Россия, Москва

info@ia-centr.ru

В. Веселов: Катится ли Украина к дефолту?

18.02.2009

Автор:

Теги:

 

 

Пятница 13-ое

Разговоры о катастрофическом состоянии украинской экономики уже успели стать притчей во языцех. Само положение, что ни одно государство на постсоветском пространстве (прибалтийские страны в расчет не берутся) не пострадало так от мирового финансового кризиса, как Украина, возведено в разряд аксиомы. Об этом говорят часто, причем к месту и не к месту. Недавно же лишнее подтверждение предоставила публикация рейтинга платежеспособности Украины по версии агентства Fitch, который был снижен до позиции B в прошедшую пятницу. Не смотря на то, что после начала кризиса авторитет рейтинговых агентств сильно упал, подобную информацию можно считать достаточно адекватным отражением тех фобий, которые начинают испытывать западные кредиторы. Рейтинг Украины на сегодняшний день является почти самым низким по сравнению с другими странами СНГ. Он «уступает» лишь Молдавии, но уже «обогнал» даже Грузию. При этом еще более настораживает пометка о возможности нового пересмотра рейтинга в сторону понижения (к слову, подобную пометку имеет и рейтинг России, который все же пока еще остается на уровне ВВВ после понижения 4 февраля). Это означает, что риски при кредитовании Украины, скорее всего, будут лишь возрастать. Таким образом, Украина, в глазах внешних кредиторов, неуклонно теряет доверие. Тоже самое можно наблюдать и при мониторинге западной прессы. За последние несколько дней вышло внушительное количество статей с пессимистическими прогнозами о будущем украинской экономики, которые с каким-то мазохистским наслаждением переводились на украинский и русский языки. Также, то и дело, появляются интервью с «видными» западными экономистами, которые, в свою очередь, также не скупятся на черные краски.

 

Дела бюджетные

Другим важным моментом, подстегнувшим разговоры о «критическом» состоянии финансовой сферы экономики Украины стала позиция МВФ по вопросу выделения второго транша кредитной линии, обещанной еще пару месяцев назад. Основной проблемой стала полемика вокруг принятого на скорую руку и с огромным трудом в последние дни перед Новым годом, крайне сырого и, что самое главное, вопиюще дефицитного бюджета. В результате, согласно главному финансовому документу страны превышение расходной части над доходной составит почти 3% от прогнозируемого ВВП.

 При этом возможность выполнения сбора доходной части, да и сам уровень прогнозируемого ВВП вызывает массу сомнений. Согласно все тому же главному финансовому документу, в 2009 году предполагается незначительный рост украинской экономики, а соответственно и рост ВВП, что на данный момент ставится под сомнение подавляющей массой экономистов. По поводу же обеспечения собираемости заложенных в бюджете доходов, стоит вспомнить недавний скандал, разразившийся в отношении выступления А.Турчинова перед силовиками. В ходе него были предложены многие специфические методы, в основном внеэкономического характера, по обеспечению поступления средств. При этом все тот же А.Турчинов предупредил, что в 2009 году возможны задержки с зарплатами сотрудникам МВД. Что бывает в подобных случаях на постсоветском пространстве, прекрасно известно по 90-м годам. Резкого роста и так высокого уровня коррупции в подобной ситуации, во всяком случае, не избежать точно. Все это ставит под сомнение собираемость доходной части бюджета на 2009 год.

При этом на расходную часть бюджета повлиять в сторону уменьшения практически ничего, кроме волевого решения политических элит, не может. В преддверии же президентских выборов любой, кто предложит урезать бюджет, а если быть точнее пенсии и зарплаты служащих бюджетной сферы, станет в глазах потенциального электората «врагом народа». Поэтому сокращение расходной части пока представляется трудновыполнимой задачей.

За счет чего же покрыть потенциальный дефицит? Варианта всего может быть два: внешние заимствования и дополнительная эмиссия (изыскать иные ресурсы внутри страны не представляется возможным). Второй вариант повлечет за собой рост инфляции, и поэтому сравним по своему социально-политическому эффекту с сокращением бюджета, а значит в преддверии выборов практически неприемлем. Остается только переложить груз на плечи будущих поколений налогоплательщиков, взяв кредиты зарубежом. Правда, теперь в долг там стали давать с опаской. В свете всего вышесказанного транши МВФ пришлись бы как никогда кстати.

 

Замкнутый круг

Но МВФ кредиты просто так никому не дает. Вполне естественно, что даже с точки зрения элементарного здравого смысла выделять деньги для «проедания», а именно для этого пока грядущие транши и собираются использовать, с точки зрения кредитора просто нецелесообразно. Даже самый авантюристски настроенный банкир не пойдет на это. Тем более этого делать не будет МВФ, известный своей мелочной опекой тех стран, которым он дает деньги.

В конце января - начале февраля Украинскому правительству был предложен ряд мер служащими Фонда. Только в случае их выполнения деньги поступят в Украину. Одним из определяющих условий стал пункт о ликвидации бюджетного дефицита. В результате вышел замкнутый круг: деньги МВФ нужны правительству Тимошенко для покрытия бюджетного дефицита, который необходимо ликвидировать путем снижения расходной части для получения этих денег. В этих условиях, заложником ситуации стал уже бывший министр финансов В. Пинзенык. Оказавшись «меж двух огней» в лице Ю.Тимошенко и МВФ соответственно, он предпочел уйти, нежели оказаться впоследствии при любой ситуации виноватым.

В этой ситуации начался поиск иных источников возможного кредитования. В том числе в качестве такого источника рассматривается и Россия.

Среди населения Украины были проведены опросы по теме внешнего кредитования Украины. Согласно полученным в них данным, только чуть более одной пятой опрошенных положительно относятся к займу у России. Большинство же высказалось резко отрицательно по отношению к любым заимствованиям денежных средств. В украинской прессе стали  активно печататься статьи, в которых авторы муссировали очередные интерпретации «теорий заговоров». Согласно ним все только и мечтают о том, чтобы поработить Украину. Подобные материалы, не смотря на их курьезность, стали выражением идей, набирающих силу среди определенных групп населения. При такой ситуации уже и внешние заимствования не кажутся панацеей.

 

Положительные тенденции или иллюзия

Но все же не стоит излишне сгущать краски. В украинской экономике в январе-начале февраля 2009 года наметились и некоторые положительные тенденции. Благодаря резкой девальвации гривны, конкурентоспособность основного экспортного продукта Украины - черных металлов -  возросла. Особенно это заметно при сравнении соответствующих показателей с российскими. Цена предложения по украинскому металлу на данный момент ниже. Результатом все той же девальвации должен стать и процесс импортозамещения, что положительно скажется на состоянии обрабатывающих отраслей украинской промышленности и экономики в целом. 

В то же время наметилась и стабилизация курса гривны по отношению к основным валютам. Непосредственным результатом стало небольшое оживление на финансовом рынке, о котором с чувством гордости заявил глава Нацбанка.

Хотя, при применении графических методик биржевого прогнозирования по отношению к процессам в украинской экономике, положительные тенденции скорее напоминают не перелом негативного тренда, а коррекцию к сильному падению в IV квартале 2008 года. Если Нацбанк не получит новый транш МВФ, а перебранка в Верховной Раде и между ветвями власти продолжится, гривна не сможет противостоять  давлению и неизбежно продолжит падение. Примерно та же ситуация и в металлургии. Небольшое оживление в январе - явление достаточно хрупкое, основанное не на внутреннем, а на внешнем спросе. При этом важно также заметить, что правительство медлит или же вообще проваливает введение заградительных пошлин на импортные товары. Создается неприятное ощущение, что экономика фактически оставлена на произвол судьбы.

 

«Счетчик» дефолта

При этом все же говорить о грядущем суверенном дефолте все же преждевременно. В этом отношении показателен кредитный рейтинг Украины по версии Fitch. Уровень В еще не преддефолтный. Он лишь указывает на неустойчивость положения и необходимость действий со стороны правительства государства-заемщика по дополнительному обеспечению гарантий. 

Украинские же элиты уже показали, что в критической ситуации способны мобилизоваться и принять хоть какое-нибудь решение по неотложному вопросу. Так был принят I Пакет антикризисных мер (практически полностью проваленный), в результате которого, Украине был выделен первый транш МВФ. Тоже самое случится и в этот раз. Заметно, что западные кредиторы в лице МВФ выглядят достаточно сговорчивыми. Украинскому руководству стоит лишь сделать вид, что оно слушает советы чиновников из Фонда, и деньги будут переправлены. Но спасут ли они ситуацию - покажет время. Вполне также вероятно, что кредит будет предоставлен Россией под некоторые политические гарантии.

На данный же момент основным «счетчиком» дефолта в Украине можно с уверенностью все же считать сокращение налогооблагаемой базы. Именно от этого процесса, в основном, будет зависеть выполнение бюджета 2009, а соответственно и обеспечение гарантий по кредитам и платежеспособности правительства.

 

quod licet Iovi, non licet bovi

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение