Украина: кризисное управление

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Уходящий год был непростым для политической элиты Украины. На повестке дня остро встали вопросы, к которым правительство не было готово. Расчет на получение карты присоединения к НАТО в 2008 году не оправдался, что было тяжело воспринято на Украине. Еще более укрепилась политическая нестабильность и дезинтеграционные процессы, порождаемые, как я считаю, противоречивыми высказываниями украинских политиков. Политическая нестабильность породила раскол в Раде и неспособность правительства принимать решения. Проблема украинской политической элиты - опора на сиюминутные прагматические цели, отказ от построения долгосрочных стратегий и зависимость от Западных партнеров, резко ухудшили российско-украинские отношения.
Украина: кризисное управление

Софья Арсентьева

МГУ им. М.В. Ломоносова,

Уходящий год был непростым для политической элиты Украины. На повестке дня остро встали вопросы, к котрым правительство не было готово. Расчет на получение карты присоединения к НАТО в 2008 году не оправдался, что было тяжело воспринято на Украине. Еще более укрепилась политическая нестабильность и дезинтеграционные процессы, порождаемые, как я считаю, потиворечивыми высказываниями украинских политиков. Политическая нестабильность породила раскол в Раде и неспособность правительства принимать решения. Проблема украинской политической элиты - опора на сиюминутные прагматические цели, отказ от построения долгосрочных стратегий и зависимость от Западных партнеров, резко ухудшили российско-украинские отношения.

Украину разделяют внутренние противоречия - это и парламентский кризис, последствие выборов 2007 года, и связанная с ним проблема перехода от президентской к парламентской политической системе. Коаллиция больше не является большинством, а оппозиция меньшинством. Парламент работает в режиме ситуативного большинства - а это прямой откат к ситуации 1990-х годов. Правительство так же не может работать в нормальном режиме. Персональная конкуренция только дестабилизирует и без того нестабильную ситуацию.

Подогреваеммая внутренними противоречиями украинская политика в 2008 году столкнулась с рядом международных проблем, таких как конфликт в Южной Осетии, пытаясь сохранить нейтралитет, при этом угодить и Западу и России, Украина втянула себя в конфликт, попытка оказывать давление на Россию путем запрета участия в конфликте кораблей черноморского флота породила еще большие противоречия в росийско-украинских отношениях.

Грузино-югоосетинский конфликт рассматривался украинскими политиками как возможность набрать дополнительные очки в предвыборный год. Юлия Тимошенко, осторожно поддерживающая политику Саакашвили, еще надеялась, что ее осенние переговоры с Путиным расширят экономическое сотрудничество между двумя странами, что благоприятно бы сказалось на ее имидже внутри страны.

В связи с конфликтом в Южной Осетии, на Украине начала наболюдаться поляризация медиапространства, что еще сильнее подогрело политическую гонку. Как отмечают украинсткие политологи Центра социальных исследований София, именно медиапространство является тестовой площадкой, которая демонстрирует реакцию всего политического класса Украины на происходящие события. Украина все еще пытается «соревноваться» с Россией на мировой политической арене. Вступление в НАТО и евроинтеграция, а так же скорое присоединение Украины к Всемирной торговой организации рассматривается оранжевой коаллицией, как эллемент антироссийского движения, способного мобилизовать массы и склонить их в свою сторону. Однако, я не думаю, что Украина как член ВТО будет использовать свой статус для решения спорных с Россией вопросов. Всутпление в ВТО рассматривается как шаг на пути к вестернизации.

Эти вопросы являются основными дезинтегрирующими разные слои украинского общества. Дехотомия «Запад-Восток» - один из главных вопросов политической повестки дня на Украине. В украинской политике еще не прошли обсуждения выборов 2007 года, напротив, они разгорались с новой силой, как только появлялись. Правительство еще раз показало неспособность достичь консенсуса по ряду ключевых вопросов. Вопреки всеобщему заблуждению, помимо хорошо растирожированных проблем в отношениях с Россией, новых цен на газ, глобального экономического кризиса и грузино-югоосетинского конфликта у Украины есть не менее важные территориальные и социально-экономические проблемы.

В этом году снижение уровня доходов населения и рост недовольства политикой администрации президента и правительства достиг своего максимума, во многом, это последствия не столько политической нестабильости, сколько глобального экономического кризиса, однако, не было принято мер, способных стабилизировать обстановку в стране, вместо этого Украине пришлось взять кредит у Всемирного Банка, что так же было негативно оценено частью населения. Четкого понимания, откуда брать деньги на выплату долга при нынешней экономической стиуации нет. Украина теряет часть своего экономического суверенитета, что негативно скажется на инновационных секторах экономики в будещем, но решать эти проблемы придется уже новому президенту. Таким образом, внешняя политика Украины, я думаю, будет во многом подчинена влиянию ее западных партнеров, что отразится как на ее отношениях с Россией, так и на внутренней политике. Я полагаю, что в скором будущем Украину ждет план присоединения к НАТО и евроинтеграция, однако, условия, которые выдвигаются для вступления в данные организации негативно отразятся на политическом процессе внутри страны.

Вступление во Всемирную торговую организацию может серьезно ударить по экономической ситуации, точнее по тем секторам, которые являются ведущими. Снижение или полная отмена экспортных пошлин на зерно и мясосолочную продукцию приведет к значительному увеличению доли иностранных производителей товаров широкого потребления на прилавках украинских городов. Так же, непонятным остается вопрос от торговых отношениях с Россией. Так как, подписанное российско-украинское соглашение о безпошлинной торговле оставляет лазейку для транспортировки продукции стран-членов ВТО в Россию под видом украинских продуктов, на что не могу не обратить внимания российские партнеры.

Остается неразрешенным вопрос о статусе Черноморского флота и демилитаризации акватории Азовского и Черного морей, Керченского залива. Украинские политики до сих пор стороны не могут найти взвешенной позиции по этим вопросам, что усложняет и без того непростые отношения соседей.

Территориальный спор между Украиной и Румынией по поводу статуса острова Змеиный и экономической зоны так же находится в подвешенном состоянии. Румыния претендует на остров Змеиный с момента получения Украиной суверенитета. Румыния не оставляет попытки ограничить судоходство в украинской части Дуная.

Неуригулированность статуса Приднестровья и интернализация некоторыми украинскими политиками данной проблемы ставит под сомнение авторитет украинской политической элиты. Субъективное восприятие украинских политиков их зарубежными партнерами и самой Украины существенно пошатнулось. Украина воспринимается скорее как государство-сателит, нежели как самостоятельный актор мирового политического процесса.

Все эти казалось бы внешние проблемы разделяют украинское общество на мелкие сегменты, за которые и борятся претенденты на президентское кресло. К концу года совместными усилиями Юлии Тимошенко и Виктора Януковича в Раде удалось создать временную коалицию, которая, однако, в любой момент может прекратить свое существование. Даже в условиях кризиса, когда речь шла о роспуске Рады политикам не удавалось найти компромисного решения. Это обуславливается линостными особенностями политиков и их ориентацией на приспособленческий тип поведения, стремление во что бы то ни стало придерживаться курса, проводимого Западом в постсовестком регионе, ставит Украину в положение при котором Запад - еще не партнеры, а Россия - уже агрессор. В этой ситуации главными европейскими «друзьями» Украины становятся Польша, Грузия и страны Балтии, извнстными своими антироссийскими настроениями.

Проблема политики кабинета Ющенко - популизм в принятии решений и неспособность делать непопулярные шаги. Однако, данная особенность характерна для предвыборного года, так как идя на непопулярные у населения меры, можно птерять ощутимую долю электората и, следовательно, отдать победу на выборах. Этим обусловленна и нестабильность коалиционного правительства, лидеры партий боятся потерять голоса на выборах. Сейчас ни одна из фракций не имеет большинства в парламенте, ситуативное большинство неустойчиво и не может в полном объеме осуществлять свои функции.

Резюмируя, можно сказать, что политический процесс на Украине, в данный отрезок времени, представляет собой набор хаотичных решений, несогласованных между собой. По моему мнению, Украина находится в ситуации системного кризиса. Реформа, связанная со сменой политическо системы с президентской на парламентскую, не оправдала возложенные на нее наежды. Глобальный экономичсекий кризис и ряд других вопросов мировой политики послужили католизатором внутренней нестабильности, которая и без того была основной проблемой Украины. Общество, ранее разделенное, в основном, по принципу «Запад-Восток» тепреь представляет собой разнородную, разобщенную массу со всем возможным спектром политических взглядов. Послереволюционная эйфория канула в лету, а правительство оказалось неготовым или неспособным решать текущие проблемы, оно готово играть в политику - соревноваться с Россией, заигрывая с Западом, но четкой стратегии действий и вывлода Украины из кризиса мы так и не услышали.

Поделиться: