Алла Язькова: Через тернии к звездам

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Августовские события в целом всколыхнули очень широкий спектр явлений и противоречий не только в кавказском регионе, но и по всему миру. Это серьезно отразилось и на российско-европейских, и российско-американских отношениях. Так и не отработанная пока практика признания суверенитета государств снова затронула проблему Нагорного Карабаха. Начнем с Армении. Она снова оказалась полностью изолирована от внешнего мира, были перекрыты все прямые дорожные пути из России в Армению, что очень пагубно отразилось на ее экономике. Напомню, Армения не имеет ни выходов к морю, ни выходов в Турцию, а сейчас и выходов в Россию. Путь через Азербайджан перекрыт из-за нерешенного статуса Нагорного Карабаха. Августовская же блокада грузинского порта Поти, через который идет второй по значимости поток армянских товаров, парализовала их импорт и экспорт.
Алла Язькова: Через тернии к звездам

Как будет развиваться Кавказский регион, какие новые вызовы несут этому благословенному краю новые экономические условия? Эти вопросы далеко не риторические. Картина складывается противоречивая, но рисовать апокалипсические картины рано.

Так считает доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук, участник проекта "Раннее предупреждение и управление этническими конфликтами в процессе социально-политической трансформации России через общественный диалог и образование" Язькова Алла Алексеевна.

Она автор свыше 200 научных трудов по проблемам международных отношений в Балканском и Черноморско-Каспийском регионах, вопросам регулирования политико-этнических конфликтов.

Алла Сергеевна с удовольствием согласилась ответить на вопросы нашего корреспондента.

- Как отразилось российско-грузинское противостояние в августе 2008 года на ситуацию в Нагорном Карабахе?

Алла Язькова: - Августовские события в целом всколыхнули очень широкий спектр явлений и противоречий не только в кавказском регионе, но и по всему миру. Это серьезно отразилось и на российско-европейских, и российско-американских отношениях. Так и не отработанная пока практика признания суверенитета государств снова затронула проблему Нагорного Карабаха. Начнем с Армении. Она снова оказалась полностью изолирована от внешнего мира, были перекрыты все прямые дорожные пути из России в Армению, что очень пагубно отразилось на ее экономике. Напомню, Армения не имеет ни выходов к морю, ни выходов в Турцию, а сейчас и выходов в Россию. Путь через Азербайджан перекрыт из-за нерешенного статуса Нагорного Карабаха. Августовская же блокада грузинского порта Поти, через который идет второй по значимости поток армянских товаров, парализовала их импорт и экспорт.

Я читала трагические описания того, как некоторые армянские бизнесмены потерпели тяжелые убытки, из-за простоя кораблей с товарами в блокированном порту.

Естественно Армения стала искать альтернативные пути. Были попытки активизировать контакты через Иран, начались подвижки отношений с Турцией. Так августовские события, как бы ни парадоксально бы это ни звучало, сыграли позитивную роль в налаживании армяно-азербайджанских отношений. Не секрет, у Турции традиционно тесные связи с Азербайджаном. Народы этих стран говорят практически на одном языке, тесно связаны исторически и культурно. Это большой тюркоязычный альянс «Турция - Азербайджан».

Для Армении есть еще один выход из кризиса через укрепление связей с Иран. Не случайно именно в это время были подписаны соглашения об ускорении строительства железнодорожного пути, ведущего к Персидскому заливу через Иран. Однако эта «дорога жизни», ведущая в восточном направлении, мало что меняет для Армении. Страна в своих стремлениях по большей части ориентирована на Запад, на Западную Европу. Республика Армения имеет большую диаспору не только в России. Так, например, в Греции до сих пор базируется часть руководства одной из старейших армянских партий «Дашнакцутюн». И поэтому выходы в Европу для Армении более чем необходимы. После августовских событий варианты сообщений через территорию Грузия стали для нее недоступны.

- В 2008г. Турецкое руководство выдвинуло идею создать «Платформу стабильности и сотрудничества» на Южном Кавказе. Как Вы оцениваете эту инициативу Анкары?

А.Я.: - Это была не первая попытка такого рода. В 2005 г. Турция выступила с пактом стабильности для Южного Кавказа, который, по сути, был калькой с пакта стабильности для Балкан 1999 г., имевший определенные позитивные результаты. Но региональные державы, и в том числе Россия, оценили его негативно, не желая подписывать документ до разрешения существующих проблем. Тут уж трудно сказать, с чего нужно начинать: с разрешения проблем или с подписания пакта. Что касается, нынешнего варианта пакта или платформы стабильности, то мнению российских экспертов, которых я знаю, эта инициатива нереализуема по двум причинам. Во-первых, до сих пор не сдвинулась с мертвой точки проблема Нагорного Карабаха, не произошло никаких изменений в отношениях между Арменией и Азербайджаном. Потому трудно себе представить, чтобы Армения и Азербайджан смогли сейчас плодотворно работать в рамках одной этой платформы. А во-вторых, Грузия, не имеющая на данный момент дипломатических отношений с Россией и находящаяся в состоянии латентного конфликта, заявила, что тоже не хочет сотрудничать с РФ в таком объединении.

Кстати, напомню, что в 2000 г., когда президентом России стал В.В. Путин, стала активно действовать так называемая «кавказская четверка». В нее входили Армения, Азербайджан, Грузия и Россия. Лидеры этой четверки провели между собой несколько плодотворных встреч.

Это было время, когда президентом Грузии был Эдуард Шеварнадзе, президентом Азербайджана - Гейдар Алиев, а президентом Армении - Роберт Кочарян. Руководители стран, умудренные опытом конфликтных 90-х гг., находили возможность для встреч и разговоров. Правда, это было, к сожалению недолго. Новая платформа стабильности, о которой мы говорим, предполагает участие Турции и Ирана. Участие последнего государства может повлечь за собой вопрос об отношении к альянсу со стороны крупных мировых держав. Конечно, в США (после смены администрации) и может возникнуть иной взгляд на отношения с Ираном, но пока это практически нереально. Мне представляется, что турецкий президент, предлагая новую концепцию отношений, учел все возможные противоречия. Иногда в международной практике важно закинуть какую-то идею, чтобы она постоянно обсуждалась и приводилась к идеальному варианту.

И не исключен момент, когда зерно размышлений ляжет на уже подготовленную почву и расцветет прекрасным цветком.

- Алла Алексеевна, по Вашему мнению, насколько заинтересованы западные державы в стабильности на Южном Кавказе?

А.Я.: - Западные державы, безусловно, заинтересованы в стабильности в этом регионе. Альянс США и Евросоюза сейчас выступает единым фронтом, не размениваясь на внутренние противоречия. Евросоюз сделал очень решительный шаг в период грузино-осетинского конфликта.

Его председателем на тот момент был Николя Саркози, президент Франции, став непосредственным участником, переговорщиком и подписантом соглашений по ряду вопросов этого конфликта. Позиция Евросоюза была четко обозначена. Позиция Великобритании на момент разгара кризиса была ближе к более радикальной позиции Соединенных Штатов. Но теперь и США высказывались за толерантность в урегулирования отношений в Кавказском регионе. Недавно в США было опубликовано интервью нового госсекретаря Хилари Клинтон, где очень четко прописаны взгляды новой администрации. Дело в том, что через территорию Южного Кавказа, и Грузию в частности, проходят основные трубопроводные пути, и, прежде всего, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, прекративший свою деятельность на период российско-грузинского конфликта. Западные монополии потерпели очень большие убытки, порядка нескольких млрд. долларов.

А меркантильный Запад не готов жертвовать собственной выгодой. Так экономическая составляющая отрезвила горячие головы в ЕС и США и объективно способствует восстановлению стабильности в Кавказском регионе.

На пространстве Южного Кавказа сопрягаются интересы Соединенных Штатов, ЕС и России. Хотя в американской практике сейчас публично отрицается понятие «сфера влияния», потому что это понятие времен «холодной» войны, и сейчас не может быть никаких сфер влияния. Тем не менее, заинтересованность мировых держав в том или ином регионе, конечно, остается. Последствия э грузино-осетинского конфликта будут постепенно сглаживаться. Но в решении этих проблем должны сыграть роль не только Россия, но и США. Немаловажен сам тон российско-американских отношений в ближайшее время. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что о наступлении новой эры в российско-американских отношениях.

Думаю, что это несколько радужная перспектива, хотя я не отрицаю некоторого потепления в политическом диалоге двух держав. Оба наши президента примерно одного возраста: Обаме 47 лет, Медведеву исполнится 44. Близкий возрастной уровень позволяет людям проще находить общий язык. Рискну предположить, что масса европейских проблем, в том числе на постсоветском пространстве, вероятно, разрешатся на этой почве.

- Есть ли перспективы, что конфликтующие страны, Армения и Азербайджан, смогут договориться между собой напрямую, без участия внешних сил? Каково, на Ваш взгляд, развитие карабахского сценария?

А.Я.: - Этот вопрос очень сложный. Существует целый ряд противоречий. Прежде всего, вопрос о территориальной целостности Азербайджана. Согласно нормам международного права, а именно статьям №2 и №4 устава Организации Объединенных Наций, не существует такого понятия, как «право нации на самоопределение». Есть принцип самоопределения народов, провозглашенный в статье №1 документа, то есть всех, кто проживает на этой территории. Вопросы изгнания того или иного этноса не поднимаются.

Когда решалась проблема Косово, и предлагали референдум, косовские албанцы, понимая, что они в любом случае составляют большинство, предлагали изгнанным и перемещенным сербам тоже принять участие в голосовании. Но такой референдум для Азербайджана неприемлем, поэтому президент Гейдар Алиев предложил провести референдум на всей территории страны, и естественно, что он бы собрал подавляющее большинство голосов. Но это несерьезно, Армения никогда на это не согласится.

Поэтому решение проблемы через референдум - норму международного права, невозможно. Кроме того, политические реалии второй половины XX века привели к аксиоме международного права о приоритетности принципа территориальной целостности страны. Он должен неизменно соблюдаться, иначе это, будет приводить к конфликтам. Любая попытка армянской стороны заявить, по аналогии с российско-грузинским конфликтом, что она вдруг присоединяет к себе эту территорию, используя аргумент о победе в войне 1991-1994 гг., привела бы к ужасным последствиям. В итоге сложилась печальная ситуация, что Армения решить этот вопрос бесконфликтно не может. А Азербайджан не согласится на армянский сценарий решения проблемы.

С тех трагических событий прошло 15 лет. Время начинает работать в пользу того, кто захватил территорию. Складываются новые направления экономики, политические и гуманитарные контакты. Но картина не настолько лучезарна. По данным Азербайджанской стороны, только с территории Карабаха было изгнано около 200 тыс. азербайджанцев. И этот факт нельзя оставлять.

Так что, пока я не вижу пути для быстрого разрешения Нагорно-карабахского конфликта. Хорошо уже то, что в Москве в октябре 2008 г. прошла встреча президентов Армении и Азербайджана и провозглашенная, по ее результатам, Майндорфская декларация. Дмитрий Медведев выступил здесь исключительно в качестве приглашающей стороны, президенты двух стран беседовали друг с другом напрямую. Печально, но текст декларации, по сути, не содержит в себе ничего нового. Проблема Нагорного Карабаха затяжная, крайне негативно сказывающаяся на будущем всего южнокавказского региона.

Вернусь к основной проблеме, а именно проблеме этих злосчастных трубопроводов. Она сейчас выходит на первый план. Разговоры о «зонах сфер влияния» только слова, а нефть, газ - это дело. Сейчас идут разговоры о строительстве новых трубопроводов, например, совсем недавно была встреча по поводу Nabucco. Для Армении - это просто слезы, потому что если бы через ее территорию проходил трубопровод, то она получала бы от этого большие дивиденды. Из-за нежелания проявить конструктивный подход в решении карабахского конфликта в ближайшее время это сделать невозможно. Евросоюз всячески пытается вовлечь страны Южного Кавказа на равной основе в партнерские отношения: идея восточного партнерства, предоставляются определенные суммы на развитие экономики.

Но ЕС просто так эти деньги давать не будет. А опыт показал, что экономическая основа сближения в данном случае может быть единственной, потому что говорить о том, кому что когда-то принадлежало, абсолютно пустое дело. В юриспруденции существует такой принцип, что каждое последующее решение отменяет все предыдущие. Когда распался Советский Союз, было принято коллективное решение всеми главами бывших республик о том, что государственные границы берутся в рамках административных советских границ. При вступлении в ООН таким же образом были определены границы уже новых государств. Это стало последним решением. Войны, попытки отторгнуть что-то у кого-то не могут повлиять на принципы международного права. Так что, если удастся придти к какому-то соглашению, это произойдет только через экономическое сотрудничество.

- Напоследок, я хотела бы Вам задать вопрос, который в последнее время стал крайне популярным. Как отразился Мировой финансовый кризис на «замороженных» латентных конфликтах, которые находятся на постсоветском пространстве?

А.Я.: - Что касается Абхазии и Южной Осетии то, это - головная боль России, это отражается на наших с вами карманах. Поэтому говорить здесь, по сути, не о чем. Что касается Приднестровья, по поводу которого продолжаются переговоры. Я думаю, что так или иначе, в условиях Мирового экономического кризиса, Молдова, прямо или косвенно поддерживаемая Румынией, будет искать выхода в западном направлении.

Это совершенно особая ситуация, ведь в этом конфликте нет этнической составляющей. Детонатором выступают исключительно экономические противоречия. И по этому, мне думается, в рамках восточного экономического партнерства будут заявлены какие-то новые идеи и предложения. Что же касается Нагорного Карабаха, то тут трудно что-нибудь сказать. Лично я пока не вижу, каких-то стопроцентно выигрышных путей для решения проблемы. Конечно, Армения пострадает больше, чем Азербайджан, который все-таки имеет нефте-газовые ресурсы, он в любом случае на подъеме. Азербайджан проводит многовекторную политику, Ильхам Алиев не поссорился с Россией. Определенные противоречия периодически возникают, в том числе из-за Nabucco, но все они достаточно спокойно регулируются. Кроме того многомиллионная азербайджанская диаспора, проживающая в РФ, тоже работает в этом направлении. И как это может сказаться на решении Нагорно-карабахского конфликта, сказать трудно. Кто поможет Армении? Россия, опять же из нашего кармана?

Поделиться: