Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Юлия Якушева, Алексей Власов: Узбекский мотив кремлевской политики.

Юлия Якушева, Алексей Власов: Узбекский мотив кремлевской политики.

05.02.2008

Автор:

Визит президента Узбекистана Ислама Каримова в Москву начинается в условиях сложной политической игры, в которую вовлечено и узбекское, и российское руководство. Каждая сторона играет свою партию, но есть многочисленные точки соприкосновения, которые позволяют предположить, что хотя бы часть этой "арии" будет спета в унисон. Избранный в конце 2007 года в очередной раз президентом Узбекистана, Ислам Каримов заинтересован, по крайней мере, во внешней демонстрации тесных союзных отношений с Москвой, причём это касается и политических, и экономических аспектов взаимодействия. Показательно, что РФ стала первой строной, куда узбекский лидер совершает официальный визит после декабря 2007 года. Россия после подписания договора с Узбекистаном о союзных отношениях последовательно пытается расширить сферу собственного влияния, вовлекая узбекское руководство в российские энергетические проекты, правда, с переменным успехом, поскольку официальный Ташкент уже вполне освоил казахстанскую модель игры в «многовекторность». Так накануне визита стало известно, что российский оператор экспорта-импорта электроэнергии «Интер РАО» намерен купить 48 процентов акций крупнейшей электростанции Центральной Азии - Сырдарьинской ТЭС. ТЭС общей мощностью три тысячи Мегаватт оснащена десятью энергоблоками. Выработка электроэнергии составляет до тридцати процентов общей выработки электроэнергии в Узбекистане.


Поэтому, если первые после андижанские встречи Путина и Каримова были сплошь и рядом «исторические и судьбоносные», то теперь визит может носить  рутинный характер и, вполне вероятно, что для В.Путина одна из ключевых целей – представление узбекскому лидеру собственного наследника.

Что касается предполагаемых двусторонних документов для подписания, то они в большей степени зафиксируют уже существующие договорённости, нежели создадут какие-то принципиально новые направления сотрудничества. Маловероятно, что политика Кремля в Центральной Азии (в ближайшее время) претерпит какие-то кардинальные перемены.


В отношении Узбекистана, в этом не может быть абсолютной уверенности. Пребывание у власти Ислама Каримова  не есть абсолютная гарантия дружбы и союза, поскольку несколько раз на протяжении последних лет узбекский лидер менял свои приоритеты: от тесного союза с Западом к более близким контактам с Москвой.


Пока Кремль гораздо ближе Ташкенту, нежели Вашингтон, но, насколько это взаимопонимание будет длительным, покажет только время.  Визиты высокопоставленных американских дипломатов и военных в Ташкент, которые особенно участились в последние несколько месяцев, наглядно демонстрируют понимание Белым Домом стратегической важности Узбекистана в геополитических раскладах в Центрально-Азиатском регионе.
В конце января этого года адмирал У. Феллон во время визита в Ташкент заметил, что его пребывание на узбекской земле - свидетельство возобновление диалога между двумя странами, который был фактически прерван после ликвидации американской военной базы, используемой для обеспечения международных сил в Афганистане. Неслучайно тема Андижана и защиты прав человека в Узбекистане постепенно отходит на второй план, что сильно не нравится американским СМИ, но, зато, создаёт для американской дипломатии более благоприятную почву для тактических манёвров в ожидании возможной смены первого лица. Для России же, как раз любые перемены в узбекском руководстве представляются крайне невыгодными.

Ислам Каримов, по крайне мере, за последние 10 лет - фигура достаточно "изученная" российским истеблишментом.
А преемственности по российской модели в Узбекистане может и не получится.  


Судя по информации из Узбекистана, дочь президента Каримова, Гульнара, которая совсем недавно  получила пост зам министра иностранных дел, осталась в Ташкенте и не включена в состав официальной делегации. Между тем, многие эксперты на Западе и в России именно её называют возможной наследницей политического багажа Ислама Каримова.


Впрочем, разговоры об инициировании механизма преемничества шли на протяжении всей первой половины 2007 года, когда президент Узбекистана явно затягивал объявление своего участия в президентских выборах. После того, как выбор был сделан, разговоры о политическом будущем Гульнары Каримовой закономерно возобновились.
Однако узбекская политика устроена таким образом, что точного ответа на вопрос о политических шансах Г.Каримовой не может дать ни один, даже самый осведомлённый, политолог или эксперт. По российским меркам ситуация вполне привычная, но в России, как бы не относились к Путину, срок его пребывания у власти оказался ограниченным конституционными рамками. Каковы намерения Ислама Каримова достоверно никто не знает. Окажется ли срок его президенства равен времени его жизни или же, в силу каких-то обстоятельств, смена власти произойдёт несколько раньше, - в любом случае, России следует действовать по "сербскому сценарию" - добиваться максимальных преференций для крупных государственных компаний, прежде всего энергетических, с тем, чтобы не зависеть от того, какая именно персона будет находиться во главе Узбекистана. Никакой романтики, business as usual.

P.S. Правительство РФ одобрило проект соглашения с Узбекистаном о сотрудничестве в области авиастроения и интеграции ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) и АО "Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова". Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Виктор Зубков.

Первому вице-премьеру Сергею Иванову поручено провести переговоры с узбекской стороной и по достижении договоренности подписать от имени Правительства РФ указанное соглашение.

Напомним, что в ноябре 2007 года ОАК и Узбекистан подписали меморандум о механизмах интеграции Ташкентского авиационного производственного объединения им. В.П. Чкалова и ОАК. Как сообщалось тогда, Узбекистан передаст 50% плюс 1 акция ташкентского завода в оплату допэмиссии акций ОАК.

ОАО "ОАК" создано в соответствии с указом Президента РФ "Об открытом акционерном обществе "Объединенная авиастроительная корпорация" от 20 февраля 2006 года. На момент учреждения уставный капитал корпорации составлял 96.72 млрд руб. Он распределен между акционерами корпорации следующим образом: 90.1% - в собственности РФ, 9.9% - в собственности частных акционеров. В состав ОАК входят: Авиационная холдинговая компания "Сухой"; ОАО "Корпорация "Иркут"; ОАО "Туполев"; Межгосударственная авиастроительная компания "Ильюшин"; Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А. Гагарина; Нижегородский авиастроительный завод "Сокол"; Новосибирское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова; "Илюшин Финанс Ко."; Финансовая лизинговая компания.



Теги: Узбекистан

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение