Сохранение империи?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Вероятно, многих экспертов интересовало, что предпримет Дмитрий Медведев на постсоветском пространстве, чтобы избежать развала остатков советской Империи. Его предшественник Владимир Путин, начавший процесс «вставания России с колен», не заботился о последствиях выбора лучших друзей и запугивания нелюбимых. Одним он грозил «замочить в сортире», с другими выстраивал разнообразные конфигурации совместного жития на положении младших братьев без права наследства.
Сохранение империи?
Олег Панфилов
Вероятно, многих экспертов интересовало, что предпримет Дмитрий Медведев на постсоветском пространстве, чтобы избежать развала остатков советской Империи. Его предшественник Владимир Путин, начавший процесс «вставания России с колен», не заботился о последствиях выбора лучших друзей и запугивания нелюбимых. Одним он грозил «замочить в сортире», с другими выстраивал разнообразные конфигурации совместного жития на положении младших братьев без права наследства.

В итоге Грузия и Украина стали недругами на длительное время, а с Грузией вообще разорваны дипломатические отношения. Беларусь и Армения вроде дружественные, но и они периодически поднимают голос в свою защиту. Метания Молдовы и Азербайджана от Кремля к Западу, скорее всего, закончатся выбором второго.

Со странами Центральной Азией будет посложнее. Во-первых, она разная, то есть, ими руководят диктаторы с разным опытом, перспективами и запасами углеводородов. Во-вторых, Кремль никак не может остановиться в том процессе, который на Смоленской площади называют дипломатией, но на деле - базарными отношениями по пятницам (не путать с рыночной экономикой).

Еще в далекие времена распада Советской Империи Борис Ельцин пустил на самотек формирование постсоветских диктатур. Только либерал-интеллектуал Аскар Акаев попытался строить в своем понимании демократию, полностью поддержав Ельцина во время путча августа 1991 года. Остальные попрятались в своих кабинетах, на которых еще висели таблички - «Секретарь ЦК КП», выжидая, что лучше - оставаться президентом независимой страны или вернуться в Политбюро ЦК КПСС.

В итоге они остались все с тем же менталитетом секретарей ЦК, но в мире их принимают за руководителей «демократических» государств. Кроме России. С Россией они по-прежнему обязаны советоваться, согласовывать внешнюю политику, а в случае неподчинения - см. произошедшее в Грузии. Некоторые освоили свое положение, другие еще тешат себя надеждой на «долгое и взаимное» сотрудничество.

Для Казахстана ситуация - самая благоприятная: страна через год станет председателем ОБСЕ, а это значит, что никто из кремлевских жителей уже не посмеет разговаривать с ним на полковничьем языке. Туркменистан так богат и непредсказуем, что лучше его не трогать. Остаются три страны, с которыми можно «поиграть», теша свое имперское великодержавие - Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан.

В Таджикистане существует российская база, до сих пор до конца не оформленная и недофинансированная, в Кыргызстане - остатки русскоязычного населения и развал коррумпированной экономики, в Узбекистане - самый старый диктатор на постсоветском пространстве, который мечтает влиять на соседей, ну хотя бы для того, чтобы боялись. В своем устремлении Ислам Каримов не гнушается ничем - постоянным шантажом выйти из постсоветских формирований (ОДКБ, ЕврАзЭС), отключением газа соседям, жалобами в Кремль и проч.

Предшественнику Медведева было проще - он становился кумиром старой и новой российской номенклатуры, и особо думать о последствиях поддержки диктаторов не хотелось - как будет, так и будет. Сам же Медведев склоняется к поддержке сильного в ущерб слабого, но надежного. Сколько было сказано таджикским президентом красивых слов в адрес российских коллег - и, мол, Россия - наша «единственная опора», и «стратегический союзник», и «мы - ваш форпост» и др.

Такие же слова говорили и кыргызские президенты - и предыдущий, и нынешний. Предыдущий, правда, все время увиливал, рассуждая о либеральных ценностях, а Курманбек Бакиев - свой до мозга костей. Поэтому когда пришла пора России отыграть американцам за их протекционизм в Грузии, то Бакиев оказался кстати, заявив, что американской базе «Манас» больше не бывать на миролюбивой кыргызской земле. Даст ли Кремль Бакиеву отступные никто не знает, скорее всего и не даст, но ситуация, в которой оказался Кыргызстан, может статься сложной уже в ближайшие месяцы - экономический кризис крепчает.

В развилке путинско-медведевской политики оказался и Таджикистан. После «триумфального» путешествия Медведева в Самарканд и последующего в Ташкенте обещания приструнить Таджикистан, Ислам Каримов, наконец, почувствовал себя хозяином этой части Центральной Азии: он давно мечтал вернуть Таджикистан в состояние до 1929 года, то есть на правах автономии Узбекистана.

Причиной острого конфликта стало требование Каримова строить таджикские гидроэлектростанции с его, Каримова, позволения. То есть, чтобы Каримов точно знал, что его хлопковые плантации получат столько воды, сколько надо. А реки в Центральной Азии, как известно, в основном текут из Таджикистана. Острый энергетический кризис в Таджикистане не позволяет более терпеть зависимость от узбекского газа и заставляет ускорить строительство нескольких ГЭС. Кстати, в том числе и при финансировании России.

Теперь неясно, что будет с Рогунской и другими ГЭС после очередной каримовской интриги, но в Кремле радуются этой победе. Там, вероятно, думают, что Таджикистан стоит на коленях так прочно, что никому уже не страшен, и Каримову в том числе. Только зачем такие победы, если Россия хочет сохранить постсоветское пространство как зону своих интересов? И насколько Медведев может быть уверен в Каримове, который уже много раз предавал Кремль?

Суммирование происходящего - дело неблагодарное, все может поменяться в любой день. Но и итогов не видно: кремлевская дипломатия уже не думает о последствиях, поэтому усилия Кремля на постсоветском пространстве имеют, скорее всего, информационную ценность, то есть, рассчитаны на пропаганду, не более того...

ОАЗИС

Поделиться: