В. Кушлин, Т. Спицын: СТРАТЕГИЯ ДВИЖЕНИЯ КАЗАХСТАНА В БУДУЩЕЕ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Республика Казахстан, по оценкам международных экспер­тов, ученых, бизнесменов, является одним из лидеров на пост­советском пространстве не только по темпам экономического роста, но и по качеству, уровню жизни, а также реальной отдаче от структурных реформ. Казахстанский капитал все более ощу­тимо присутствует в России, других странах Содружества Неза­висимых Государств. Специалисты из администрации президен­та, Правительства, российские государственные служащие час­тые гости в Казахстане. Их интересуют подходы к реструктури­зации промышленности, реформам жилищно-коммунальной и пенсионной сфер, к межбюджетным отношениям и распределе­нию государственных полномочий между различными уровня­ми власти.
В. Кушлин, Т. Спицын: СТРАТЕГИЯ ДВИЖЕНИЯ КАЗАХСТАНА В БУДУЩЕЕ

В Москве состоялась презентация книги президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Стратегия становления постиндустриального общества и партнерство цивилизаций».

В мероприятии приняли участие: академик РАЕН, доктор экономических наук Нуртай АБЫКАЕВ; Советник-Посланник Посольства Республики Казахстан в РФ Самат ОРДАБАЕВ; академик национальной академии наук Республики Казахстан, председатель правления национального научно-технологического холдинга "Парасат" Нуралы БЕКТУРГАНОВ; генеральный директор ИАЦ МГУ им. М. Ломоносова Алексей ВЛАСОВ; политолог Юрий СОЛОЗОБОВ.

Редакция сайта публикует материалы презентации.

********************************************************************************

Республика Казахстан, по оценкам международных экспертов, ученых, бизнесменов, является одним из лидеров на постсоветском пространстве не только по темпам экономического роста, но и по качеству, уровню жизни, а также реальной отдаче от структурных реформ. Казахстанский капитал все более ощутимо присутствует в России, других странах Содружества Независимых Государств. Специалисты из администрации президента, Правительства, российские государственные служащие частые гости в Казахстане. Их интересуют подходы к реструктуризации промышленности, реформам жилищно-коммунальной и пенсионной сфер, к межбюджетным отношениям и распределению государственных полномочий между различными уровнями власти.

В этой связи вполне объяснима новая волна интереса во многих странах на постсоветском пространстве к деятельности лидера Казахстана - Нурсултана Абишевича Назарбаева. Известно, что он как президент страны после парламентского кризиса 1994 г. принял на себя ответственность за проведение реформ в стране, и с января по август 1995 г. было издано 140 «рыночных» указов, имеющих силу закона. Во многом благодаря этому Казахстану в предельно сжатые сроки удалось заложить крепкий законодательный «фундамент» рыночных преобразований и сделать то, на что в других странах СНГ уходили многие годы. Таким образом, было продемонстрировано, что сильная государственная власть способна строить эффективную рыночную экономику и демократическое общество.

Общепризнано, что опыт Н.А. Назарбаева исключительно важен уже хотя бы потому, что он ориентируется на стратегическое партнерство с Россией, стремится к тесной интеграции, выступает инициатором этих процессов в СНГ, в ЕвразЭСе (Евразийском экономическом сообществе), в других межгосударственных объединениях. Он активно способствует эффективности интеграции на постсоветском и евразийском пространстве. Вместе с тем не менее интересен и казахстанский опыт проведения рыночных экономических реформ в условиях активно действующей централизованной власти унитарного государства.

Важно вспомнить, что в начале 1990-х гг. экономика Казахстана имела гипертрофированно развитый добывающий и аграрный сектора и в основном специализировалась на сырьевом обеспечении других союзных республик. Из Казахстана вывозилось 70% добываемой нефти, 55% железной руды, 28% угля, 46% черных металлов, 86% синтетического каучука и 54% продуктов основной химии. В то же время по производству товаров народного потребления на душу населения республика занимала 12-е место в СССР. Наибольшее развитие получали добывающие отрасли промышленности, в первую очередь нефтедобывающая, в которую вкладывалось более четверти всех средств, направляемых на промышленное строительство. Удельный вес добывающих отраслей в Казахстане превышал этот показатель в среднем по бывшему Союзу в 1,7 раза, а показатели по России - в 1,5, по Украине - более чем в 2 раза.

В формировании товарообмена Казахстана определяющая роль принадлежала связям с другими республиками Союза, поставлявшими 84% всего объема ввозимых материальных ресурсов и потреблявшими 91% всего вывоза из Казахстана. Наибольшая доля ввозимой продукции приходилась на отрасли машиностроения и металлообработки (34%). За пределы республики вывозилось 12% произведенной продукции, т.е. большая часть материальных средств оставалась на месте и потреблялась в процессе производства, непроизводственной сферой, населением или использовалась для накопления.

После объявления независимости Казахстан начал решительно осуществлять структурные реформы, направленные на постепенное создание рыночной экономики, основными элементами которой стали: либерализация цен, объявленная в 1992 г., и введение национальной валюты в ноябре 1993 г.; признание права частной собственности в новой Конституции, принятой в январе 1993 г.; национальная программа приватизации, разработанная в 1993 г. одним из самых сложных и болезненных вопросов становления экономического суверенитета Казахстана явилась либерализация цен (1992 г.) в качестве первого шага перехода страны к рынку. Запуская этот процесс, Президент понимал, что либеральный подход к решению проблемы ценообразования без проведения соответствующих структурно-институциональных реформ не принесет быстрого эффекта и обернется серьезными последствиями в виде неуправляемого роста цен, спада производства и снижения уровня жизни людей.

К сожалению, глубину структурных причин инфляции недооценили в России, первой из стран бывшего Союза принявшей решение о либерализации цен в рамках «шоковой терапии». Оставив без внимания разумные доводы (в том числе исходившие из Казахстана) отложить либерализацию цен хотя бы до 1 июля, технократическое Правительство России того периода слишком прямолинейно придерживалось позиции, что товарный дефицит является фактором экономическим, а не производственным или структурным, и устранить его можно лишь отказом от административного контроля над ценами. Однако последовавший за освобождением цен инфляционный взрыв в России и других странах бывшего Союза был во многом предопределен неэффективной экономической структурой производства, представленной к тому же государственными монополиями в сфере производства, распределения, обмена.

Курс на жесткую монетарную и бюджетную политику, также взятый Казахстаном уже после введения собственной национальной валюты в 1992 г., был тогда вынужденным для преодоления инфляции. Однако в основе стартовых условий проводимой политики была реальная сфера производства и степень развития базовых предпосылок подлинной конкуренции. Направления структурных реформ были заложены в первой президентской стратегии «Становления и развития Казахстана как суверенного государства», тактические цели которой нашли отражение в правительственной программе неотложных мер по преодолению экономического кризиса и углублению социально-экономических реформ, принятой в начале 1993 г. В качестве основы для реализации стратегических направлений Президент страны Н.А.Назарбаев признал тогда необходимость активной поддержки государством приоритетных отраслей при проведении системных преобразований. Это оказало регулирующее воздействие на процессы разгосударствления и приватизации государственной собственности, развития рыночной инфраструктуры и создания конкурентной среды, что стимулировало эффективное перераспределение ресурсов и внедрение прогрессивных инноваций.

Программа приватизации была нацелена на перевод экономической активности в русло частного предпринимательства и на создание таких отношений собственности, которые опирались бы на широкую социальную базу в лице сильного среднего класса как важного элемента политической стабильности. При этом, учитывая высокую капиталоемкость отраслей казахстанской экономики, в качестве реальной альтернативы малым акционерным и прежним трудовым коллективам, которые так или иначе стремились к сохранению социальных льгот нередко в ущерб эффективности производства, Правительство стало рассматривать возможность активизации стратегических инвесторов. Практика показала, что их участие способствовало наращиванию прямых инвестиций, привнесению современного опыта управления производством и новыми технологиями, а также становлению постиндустриального пути развития экономики.

В середине 1990-х гг., когда в республике принималась жесткая, во многом непопулярная, но крайне необходимая для Казахстана антикризисная правительственная Программа по углублению реформ и выходу из экономического кризиса, руководство страны осознало, что меры 1991-1993 гг. по индексации заработной платы, пенсий, дотированию и льготному кредитованию градообразующих предприятий, «задыхающихся» от диспаритета цен колхозов и совхозов, придали инфляции собственный импульс и объективно привели к раскручиванию инфляционных процессов по спирали. И это несмотря на то, что Правительство пыталось «подстраховаться» ужесточением налоговой политики (в частности, внедрением налога на сверхдоходы в монополизированных секторах экономики) и введением мер по государственному регулированию заработной платы. Как оказалось, действия по индексации заработной платы и мягкая политика по сохранению занятых на предприятиях, наоборот, привели к истощению финансовых ресурсов и снижению рентабельности производства.

Масштабы инфляции, кризис бюджетной сферы, деградация налоговой системы, утечка капитала и обострение социальных проблем нанесли серьезный удар представлениям об эффективности рецептов решения проблем неплатежей предприятий за счет политики «мягких» бюджетных ограничений. Инфляция за короткий срок обесценила основные накопления населения и имеющиеся оборотные средства предприятий, которые, не приспособившись к либерализации экономики, продолжали производить продукцию, не находящую сбыта на внутреннем и внешнем рынках, и полагаться на финансовую поддержку Правительства и Национального банка.

В Послании к Верховному Совету Президентом Казахстана (1994 г.) было отмечено, что Национальный банк должен стать независимым как от исполнительной, так и от законодательной власти, освободиться от лоббирования, чтобы самостоятельно и под свою ответственность заняться осуществлением мер по укреплению национальной валюты, реформированию банковской системы и проведению наряду с правительством эффективной антиинфляционной политики.

Руководство Казахстана изменило отношение и к реформированию налоговой системы государства, которая до этого действовала по принципу «селективного льготирования» и не стимулировала хозяйствующих субъектов к повышению деловой активности и развитию товарного производства, к внедрению высокоэффективных технологий и долгосрочного вложения капитала. Отпугивающе действовала налоговая система и на зарубежных инвесторов своим излишне фискальным уклоном, нестабильностью, сложностью, громоздкостью и несоответствием общепринятым международным стандартам. Все эти обстоятельства потребовали изменений, общая суть которых должна была сводиться не к фискальному увеличению налогов, а к повышению их стимулирующей роли.

В качестве одного из основных направлений новой программы реформ (1994 г.) было выдвинуто требование представить все изменения в налоговой системе в виде Налогового кодекса, который должен был объединить все налоговые законы с целью обеспечения эффективности налоговой системы, снижения налогового бремени и значительного сокращения существовавших в то время ставок налогов, платежей и различных отчислений. Характерно, что подписанный в апреле 1995 г. Указ Президента Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», приобретший статус закона в 1999 г., явился первым документом такого рода в СНГ.

К радикальным реформам в банковской и бюджетно-налоговой сферах, направленным на создание атмосферы дисциплинированного отношения к финансовым обязательствам как на макро-, так и на микроуровне, тесно примыкали новые задачи в области приватизации, интенсивного развития частного сектора и конкуренции, создания действенных стимулов для производства и экспорта, формирования эффективного механизма социальной защиты, нацеленного на усиление адресности и поддержку малоимущих слоев населения страны.

Основной упор в макроэкономическом регулировании уровня инфляции в Казахстане был сделан на создании конкурентной среды и ограничении монополистической деятельности. Новая политика государства в этой области заключалась в том, чтобы посредством эффективного и превентивного антимонопольного законодательства располагать конкретными рычагами контроля за субъектами естественной монополии. Компании, занимающие мощные позиции на определенном рынке, не должны были препятствовать доступу конкурентов, а также не извлекать монопольные доходы, ведущие к росту цен и снижению уровня жизни потребителей.

Работа в этом направлении привела к тому, что уже в 1998 г., когда были приняты важные законы «О естественных монополиях» и «О недобросовестной конкуренции», рост тарифов на услуги субъектов естественной монополии не превысил предельных индексов, установленных индикативным планом. Без объявления моратория на повышение цен или запретов во втором полугодии 1998 г. Казахстану удалось снизить цены на услуги естественных монополистов по многим городам на подачу воды, тепла, газа, электроэнергии. Тарифы на тепловую энергию по областным центрам практически не повышались в течение двух лет. Это несомненно результат действия закона, в результате чего «аппетиты» монополистов по росту тарифов были урезаны на 36,6 млрд тенге, а в 1999 г. величина проектируемых цен, признанных антимонопольным органом необоснованными, составила более 43 млрд тенге.

Уместно вспомнить о сложных проблемах, с которыми страна столкнулась, предпринимая действия по регулированию цен монополистов. Стремление снизить темпы инфляции путем введения ограничений на рентабельность предприятий естественных монополий сразу же способствовало появлению и обогащению всевозможных посреднических структур, образованных при предприятиях-монополистах. Но, самое главное, использование фиксированной нормы прибыли как величины накидки на полную себестоимость продукции еще больше сократило стимулы к снижению затрат и начало поощрять процесс повышения цен, поскольку любое увеличение издержек производства стало переноситься на конечную цену продукции. В 1994 г., когда произошел обвальный рост цен на электроэнергию, природный газ и другие виды продукции и услуг предприятий естественных монополий, правительству пришлось отказаться от практики жесткого регулирования уровня рентабельности продукции монополистов. Антимонопольные усилия были сосредоточены на контроле за прозрачностью и обоснованностью затрат и санкций за назначение монопольных цен и получение монопольно высоких прибылей.

Эти меры позволили замедлить темпы роста цен не только в отраслях, относящихся к сфере естественных монополий, но и в экономике в целом. Жесткое сдерживание тарифов естественных монополистов в условиях общего спада производства и неплатежей со стороны потребителей их услуг и продукции привело к ухудшению положения предприятий - естественных монополистов. В области антимонопольного регулирования и сегодня стоит масштабная задача по реформированию системы тарифообразования предприятий естественных монополий, которая касается поиска баланса между интересами макроэкономической и структурной политики государства.

Государство стремится найти ту «золотую середину», в которой будут взаимоувязаны экономические интересы производителей и потребителей. При рассмотрении заявок субъектов естественных монополистов не только анализируются затраты, но и закладывается обоснованная прибыль. Особое внимание уделяется перспективным инвестиционным программам, программам технического перевооружения и модернизации. Государственная политика в области контроля над ценами претерпевает изменения. На первое место выходят экономические приоритеты, что определяет привлечение инвестиций для обновления основных фондов и функционирования стабильной работы предприятий естественных монополий, от которых зависит деятельность базовых отраслей экономики.

С принятием комплексных макроэкономических стабилизационных мер страна вступила в новый этап трансформаций экономической и финансовой системы. Национальным банком Казахстана в 1995 г. была утверждена первая программа реформирования банковской системы, в качестве главной задачи которой ставилось максимальное сокращение централизованного перераспределения денежных ресурсов и приближение функций Национального банка к классическим функциям резервного банка, который стал отвечать за проведение денежно-кредитной политики и регулирование деятельности банков второго уровня; прекращение выдачи льготных директивных кредитов и устранение практики рассмотрения прямых обращений предприятий за кредитами в Национальный банк. Результатом реализации этой программы стали существенные изменения в механизме рефинансирования банков второго уровня, которые не стали бороться за льготные государственные кредиты, а стали строить кредитную политику на принципах привлечения внешних займов, свободных средств хозяйствующих субъектов и сбережений населения.

В декабре 1996 г. Казахстан, получив суверенный кредитный рейтинг от международных агентств, впервые дебютировал на международных рынках капитала, выпустив еврооблигации на сумму 200 млн долл., а эмиссия суверенных еврооблигаций была также погашена своевременно. Казахстан продемонстрировал международным инвесторам свою готовность строго придерживаться взятых на себя обязательств по внешним займам. Безусловно, многие проблемы остаются открытыми и до сих пор. Но принципиально то, что сегодняшние показатели экономического роста отражают активные действия руководства страны по созданию диверсифицированной, устойчивой к внешним факторам экономики.

Особое значение имеют реформы Казахстана в социальной сфере. После кризиса 1998 г. в стране возник новый стимул для проведения преобразований. Казахстан начал осуществлять структурные реформы в отдельных, наиболее значимых, прежде всего в социальном плане, сферах экономики. Создана принципиально новая пенсионная система, ориентированная на персо-нализацию пенсионных средств граждан в системе накопительных пенсионных фондов, которые стали выполнять функцию мощных национальных институциональных инвесторов.

Переход на рыночные механизмы в сфере жилищно-коммунального хозяйства с полной оплатой потребителями стоимости услуг сочетается с совершенствованием системы государственной поддержки малообеспеченных граждан. Так, малообеспеченным семьям, у которых доля расходов на содержание жилья и потребления жилищно-коммунальных услуг составляет 30% совокупного дохода семьи, назначаются жилищные пособия.

Казахстан первым из стран СНГ пошел на создание Национального фонда, призванного стабилизировать ситуацию на валютном и финансовом рынке и аккумулировать дополнительные доходы от экспорта сырьевых ресурсов для будущего развития казахстанской экономики. Формирование фонда и обеспечение его стабилизирующей функции осуществляется в процессе исполнения республиканского и местных бюджетов путем зачисления превышения налоговых и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора над утвержденными в бюджете суммами поступлений. Они включают следующие виды налогов и сборов: подоходный налог с юридических лиц, НДС, налог на сверхприбыль, бонусы, роялти, доля Казахстана по разделу продукции по заключенным контрактам. Эффективно реализуется сберегательная функция национального фонда за счет поступлений официальных трансфертов из республиканского и местных бюджетов, инвестиционных доходов от управления фондом и иные доходы, не запрещенные законодательством.

Для активизации инвестиций в несырьевые отрасли экономики функционирует с 2001 г. Банк развития Казахстана, имея в виду среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств. Следует отметить, что согласно принятому меморандуму о кредитной политике Банка развития в качестве источников кредитования инвестиционных проектов выступают средства республиканского и местных бюджетов, по которым Банк развития выступает заемщиком, а также заемные ресурсы, привлеченные под государственные гарантии и собственные средства банка, превышающие размер его уставного капитала.

При формировании активов Национального фонда, выступающего в качестве инструмента стерилизации «излишней» денежной массы, главным фактором, призванным компенсировать приток иностранной валюты в страну, станут внутренний реальный сектор и сегменты рынка, которые способствуют растущему денежному предложению. Движение в этом направлении потребует обратить внимание банковских структур на функции межотраслевого перетока капитала, относительный избыток которого в валютно-финансовой сфере и экспортно-ориентированных отраслях соседствует с дефицитом капитала в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве и потенциально конкурентоспособных, но не «раскрученных» на рынке секторах услуг.

Значительные успехи в этой области в Казахстане пока связаны с деятельностью государства, где основными эмитентами государственных ценных бумаг являются Министерство финансов и Национальный банк. Всплеск интереса компаний к инструментам фондового рынка наблюдается именно в последние годы, когда для заимствования средств в целях развития бизнеса предприятия стали прибегать к эмиссии корпоративных облигаций. Конечно, в качестве основного инструмента финансирования инвесторы обычно предпочитают видеть не долговые бумаги заемщиков, а акции предприятий, которые обладают высоким потенциалом роста, ясной стратегией развития, менеджментом, способным реализовать эту стратегию.

Необходимо отметить участие денежных ресурсов населения в формировании ресурсной базы банковской системы, которая стала все больше поворачиваться к кредитованию реального сектора экономики. Важным фактором, способствующим привлечению денег населения в банковскую систему Казахстана, является сформированная система коллективного гарантирования (страхования) срочных депозитов физических лиц, предусматривающая возврат средств гражданам в случае принудительной ликвидации банков - участников этой системы.

В условиях девальвации национальной валюты было сложно обращаться к средствам населения ввиду опасности резко снизить доверие граждан к организованным формам сбережений. В Казахстане вопреки рекомендациям международных финансовых организаций принята система по защите сбережений физических и юридических лиц. И это стало залогом усиления доверия граждан не только к банковской системе, но и к институтам государства.

В качестве стратегической задачи в Казахстане рассматривается создание устойчивой национальной инвестиционной базы и ослабление зависимости экономики от внешних источников заимствований и инвестиций. Последнее, судя по всему, не означает отхода от политики открытости казахстанской экономики для иностранных инвесторов и кредиторов и предполагает нахождение той равновесной точки, на которой сокращение иностранных источников финансирования не повлечет за собой негативного воздействия на казахстанскую экономику. Достижение этой цели создаст для Казахстана возможность выбора наиболее приемлемых условий заимствования и привлечения инвестиций.

Республика Казахстан является вторым по величине государством на постсоветском пространстве, его территория - 2,7 млн кв.км (9-е место в мире). Страна имеет громадные запасы полезных ископаемых (нефти, газа и металлов - меди, хрома, вольфрама, свинца и др.). Казахстан - вторая по значению мировая кладовая урана (13% мировых запасов), а по его добыче вышел на 3-е место в мире (в 2006 г. - 10% от мировой добычи). По энергоносителям страна опережает многие нефтедобывающие страны; прогнозные ресурсы оцениваются в 17 млрд т нефти (10-е место в мире), а доказанных запасов (4 млрд т нефти и 3 трлн куб. м газа) должно, по оценкам, хватить на 85 лет. Казахстан добывает около 70 млн т нефти в год, из которых 57 млн т идут на экспорт через Россию. В 2015 г. страна войдет в десятку мировых экспортеров нефти, планируя добыть свыше 150 млн т. В ближайшие годы Казахстан будет ведущим государством в мире по росту добычи энергоносителей.

В республике проживает более 15 млн человек, что составляет примерно треть населения всего региона постсоветской Средней Азии. Казахстан производит 70% ВВП региона, стабильно прирастая почти на 10% ежегодно. За последние три года ВВП на душу населения в Казахстане удвоился с 3,7 тыс. долл. в 2005 г. до более чем 7 тыс. долл. в 2007 г. Вместе с тем руководство Казахстана стратегически оценивает участие страны в мировой конъюнктуре. Если сегодня нефть и газ дают треть дохода в казахстанский госбюджет (в России - 25%), то вскоре этот вклад должен быть не более 17%. Правительство выбрало вариант опережающего развития несырьевого сектора, особенно в малом бизнесе (прогноз - до 40% в валовом продукте). Уже в 2012 г. Казахстан должен войти в число индустриально развитых стран мира, утроив свой ВВП. Создание условий для занятости путем развития малого бизнеса и стратегическое инвестирование огромного потока нефтяных доходов - перспективная задача, которая реализуется Президентом и Правительством Казахстана.

На первой сессии вновь избранного парламента Президент Н.А.Назарбаев заявил, что Казахстан переходит из разряда стран «догоняющего развития» в позицию «состоявшегося государства». Это взвешенная и точная, на наш взгляд, характеристика преобразований, происходящих в Республике Казахстан, которая отражает слагаемые успеха республики, особенно разительного на фоне соседей по Центральной Азии.

В долгосрочной стратегии «Казахстан - 2030», заложившей основы национальной идеи Казахстана, определено семь базовых приоритетов развития суверенного государства: национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост, базирующийся на открытойэкономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений; здоровье, образование и благополучие гражданКазахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и связь; профессиональное Правительство. Важно, что по всем этим направлениям заметны реальные продвижения, включая постиндустриальное развитие Казахстана в контексте партнерства цивилизаций.

Стратегия движения Казахстана в будущее и становление постиндустриального общества в условиях глобализации реально осуществляются под руководством признанного народами лидера - Нурсултана Абишевича Назарбаева. По-видимому, самый верный способ - подняться в лидеры и пройти вместе со страной многосложный путь жизненного роста. Наличие дара у Н.А. Назарбаева опережать в своих ощущениях ход времени, особое умение предвидеть тенденции социально-политического и экономического развития способствуют тому, что общество и политические институты своевременно делают правильный выбор. Это главное примечательное качество Нурсултана Абишевича Назарбаева как политического руководителя, авторитетнейшего государственного деятеля. Н.А.Назарбаев один из первых со всей остротой ощутил необходимость радикального переустройства экономической и политической системы советского общества. Движение к демократическому устройству общества было начато благодаря занятой им принципиальной позиции в этом вопросе. Будучи решительным в принципиальной плоскости, Н.А. Назарбаев в отличие от многих других проявил удивительную прозорливость, гибкость и мудрый реализм в выборе конкретных методов осуществления рыночных преобразований и формирования экономики рыночного типа. Было решительно и своевременно заявлено, что «хаос и анархия к рынку не ведут». Указывалось на крайнюю опасность, исходящую из желания некоторых тотальным образом ликвидировать государственное руководство и контроль за экономическими процессами еще до создания необходимых предпосылок рыночного регулирования.

Н.А. Назарбаев с большой убедительностью отстаивал необходимость и практически использовал государственное регулирование для ускорения перехода к эффективным рыночным отношениям. Был выдвинут и реализован целый ряд конкретных, имеющих научное и практическое значение, предложений, касающихся перехода к эффективному государству. Решая проблемы становления новой государственности в Казахстане, он всегда аналитически оценивал одновременно и то, что делалось у ближайших и дальних соседей, чутко и с опережением улавливал общемировые тенденции.

Президент Казахстана одним из первых среди лидеров стран на постсоветском пространстве увидел и с убежденностью стал утверждать публично, что главный путь общемирового развития пролегает не через разъединение и обособление, а черезинтеграционные, объединительные процессы. Он делом показал коллегам, что собственную национальную политику следует «делать, глядя в глаза друг другу» и с учетом общих интересов. Выдвинутая им идея о формировании на базе активных совместных усилий, прежде всего России и Казахстана, союза новоготипа - Евразийского Союза - обрела воистину прорывной стратегический смысл, и, можно не сомневаться, она еще займет свое достойное место в геополитических конструкциях будущего, обеспечивая партнерство цивилизаций.

Поделиться: