Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Н. Абыкаев, Ю. Яковец: ПАРТНЕРСТВО ЦИВИЛИЗАЦИЙ: ПРИОРИТЕТЫ, ФОРМЫ, МЕХАНИЗМЫ

03.02.2009

Автор:

Теги:

 

В Москве состоялась презентация книги президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Стратегия становления постиндустриального общества и партнерство цивилизаций».  В мероприятии приняли участие:  академик РАЕН, доктор экономических наук Нуртай АБЫКАЕВ; министра В.С. Школьник, Советник-Посланник Посольства Республики Казахстан в РФ Самат ОРДАБАЕВ; академик национальной академии наук Республики Казахстан, председатель правления национального научно-технологического холдинга "Парасат" Нуралы БЕКТУРГАНОВ; генеральный директор ИАЦ МГУ им. М. Ломоносова Алексей ВЛАСОВ; политолог Юрий СОЛОЗОБОВ.

Редакция сайта публикует материалы презентации.

*********************************************************************************

 

 

Нурсултан Абишевич Назарбаев - один из наиболее страте­гически мыслящих и эффективно действующих национальных лидеров в мире в конце XX - начале XXI века. Он проявил себя как крупный политик глобального масштаба, выдвинувший и успешно реализовавший целый ряд важных инициатив по раз­витию диалога и партнерства цивилизаций, культур и религий, укреплению взаимодействия и доверия в мире, обеспечению международной безопасности. Эти инициативы нашли отраже­ние во второй части настоящей книги, раскрывая многогран­ность автора как мыслителя, стратега, политика мирового уров­ня. Когда знакомишься с этими материалами, не перестаешь удивляться глубине и оригинальности в подходе к решению сложнейших проблем современной глобальной динамики и по­литики, который демонстрирует Н.А. Назарбаев как профессио­нал высокого международного ранга. Обратим внимание читателя на некоторые узловые момен­ты второй части монографии.

Во-первых, раскрывая содержание XXI века как эпохи ци­вилизаций, Н.А. Назарбаев показывает осевое значение для этой эпохи проблемы взаимодействия цивилизаций, перехода от противостояния и конфликтов к диалогу и партнерству циви­лизаций. При всех различиях многообразного мира локальных цивилизаций их объединяет общность коренных интересов - выживание и развитие всего человечества, всей глобальной ци­вилизации достойный ответ на угрозы и вызовы XXI века. Автор характеризует широкую палитру цивилизационного диалога и партнерства, наполняя их конкретным содержанием.

Это основа становления многополярного мироустройства, которое является главным условием сохранения устойчивости развития сложной и многообразной системы цивилизаций, сох­ранения ее динамического равновесия.

Это нахождение общего выхода из развертывающегося глобального энергоэкологического кризиса на пути энергоэколо­гической революции XXI века, суть которой - переход к ноос-ферному энергоэкологическому способу производства и пот­ребления и к альтернативным, экологически чистым источни­кам энергии. При этом показана возрастающая роль Казахстана в обеспечении глобальной энергетической безопасности.

Это преодоление, достигшее критического уровня эконо­мической и технологической поляризации стран и цивилиза­ций: проблемы отсталости и нищеты миллиардов людей в раз­вивающихся странах, которая может быть решена только на ос­нове партнерства цивилизаций, организованной и действенной поддержке со стороны авангардных цивилизаций отстающим в освоений достижений современного технологического перево­ротами радикальном улучшении структуры экономики. Для этого потребуется изменить преобладающую ныне неолибе­ральную модель глобализации, предоставляющую простор для своекорыстных интересов и действий транснациональных кор­пораций.

Это развитие партнерства в социокультурной сфере - в нау­ке, образовании, культуре, религиозной деятельности. Определя­ющее значение в эпоху становления общества, основанного на знаниях, многогранное сотрудничество ученых в выработке и ос­воении новой парадигмы, отвечающей реалиям XXI века, гума-нистически-ноосферной сути постиндустриальной цивилизации.

Это немалый вклад, который могут внести ученые России и Казахстана, что имеет особое значение для развития обществен­ных наук, включая теорию и историю цивилизаций. Н.А. Назар­баев поддерживает инициативу российских ученых в разработке глобального прогноза ООН «Будущее цивилизаций» и его пер­вого этапа глобального энергоэкологического прогноза, кото­рый может стать исходной базой для выработки проекта гло­бальной энергоэкологической стратегии и ее обсуждения на Всемирном саммите .

К разработке этого прогноза приступили российские и казахстанские ученые с участи­ем ученых из других стран (Яковец Ю.В., Кузнецов ОА, Агеев А.М., Гранберг А.Г., Кушлин В.И., Спицын A.T., Школьник B.C., Бектурганов Н.С.). Распространение новой научной парадигмы должно стать главным содержанием цивилизационного партнерства в облас­ти образования, наполнения новым контентом (в том числе ци-вилизационным подходом) каналов Интернета, который играет все большую роль в образовательном процессе, в формировании мировоззрения нового поколения.

Не меньшее значение для возрождения гуманистически-ноосферной этики имеет межнациональный диалог, взаимопо­нимание и сотрудничество ведущих мировых религий. Казахс­тан реализовал ряд важных инициатив в этой сфере, проведен съезд представителей мировых и традиционных религий.

Партнерство цивилизаций должно опираться на сеть гло­бальных институтов. НА. Назарбаев характеризует роль и новые задачи таких институтов, как Организация Объединенных На­ций, «группа 8», цивилизационные и межцивилизационные ин­тегральные объединения типа Европейского союза, СНГ, Шан­хайской организации сотрудничества, Организации безопас­ности и сотрудничества в Европе, показывает активное участие Казахстана в деятельности этих институтов.

Во-вторых, принцип партнерства относится не только к межцивилизационным, но и к внутрицивилизационным отно­шениям. НА. Назарбаев вновь, как и в прежней научной моног­рафии , обращается к проблеме реинтеграции евразийской ци­вилизации, включая стратегические приоритеты развития Евра­зийского экономического сообщества как наиболее динамич­ной структуры СНГ.

 Распад СССР в начале 90-х годов нанес тя­желый удар по складывавшемуся паритету в биполярном после­военном мире; были разорваны традиционные технологичес­кие, экономические, социокультурные связи.

Выступая на экономическом форуме в Санкт-Петербурге в июне 2007 г., лидер Казахстана предложил ряд ценных инициа­тив по усилению партнерства и интеграционных тенденций в СНГ. Исходя из идеи разноскоростной и многоуровневой интег­рации на принципе равенства и договоренности, Н.А. Назарбаев обосновал главные направления интеграционной стратегии, ре­ализации крупных межгосударственных проектов в развитии международных транспортных коридоров (включая строитель­ство Каспийско-Черноморского канала), создании Европейс­кого делового конгресса и Евразийского клуба банкиров, Евра­зийского клуба ученых и Банка технологий. Тем самым, интег­рационное развитие и партнерство ЕвразЭС и СНГ получает конкретные накопления.

Стержнем интеграционного процесса в евразийской циви­лизации является стратегическое партнерство России и Казахс­тана - двух самых крупных по территории и обладающих при­родными ресурсами мирового значения государств СНГ. Высту­пая в Государственной Думе Российской Федерации, Н. А. На­зарбаев раскрыл значение и приоритеты российско-казахстанс­кого сотрудничества в различных сферах, ключевую роль этих стран в формировании транспортной и энергетической инфра­структуры ЕвразЭС, перспективу формирования общего рынка.

В-третьих, Казахстан является инициатором формирования и развития такого стратегически важного регионально институ­та партнерства цивилизаций, как Шанхайская организация сот­рудничества, которая недавно отметила свое десятилетие. Стра­ны-члены ШОС и наблюдатели представляют подавляющую часть минеральных и других природных ресурсов планеты, зна­чительную долю мирового населения, опыт цивилизационного развития, диалога и сотрудничества. Подводя итоги десятилет­ней многогранной деятельности ШОС, Н.А. Назарбаев подчер­кивает ее роль в обеспечении безопасности в мире, в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, новые возмож­ности в создании межнациональных кластеров с производ­ственным циклом и целостной регионально-транспортной сис­темой, во взаимном обогащении исламской, христианской и конфуцианской цивилизаций, возрождении Великого шелково­го пути. В эпоху глобализации, подчеркивает автор, ШОС как универсальная структура должна приобрести новое качество, органично дополняя деятельность ООН.

НА. Назарбаев отмечает крепкие партнерские связи Каза­хстана и Китая в рамках ШОС и в двусторонних отношениях, создание эффективного механизма регулярного и крепнущего диалога по всем вопросам, представляющим взаимный интерес, создание рабочих механизмов по всем приоритетным направле­ниям содружества, что нашло отражение в подписанной руко­водителями двух государств Стратегии сотрудничества в XXI ве­ке, в ряде крупных совместных проектов.

Казахстан занимает лидирующее место в поддержке диало­га религий и культур. Это нашло яркое выражение в выступле­нии Н.А. Назарбаева на II съезде лидеров мировых и традицион­ных религий (г. Астана, сентябрь 2006 г.). Подчеркивая значение великого религиозного принципа ненасилия в мыслях и делах, взаимного уважения представителей разных конфессий, Н.А. Назарбаев конкретизирует его в основах плодотворного диалога религий - принципах взаимопонимания, отказа от сло­жившихся веками стереотипов взаимного восприятия, от втор­жения в чужие социальные сферы, объединения усилий миро­вых и традиционных религий в ответе на новые, нестандартные угрозы XXI века, возрождения духовности. Он выдвигает плат­форму для межрелигиозного диалога: «Искать основу для диа­лога через божественное в человеке, а не через человеческое в божественном»; не нарушая главных ценностей своей религии, посмотреть на мир с учетом иных духовных перспектив. Лидеры мировых и традиционных религий должны нести ответствен­ность за то, чтобы религиозные проповеди не вели к политичес­ким конфликтам, сохранять культурное и религиозное разнооб­разие мира.

Н.А. Назарбаев отметил, что в Казахстане исторически соб­людается глубокая интеграция человека, религии, территории, соблюдается принцип толерантности, осуществлено законода­тельное и институциональное обеспечение свободы совести и вероисповедания, реализуется модель межнационального и межрелигиозного согласия, являющаяся вкладом в общемиро­вой процесс диалога и взаимодействия различных конфессий. Казахстан активно выступает в акциях ОБСЕ по поддержке межкультурной, межрелигиозной, межэтнической терпимости, выступил с инициативой объявить 2010 год Годом диалога куль­тур и религий.

 

В-четвертых, в книге раскрыта роль Казахстана по развитию взаимодействия и мерам доверия в Азии, поддержке механизма нераспространения ядерного оружия, что является необходи­мыми предпосылками и условиями диалога и партнерства циви­лизаций. В книге помещены выступления Н.А. Назарбаева на Втором саммите по взаимодействию и доверию в Азии (Алматы, июль 2006 г.), на открытии 63-й встречи ЭСКАТО (там же, май 2007 г.), в фонде «Инициатива по сокращению ядерной угрозы» (Вашингтон, сентябрь 2006 г.), а также выступление на Евра­зийском медиафоруме (Алматы, апрель 2007 г.), в которых разъ­яснена политика Казахстана в решении этих вопросов, подчер­кивается многовекторность казахстанской внешней политики.

Совещание по взаимодействию и доверию в Азии (СВМДА) - сравнительно молодой и нестандартный форум, трибуна для ди­алога и взаимопонимания политических лидеров азиатских го­сударств, помогающая им находить общие подходы к решению актуальных вопросов торгово-экономического сотрудничества, преодоления в ряде регионов «пространств нищеты» и социаль­ной деградации, урегулирования конфликтов, что содействует диалогу и взаимопониманию культур, религий и цивилизаций.

Эти же цели преследует участие Казахстана в азиатско-ти­хоокеанском экономическом сотрудничестве, концентрируясь в большей мере на развитии партнерства в торгово-экономичес­кой сфере, в частности в создании Союза центрально-азиатских государств с эволюционным переходом от зоны свободной тор­говли к таможенному союзу, единому экономическому простра­нству.

Казахстан, на территории которого была размещена часть ядерного потенциала СССР и проведена большая серия ядер­ных взрывов на Семипалатинском ядерном полигоне, отказался от концепции ядерного оружия и ядерных взрывов, стал своеоб­разным «эпицентром мира» и поддерживает меры по нераспро­странению ядерного оружия в случае острого конфликта циви­лизаций.

О повышении роли Казахстана свидетельствуют новые ини­циативы, предложенные Н.А. Назарбаевым в президентском послании 2007 г. и в выступлении на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 25 сентября 2007 г. В связи с предстоящим в 2010 г. председательством Казахстана в ОБСЕ намечено разра­ботать специальную программу «Путь в Европу», которая спосо­бствовала бы развитию экономического сотрудничества, прив­лечению прогрессивных технологий и опыта управления в стра­ну. Предложен крупный международный проект по созданию трансконтинентального коридора «Западный Китай - Западная Европа» через Казахстан и Россию .

На сессии Генеральной Ассамблеи ООН внесено предложе­ние о разработке глобальной энергоэкологической стратегии для обсуждения на Всемирном саммите по устойчивому разви­тию в 2012 г. Ученые России и Казахстана готовят глобальный прогноз энергоэкологической динамики цивилизаций как не­обходимую базу для разработки такой стратегии.

Намечается проведение третьего съезда мировых и нетради­ционных религий в 2009 г., совещания по мерам доверия и безо­пасности в Азии в 2010 г.

Таким образом, в книге Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева ученые, политики, деятели культуры, служите­ли разных религий, общественные и политические деятели най­дут научно обоснованную и конкретную программу развития многогранного диалога и партнерства цивилизаций - главного условия и фактора сохранения и процветания человечества, дос­тойного ответа глобальной цивилизации на угрозы и вызовы но­вого века.

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение