Абхазия - взгляд изнутри...

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Но уже сегодня Алексей Ващенко и его земляки имеют возможность добираться из Москвы до родного Сухума на поезде. На Казанском вокзале несколько вагонов цепляют к поезду "Москва - Адлер", а затем через речку Псоу, вдоль чудного черноморского побережья их уже везет местный тепловоз. Сухумский вокзал, к сожалению, ещё далек от своего прежнего, довоенного вида, но у абхазцев есть надежда, что постепенно жизнь наладится. Как они говорят: "Лишь бы не было войны
Абхазия - взгляд изнутри...

Источники жизни и возрождения

Московский политолог, военный эксперт Алексей Ващенко каждый год проводит отпуск в Абхазии.

Он здесь вырос, в предместье Сухума. Здесь живёт его мама. Абхазию Алексей считает своей первой родиной. В этом году его отпуск пришёлся на январь.

По возвращению в Москву Алексей Ващенко рассказал о социально-экономической ситуации в Абхазии, о жизни простых людей после признания независимости государства со стороны России.

Как заметил Алексей Ващенко, Абхазия по-прежнему остаётся многонациональной республикой. При этом занимательно, что коренное население не составляет её большинства. По последним данным, более всех в Абхазии проживает, как это не удивительно, грузин - около 70 тысяч человек (почти 60 тысяч при этом живут во взрывоопасном Гальском районе). Абхазцев и армян примерно одинаково - по 60 тысяч человек, русских - 10 тысяч, несколько тысяч греков, появились цыгане, что воспринимается местным населением как добрый знак, поскольку в плохих местах они не сселятся. - После признания со стороны России и обустройства военных баз все жители Абхазии вздохнули свободно, - продолжает свой рассказ Алексей Ващенко. - Они уверены, что военных операций против них уже не будет. Остается опасность террористических актов, особенно в курортный сезон. В любом случаи цены в Абхазии с осени прошлого года стали расти на всё. Если прежде, например, четырёхкомнатная квартира площадью около ста квадратных метров в Сухуме продавалась за 15 - 20 тысяч долларов, то сейчас её цена выросла до 100 тысяч долларов. Примерно в такой же пропорции подорожали частные дома.

Местные власти решили заняться инвентаризацией и приватизацией бывших домов и квартир грузинского населения. Выросли цены и на продукты питания. До признания независимости, например, килограмм сулугуни стоил 100 - 120 рублей, после признания он стоит на рынке и в магазинчиках 200 рублей. И так почти во всём. К сожалению, в Абхазии не выросли ни пенсии, ни зарплаты. Пенсионеры получают в среднем от одной до трёх тысяч рублей (из них абхазское государство выплачивает им по 200 - 300 рублей, остальное приходит из России). У работающих абхазцев зарплата равна двум - трём тысячам рублей. Промышленность, увы, на уровне 1990 года не сохранилась. Один человек, занятый в производственной сфере, обеспечивает существование 10 - 12 бюджетникам. Что не говори, а нормальной такую экономическую ситуацию не назовёшь.

Благо, что хоть электроэнергия для жителей республики дешёвая - 20 - 30 копеек за кВтч, но и здесь существует проблема. Котельные не работают, дома и квартиры обогреваются электроприборами. Плата за энергию в итоге набегает огромная. А электросети продолжают изнашиваться. Они с советского времени фактически не ремонтировались. Вот и с ужасом абхазцы думают, что когда-нибудь всё это может рухнуть. Частный сектор как-то приспособился, в домах и квартирах стоят обогревательные котлы. А что делать больницам, школам, учреждениям? В абхазские больницы сегодня люди ложатся со своим постельным бельём, родственники сами кормят больного, покупают ему медикаменты. Медицинские база сильно пострадала во время войны 1990-х годов. С тех пор она фактически не восстановлена. Я спросил Алексея Ващенко, откуда сегодня в основном доходы у простых жителей Абхазии. - Можно назвать три основных источника, - ответил он. - Вручают цитрусовые культуры, курортный сезон и члены семей, отправившиеся на заработки в Россию. Мандарины стараются сбыть любым доступным способом. Их везут на автомобилях и тачках до российской границы. На другом берегу реки Псоу (официальная граница между Россией и Абхазией - прим. Ред) они стоят дороже почти в два раза. У кого плантации большие, тот заключает договор с оптовиками на большегрузных автомашинах. Но сбор и реализация мандарин - это очень трудоёмкий процесс, требующий особую тщательность и аккуратность. Нелегок труд тех, кто занимается в Абхазии цитрусовыми культурами. На курортный сезон возлагают надежды многие жители прибрежной полосы. В прошлом году, по понятным причинам, он был фактически сорван. Абхазцы надеются, что лето 2009 г. будет спокойным и благостным для их гостей. В любом случае, отдых в Абхазии намного экономнее, чем в соседнем Сочи, в котором летом цены иной раз бывают выше, чем в Москве.

Но основная часть мужского населения Абхазии, особенно молодёжь, вынуждена зарабатывать деньги для своих семей в России. Тут уж, кто на что горазд. Денежные переводы в республику таких "гастарбайтеров" позволяют существовать внушительному числу жителей Абхазии, прежде всего пенсионерам, которым не может хватить в месяц мизерной пенсии с постоянной потребностью в лекарствах и более-менее сносном питании. Может быть, оттого у абхазцев особая надежда на возобновление авиарейсов Москва - Сухум. Республиканский аэропорт уже почти готов к работе (в августе он смог принять сорок российских военно-транспортных самолётов). Аэропорт Бабушера в Сухуме всегда считался удобным. Посадка возможна как со стороны моря, так и со стороны невысоких гор. По статистике, закрытым из-за непогоды аэропорт бывает лишь 24 часа в году!

И ещё одна важная деталь - здесь почти нет птиц, которые зачастую попадали в двигатели, становясь причиной поломки самолетов. В соседнем Адлере птичьи стаи создают серьёзные помехи для взлёта и посадки. Их здесь много, потому что раньше неподалёку от взлётной полосу были городские свалки. Открытие аэропорта в Абхазии может произойти уже нынешним летом. Говорят, что осталось решить только юридические проблемы, связанные с полётом в воздушном пространстве.

Но уже сегодня Алексей Ващенко и его земляки имеют возможность добираться из Москвы до родного Сухума на поезде. На Казанском вокзале несколько вагонов цепляют к поезду "Москва - Адлер", а затем через речку Псоу, вдоль чудного черноморского побережья их уже везет местный тепловоз. Сухумский вокзал, к сожалению, ещё далек от своего прежнего, довоенного вида, но у абхазцев есть надежда, что постепенно жизнь наладится. Как они говорят: "Лишь бы не было войны"!

Беседу вёл Олег Кушаты.

Вести Кавказа

Поделиться: