития Казахстана как суверенного государства действующая власть разработала и представила обществу многочисленные стратегии и концепции.

В первые годы суверенитета преобладала идея обретения государственной независимости. Данная идея стала мощным механизмом сплочения казахстанского общества, однако она отвечала стремлениям и интересам, прежде всего казахского этноса. Сложная социально-экономическая ситуация и возможность превращения Казахстана в нацию-государство вызвали мощный отток русскоязычного населения.

Далее руководство Казахстана начинает искать более обобщенные идеи, такие как «благосостояние и процветание всех казахстанцев» и в конечном итоге на современном этапе объединяющей и консолидирующей казахстанское общество становится идея «конкурентоспособной нации». Идея своевременная и отвечает глобальным вызовам современности. Однако, учитывая традиционные особенности Казахстана: сохранение жузового деления общества, неравномерность развития отдельных регионов страны, неразвитость политической и экономической конкуренции, можно предположить, что данная идея будет носить ограниченный характер. Безусловно, она будет способствовать формированию конкурентоспособной элиты страны, как политической, так и экономической, но в основном среди казахской части населения Казахстана.

Показательными в этой связи являются программа «Болашак» и языковая политика Казахстана.

Несмотря на экономические трудности 90-х годов, по личной инициативе Главы государства в 1993 г. была создана программа «Болашак», по которой молодые казахстанцы получили возможность обучаться за рубежом в лучших университетах мира.

В итоге, за 15 лет своего существования программа внесла значительный вклад в формирование высокообразованных кадров. Уже сегодня выпускники «Болашак» занимают весьма ответственные позиции в сфере государственного управления, бюджетных организациях, а также в отечественных и иностранных компаниях.

Президент РК выразил мнение, что в настоящее время «Болашак» является одним из важнейших «прорывных проектов», нацеленных на формирование конкурентоспособной нации, что «именно выпускники «Болашака» могут стать основой новой генерации управленцев, готовящейся встать у руля реформ и управления государством».

Стипендия «Болашак» первая задала моду среди казахстанцев на получение зарубежного образования. В настоящее время желающих учиться за границей немало, но пройти конкурсный отбор, где понадобятся хорошие знания предметов, также могут не все.

В 2008 г. впервые, как один из этапов конкурсного отбора, введено тестирование по государственному языку. Ранее Независимая экспертная комиссия проводила собеседование с конкурсантами на казахском и русском языках. Для определения уровня знания казахского языка было принято решение о проведении данного вида экзамена в обязательном порядке. Данное условие конкурса выводит за рамки программы «Болашак» русскоязычное население Казахстана, поскольку немногие представители данной группы смогут пройти тестирование по казахскому языку.

Со времени обретения суверенитета в Казахстане проделана большая работа в области языковой политики, принята Концепция языковой политики (1996 г.), Закон «О языках в Республике Казахстан» (1997 г.), разработана и осуществляется Государственная программа функционирования и развития языков на 2001 - 2010 гг. [1] , Программа «Триединство языков».

Языковая политика в РК направлена в первую очередь на возрождение казахского языка, расширение сферы его применения, а также сохранение общекультурных функций русского языка и развитие языков народов Казахстана.

В настоящее время русский язык в Казахстане изучается повсеместно, он является обязательным предметом в государственных и негосударственных учебных заведениях и включен в перечень предметов в документ об образовании. Можно сказать, что функционирование русского языка в Казахстане остается стабильным и пользуется государственной поддержкой.

При этом пространство функционирования русского языка постепенно сужается, во многом это можно объяснить изменением этнического состава населения РК за период с 1999 по 2005 гг. [2] . В настоящее время широко распространено использование государственного языка и национально-казахского билингвизма в Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Атырауской, частично в Актюбинской областях РК. В этих областях государственный казахский язык доминирует в качестве языка обучения в школах и вузах.

Большинство населения Казахстана являются билингвами, однако степень владения русским языком как вторым неодинакова, все чаще, особенно среди молодежи, встречается низкий уровень культуры речи (незнание чисел, падежей, ударение в глагольных формах). В Казахстане сформировался национальный тип билингвизма (казахско-русского билингвизма), когда владение русским языком широко распространено среди титульного населения республики. Однако при определенной языковой политике государства есть вероятность того, что национальный тип билингвизма будет вытеснен региональным, когда два языка знают и используют жители определенных районов страны. Языковая политика может носить как конструктивный, так и деструктивный характер. Языковая политика является важнейшим элементом во взаимоотношениях этносов, проживающих на территории Казахстана. Отказ от развития государственного двуязычия может создать возможность для проявления языковой дискриминации и дальнейшего выдавливания русских и русскоязычных граждан из разных сфер жизнедеятельности государства [3] .

Языковая политика содействует не только межэтническому согласию и консолидации казахстанского общества, но и выполняет важную функцию интеграции Казахстана и России в общее коммуникативное и социокультурное пространство. Сохранение сферы функционирования русского языка отвечает стремлению Казахстана к интеграционным процессам, сохранению единого культурного и образовательного пространства со странами СНГ и является мощным конкурентным преимуществом Казахстана в современной глобализации.

В условиях суверенитета и новой государственной языковой политики в Казахстане выросло новое поколение молодежи, ориентированное на иные, чем в советский период ценности, участвующее в формировании новой языковой ситуации. Новое поколение реально осознает, что без знания государственного языка невозможно получить образовательные гранты, сделать карьеру в государственных учреждениях, сфере услуг, правоохранительной и судебной сфере. В современных условиях существует потребность во владении не только русским языком, но и английским и другими иностранными языками, что способствует интеграции Казахстана в мировое экономическое пространство.

Если раньше языковая ситуация в Казахстане определялась историческими и культурными контактами русского и казахстанского народов, то сейчас, в современных условиях, она будет определять в первую очередь экономическими интересами. Если экономические связи между Казахстаном и Россией будут развиваться и укрепляться, то будет развиваться и расширяться объективная потребность в русском языке и, следовательно, различные формы его изучения. Если же практическая необходимость в русском языке в силу сокращения экономической межгосударственной интеграции будет уменьшаться, то русский язык будет выходить из употребления.

Многие исследователей считают, что проведение сбалансированной языковой политики и развитие билингвизма является одним из важных факторов поддержания общественного согласия и политической стабильности в полиэтническом Казахстане, поскольку, по их мнению, русский язык в Казахстане сохраняет свои позиции как языка межэтнического взаимодействия и в определенной степени сохраняет свою значимость как язык общения внутри диаспор полиэтнического Казахстана [4] .

Кроме концептуального оформления идейная консолидация находит и свое институциональное оформление. Среди институциональных структур, в функции которых входит обеспечение национального и гражданского согласия, реализация национальной политики и консолидации общества особое место принадлежит Ассамблеи народов Казахстана. В экспертном сообществе Казахстана преобладает мнение о том, что АНК стала эффективной площадкой для совместного и конструктивного обсуждения общих и частных проблем развития этносов, апробации новых идей и предложений, нацеленных на совершенствование своей деятельности, а также реального продвижения интересов этнокультурных групп. За прошедшие годы Ассамблея народов Казахстана превратилась в авторитетный общественный институт гармонизации межнациональных отношений. Деятельность Ассамблеи способствует росту международного авторитета Республики Казахстан как страны эффективно решающей проблемы межнациональных отношений. Особым достижением считается выделение 9 депутатских мандатов Мажилиса в качестве квоты Ассамблее народа Казахстана [5] .

В Республике Казахстан в отличие от соседних стран сохраняется достаточно высокий уровень межэтнической терпимости и сотрудничества. Процесс идейной консолидации занимает важное место в построении государственности.

При этом вопросы создания казахстанской гражданской идентичности и национальной идентичности казахской нации остаются открытым в рамках реформируемого общества. И если в концептуальном плане можно выделить общенациональную идею консолидации казахстанского общества, то на практике дело обстоит более сложно, можно выделить несколько возможных вариантов восприятия данной идеи различными этническими группами: наиболее восприимчивыми к этой идеи будут молодые успешные казахстанцы столичных городов, наименее восприимчивыми представители южных сельских районов Казахстана.

В этой связи будет интересно проанализировать результаты второй национальной переписи Казахстана, которая состоится с 25 февраля по 6 марта 2009 года. По результатам переписи можно будет судить о степени эффективности национальной политики, процесса идентификации, построения новой государственности.

Для эффективной реализации идейной консолидации Казахстана необходимы дальнейшая демократизация общества, развитие партийной системы, профессионализм государственной службы, толерантность СМИ в сфере межнациональных отношений, усиление роли национально-культурных объединений, успешная реализация языковой политики, а также сохранение стабильной геополитической обстановки вокруг Казахстана.

[1] Государственная программа функционирования и развития языков на 2001-2010 годы // Основные законодательные акты о языках в Республике Казахстан. Алматы, 2005. С. 18-29.

[2]Алтынбекова О. Б . Этноязыковые процессы в Казахстане: Монография. Алматы, 2006. С. 114.

[3]Лапенко М. В. Легкий М. В. Билингвизм как конкурентное преимущество Казахстана и России в условиях глобализации // 10 лет стратегии «Казахстан -2030». Экономические и политико-правовые основы модернизации Казахстана как условия вхождения РК в число пятидесяти наиболее конкурентно-способных стран мира. Материалы научно-практической конференции. Костанай: КГУ им. А.Байтурсынова. 2008. С. 23-32.

[4] См. сборник научных статей: Казахстанская модель межэтнического согласия: проблемы и перспективы: Сб. мат. науч.-практ. конф. - Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК, 2007.

[5]Мамираимов Т. К. Роль Ассамблеи Народов Казахстана в новых политических условиях // Сборник материалов «круглого стола» «Послание Президента РК Н.А. Назарбаева «Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики». - Алматы, 2008 // http://www.kisi.kz/

http://www. contur.kz.

Поделиться: