Россия, Москва

info@ia-centr.ru

В. Кушлин, Т. Спицын: СТРАТЕГИЯ ДВИЖЕНИЯ КАЗАХСТАНА В БУДУЩЕЕ

03.02.2009

Автор:

Теги:

 

 

В Москве состоялась презентация книги президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Стратегия становления постиндустриального общества и партнерство цивилизаций». 

 В мероприятии приняли участие:  академик РАЕН, доктор экономических наук Нуртай АБЫКАЕВ; Советник-Посланник Посольства Республики Казахстан в РФ Самат ОРДАБАЕВ; академик национальной академии наук Республики Казахстан, председатель правления национального научно-технологического холдинга "Парасат" Нуралы БЕКТУРГАНОВ; генеральный директор ИАЦ МГУ им. М. Ломоносова Алексей ВЛАСОВ; политолог Юрий СОЛОЗОБОВ.

Редакция сайта публикует материалы презентации. 

 

  ********************************************************************************

Республика Казахстан, по оценкам международных экспер­тов, ученых, бизнесменов, является одним из лидеров на пост­советском пространстве не только по темпам экономического роста, но и по качеству, уровню жизни, а также реальной отдаче от структурных реформ. Казахстанский капитал все более ощу­тимо присутствует в России, других странах Содружества Неза­висимых Государств. Специалисты из администрации президен­та, Правительства, российские государственные служащие час­тые гости в Казахстане. Их интересуют подходы к реструктури­зации промышленности, реформам жилищно-коммунальной и пенсионной сфер, к межбюджетным отношениям и распределе­нию государственных полномочий между различными уровня­ми власти.

В этой связи вполне объяснима новая волна интереса во многих странах на постсоветском пространстве к деятельности лидера Казахстана - Нурсултана Абишевича Назарбаева. Изве­стно, что он как президент страны после парламентского кризи­са 1994 г. принял на себя ответственность за проведение реформ в стране, и с января по август 1995 г. было издано 140 «рыноч­ных» указов, имеющих силу закона. Во многом благодаря этому Казахстану в предельно сжатые сроки удалось заложить креп­кий законодательный «фундамент» рыночных преобразований и сделать то, на что в других странах СНГ уходили многие годы. Таким образом, было продемонстрировано, что сильная государ­ственная власть способна строить эффективную рыночную эко­номику и демократическое общество.

Общепризнано, что опыт Н.А. Назарбаева исключительно важен уже хотя бы потому, что он ориентируется на стратегичес­кое партнерство с Россией, стремится к тесной интеграции, выступает инициатором этих процессов в СНГ, в ЕвразЭСе (Евразийском экономическом сообществе), в других межгосудар­ственных объединениях. Он активно способствует эффектив­ности интеграции на постсоветском и евразийском простран­стве. Вместе с тем не менее интересен и казахстанский опыт проведения рыночных экономических реформ в условиях ак­тивно действующей централизованной власти унитарного госу­дарства.

Важно вспомнить, что в начале 1990-х гг. экономика Каза­хстана имела гипертрофированно развитый добывающий и аг­рарный сектора и в основном специализировалась на сырьевом обеспечении других союзных республик. Из Казахстана вывози­лось 70% добываемой нефти, 55% железной руды, 28% угля, 46% черных металлов, 86% синтетического каучука и 54% продуктов основной химии. В то же время по производству товаров народ­ного потребления на душу населения республика занимала 12-е место в СССР. Наибольшее развитие получали добывающие от­расли промышленности, в первую очередь нефтедобывающая, в которую вкладывалось более четверти всех средств, направляе­мых на промышленное строительство. Удельный вес добываю­щих отраслей в Казахстане превышал этот показатель в среднем по бывшему Союзу в 1,7 раза, а показатели по России - в 1,5, по Украине - более чем в 2 раза.

В формировании товарообмена Казахстана определяющая роль принадлежала связям с другими республиками Союза, пос­тавлявшими 84% всего объема ввозимых материальных ресур­сов и потреблявшими 91% всего вывоза из Казахстана. Наи­большая доля ввозимой продукции приходилась на отрасли ма­шиностроения и металлообработки (34%). За пределы респуб­лики вывозилось 12% произведенной продукции, т.е. большая часть материальных средств оставалась на месте и потреблялась в процессе производства, непроизводственной сферой, населе­нием или использовалась для накопления.

После объявления независимости Казахстан начал реши­тельно осуществлять структурные реформы, направленные на постепенное создание рыночной экономики, основными эле­ментами которой стали: либерализация цен, объявленная в 1992 г., и введение национальной валюты в ноябре 1993 г.; признание права частной собственности в новой Конституции, при­нятой в январе 1993 г.; национальная программа приватизации, разработанная в 1993 г. одним из самых сложных и болезненных вопросов становления экономического суверенитета Казахста­на явилась либерализация цен (1992 г.) в качестве первого шага перехода страны к рынку. Запуская этот процесс, Президент по­нимал, что либеральный подход к решению проблемы ценооб­разования без проведения соответствующих структурно-инсти­туциональных реформ не принесет быстрого эффекта и обер­нется серьезными последствиями в виде неуправляемого роста цен, спада производства и снижения уровня жизни людей.

К сожалению, глубину структурных причин инфляции не­дооценили в России, первой из стран бывшего Союза приняв­шей решение о либерализации цен в рамках «шоковой тера­пии». Оставив без внимания разумные доводы (в том числе ис­ходившие из Казахстана) отложить либерализацию цен хотя бы до 1 июля, технократическое Правительство России того перио­да слишком прямолинейно придерживалось позиции, что то­варный дефицит является фактором экономическим, а не про­изводственным или структурным, и устранить его можно лишь отказом от административного контроля над ценами. Однако последовавший за освобождением цен инфляционный взрыв в России и других странах бывшего Союза был во многом предоп­ределен неэффективной экономической структурой производ­ства, представленной к тому же государственными монополия­ми в сфере производства, распределения, обмена.

Курс на жесткую монетарную и бюджетную политику, также взятый Казахстаном уже после введения собственной нацио­нальной валюты в 1992 г., был тогда вынужденным для преодо­ления инфляции. Однако в основе стартовых условий проводи­мой политики была реальная сфера производства и степень раз­вития базовых предпосылок подлинной конкуренции. Направ­ления структурных реформ были заложены в первой президентской стратегии «Становления и развития Казахстана как суверенного государства», тактические цели которой нашли отражение в правительственной программе неотложных мер по преодоле­нию экономического кризиса и углублению социально-экономических реформ, принятой в начале 1993 г. В качестве основы для реализации стратегических направлений Президент страны Н.А.Назарбаев признал тогда необходимость активной подде­ржки государством приоритетных отраслей при проведении системных преобразований. Это оказало регулирующее воздей­ствие на процессы разгосударствления и приватизации государ­ственной собственности, развития рыночной инфраструктуры и создания конкурентной среды, что стимулировало эффективное перераспределение ресурсов и внедрение прогрессивных инно­ваций.

Программа приватизации была нацелена на перевод эконо­мической активности в русло частного предпринимательства и на создание таких отношений собственности, которые опира­лись бы на широкую социальную базу в лице сильного среднего класса как важного элемента политической стабильности. При этом, учитывая высокую капиталоемкость отраслей казахстанс­кой экономики, в качестве реальной альтернативы малым акци­онерным и прежним трудовым коллективам, которые так или иначе стремились к сохранению социальных льгот нередко в ущерб эффективности производства, Правительство стало рас­сматривать возможность активизации стратегических инвесто­ров. Практика показала, что их участие способствовало наращи­ванию прямых инвестиций, привнесению современного опыта управления производством и новыми технологиями, а также становлению постиндустриального пути развития экономики.

В середине 1990-х гг., когда в республике принималась жест­кая, во многом непопулярная, но крайне необходимая для Казахс­тана антикризисная правительственная Программа по углубле­нию реформ и выходу из экономического кризиса, руководство страны осознало, что меры 1991-1993 гг. по индексации заработ­ной платы, пенсий, дотированию и льготному кредитованию гра­дообразующих предприятий, «задыхающихся» от диспаритета цен колхозов и совхозов, придали инфляции собственный импульс и объективно привели к раскручиванию инфляционных процессов по спирали. И это несмотря на то, что Правительство пыталось «подстраховаться» ужесточением налоговой политики (в частнос­ти, внедрением налога на сверхдоходы в монополизированных секторах экономики) и введением мер по государственному регу­лированию заработной платы. Как оказалось, действия по индек­сации заработной платы и мягкая политика по сохранению заня­тых на предприятиях, наоборот, привели к истощению финансо­вых ресурсов и снижению рентабельности производства.

Масштабы инфляции, кризис бюджетной сферы, деграда­ция налоговой системы, утечка капитала и обострение социаль­ных проблем нанесли серьезный удар представлениям об эф­фективности рецептов решения проблем неплатежей предприя­тий за счет политики «мягких» бюджетных ограничений. Инфля­ция за короткий срок обесценила основные накопления населе­ния и имеющиеся оборотные средства предприятий, которые, не приспособившись к либерализации экономики, продолжали производить продукцию, не находящую сбыта на внутреннем и внешнем рынках, и полагаться на финансовую поддержку Правительства и Национального банка.

В Послании к Верховному Совету Президентом Казахстана (1994 г.) было отмечено, что Национальный банк должен стать независимым как от исполнительной, так и от законодательной власти, освободиться от лоббирования, чтобы самостоятельно и под свою ответственность заняться осуществлением мер по ук­реплению национальной валюты, реформированию банковской системы и проведению наряду с правительством эффективной антиинфляционной политики.

Руководство Казахстана изменило отношение и к реформи­рованию налоговой системы государства, которая до этого действовала по принципу «селективного льготирования» и не стимулировала хозяйствующих субъектов к повышению дело­вой активности и развитию товарного производства, к внедре­нию высокоэффективных технологий и долгосрочного вложе­ния капитала. Отпугивающе действовала налоговая система и на зарубежных инвесторов своим излишне фискальным уклоном, нестабильностью, сложностью, громоздкостью и несоответ­ствием общепринятым международным стандартам. Все эти обстоятельства потребовали изменений, общая суть которых должна была сводиться не к фискальному увеличению налогов, а к повышению их стимулирующей роли.

 

В качестве одного из основных направлений новой прог­раммы реформ (1994 г.) было выдвинуто требование представить все изменения в налоговой системе в виде Налогового кодекса, который должен был объединить все налоговые законы с целью обеспечения эффективности налоговой системы, снижения на­логового бремени и значительного сокращения существовав­ших в то время ставок налогов, платежей и различных отчисле­ний. Характерно, что подписанный в апреле 1995 г. Указ Прези­дента Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», приобретший статус закона в 1999 г., явил­ся первым документом такого рода в СНГ.

К радикальным реформам в банковской и бюджетно-нало­говой сферах, направленным на создание атмосферы дисципли­нированного отношения к финансовым обязательствам как на макро-, так и на микроуровне, тесно примыкали новые задачи в области приватизации, интенсивного развития частного секто­ра и конкуренции, создания действенных стимулов для произ­водства и экспорта, формирования эффективного механизма социальной защиты, нацеленного на усиление адресности и поддержку малоимущих слоев населения страны.

Основной упор в макроэкономическом регулировании уровня инфляции в Казахстане был сделан на создании конку­рентной среды и ограничении монополистической деятельнос­ти. Новая политика государства в этой области заключалась в том, чтобы посредством эффективного и превентивного анти­монопольного законодательства располагать конкретными ры­чагами контроля за субъектами естественной монополии. Ком­пании, занимающие мощные позиции на определенном рынке, не должны были препятствовать доступу конкурентов, а также не извлекать монопольные доходы, ведущие к росту цен и сни­жению уровня жизни потребителей.

Работа в этом направлении привела к тому, что уже в 1998 г., когда были приняты важные законы «О естественных монопо­лиях» и «О недобросовестной конкуренции», рост тарифов на услуги субъектов естественной монополии не превысил пре­дельных индексов, установленных индикативным планом. Без объявления моратория на повышение цен или запретов во втором полугодии 1998 г. Казахстану удалось снизить цены на услу­ги естественных монополистов по многим городам на подачу воды, тепла, газа, электроэнергии. Тарифы на тепловую энер­гию по областным центрам практически не повышались в тече­ние двух лет. Это несомненно результат действия закона, в ре­зультате чего «аппетиты» монополистов по росту тарифов были урезаны на 36,6 млрд тенге, а в 1999 г. величина проектируемых цен, признанных антимонопольным органом необоснованны­ми, составила более 43 млрд тенге.

Уместно вспомнить о сложных проблемах, с которыми стра­на столкнулась, предпринимая действия по регулированию цен монополистов. Стремление снизить темпы инфляции путем введения ограничений на рентабельность предприятий естест­венных монополий сразу же способствовало появлению и обо­гащению всевозможных посреднических структур, образован­ных при предприятиях-монополистах. Но, самое главное, ис­пользование фиксированной нормы прибыли как величины на­кидки на полную себестоимость продукции еще больше сокра­тило стимулы к снижению затрат и начало поощрять процесс повышения цен, поскольку любое увеличение издержек произ­водства стало переноситься на конечную цену продукции. В 1994 г., когда произошел обвальный рост цен на электроэнер­гию, природный газ и другие виды продукции и услуг предпри­ятий естественных монополий, правительству пришлось отка­заться от практики жесткого регулирования уровня рентабель­ности продукции монополистов. Антимонопольные усилия бы­ли сосредоточены на контроле за прозрачностью и обоснован­ностью затрат и санкций за назначение монопольных цен и по­лучение монопольно высоких прибылей.

Эти меры позволили замедлить темпы роста цен не только в отраслях, относящихся к сфере естественных монополий, но и в экономике в целом. Жесткое сдерживание тарифов естествен­ных монополистов в условиях общего спада производства и неп­латежей со стороны потребителей их услуг и продукции приве­ло к ухудшению положения предприятий - естественных моно­полистов. В области антимонопольного регулирования и сегод­ня стоит масштабная задача по реформированию системы тарифообразования предприятий естественных монополий, которая касается поиска баланса между интересами макроэкономичес­кой и структурной политики государства.

Государство стремится найти ту «золотую середину», в кото­рой будут взаимоувязаны экономические интересы производи­телей и потребителей. При рассмотрении заявок субъектов есте­ственных монополистов не только анализируются затраты, но и закладывается обоснованная прибыль. Особое внимание уделя­ется перспективным инвестиционным программам, програм­мам технического перевооружения и модернизации. Государ­ственная политика в области контроля над ценами претерпева­ет изменения. На первое место выходят экономические приори­теты, что определяет привлечение инвестиций для обновления основных фондов и функционирования стабильной работы предприятий естественных монополий, от которых зависит дея­тельность базовых отраслей экономики.

С принятием комплексных макроэкономических стабили­зационных мер страна вступила в новый этап трансформаций экономической и финансовой системы. Национальным банком Казахстана в 1995 г. была утверждена первая программа рефор­мирования банковской системы, в качестве главной задачи ко­торой ставилось максимальное сокращение централизованного перераспределения денежных ресурсов и приближение функ­ций Национального банка к классическим функциям резервно­го банка, который стал отвечать за проведение денежно-кредит­ной политики и регулирование деятельности банков второго уровня; прекращение выдачи льготных директивных кредитов и устранение практики рассмотрения прямых обращений пред­приятий за кредитами в Национальный банк. Результатом реа­лизации этой программы стали существенные изменения в ме­ханизме рефинансирования банков второго уровня, которые не стали бороться за льготные государственные кредиты, а стали строить кредитную политику на принципах привлечения внеш­них займов, свободных средств хозяйствующих субъектов и сбе­режений населения.

В декабре 1996 г. Казахстан, получив суверенный кредит­ный рейтинг от международных агентств, впервые дебютировал на международных рынках капитала, выпустив еврооблигации на сумму 200 млн долл., а эмиссия суверенных еврооблигаций была также погашена своевременно. Казахстан продемонстри­ровал международным инвесторам свою готовность строго при­держиваться взятых на себя обязательств по внешним займам. Безусловно, многие проблемы остаются открытыми и до сих пор. Но принципиально то, что сегодняшние показатели эконо­мического роста отражают активные действия руководства стра­ны по созданию диверсифицированной, устойчивой к внешним факторам экономики.

Особое значение имеют реформы Казахстана в социальной сфере. После кризиса 1998 г. в стране возник новый стимул для проведения преобразований. Казахстан начал осуществлять структурные реформы в отдельных, наиболее значимых, прежде всего в социальном плане, сферах экономики. Создана принци­пиально новая пенсионная система, ориентированная на персо-нализацию пенсионных средств граждан в системе накопитель­ных пенсионных фондов, которые стали выполнять функцию мощных национальных институциональных инвесторов.

Переход на рыночные механизмы в сфере жилищно-ком­мунального хозяйства с полной оплатой потребителями стои­мости услуг сочетается с совершенствованием системы госу­дарственной поддержки малообеспеченных граждан. Так, ма­лообеспеченным семьям, у которых доля расходов на содер­жание жилья и потребления жилищно-коммунальных услуг составляет 30% совокупного дохода семьи, назначаются жи­лищные пособия.

Казахстан первым из стран СНГ пошел на создание Нацио­нального фонда, призванного стабилизировать ситуацию на ва­лютном и финансовом рынке и аккумулировать дополнитель­ные доходы от экспорта сырьевых ресурсов для будущего разви­тия казахстанской экономики. Формирование фонда и обеспе­чение его стабилизирующей функции осуществляется в процес­се исполнения республиканского и местных бюджетов путем за­числения превышения налоговых и иных обязательных плате­жей в бюджет от организаций сырьевого сектора над утвержден­ными в бюджете суммами поступлений. Они включают следующие виды налогов и сборов: подоходный налог с юридических лиц, НДС, налог на сверхприбыль, бонусы, роялти, доля Каза­хстана по разделу продукции по заключенным контрактам. Эф­фективно реализуется сберегательная функция национального фонда за счет поступлений официальных трансфертов из рес­публиканского и местных бюджетов, инвестиционных доходов от управления фондом и иные доходы, не запрещенные законо­дательством.

Для активизации инвестиций в несырьевые отрасли эконо­мики функционирует с 2001 г. Банк развития Казахстана, имея в виду среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестици­онных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств. Следует отме­тить, что согласно принятому меморандуму о кредитной поли­тике Банка развития в качестве источников кредитования ин­вестиционных проектов выступают средства республиканского и местных бюджетов, по которым Банк развития выступает за­емщиком, а также заемные ресурсы, привлеченные под госуда­рственные гарантии и собственные средства банка, превышаю­щие размер его уставного капитала.

При формировании активов Национального фонда, высту­пающего в качестве инструмента стерилизации «излишней» де­нежной массы, главным фактором, призванным компенсиро­вать приток иностранной валюты в страну, станут внутренний реальный сектор и сегменты рынка, которые способствуют рас­тущему денежному предложению. Движение в этом направле­нии потребует обратить внимание банковских структур на функции межотраслевого перетока капитала, относительный избыток которого в валютно-финансовой сфере и экспортно-ориентированных отраслях соседствует с дефицитом капитала в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве и по­тенциально конкурентоспособных, но не «раскрученных» на рынке секторах услуг.

Значительные успехи в этой области в Казахстане пока свя­заны с деятельностью государства, где основными эмитентами государственных ценных бумаг являются Министерство финан­сов и Национальный банк. Всплеск интереса компаний к инструментам фондового рынка наблюдается именно в послед­ние годы, когда для заимствования средств в целях развития бизнеса предприятия стали прибегать к эмиссии корпоратив­ных облигаций. Конечно, в качестве основного инструмента финансирования инвесторы обычно предпочитают видеть не долговые бумаги заемщиков, а акции предприятий, которые об­ладают высоким потенциалом роста, ясной стратегией разви­тия, менеджментом, способным реализовать эту стратегию.

Необходимо отметить участие денежных ресурсов населе­ния в формировании ресурсной базы банковской системы, ко­торая стала все больше поворачиваться к кредитованию реаль­ного сектора экономики. Важным фактором, способствующим привлечению денег населения в банковскую систему Казахста­на, является сформированная система коллективного гаранти­рования (страхования) срочных депозитов физических лиц, предусматривающая возврат средств гражданам в случае прину­дительной ликвидации банков - участников этой системы.

В условиях девальвации национальной валюты было слож­но обращаться к средствам населения ввиду опасности резко снизить доверие граждан к организованным формам сбереже­ний. В Казахстане вопреки рекомендациям международных фи­нансовых организаций принята система по защите сбережений физических и юридических лиц. И это стало залогом усиления доверия граждан не только к банковской системе, но и к инсти­тутам государства.

В качестве стратегической задачи в Казахстане рассматри­вается создание устойчивой национальной инвестиционной ба­зы и ослабление зависимости экономики от внешних источни­ков заимствований и инвестиций. Последнее, судя по всему, не означает отхода от политики открытости казахстанской эконо­мики для иностранных инвесторов и кредиторов и предполага­ет нахождение той равновесной точки, на которой сокращение иностранных источников финансирования не повлечет за собой негативного воздействия на казахстанскую экономику. Дости­жение этой цели создаст для Казахстана возможность выбора наиболее приемлемых условий заимствования и привлечения инвестиций.

 

Республика Казахстан является вторым по величине госуда­рством на постсоветском пространстве, его территория - 2,7 млн кв.км (9-е место в мире). Страна имеет громадные запасы полезных ископаемых (нефти, газа и металлов - меди, хрома, вольфрама, свинца и др.). Казахстан - вторая по значению ми­ровая кладовая урана (13% мировых запасов), а по его добыче вышел на 3-е место в мире (в 2006 г. - 10% от мировой добычи). По энергоносителям страна опережает многие нефтедобываю­щие страны; прогнозные ресурсы оцениваются в 17 млрд т неф­ти (10-е место в мире), а доказанных запасов (4 млрд т нефти и 3 трлн куб. м газа) должно, по оценкам, хватить на 85 лет. Каза­хстан добывает около 70 млн т нефти в год, из которых 57 млн т идут на экспорт через Россию. В 2015 г. страна войдет в десятку мировых экспортеров нефти, планируя добыть свыше 150 млн т. В ближайшие годы Казахстан будет ведущим государством в ми­ре по росту добычи энергоносителей.

В республике проживает более 15 млн человек, что состав­ляет примерно треть населения всего региона постсоветской Средней Азии. Казахстан производит 70% ВВП региона, ста­бильно прирастая почти на 10% ежегодно. За последние три го­да ВВП на душу населения в Казахстане удвоился с 3,7 тыс. долл. в 2005 г. до более чем 7 тыс. долл. в 2007 г. Вместе с тем ру­ководство Казахстана стратегически оценивает участие страны в мировой конъюнктуре. Если сегодня нефть и газ дают треть дохода в казахстанский госбюджет (в России - 25%), то вскоре этот вклад должен быть не более 17%. Правительство выбрало вариант опережающего развития несырьевого сектора, особен­но в малом бизнесе (прогноз - до 40% в валовом продукте). Уже в 2012 г. Казахстан должен войти в число индустриально разви­тых стран мира, утроив свой ВВП. Создание условий для заня­тости путем развития малого бизнеса и стратегическое инвес­тирование огромного потока нефтяных доходов - перспектив­ная задача, которая реализуется Президентом и Правитель­ством Казахстана.

На первой сессии вновь избранного парламента Президент Н.А.Назарбаев заявил, что Казахстан переходит из разряда стран «догоняющего развития» в позицию «состоявшегося государства». Это взвешенная и точная, на наш взгляд, характерис­тика преобразований, происходящих в Республике Казахстан, которая отражает слагаемые успеха республики, особенно рази­тельного на фоне соседей по Центральной Азии.

В долгосрочной стратегии «Казахстан - 2030», заложившей основы национальной идеи Казахстана, определено семь базо­вых приоритетов развития суверенного государства: националь­ная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолида­ция общества; экономический рост, базирующийся на открытой экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутрен­них сбережений; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особен­ности транспорт и связь; профессиональное Правительство. Важ­но, что по всем этим направлениям заметны реальные продви­жения, включая постиндустриальное развитие Казахстана в контексте партнерства цивилизаций.

Стратегия движения Казахстана в будущее и становление постиндустриального общества в условиях глобализации реаль­но осуществляются под руководством признанного народами лидера - Нурсултана Абишевича Назарбаева. По-видимому, са­мый верный способ - подняться в лидеры и пройти вместе со страной многосложный путь жизненного роста. Наличие дара у Н.А. Назарбаева опережать в своих ощущениях ход времени, особое умение предвидеть тенденции социально-политического и экономического развития способствуют тому, что общество и политические институты своевременно делают правильный вы­бор. Это главное примечательное качество Нурсултана Абише­вича Назарбаева как политического руководителя, авторитет­нейшего государственного деятеля. Н.А.Назарбаев один из пер­вых со всей остротой ощутил необходимость радикального пе­реустройства экономической и политической системы советс­кого общества. Движение к демократическому устройству обще­ства было начато благодаря занятой им принципиальной пози­ции в этом вопросе. Будучи решительным в принципиальной плоскости, Н.А. Назарбаев в отличие от многих других проявил удивительную прозорливость, гибкость и мудрый реализм в вы­боре конкретных методов осуществления рыночных преобразований и формирования экономики рыночного типа. Было ре­шительно и своевременно заявлено, что «хаос и анархия к рын­ку не ведут». Указывалось на крайнюю опасность, исходящую из желания некоторых тотальным образом ликвидировать государ­ственное руководство и контроль за экономическими процесса­ми еще до создания необходимых предпосылок рыночного регу­лирования.

Н.А. Назарбаев с большой убедительностью отстаивал не­обходимость и практически использовал государственное регу­лирование для ускорения перехода к эффективным рыночным отношениям. Был выдвинут и реализован целый ряд конкрет­ных, имеющих научное и практическое значение, предложений, касающихся перехода к эффективному государству. Решая проблемы становления новой государственности в Казахстане, он всегда аналитически оценивал одновременно и то, что дела­лось у ближайших и дальних соседей, чутко и с опережением улавливал общемировые тенденции.

Президент Казахстана одним из первых среди лидеров стран на постсоветском пространстве увидел и с убежденностью стал утверждать публично, что главный путь общемирового раз­вития пролегает не через разъединение и обособление, а через интеграционные, объединительные процессы. Он делом показал коллегам, что собственную национальную политику следует «делать, глядя в глаза друг другу» и с учетом общих интересов. Выдвинутая им идея о формировании на базе активных совме­стных усилий, прежде всего России и Казахстана, союза нового типа - Евразийского Союза - обрела воистину прорывной стра­тегический смысл, и, можно не сомневаться, она еще займет свое достойное место в геополитических конструкциях будуще­го, обеспечивая партнерство цивилизаций.

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение