ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ ВОКРУГ АЗЕРБАЙДЖАНА И АРМЕНИИ - РЕЦИДИВ НЕДАВНЕГО ПРОШЛОГО?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В конце октября 2008 г. экс-министр иностранных дел Армении Вардан Осканян возглавил созданный фонд "Сивилитас". В свое время, оценивая августовское российско-грузинское противостяние, В.Осканян подчеркивал: "Армения должна была четко заявить, что не собирается делать выбор между своими друзьями, поскольку если Россия является стратегическим союзником, то Грузия - естественным. Оба имеют жизненно важное значение для нас... Комплементарная политика должна...служить сохранению отношений со всеми сторонами...Делать выбор между сторонами - неправильный выбор"(1).
ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ ВОКРУГ АЗЕРБАЙДЖАНА И АРМЕНИИ - РЕЦИДИВ НЕДАВНЕГО ПРОШЛОГО?

Краткая хронология "окологазовых" событий конца 2008 - нач. 2009 гг. на Южном Кавказе

В конце октября 2008 г. экс-министр иностранных дел Армении Вардан Осканян возглавил созданный фонд "Сивилитас". В свое время, оценивая августовское российско-грузинское противостяние, В.Осканян подчеркивал: "Армения должна была четко заявить, что не собирается делать выбор между своими друзьями, поскольку если Россия является стратегическим союзником, то Грузия - естественным. Оба имеют жизненно важное значение для нас... Комплементарная политика должна...служить сохранению отношений со всеми сторонами...Делать выбор между сторонами - неправильный выбор"(1).

26 декабря, во время презентации фондом доклада "Армения-2008: кризис и возможности", В.Осканян отметил, что во время выборов почти половина электората проголосовала против действующего президента Армении, а экс премьер-министр Армении Армен Дарбинян заявил о неприятии "сегодняшним правительством...

соответствующих шагов для предотвращения и преодоления кризиса". В январе с.г. усилились разговоры о реорганизации Сivilitas в политическую партию. А 2 февраля В.Осканян заявил следующее: "Сегодня, говоря о Кавказе, мир имеет в виду прежде всего Грузию, может, Азербайджан. Для нас очень важно, чтобы Армения стала видимой на этой карте. В конце концов, то, что происходит в регионе, мире, и определяет в значительной степени внутриполитическую повестку в Армении"(2). Говоря другими словами, экс-министр озвучил необходимость смены внешнеполитических ориентиров.

3 февраля в Ереване был застрелен замначальника полиции Армении Геворк Мгерян.

б/ Азербайджан

Во второй половине октября 2008 г. зампредседателя сенатского комитета по иностранным делам Конгресса США Ричард Лугар, констатируя усиление "почти состоявшейся" российской "монополии в поставках природного газа в Европу" из Центральной Азии, подчеркнул необходимость диверсификации доставки энергоресурсов региона. Прогнозируя увеличение зависимости Европы от "Газпрома", Р.Лугар с сожалением признал безуспешность "ответных усилий Запада", в частности, реализацию проекта "Набукко": вследствие "отсутствия единства" среди стран ЕС(3).

14 ноября подписанная 14-ю европейскими странами, США и Еврокомиссией Декларация Бакинского энерго-саммита подчеркнула договоренности «по координации действий сторон в реализации ...проектов по транзиту газа, в т.ч. через территории Грузии и Турции, включая Интерконнектор Турция-Греция-Италия, Набукко и другие»(4).

Актуальность увеличения "маршрутных линий" по доставке "голубого топлива" в страны ЕС со стороны лидеров ведущих европейских держав была озвучена во время январского газового кризиса между Украиной и Россией. Как следствие, участники "Набукко-саммита" в Венгрии определили данный проект важнейшим для энергетической политики ЕС, а министр энергетики и природных ресурсов Турции Хильми Гюлер заявил о возможном подписании Межправительственного соглашения по его реализации "в первой половине текущего года в Стамбуле"(5).

В выступлении в Будапеште 27 января президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил, что "Азербайджан считается уже и транзитной страной, и потенциальным первоначальным источником поставок...Впервые в мире энергоресурсы Каспия альтернативным путем поставляются на западные рынки...Азербайджан всегда поддерживал Набукко [и] будем продолжать нашу поддержку"(6). На следующий день глава Азербайджана назвал "привлекательным" прозвучавшее в 2008 г. предложение "Газпрома" о покупке азербайджанского газа, сообщив о возможности его рассмотрения в случае отсутствия "каких-либо проблем с транзитной страной, сложностей для проектов по транспортировке, и если будут предложены выгодные рыночные цены"(7).

На фоне вышеизложенного, в последние декабрьские дни 2008 г. в "Независимой газете" был опубликован материал о планах пересмотра Москвой "принципов распределения водных ресурсов приграничной с Азербайджаном реки Самур", вследствие ущемления "интересов водо- и землепользователей Южного Дагестана" из-за использования Баку сооружения Самурского гидроузла(8). А в сер. января в азербайджанских ресурсах распространение получила информация о передаче Москвой российского оружия и боеприпасов на сумму ок. 800 млн. долл. в пользование ВС Армении, что минобороны РФ было названо дезинформацией, имеющей "явно выраженный антироссийский характер". Вслед за чем директор Центра консервативных исследований при Социологическом факультете МГУ Александр Дугин подчеркнул необходимость "сорвать любой ценой" реализацию Набукко, т.к. "речь идет о геополитике газа. Если для этого понадобится инициировать военный конфликт, надо это делать. Потому что в геополитике все средства хороши...Надо наступать...Причем, как в газовой, так и в остальных сферах. Нам нужен русский порядок на постсоветском пространстве. И в первую очередь в газовой сфере"(9).

В первые февральские дни в аспекте Набукко активно обсуждался вопрос о приглашении Москвы к подключению к проекту, но заседание Европарламента 4 февраля это решение не провело, высказавшись, правда, за строительство, наряду с "Набукко", газопровода Турция-Греция-Италия и "Южного потока". В тот же день в Москве было провозглашено создание коллективных сил оперативного реагирования стран ОДКБ.

11 февраля, в период нахождения И.Алиева с официальным визитом в Кувейте, выстрелом в голову был убит командующий ВВС и войсками ПВО, замминистра обороны страны Раиль Рзаев. Вечером того же дня И.Алиев заявил, что "у азербайджанского государства очень большие возможности, и за любое преступное деяние, совершенное...против государственности, мирного населения, его виновники должны отвечать и отвечают. Наш народ в начале 1990-х гг. подвергался терактам...В разные периоды предпринимались попытки обострить внутриполитическую ситуацию в Азербайджане"(10). Анализ оценки И.Алиевым акции позволяет увидеть обвинение в происшедшем (в т.ч.) внешних сил. Что делает актуальным совершение небольшого экскурса в 1990-е гг.

Год 1994-й

20 сентября 1994 г. в Баку был заключен договор по разработке глубоководных месторождений азербайджанского сектора Каспия «Азери», «Чыраг» и «Гюнешли» (13 крупнейших мировых компаний из 8 стран). "Контракт века" вошел в список самых объемных соглашений как по количеству углеводородных запасов, так и по общему объему предпологаемых инвестиций. 26-го сентября в рамках заседания Генассамблеи ООН экс-президент Азербайджана Гейдар Алиев встретился с американским президентом Биллом Клинтоном.

Из выступлений Г.Алиева в тот период: «21 сентября - из тюрьмы кто-то помог бежать группе преступников. 29 сентября, после моего отъезда в Нью-Йорк были путем террора убиты два госдеятеля - зампредседателя парламента Афияддин Джалилов и Шамси Рагимов (нач. Особого управления при президенте - прим. авт. ). Думали, что они тем самым сокрушат нас. Это сделали наши внутренние силы. Они вновь хотели свергнуть власть в Азербайджане...После этого занимающий в то время должность премьер-министра Сурет Гусейнов и преступники из ОПОН совершили попытку госпереворота» (11). "4 октября...была совершена попытка вооруженного переворота...Это было преступлением, подготовленным внутренними преступными группами...Но они не только получали поддержку из отдельных зарубежных государств, но и определенные поручения...Не прошло и несколько месяцев, в марте (1995 г. - прим. авт .) была совершена новая попытка госпереворота...Дальнейшие события, попытка сбить самолет Президента...Следствие установило, что это связано с привлечением к этому делу органами зарубежных служб нескольких военнослужащих в Азербайджане - генералов, полковников...Большие вооруженные отряды, прибыв из Дагестана, сконцентрировались в Балаканском районе Азербайджана...в ожидании того, что в Баку будет сбит самолет, Гейдар Алиев будет уничтожен, после чего они войдут в Азербайджан, создадут в стране беспорядки, возьмут власть в свои руки"(12).

В декабре 1994 г. Россия закрыла границу с Азербайджаном, под предлогом переброски через страну оружия и наемников в Чечню.

Год 1997-й. Вокруг Азербайджана

С начала 1997 г. борьба между мировыми центрами за обладание "контрольным пакетом акций" над Южным Кавказом вышла на новый уровень. 18 февраля на конференции "Азербайджан: от коммунизма к демократии и нефти" в Вашингтоне (свыше 400 американских компаний) было заявлено об "огромном интересе" США к Азербайджану. 21 февраля происходит убийство выдающегося азербайджанского ученого, зампредседателя правящей партии Зии Буниятова. Из выступления Г.Алиева: "Это преступление, террор - убийство против народа...направлен против государственности Азербайджана...Может быть, мы и в будущем будем нести потери. Я неоднократно говорил: ни у кого ни от чего нет гарантии...Но мы не свернем с пути нашей борьбы! Мы...и дальше будем двигаться по пути укрепления независимости Азербайджана"(13).

Т.е. Г.Алиев вновь сделал упор на внешний фактор происшедшего.

27 марта 1997 г. помощник Б.Клинтона по национальной безопасности Санди Бергер причислил Кавказ к ряду регионов "приоритетного интереса" Вашингтона. Практически в унисон в "Независимой Газете" вышла статья "СНГ: начало или конец истории. К смене вех" Константина Затулина (ныне первый зампред Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками) и Андраника Миграняна (ныне председатель Комиссии Общественной палаты России по вопросам глобализации и национальной стратегии развития). В ней подчеркивалось, что в целях "противодействия усилиям Азербайджана вытеснить Россию из региона...нужно поддерживать военное превосходство армянской армии над азербайджанской...стимулировать процесс объединения разделенного лезгинского народа...подтолкнуть федерализацию Азербайджана". По убеждению авторов статьи, эти факторы должны привести к дестабилизации в стране, вследствие чего "риск капиталовложений в добычу и транспортировку нефти был бы нестерпимо высоким...

Тогда можно заблокировать приход больших денег в регион...и предотвратить окончательное вытеснение России из Закавказья"(14) (вспомним появление декабрьской (2008 г.) статьи в той же "Независимой газете" о "водных проблемах" Дагестана).

В марте того же 1997 г. произошел "оружейный скандал": комиссия под руководством председателя Комитета Государственной Думы РФ по обороне генерала Льва Рохлина установила факты незаконной передачи Россией вооружения Армении (вспомним январь с.г.). 2 апреля на закрытом заседании Госдумы Л.Рохлин заявил, что "проводимая избирательная политика в отношении стран Закавказья в вопросах поставок оружия [создает] предпосылки для возникновения новой конфликтной ситуации на Кавказе и втягивание в нее России. Искусственно создавая превосходство в вооружении одного государства над другими, определенные политические силы в России тем самым толкают их на решение проблем военным путем, используя полученное превосходство"(15).

Через несколько месяцев состоялся первый официальный визит в США президента Азербайджана Г.Алиева, на церемонии подписания совместного заявления об американо-азербайджанских отношениях заявившего: "Стоящими перед нами задачами является прокладка ряда нефтепроводов, в т.ч. нефтепроводов из Центральной Азии через Каспий на Запад для вывоза энергоресурсов на мировой рынок"(16).

Конец 1997-1998 гг. Вокруг Армении

Как отмечает директор Института Исследования Центральной Азии и Кавказа Университета Джона Хопкинса Сванте Корнелл, "в сентябре 1997 г. тройка ОБСЕ выдвинула новое мирное предложение по Карабаху, предусматривавшее поэтапное достижение мира...Тер-Петросян ( Левон Тер-Петросян - тогдашний президент Армении - прим.авт. ) принял основные принципы плана, тем самым противопоставив свою позицию Степанакерту"(17) (вполне очевидно, что Степанакерт не озвучивал самостоятельных решений). «В октябре на заседании глав государств стран, входящих в Совет Европы, я (Г.Алиев - прим. авт .) встретился с Л.Тер-Петросяном. Мы...даже выступили с совместным заявлением, что впредь можем заниматься решением этого вопроса на основе такого принципа"(18).

В том же октябре Л.Тер-Петросян обосновал предпринятые шаги в статье "Война или мир", но над президентским креслом уже был занесен "дамоклов меч" переворота. Как раскрывает возглавлявший в 1993-1995 гг. Управление национальной безопасности Армении Давид Шахназарян, "Л.Тер-Петросян принял предложение международных посредников по карабахскому урегулированию, что и послужило толчком к перевороту...Весной 1997 г. бывший президент НКР Роберт Кочарян, назначенный премьер-министром Армении (обратим внимание на степанакертскую линию - прим. авт. ), создал силовой альянс с тогдашним министром обороны покойным Вазгеном Саркисяном и шефом спецслужб Сержем Саркисяном (также выходец из Степанакерта, сегодняшний глава Армении - прим. авт. )...Идеологическая база для захвата власти к тому времени уже созрела - на смену обесценивающейся в обществе демократии пришел национализм"(19).

20 января руководство НКР отвергло план ОБСЕ с широкой автономией для Карабаха в рамках Азербайджана. 18-21 января в результате серии покушений ранены три соратника Тер-Петросяна - начальник управления охраны, замминистра ВД, префект одного из столичных районов...30 января-2 февраля - серия добровольных отставок в правительстве. 3 февраля - Л.Тер-Петросян подписал прошение об отставке(20). Армянский журналист Карен Торосян пишет: «На следующий день после отставки парижская "Либерасьон" писала: "Западные правительства отставка застала врасплох. Запад рассчитывал на Тер-Петросяна в урегулировании карабахской проблемы". Насчет того, что "Запад рассчитывал" все правильно, насчет же "врасплох" - прошу прощения, потому что посольства западных стран в Ереване пытались как-то предотвратить, уберечь и сохранить приемлемую фигуру, но как справедливо заметил бывший сотрудник госдепа и большой специалист по обмену армянских территорий Пол Гобл: "Возможности мирового сообщества оказывать давление ограничены, отставка Тер-Петросяна тому свидетельство"»(21) (к П.Гоблу мы еще вернемся).

Так что ничего удивительного нет в том, что весной 1998 г. Ереван отказался от поэтапного урегулирования, высказавшись за пакетный вариант без предварительных условий. А на фоне поддержки в октябре 1998 г. проекта прокладки нефтепровода Баку-Джейхан Анкарской декларацией (Азербайджан, Грузия, Казахстан, Узбекистан и Турция), в ходе рабочего визита Главнокомандующего ВВС России А.Корнукова в Армению (декабрь) были достигнуты очередные договоренности в сфере российско-армянского военного сотрудничества.

Год 1999-й

В марте Сенатский комитет по иностранным делам Конгресса США принял законопроект "Акт о стратегии Шелкового пути", предусматривающий оказание политического, экономического и прочего содействия 8 странам Центральной Азии и Южного Кавказа. С апреля Грузия, Азербайджан и Узбекистан вышли из Договора о коллективной безопасности СНГ. В том году был реанимирован т.н. план Гобла (Пол Гобл - экс-советник Госдепартамента США по постсоветcким странам), основной идеей которого является обмен «Лачинского коридора» (Азербайджан), связывающего Нагорный Карабах с Арменией, на аналогичный «Мегринский коридор» (Армения), напрямую стыкующего Нахичевань с Баку. Данный exchange, дополнявшийся возвратом Арменией Азербайджану 5 оккупированных районов предлагался одним из вариантов решения армяно-азербайджанского противостояния. Однако, со слов экс-начальника Управления «С» ПГУ КГБ СССР в 1979-1991 гг. Юрия Дроздова, «обмен» позволял Западу «пробить „брешь" на линии намечаемого сотрудничества Россия-Армения-Иран-Сирия, что впоследствии могло бы привести к различным вариантам распада Ирана и даже России». Кроме того, между Баку и Анкарой устанавливалась «прямая видимость», что не могло никоим образом устраивать Москву. Т.к., по Ю.Дроздову, «значение турецко-американских отношений в стратегических планах США возрастает в связи с наличием больших запасов энергоносителей в странах Центральной Азии и Азербайджане»(22).

27 октября замгоссекретаря США Строуб Тэлбот посетил Ереван. Слово координатору "Кавказского проекта" Международного Института освещения войны и мира, одному из серьезных исследователей Карабахской проблемы Тому де Ваалу: Перед отправлением в в аэропорт С.Тэлбот "провел переговоры с Кочаряном и Вазгеном Саркисяном. Затем Саркисян отправился в парламент, чтобы участвовать в сессии...В начале шестого вечера в зал...ворвался человек с автоматом в руках. Он сразу открыл огонь по первому ряду кресел, где сидел В.Саркисян...По одной из версий, нападавшим было приказано предотвратить близкий прорыв в переговорах по НК путем устранения Саркисяна, который был уже готов поддержать мирный план...Позднее в печати приводились слова Тэлбота о том, что обе стороны были "очень, очень близки" к достижению соглашения и что происшедшая бойня стала "человеческой, политической и геополитической катастрофой"(23).

Экс-сотрудник российских спецслужб Александр Литвиненко утверждает: "Многим в руководстве спецслужб России достоверно известно, что расстрел армянского парламента в 1999 г. был организован ГРУ. [Тем самым] удалось предотвратить подписание соглашения по карабахскому урегулированию. Если я не ошибаюсь, речь шла о подписании коммюнике между президентами Г.Алиевым и Р.Кочаряном на Стамбульском саммите ОБСЕ. Мирный процесс развивался вне контроля России, что и подтолкнуло российские спецслужбы провести спецоперацию в стенах армянского парламента"(24).

Интересно, что во время митинга оппозиции в Ереване в феврале 2008 г. Л.Тер-Петросян заявил о готовности руководства Армении образца 1999 г. к подписанию договора с Баку на основе "обменного" плана Гобла.

Как бы то ни было, прорыва в карабахском конфликте в 1999 г. не произошло, но на саммите ОБСЕ в Стамбуле (18-19 ноября) был подписан пакет соглашений по проекту нефтепровода Баку-Джейхан и строительства Транскаспийского трубопровода, предусматривающего поставки каспийской нефти на мировые рынки через территории Грузии и Турции. Вслед за чем, 23 ноября появился рабочий план военного сотрудничества оборонных ведомств России и Армении на 2000 г., предусматривающий проведение общих учений и оперативное планирование по совместному применению войск. А уже 1 марта 2000 г. произошла безвозмездная передача земельных участков и недвижимого имущества в западных районах Армении 102-ой военной базе РФ. В ходе же майского (2001 г.) заседания Совета коллективной безопасности была достигнута договоренность о формировании региональной группировки на Кавказском направлении, в состав которой должны были войти подразделения этой базы и части 5-го армейского корпуса ВС Армении.

Год 2009-й. Жаркий февраль. Пятница, 13-е

В день убийства Р.Рзаева посол США в Азербайджане Энн Дерс подчеркнула: "Во внешней политике новой администрации США...политика на Южном Кавказе будет основана на интенсивной дипломатии. Результатом этого является то, что президент Барак Обама назначил спецпредставителей по проблемным вопросам в мире"(25). 12 февраля о готовности оказать финансовую поддержку проекту Nabucco, оцениваемого в 7,3 млрд долл., заявил Всемирный Банк. Со слов представителя банка по Турции Ульриха Захау, "выделение финансовой помощи будет возможно в случае достижения договоренности по проекту между Турцией и странами ЕС"(26). До этого прошла информация о планах подписании в Анкаре в середине текущего года межправительственного соглашения по Набукко.

12 февраля президент Турции Абдуллах Гюль, подчеркнув "ключевую роль" Москвы в мирном урегулировании Карабахского конфликта, выразил "глубокую благодарность России за неустанные усилия по содействию поиску развязок сложных узлов [т.к.] любое позитивное развитие в деле урегулирования конфликтов на Кавказе тут же оказывает положительное воздействие на все страны региона"(27). По результатам состоявшихся 13 февраля в Москве переговоров между российским президентом Дмитрием Медведевым и А.Гюлем была подписана Совместная декларация, в которой, в частности, говорится о продолжении сотрудничества между странами, вносящим "весомый вклад в обеспечение мира, безопасности, стабильности в евразийском пространстве и в мире в целом...В связи с вводом проекта «Голубой поток»...энергетическая сфера в турецко-российских отношениях имеет стратегически важное значение и обладает потенциалом для дальнейшего развития". Зафиксирована "близость подходов...по многим важным региональным и международным вопросам" и открытость отношений "для третьих сторон". Проконстатировав связку "безопасности евразийского региона...со стабильностью на Южном Кавказе", стороны расценили выдвинутую Анкарой "идею о создании Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе как конструктивную"(28). Аналитик Международного центра стратегических исследований Камер Касым раскрыл, что «после конфликта с Грузией курс внешней политики, базирующейся на сотрудничестве с Турцией, соответствует позиции России, и в этом смысле идея Кавказской платформы отвечает и интересам Москвы...Россия может поддержать Турцию в кавказских вопросах, чтобы уговорить ее осуществить проект «Голубой поток-2»"(29).

В тот же день Госдума ратифицировала протокол об оказании военно-технической помощи государствам - членам ОДКБ при агрессии, а генеральный секретарь Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа озвучил намерение Москвы создать единую систему противовоздушной обороны (ПВО) с Арменией: «Это первый этап создания трех систем ПВО в Восточно-Европейском районе, на Кавказе и в Центрально-Азиатском регионе, после чего мы идем на более высокую ступень, когда начинаем координировать деятельность всех региональных систем... все, что связано с необходимостью создания такой совместной ПВО»(30).

Ильхам Алиев, в свою очередь, заявил о возможности урегулирования армяно-азербайджанского противостояния "мирным путем": "Мы считаем, что ресурсы переговорного процесса не исчерпаны, и наша приверженность мирному процессу - это главный аргумент, свидетельствующий о нашей конструктивной позиции". Отметив, что переговорный процесс с Арменией основан в т.ч. и на подписанной в Москве совместной Декларации, президент добавил: «статус Нагорного Карабаха должен быть определен в рамках территориальной целостности Азербайджана и с учетом высокой степени автономии для населения НК»(31)

Все того же 13-го, представитель оппозиционного "Армянского национального конгресса" (лидер - Л.Тер-Петросян) Арман Мусинян проинформировал о намерении оппозиции провести 1 марта митинг в Ереване (в годовщину прошлогодних событий). А на апрель в ПАСЕ запланировано очередное слушание "дела" о возможном лишении Армении "права слова" в Ассамблее.

Так что все смешалось в доме южно-кавказском. Или вокруг дома?

P.S. 16 февраля, на азербайджано-греческих переговорах президент Греции Каролос Папульяс, отметивший, что "Прометей принес огонь из вашей страны", подчеркнул поддержку председательствующих в ОБСЕ Афин сотрудничества Баку с ЕС и готовность "поделиться опытом" для оказания стране "содействия в еще большем сближении" со структурой. И.Алиев отметил "важную роль" Азербайджана "в обеспечении стабильности в регионе и развитии международного сотрудничества", озвучив планы усиления роли страны в "энергетической безопасности Европы"

1.2008-08-29 15:48:00 Бывший глава МИД Армении: Делать выбор между сторонами - неправильный выбор

www.arminfo.info/

2.Интервью с Варданом Осканяном

http://www.lragir.am/src/index.php?lang=rus#srchtext

3.Путин переиграл лидеров США, НАТО и ЕС в Центральной Азии - сенатор

http://www.rian.ru/politics/20081017/153364891.html

4.По итогам прошедшего 14 ноября в Баку IV Энергетического саммита была подписана Декларация.

http://www.day.az/news/economy/136857.html

5.Соглашение по проекту Nabucco может быть подписано в первой половине 2009 г в Стамбуле - министр энергетики Турции

http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=859322&ct=news

6.Выступление Президента Азербайджана Ильхама Алиева на саммите по проекту Набукко

http://br.az/index.php?newsid=808

7.Ильхам Алиев. Интервью американской газете Wall Street Journal.

http://br.az/index.php?newsid=848

8.Милрад Фатуллаев. Москва нарушила водяное перемирие

http://www.ng.ru/regions/2008-12-29/1_moscow.html

9.Дугин: проект Nabucco надо сорвать любой ценой

http://evrazia.org/news/7025

10.При Президенте Ильхаме Алиеве проведено заседание с участием руководящих работников правоохранительных органов.

http://br.az/index.php?newsid=985

11.Выступление Гейдара Алиева на встрече с представителями Азербайджанского культурного общества в Америке - Чикаго, 4 августа 1997 года

http://library.aliyev-heritage.org/ru/9154870.html

12.Выступление Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева на расширенном заседании Совета безопасности - Президентский дворец, 10 июня 1999 года

http://library.aliyev-heritage.org/ru/2514869.html

13.Речь Президента Азербайджанской Республик Гейдара Алиева на церемонии прощания с видным ученым и общественным деятелем, академиком Зией Буниятовым - 23 февраля, 1997 года

http://library.aliyev-heritage.org/ru/8489690.html

14.К.Затулин, А.Мигранян. СНГ: начало или конец истории. К смене вех ("Независимая газета" N 054 от 26 марта 1997 г.)

http://www.zatulin.ru/index.php?&section=publications&id=35

15.Виктор Баранец. Генштаб без тайн

http://militera.lib.ru/research/baranets1/02.html

16.Заявление Гейдара Алиева на церемонии подписания между правительствами АР и США совместного заявления об американо-азербайджанских отношениях

http://library.aliyev-heritage.org/ru/8485043.html

17.Сванте Корнелл. Конфликт в Нагорном Карабахе: динамика и перспективы решения

www.sakharov-museum.ru/publications/azrus/az_015.htm

18.Из беседы Гейдара Алиева со специальным представителем США в Минской группе ОБСЕ Кери Кавано

http://library.aliyev-heritage.org/ru/8497361.html

19.Давид Шахназарян. Армения на пороге XXI века. Власть напрасно ищет будущее своей страны в ее прошлом

http://cis.ng.ru/words/2000-01-26/3_armenia.html

20.См. М.Мамиконян. Кавказ перестраивают(Россия и СНГ)

http://www.zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/98/220/21sng.html

21.Карен Торосян. Армения. Тупики и закоулки коридоров власти

http://babon.sitecity.ru/ltext_2110102909.phtml?p_ident=ltext_2110102909.p_0611130637

22.Юрий Дроздов. Записки начальника нелегальной разведки.

http://www.kulichki.com/moshkow/MEMUARY/DROZDOW/nelegal.txt

23.Том де Ваал. Черный сад

http://news.bbc.co.uk/hi/russian/in_depth/newsid_4685000/4685141.stm

24.Александр Литвиненко. Интервью газете "Реальный Азербайджан"

http://www.alexanderlitvinenko.narod.ru/myweb2/inter15.html

25.Политика США на Южном Кавказе будет основана на интенсивной дипломатии

http://www.newsazerbaijan.ru/politic/20090211/42723001.html

26.Всемирный банк готов оказать финподдержку проекту Nabucco - СМИ

http://www.rian.ru/gas_news/20090212/161878988.html

27.Абдулла Гюль поблагодарил Россию за содействие мирному урегулированию на Кавказе

http://www.vesti.ru/doc.html?id=252851

28.Совместная декларация о продвижении к новому этапу отношений между Россией и Турцией и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства.

http://www.kremlin.ru/text/docs/2009/02/212886.shtml

29.Будущее турецко-армянских отношений зависит от курса внешней политики России

http://news-ru.trend.az/politics/foreign/1422978.html

30.Генсек ОДКБ: Россия намерена создать единую систему ПВО с Арменией.

http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20090213124025.shtml

31.Ресурсы переговорного процесса для урегулирования нагорно-карабахского конфликта не исчерпаны

http://news-ru.trend.az/karabakh/1423766.html

Теймур Атаев, политолог

Vestikavkaza.ru

Поделиться: