Россия, Москва

info@ia-centr.ru

"Обком": Евразийская "миротворческая" орда: и друг Кремля казах, киргиз и ныне дикий таджик...

12.02.2009

Автор:

Теги:



Напомним вкратце о результатах сессии ОДКБ, состоявшейся в столице РФ 4 февраля. На этом собрании, участие в котором приняли президенты РФ, Беларуси, Армении, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, было принято решение о создании так называемых Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Причем, секретариату ОДКБ было поручено в течение 3-х месяцев подготовить предложения относительно организационно-штатной структуры, численности КСОР, механизма их формирования, и самое интересное, единого командования. Предполагается, по задумке создателей, иметь в развернутом состоянии 15-16 тысячный контингент КСОР.

Предварительно планируется включение в состав КСОР 10 тысяч российских военнослужащих (98-ая воздушно-десантная дивизия, 31-я отдельная десантно-штурмовая бригада, до 60-70 боевых самолетов и вертолетов, отдельных рот и батальонов ВВ МВД РФ и МЧС). Казахстан планирует выделить в КСОР 3-4 тысячи военнослужащих из состава 4-х десантно-штурмовых бригад своих аэромобильных войск. Остальные страны планируют ограничиться по одному сводному батальону (роте), общей численностью в 2 тысячи человек.

При создании КСОР его главные задачи были определены создателями весьма туманно и расплывчато и внешне напоминали некое подобие целей и задач "Тимура и его команды". Они были обозначены, как некое эфемерное "коллективное отражение вооруженной агрессии", а так же "проведение специальных операций по борьбе с международным терроризмом, экстремизмом и т.д." ну и, разумеется, "проведение миротворческих операций".

Другими словами, под эгидой РФ создается некий "универсальный" корпус быстрого реагирования, способный как террористам "навешать", так и миротворческую операция забабахать. Такой себе "шапунь-кондиционер в одном флаконе". Но в мифический альтруизм и миротворчество кремлевских чекистов не верится, как говорил Жванецкий, "раз и навсегда". Ибо их понятия о "миротворчестве" очень сильно отличаются от общепринятых в мировом масштабе и обычно обозначают для соседних стран прямую аннексию территорий, на которой вознамерились "помиротворить" эти товарищи. Взять хотя бы декларацию о том, что "КСОР будут проводит миротворческие операции и за пределами стран-членов ОДКБ" уже наводит на размышления.

Было бы, конечно, весьма наивно считать, что эти военно-политические забавы наших братских, а местами просто "стратегически братских" соседей останутся без внимания военного руководства нашей страны. Как бы там ни было, дело происходит на наших восточных и северных границах, в непосредственной близости от основных экономических, политических и административных центров страны. И посему появления каких-либо "единых сил", да еще и под неким смутным "единым командованием" (читай российским) на наших границах не может не волновать людей, в силу своих служебных обязанностей, отвечающих за национальную безопасность Украины. В первую очередь это касается украинских военных. Ибо им первыми придется столкнуться с этими азиатскими "миротворцами", если что. И потому, кого уж вряд ли введут в "братский самообман" все эти благие пожелания создателей КСОР, так это именно их.

В Генеральном штабе Вооруженных Сил Украины весьма скрупулезно и внимательно ознакомились с этими "планами по коллективной безопасности" наших соседей и пришли к довольно прогнозируемым выводам. На сей счет существует даже специальный документ, подписанный начальником Генерального штаба ВСУ и доложенный министру обороны Украины.

Согласно анализу украинских военных, сама по себе концепция КСОР представляет собой банальное "слизывание" и "симбмоз" двух взаимоисключающих принципов - "частей постоянной готовности" советского образца и существующих ныне в Европе межгосударственных формирований быстрого реагирования. Украинские военные, мягко говоря, сильно сомневаются, что такого рода симбиоз может быть эффективным. И хотя господин Медведев гордо заявил о том, что "КСОР будут по своему боевому потенциалу, техническому оснащению и уровню подготовки не хуже Сил быстрого реагирования НАТО", в это верится с большим трудом. Ибо надо быть полным идиотом, что бы не понять, что никаких "совместных действий", тем более за пределами ОДКБ, не получится. Все эти киргизии и таджикистаны в КСОР присутствуют исключительно "ради мебели", а главной ударной силой в их составе будут два российских мобильных соединения с эпизодическим подключением возможно казахских и белорусских подразделений. Ко всему прочему, нынешний уровень мобильности всех этих разнородных формирований весьма низок, особенно у формирований среднеазиатских стран (в лучшем случае, это некая азиатская калька с советских принципов) и ни о каком "не хуже НАТО" господин Медведев может даже не мечтать.

Второй вывод, к которому пришли украинские военные, так же понятен и прогнозируем. Главные задачи КСОР лежат в плоскости сугубо военных и специальных операций, миротворчество рассматривается в этом отношении создателями КСОР исключительно как второразрядная и вспомогательная задача. Да и само это "миротворчество" под эгидой КСОР, да еще и за пределами стран Ташкентского пакта, будет наверняка носить, мягко говоря, весьма специфический характер и вряд ли его можно будет в полной мере назвать именно "миротворчеством". Включения в состав КСОР в качестве их основы откровенно наступательных соединений (а воздушно-десантные и десантно-штурмовые части никоим образом к оборонительным не отнесешь) вообще свидетельствует о неком скрытом смысле всех этих игрищ по созданию "совместных сил".

Создание "под зонтиком" РФ неких "общих сил" и разнообразных "совместных формирований" на просторах бывшего СССР для российского руководства уже давно превратилось в некую "идею фикс". Однако до сих пор из всех этих затей обычно получался пшик. Гробится на эти затеи куча денег из российского федерального бюджета, усилий, материальных ценностей, разворачиваются базы и проводятся учения. В конечном итоге, результат оказывается не таким, на который рассчитывали.

Так, впервые от громких заявлений и слов к практической реализации дело дошло в 2001 году, когда были созданы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР), основная их часть дислоцировалась на авиабазе Кант в Киргизии. В течение 2001-2006 годов в рамках КСБР как в двухстороннем, так и в многостороннем формате было проведено несколько учений на территории Киргизии, Таджикистана и Казахстана. Но КСБР в конечном итоге так и не достигли необходимого уровня оперативных возможностей. Сегодня эти формирования вернулись к выполнению задач в рамках своих национальных вооруженных сил. Ибо, как оказалось, действовать совместно подразделения армий ОДКБ "не всегда готовы". В том числе, в силу наличия "неких разногласий в сфере национальных интересов" между некоторыми странами-членами ОДКБ (дело порой чуть не доходило до прямого вооруженного столкновения между странами-членами ОДКБ, например между Узбекистаном и Таджикистаном за ресурсы, особенно водные).

Но в упомянутом документе, подготовленном в Генштабе Вооруженных сил Украины, довольно четко и недвусмысленно определяются действительные цели и планы создания КСОР: "Доминирующая роль Российской Федерации в создании КСОР ОДКБ усиливает ее лидирующее положение на постсоветском пространстве и дает дополнительные рычаги влияния (давления) на руководство стран-членов ОДКБ относительно расширения зоны "управляемой демократии" и своего геостратегического влияния на постсоветском пространстве".

Но все же самое опасное и тревожное для Украины наши военные видят несколько в другой плоскости: "Создание КСОР дает в руки руководству Российской Федерации "легитимные" основания, под видом "борьбы с проявлениями экстремизма и региональной нестабильности", для вмешательства во внутренние дела стран ближнего зарубежья с целью устранения от руководства ими оппозиционных Москве политических сил (национальных движений) и приведение к власти прокремлевских политических режимов".

Конечный вывод украинского Генштаба относительно появления на наших восточных границах очередного изыска кремлевских стратегов таков: "Для Украины, государства, расположенного на перекрестке противоречий по оси Восток-Запад, которое к тому же не принадлежит ни к одному военно-политическому альянсу, это означает существенное возрастание уровня угрозы национальной безопасности и требует укрепления соответствующих оперативных возможностей Вооруженных Сил Украины, прежде всего их Объединенных сил быстрого реагирования".

Правда, есть основания думать, что с "восточным НАТО" у россиян получится точно по Черномырдину - то есть, "как всегда". Не успев еще как следует напугать "постсоветское пространство", это военно-политическое детище начинает уже "рассасываться" и рассыпаться. Неуклюжая внешняя политика Кремля (главным образом из-за непомерной жадности, апломба и претензий на "старшего брата") может элементарно похоронить так и не родившийся КСОР. Почти сходу из КСОР выпала Беларусь, которая "формально" является самым близким союзником РФ. Такой "засады" от Лукашенко в России явно не ожидали. Но началось все с пресс-конференции посла РФ в Белоруссии господина Александра Сурикова, который красочно и живописно прокомментировал подписанный 4 февраля договор о КСОР. По его словам выходило, что вполне возможно (согласно договору о создании КСОР), что белорусским военным "светит" в скором времени принять самое непосредственное участие в борьбе с "проявлениями экстремизма" за пределами белорусских лесов и болот. Например, в окрестностях какого-нибудь киргизского арыка, богатого водой, или отправится патрулировать южные предгорья Кавказа в Южной Осетии. В Беларуси эти "комментарии" российского посла переваривали сутки. И уже 5 феврали выдали симметричный ответ. Министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов быстро охладил пыл российских стратегов сообщив, что законы его страны "не предусматривают участие белорусских солдат в военных действиях за рубежом".

Россияне попытались "додавить ситуацию". На следующий день, неугомонный российский посол опять выступил с "комментариями". Коснувшись КСОР, он пояснил, что "межгосударственные соглашения имеют большую юридическую силу, чем внутреннее законодательство страны". Когда же ему задали прямой вопрос о возможности посылки белорусских военных в какую-нибудь Ферганскую долину для "борьбы с наркотрафиком" или их прямого участия в боевых действиях под эгидой КСОР, то он ответил на это утвердительно. Однако, все точки над "i" в вопросе участия белорусских парней в какой-нибудь очередной "операции умиротворения", затеянной московскими генералами на окраинах бывшей империи, расставило заявление пресс-секретаря белорусского МИДа Андрея Попова. В весьма непринужденном тоне он заявил, имея в виду именно "комментарии" российского посла, что "уж точно не послы других государств будут разбираться и толковать нюансы белорусских законов". После чего "контрольно" добавил спич о том, что документ ОДКБ по КСОР еще вовсе не имеет статуса международного соглашения.

В общем, похоже, россиянам придется самим "умиротворять". Желающих портить отношения со своими соседями под российским водительством, судя по всему, в приличном количестве, не говоря уж о качестве, не набирается. Но это не повод расслабляться украинским военным и политикам. Ибо в попытках "возродить былое величие" российский режим выбирает самые простые пути, то есть - авантюрные. Будь это указанные КСОР или "миротворчество" на территории Грузии. Но опасность фантазий кремлевских кровососов в том, что они неизменно направлены на кровопролитие.

Валерий Глузман, прапорщик

12 февраля 2009

Источник - "Обком", Украина


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение