Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Леонид Гусев. Сотрудничество Казахстана с Азербайджаном в сфере энергетики

19.02.2009

Автор:

Теги:

 

Леонид Гусев. Сотрудничество Казахстанас Азербайджаном в сфере энергетики

Доклад на Седьмойобщей конференции ЕСПИ в РГГУ 6 февраля 2009 года.

 

 

Все годыпосле обретения независимости Республика Казахстан, во главе с Президентомстраны Н. Назарбаевым проводит многовекторную политику. Это в полной мереотносится и к сфере энергетики. Несмотря на то, что сотрудничество с Россией вэтой области является для страны приоритетным направлением, в то же времяКазахстан осуществляет диверсификацию экспортных нефтяных маршрутов. Одним изтаких маршрутов является Кавказ, а на Кавказе, в первую очередь Азербайджан, азатем Грузия.

В начале,хотелось остановиться на том, как развивалась нефтегазовая отрасль Казахстана иАзербайджана.

Широкомасштабнаядобыча нефти и газа началась в Казахстане в начале 1992 года. В сравнительнокороткие сроки были достигнуты серьезные успехи в развитии отрасли, связанные сразработкой месторождения Тенгиз и реализацией проекта КТК. По даннымСтатистического комитета СНГ и статистических организаций, занимающихсяисследованиями в сфере углеводородного сырья, добыча нефти, включая газовыйконденсат, составляла в 2000г. — 35,3 млн. т. В 2004 г. -  59,5 млн. т. В 2007 году – 67 млн. т.[1]  Добыча газа, с 2000 года, за 4 года выросла в двараза и составила в 2004 году 22,1 млрд. куб. м.[2] А в2007 году она достигла  29,6 млрд. куб.м.[3] Попрогнозам экспертов, как международных, так и российских, Казахстан довольноскоро может стать одним из ведущих мировых экспортеров нефти, несмотря на то,что он в принципе не является «нефтедобывающим» государством в полном смыслеэтого слова. К 2015 году Казахстан планирует довести добычу нефти до 150 млн тв год (по другим прогнозам до 110-115 млн.т), к 2010 году добычу газа вывестина уровень 60 млрд.куб.м (по другим прогнозам до 45-50 млрд. куб.м)[4].Прирост добычи будет, в частности, обеспечен за счет вывода на полную мощностьКарачаганакского газоконденсатного месторождения в Западном Казахстане.

В 2004 годуотмечалось, что в результате реализации Программы развития газовой отрасли на 2004-2010годы Казахстан войдет в число стран, обладающих крупнейшими в мире доказаннымизапасами природного газа и станет одним из трех основных производителей и экспортеровгаза на территории СНГ. По информации Министерства энергетики и минеральных ресурсовКазахстана, разведанные и оценочные запасы газа, сосредоточенные на 94 месторождениях,составляли на 2004 год более 3 трлн. куб.м.[5] В2007 году Министерство подтвердило свой прогноз.[6]

Если же посмотреть на оценки специалистов Всемирного банка[7],то Казахстан обладает огромной долей нефтяных запасов региона (1 100 миллионовтонн нефтяного эквивалента, ТНЭ из 1 264, 2). При этом в Казахстане основные нефтегазовыересурсы связаны с шельфом Каспия. Так подтвержденные запасы углеводородов насуше составляют 4 млрд. тонн нефти, а потенциал шельфа – 17 млрд. тонн нефти.[8]

 

История нефтегазовой отрасли независимого Азербайджанаберёт начало с 1992 года. Тогда с целью проведения единойгосударственной политики в области нефтяной промышленности Указом ПрезидентаАзербайджанской Республики осенью 1992 года на базе Государственного концерна"Азеринефть" и Производственного объединения "Азернефтехимия"была создана Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики(ГНКАР). В сферу деятельности ГНКАР вошла разведка нефтяных месторождений наморе и на суше, подготовка, переработка, использование, транспортировка нефти,газа, конденсата и продуктов их переработки, обеспечение спроса потребителей наэнергоносители. Очень важным для страны можно считать 2003 год, отмеченныйактивным продвижением всех главных нефтегазовых проектов. На фоне планомернойреализации крупнейших месторождений АЧГ был дан официальный старт проектуШах-Дениз и, наконец, началось строительство трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан.В 2005 году добыча нефти, последние 5-6 лет застывшая на отметках 14-15 млнтонн, достигла 22,2 млн тонн.[9]

 

В декабре 1999 года в стране был созданГосударственный нефтяной фонд Азербайджанской Республики. ГНФАР являетсявнебюджетным государственным институтом, подотчетным главе государства. Активыфонда формируются в основном за счет доходов, получаемых республикой от продажинефти и газа, бонусных выплат от реализации нефтегазовых проектов, аренднойплаты за использование государственного имущества в рамках договоров,заключенных с иностранными компаниями. Основной смысл создания Госнефтефонда втом, чтобы ориентировать нефтяные доходы в основном на будущее страны ипериодические вливания в госбюджет.

 

Что касается сотрудничества с Азербайджаном, то Казахстанрассматривает эту страну в качестве братскогогосударства в Кавказском регионе, перспективного партнера в реализации проектовв энергетической сфере, в области транспорта и коммуникаций, а также в вопросахсотрудничества и обеспечения безопасности на Каспийском море и противодействияновым вызовам.

Но, еслирассматривать энергетическую политику Казахстана в целом, то в настоящее времяазербайджанское направление не является основным.  Во всех идущих из Баку на Запад трубопроводныхпроектах никакой доли собственности у казахстанских компаний нет. Более того,практически ничего казахстанским бизнесменам не досталось и от подрядов исубподрядов по строительству и эксплуатации этих транспортных объектов. Всеосновные подряды достались западным компаниям, и они на себя и взяли основнуюнагрузку по тем видам работ, ради которых их привлекли. Контракт на укладкуазербайджанского участка трубопровода достался греческой компании CCIC (“ConsolidatedContractors International Company”), грузинского участка -франко-американскому СП “Spie Capag/Petrofac”, на предоставление услуг попроектированию, поставкам материалов и оборудования - британской компании “JohnBrown Hydrocarbons”. А генеральный подрядчик проекта БТД на территории Турции -турецкая государственная газовая компания “Botas”.[10]

 

Подрядчики, этихтрубопроводов к субподрядам стараются привлекать компании именно техгосударств, по территориям которых прокладывается трубопровод. А Казахстануничего не досталось. В этой связи возникает вопрос: почему произошла такаяситуация с казахстанскими компаниями? Ответ может быть следующим. Видимо, властиАзербайджана опасаются значительного участия и укоренения казахстанских компанийв бизнес - проектах  внутри страны. Этосвязано с тем, что Азербайджан сам позиционируется, как мощное энергетическоегосударство в Каспийском регионе. Поэтому, несмотря на заявленные большие планыэкономического сотрудничества, такое сотрудничество осуществляется крайнемедленно и «со скрипом». Политического же сотрудничества между странамипрактически нет.

 

Рассмотрим,как осуществлялось сотрудничество в энергетической сфере между двумя странами втечение последних нескольких лет.

Казахстансотрудничает с Азербайджаном, как на основе двухсторонних договоров, так и врамках таких интеграционных объединений как СНГ, ОЭС, ТРАСЕКА, ОИК,  ОБСЕ.

 

Перед двумя государствами открываются широкие перспективы вобласти формирования нового сотрудничества — транзита энергоносителей черезтерритории двух стран с использованием нефтепроводов, существующих и строящихсяжелезнодорожных линий, автомобильных трасс и морских портов. Для Казахстана —это выход на европейский и мировой рынок, для Азербайджана – короткий путь в республикиСредней Азии, Китай, восточные регионы России.

Так, ещё в 2004 году, по словам тогдашнего первоговице-премьера правительства Азербайджана Аббаса Аббасова через территорию Азербайджана было экспортировано болеетрех миллионов тонн казахстанской нефти.[11]По его словам, расширяющийся транспортный потенциал двух стран будетспособствовать дальнейшему увеличению объемов перевозимых грузов, в том числетранспортировке казахстанской нефти по маршруту Актау-Баку.

Кроме того, после пуска нефтепровода Баку – Тбилиси - Джейхан,Казахстан, по соглашению с Азербайджаном подключится к пополнению этогонефтепровода. Танкерным флотом казахстанская нефть будет доставляться вБаку от порта Актау.  Этот энергокоридор Актау – Баку предназначен для нефти сместорождения «Кашаган», а добыча в этом месторождении планируется начаться внынешнем 2008 году, а прихода казахстанской нефти в Азербайджан можно ожидатьне раннее 2010 года.

 

Предусматривается,что участок Актау-Баку будет действовать как самостоятельный. Для созданиясистемы Актау-Баку предполагается строительство нового терминала для хранения иперекачки нефти в село Курык (порт в 76 километрахюго-восточнее Актау) а также соединительных трубопроводов. Для этого будутсооружены выносные причалы. Мощность системы по перекачке составит всего 30млн. тонн нефти в год, однако на первом этапе будет перевозиться 7,6 млн. тонннефти. Выносные причальные устройства необходимы для погружения нефти танкерамс большим водоизмещением с 60 тыс. тонн или же 25 тыс. тонн.

АкционерамиБТД являются: ВР (30,1% долевого участия), ГНКАР (25%), Statoil (8.71%), Unocal(8,9%) TPAO (6,53%), Itochu (3,4%), Amerada Hess (2,36%), ENI (5%),ConocoPhillips (2,5%), Inpex (2,5%), Total (5%). Среди акционеров четырекампании, участвующие в контракте на месторождении Кашаган. Это ENI,ConocoPhillips, Inpex и Total. Эти компании естественно имеют экономическийинтерес в транспортировке добытой ими нефти по ими же сооруженнымтрубопроводам.[12]

 

Самомежправительственное соглашение с Азербайджаном было подписано 16 июня 2006 г., тогда же Казахстани присоединился к проекту Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Данное соглашениепланировалось подписать еще в мае 2005 г. во время визита президента КазахстанаН.А.Назарбаева в Баку. Однако Азербайджану и США не удалось тогда получитьтвердые гарантии от казахстанской стороны экспортировать необходимый объемнефти через БТД. И с тех пор давление на Казахстан планомерно усиливалось, чтонеудивительно, учитывая, что будущее проекта в значительной мере зависит отпоставок казахстанской нефти. По мнению многих экспертов в данной области,нынешних объемов нефтедобычи в Азербайджане не хватает для полной загрузкинефтепровода.[13]Без казахстанской нефтинефтепровод заполнен только на 35% своих пропускных мощностей.

В апреле 2007 г. В Азербайджане софициальным визитом находился премьер-министр Казахстана К. Масимов. Во времявизита он заявил, что Казахстан заинтересован втранспортировке собственных энергетических ресурсов через территориюАзербайджана. Всвою очередь премьер-министр Азербайджана А. Раси-заде отметил, что страны, обладающие энергетическими ресурсами, должны бытьзаинтересованы в принятии решения, через какие государства они собираютсятранспортировать. «Если Казахстан примет решение транспортировать энергоресурсычерез территорию Азербайджана, то мы рады будем содействовать в реализацииэтого процесса».[14]

Крометого, на встрече было заявлено, что «Уровень взаимоотношений междуКазахстаном и Азербайджаном самый высокий, но жизнь требует расширения этихвзаимоотношений». А также Раси-заде отметил, что «Товарооборот междуАзербайджаном и Казахстаном по итогам 2006 года по сравнению с 2005 годом выроспочти в два раза. Это пока еще маленький объем, потом он может быть больше, носам темп роста говорит о том, что наши отношения динамично развиваются».[15]

«Кроме того,необходимо решить вопрос, связанный с расширением инфраструктуры потранспортировке углеводородов и сухогрузов, как в Азербайджане, так и вКазахстане. Нам бы хотелось, чтобы мы с вами вели согласованную политику, чтобыинвестиции в инфраструктуру шли синхронно между собой, чтобы грузы, которые мывам отправляли, могли бы симметрично приниматься с вашей стороны, и наоборот»,[16] -подчеркнул К. Масимов.

На встрече же с президентом Азербайджана, в августе 2007года, Президент Казахстана Н. Назарбаев заявил, что, с учетом опытаАзербайджана в области нефтегазового машиностроения, имеются большиеперспективы создания совместных предприятий и производств в этом направлении.[17]

 Также на этой встрече Президент Казахстана отметил, что «Азербайджандля нас очень интересен как транзитная территория в связи с тем, что мы, какранее договорились, участвуем в проекте Баку – Тбилиси – Джейхан, в будущем -по газовым проектам и железнодорожному переходу через Азербайджан и Грузию наЧерное море». И добавил, что «Мы договорились в целом о том, что обе страныготовы сотрудничать по всем направлениям, создавать совместные предприятия,участвовать в приобретении активов с обеих сторон, в развитии торговли»[18].

Н. Назарбаев выразил уверенность в том, что двусторонниепереговоры и подписание документов по их итогам «создадут новые благоприятныеусловия для увеличения товарооборота между двумя странами и, самое главное,будут способствовать сближению двух народов и государств»[19].

В свою очередь И. Алиев отметил на переговорах, чтоАзербайджан готов предоставить беспрепятственный доступ для транспортировкигрузов из Казахстана по территории своей страны.

 

 

Необходимо отметить, что эта казахстанско- азербайджанскаявстреча на высшем уровне впервые прошла исключительно вокруг энергетическойтематики, а все остальные вопросы двустороннего сотрудничества носили фонсвоеобразного «делового прикрытия», нежели важных межгосударственныхобсуждений.

Эксперты отмечают, что факт того, что с И. Алиевым в Астануездил президент государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР)Абдуллаев, свидетельствует о том, что энергетическая проблематика и сотрудничествос Казахстаном в первую очередь волнует азербайджанское руководство.

На этой встрече было подписано соглашение о стратегическомпартнерстве в нефтегазовой отрасли и меморандум о совместном сотрудничестве поТранскаспийскому проекту между АО «ННК «КазМунайГаз» и Государственной нефтянойкомпанией Азербайджана. Стороны заявили о продолжении сотрудничества внефтегазовой отрасли. В договоре есть договоренности по транспортировке итранзиту казахстанской нефти, нефтепереработке и нефтехимии, а такжесовместному использованию нефтегазовой инфраструктуры ГНКАР.

С

транынамерены совместно реализовывать Транскаспийский проект, в состав котороговойдут нефтеналивные терминалы на казахстанском побережье Каспийского моря,танкеры и суда, нефтеналивные терминалы на азербайджанском побережьеКаспийского моря и соединительные сооружения до системы Баку-Тбилиси-Джейхан.

Что касаетсясамой транскаспийской системы, то она является частью проектируемойКазахстанской Каспийской Системы Транспортировки (ККСТ). Планируется, что ККСТобеспечит на начальном этапе транспортировку 500 тыс. баррелей сутки (23 млн.тонн в год) с последующим увеличением до 750-1200 тыс. баррелей в сутки (35-56млн. тонн в год). [20]

.

В рамках реализации этого проекта планируется строительствонефтепровода Ескене – Курык, который обеспечит открытие коридора Восток – Западпо маршруту Курык – Баку – Тбилиси – Джейхан. Проект созданиятранспортной системы «Курык – Баку – Тбилиси – Джейхан» предполагаеттранспортировку нефти с казахстанского побережья Каспийского моря в Баку идалее по нефтепроводу «Баку–Тбилиси–Джейхан»,  поступающей с месторождений у порта Курык, гдепланируется построить нефтеналивной терминал для приема крупнотоннажныхтанкеров.

А в октябре2007 года между азербайджанским ОАО"Азнефткимямаш" и казахстанскими ТОО "Казпетромаш", АО"Казнефтегазмаш" и Sewon – Vertex Heavy Industry подписан Меморандумо совместной деятельности в области нефтяного машиностроения и созданиясовместного производства нефтегазопромыслового оборудования.

 

Азербайджанский Фонд Поощрения Экспорта и Инвестиций(AZPROMO) сообщил, что по решению Президентов Азербайджана и Казахстана,достигнутому в рамках официального визита главы государства Ильхама Алиева вАстану в августе 2007 г.,стороны будут углублять сотрудничество в области нефтяного машиностроения, втом числе путем создания совместных предприятий в сфере производстванефтегазопромыслового оборудования.[21]

10-12 октября 2007 года большая делегация специалистов"Азнефткимямаш" побывала в казахстанском городе Актау и ознакомиласьс производственным потенциалом региона и предложила пути дальнейшегосотрудничества. В казахстанскую делегацию, прибывшую в Баку с ответным визитом,вошли руководители и специалисты ведущих машиностроительных заводов ЗападногоКазахстана. Благодаря данному меморандуму, азербайджанские и казахстанскиекомпании совместно определят дальнейшие проекты и на основе изучения рынкаорганизуют совместные предприятия в сфере нефтегазового машиностроения.

 

В 2008 годусотрудничество между двумя странами продолжилось. Так, 14 ноября 2008 года, вБаку между АО «КазМунайГаз» и Государственной нефтяной компанией Азербайджанабыл подписан договор о принципах реализации транскаспийского проекта. Онпредусматривает создание совместной проектной компании, ее финансирование,установление тарифов, условий использования. Успешная реализация проекта даствозможность создать надежную и долгосрочную систему транспортировки нефти сберегов Каспия на мировые рынки посредством Баку-Тбилиси-Джейхан и другихинфраструктур транспортировки энергоносителей.

Как уже отмечалось выше, планируется, что Транскаспийскаясистема обеспечит на начальном этапе возможность транспортировки нефти в объеме500 тыс. баррелей в сутки (23 млн. тонн в год) с последующим увеличением до750-1200 тыс. баррелей в сутки (35-56 млн. тонн в год).[22]

 

Таким образом,можно отметить, что отношения между Азербайджаном и Казахстаном вэнергетической сфере будут и впредь развиваться, поскольку оба государстваимеют взаимные интересы, которые, в свою очередь, совпадают с интересамипотребителей на рынках западных стран. Но, Казахстан в ближайшие годы не будетпереориентироваться на азербайджанское направление, считая приоритетнымироссийское, а затем китайское направления транспортировки своих углеводородов.По прогнозам аналитиков доля южнокавказского направления в экспорте можетувеличиться максимум до 20%.[23] Большуюже часть свой нефти Казахстан будет экспортировать через территорию России.

 

 

Гусев Л.Ю., старший научный сотрудник Центра исследованийВосточной Азии и ШОС МГИМО МИД России, кандидат исторических наук

 



[2] www.cisstat.com,февраль 2005.

[3] www.gazeta.kz/art.asp?aid=105873

[4] www.apn.kz,20.01.2006

[5]  www.expert.ru, 15.03.2004

[6] www.nomad.su/?a=4-200705150526

[7] CentralAsia: Regional electricity export potential study. World Bank, Washington, D.C.,December, 2004.

[8] Нефтегазовый сектор Центральной Азии исценарии региональной интеграции // Фонд «Наследие Евразии». Экономическоеобозрение ЕвраАзЭС. 2006. № 3 (8). С. 6 – 13.

[9] Там же.

[10]  http://www.zonakz.net/articles/16536

 

[11]  http://www.energonew.ru/news/base/2005/05/8236.htm

 

[15] http://spy.kz/modules.php?name=News&file=article&sid=248#TXT_193055

 

[16]  http://spy.kz/modules.php?name=News&file=article&sid=248#TXT_193055

 

[19] Там же

[20] http:// www.energyland.info/news/world_news/2007/08/08/news_880

 

 

[21] http:// www.derrick.ru/index.php?f=n&id=12390

 

[22] http://www.nomad.su/?a=4-200811170125

[23]  http://www.expert.ru/printissues/kazakhstan/2007/18/eksport_uglevodorodov/

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение