С. Притчин: России и Украине необходимо научиться договариваться

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Россия и Украина - две ближайшие в историческом, культурном, этническом смыслах страны - переживают непростой период взаимоотношений. И без того напряженный диалог двух государств обострился в 2004 году после «оранжевой революции», когда новая украинская элита попыталась переориентировать внешнюю политику страны на западное направление. Насколько оправдан этот вектор и полностью ли он соответствует национальным интересам Украины - вопрос для общественной, научной и политической элиты страны. Очевидно другое: взять и разорвать связи с Россией, при всем желании, Киеву не удастся, слишком много сфер, где двусторонние отношения являются залогом стабильности, динамичного развития обеих стран. Взаимные экономические интересы и производственная кооперация, стремительно растущий товарооборот, многочисленные родственные связи между народами двух стран заставляют руководителей искать пути для компромисса.
С. Притчин: России и Украине необходимо научиться договариваться

Россия и Украина - две ближайшие в историческом, культурном, этническом смыслах страны - переживают непростой период взаимоотношений. И без того напряженный диалог двух государств обострился в 2004 году после «оранжевой революции», когда новая украинская элита попыталась переориентировать внешнюю политику страны на западное направление. Насколько оправдан этот вектор и полностью ли он соответствует национальным интересам Украины - вопрос для общественной, научной и политической элиты страны. Очевидно другое: взять и разорвать связи с Россией, при всем желании, Киеву не удастся, слишком много сфер, где двусторонние отношения являются залогом стабильности, динамичного развития обеих стран. Взаимные экономические интересы и производственная кооперация, стремительно растущий товарооборот, многочисленные родственные связи между народами двух стран заставляют руководителей искать пути для компромисса.

Отдельная тема - газовое сотрудничество между Россией и Украиной. Исторически так сложилось, что Россия экспортирует через Украину 80% газа в ЕС, в свою очередь Украина импортирует из России или через ее территорию около 75% голубого топлива. Такая серьезная взаимозависимость двух стран теоретически должна обеспечивать баланс интересов Москвы и Киева. Но каждая из сторон считает, что ее стратегический ресурс (у Украины - транзитные возможности, у России - газ) более ценный, и партнер должен платить больше. В результате одна из ключевых сфер сотрудничества превратилась в главный источник проблем для двусторонних отношений. Более того, финансовая и политическая значимость торговли газом фактически вывела эту сферу за рамки официальных двусторонних отношений. Ценовая политика, условия реэкспорта, продажи газа на внутреннем украинском рынке, транзитные тарифы - все эти вопросы решаются путем закрытых переговоров с использованием сомнительных непрозрачных схем, о которых общественности остается только догадываться

Украина в среднесрочной перспективе останется главным транзитером российского газа в ЕС

Газотранспортная система (ГТС) Украины имеет стратегическое значение не только для самой республики, но и для России и ЕС. Благодаря своему выгодному географическому положению ГТС республики является главным связующим звеном между поставщиками газа, Россией и центральноазиатскими республиками, и главным потребителем - Европейским Союзом.

Согласно официальным данным НАК «Нафтогаз Украина», газотранспортная система республики включает 38,0 тыс. км газопроводов, в том числе 14 тыс. км диаметром 1020-1420 мм, 73 компрессорные станции (110 компрессорных цехов), общая мощность которых 5400 МВт, 13 подземных хранилищ газа. Пропускная способность системы составляет на входе 290 млрд.куб.м. в год, а на выходе - 178,5 млрд.куб.м. в год.

Через территорию Украины в 2006 году было транспортировано 128.5 млрд. куб. метров газа (в 2005 - 136), что составляет около 80% российских экспортных поставок газа в ЕС.

Компания каждый год транспортирует для потребителей Украины около 70 млрд. куб. м и транзитом через свою газотранспортную систему в страны Западной и Центральной Европы 110-120 млрд. куб. м природного газа. По официальным данным «Нафтогаз Украина» имеет техническую возможность увеличения транзита газа в страны Центральной и Западной Европы до 140 млрд. куб. м в год без расширения газотранспортной системы.

Важным технологическим элементом газотранспортной системы являются 13 подземных газохранилищ с активным объемом 34,5 млрд.куб.м. Таким образом, очевидна серьезная зависимость России в вопросе экспорта сырья в ЕС. Именно поэтому внешнеполитические ориентиры украинской элиты, внутренняя политическая стабильность республики и самое главное - конструктивные отношения с Россией так важны для Москвы.

Осознавая свою серьезную зависимость от Украины, Россия приняла и активно реализует стратегию снижения зависимости от транзитных стран при экспорте сырья на европейские рынки. В настоящее время «Газпром» совместно с европейскими партнерами начинают строительство двух подводных газопроводов - Северный (Nord Stream) и Южный потоки (South Stream). Первый должен соединить Россию и Германию по дну Балтийского моря. Планируется, что строительство первой ветки Nord Stream завершится в 2011 году. Ее мощность составит 27,5 миллиардов кубических метров природного газа в год. На втором этапе планируется удвоение пропускной способности до 55 миллиардов кубических метров в год за счет сооружения второй, параллельной линии газопровода, которая будет запущена в 2012 году. Ресурсной базой для газопровода должно стать Южнорусское месторождение (запасы 700 млрд. куб метров) и на более поздней стадии - Штокмановское месторождение.

Второй проект должен соединить по дну Черного моря Новороссийск и болгарский порт Варна, далее маршрут газопровода пройдет через Балканский полуостров до Италии и Австрии. Пропускная способность составит 30 млрд. куб. метров газа. Ввод в эксплуатацию подводного участка газопровода намечен на 2013 год. К настоящему моменту соглашение о присоединении к проекту подписали Болгария, Венгрия, Италия и Сербия. Правда, наиболее экономически обоснованный маршрут газопровода пролегает по украинскому шельфу черноморского дна, поэтому в любом случае Москве придется согласовывать определенные моменты прокладки трубы и искать компромисс с Киевом.

Таким образом, руководство «Газпрома», пытаясь снизить свою зависимость в вопросе газового экспорта от стран-транзитеров, готово вкладывать десятки миллиардов долларов в обходные маршруты. И уже к 2015 году у России появится возможность экспортировать более 80 млрд. куб. метров газа в обход существующей газотранспортной инфраструктуры Украины и других традиционных транзитных стран. Такая стратегия позволит российскому монополисту снизить зависимость намного, но не совсем. Большая часть газа в ЕС по существующим и будущим контрактам все равно будет транспортироваться через Украину.

Украина стремится обеспечить свою энергобезопасность

В свою очередь, Украина является одним из крупнейших европейских рынков газа. Внутреннее потребление в республике составило в 2005 году 76,5 млрд. куб. м., в 2006 - 73.9. И главная проблема Киева заключается в том, что добыча в самой республике в 2006 году составила лишь 21 млрд. куб. метров, а прошлом году всего 20.6 млрд. куб. метров. То есть большую часть, почти 74% всего потребляемого газа или 56,5 млрд. куб. метров газа, приходится импортировать из России или через нее. Импорт российского газа в 2005 составил 16,5 млрд. Из Туркмении, Казахстана и Узбекистана через Россию было импортировано 40 млрд. куб. метров газа.

Налицо серьезная привязанность Украины в энергетической сфере к России. Нельзя сказать, что такая ситуация устраивает руководство республики. Украинские политики считают, что энергетическая зависимость от России это вопрос политической зависимости от Москвы. Правительство республики намерено за счет целого комплекса мер снизить эту зависимость. Предлагаются следующие меры по снижению энергозависимости от России:

  • 1) разработка стратегии снижения энергоемкости экономики и повышения эффективности используемого газа, предлагается внедрить систему налоговых льгот для компаний, инвестирующих в энергосбережение.
  • 2) увеличение собственной добычи углеводородов, за счет освоения черноморского и азовского шельфов.
  • 3) развитие атомной энергетики и тепловой генерации с большим использованием угля.
  • 4) Развитие альтернативных проектов транспортировки газ, например, газопровод «Белый поток» и планы создания инфраструктуры для импорта сжиженного газа.

Проблема заключается лишь в том, что о соответствующих планах заявляет уже не первое и не второе правительство Украины за последние несколько лет, вот только в реальную плоскость намерения и проекты пока не переходят. Более того, в условиях глобального финансового кризиса реализация комплексной системы снижения энергозависимости от России маловероятна из-за высокой капиталоемкости всех ее направлений. Поэтому, все равно придется договариваться с Россией.

Итоги газового конфликта 2008-2009: потенциальные риски достигнутых соглашений

По итогам газового российско-украинского газового противостояния и анализируя договоренности от 19 января необходимо отметить следующие выводы:

1) Россия и Украина стали самыми проигравшими сторонами уже традиционного новогоднего газового конфликта. И связаны они прежде всего с репутационными издержками. Теперь у ЕС есть еще больше оснований строить независимые, обходные маршруты экспорта газа не только России, но и Украины. Ведь даже проект Набукко обходит и украинскую ГТС, что в дальнейшем грозит ей потерей статуса главного транзитера газа в ЕС.

2) Внутриполитическая дестабилизация на Украине. Оппоненты премьера Тимошенко попытались денонсировать достигнутые договоренности, и лишь подключение к процессам Еврокомиссии позволило остановить возобновление конфликта.

3) Соглашения от 19 января не являются разрешением всех накопившихся проблем в газовой сфере между Россией и Украиной. Жесткие сроки помесячной оплаты. НАК «Нафтогаз - Украины» должен до 7 числа каждого месяца оплатить 100% за поставленный в предыдущем месяце газ. В случае срыва данного порядка компании переходят на полную предоплату. Учитывая сложное финансовое положение НАКа, его проблемы со сбором средств за поставленный газ населению и предприятиям, а также дефицит бюджета Украины - существует реальная опасность срыва порядка оплаты. Усугубляет эти условия еще и то, что 25% внутреннего рынка согласно договоренностям премьеров должна занять «дочка» «Газпром сбыт Украины», которая традиционно предпочитает работать с наиболее крупными промышленными предприятиями Украины. Переход на полную предоплату практически гарантированно означает банкротство «Нафтогаза» и возникновение угрозы стабильности дальнейших поставок сырья на Украину и в ЕС

4) Переход на рыночные цены на газ для Украины означает, что пересмотру подлежит весь остальной спектр двусторонних отношений. Вопрос пребывания ЧФ РФ в Севастополе, делимитации границы.

Исторические соседи и союзники Россия и Украина на сегодняшний день готовы тратить огромные средства, лишь бы снизить зависимость друг от друга. Но кризисы отношений, в том числе из-за противоречий в энергетической сфере, регулярно будоражат Москву и Киев. К сожалению, за 17 лет еще не выработана модель отношений, которая бы подразумевала взаимный учет интересов и суверенитета друг друга, и строительство обходных маршрутов вряд ли решит эту проблему

Поделиться: