А. Чеботарев: Проблемы и перспективы развития политической ситуации в Казахстане в условиях экономического кризиса

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Очевидно, что мировой финансовый кризис оказывает серьезное влияние на Казахстан. Одним из первых сигналов этого стало долгожданное, с августа 2007 года, и явно вынужденное официальное признание наличия кризисных процессов в экономике и социальной сфере руководством республики. С сентября 2008 года само понятие «кризис», похоже, прочно вошло в лексикон президента страны Нурсултана Назарбаева. Соответственно действующая власть на всех своих уровнях начала бороться с проявлениями и последствиями данного кризиса. Но в силу ряда факторов до победы здесь еще явно далеко.
А. Чеботарев: Проблемы и перспективы развития политической ситуации в Казахстане в условиях экономического кризиса
6 февраля в Москве начинает свою работу СЕДЬМАЯ ОБЩАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ СЕТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

******************************************************************************

Доклад Андрея Чеботарева, директора Центра актуальных исследований «Альтернатива» (Казахстан)

Очевидно, что мировой финансовый кризис оказывает серьезное влияние на Казахстан. Одним из первых сигналов этого стало долгожданное, с августа 2007 года, и явно вынужденное официальное признание наличия кризисных процессов в экономике и социальной сфере руководством республики. С сентября 2008 года само понятие «кризис», похоже, прочно вошло в лексикон президента страны Нурсултана Назарбаева. Соответственно действующая власть на всех своих уровнях начала бороться с проявлениями и последствиями данного кризиса. Но в силу ряда факторов до победы здесь еще явно далеко.

Как показывает история суверенного Казахстана, экономические кризисы 1992-1994 и 1998-1999 гг. сопровождались заметными политическими потрясениями, включая обострение отношений между властью и оппозицией и столкновения между различными группами внутри правящей элиты. Следует ожидать, что аналогичные процессы ознаменуют собой общественно-политическую жизнь республики в течение текущего года. В пользу этого, прежде всего, говорит сложившийся на сегодня негативный социальный фон.

Прежде всего, нужно отметить, что проблемой № 1 в казахстанском обществе становится безработица. И хотя официальная статистика свидетельствует о снижении ее уровня по республике по сравнению с прошлыми годами, однако кризис берет свое. Достаточно сказать, что в течение только двух последних месяцев число предприятий, вынужденных полностью остановить свое производство, увеличилось с 17 до 25. А перешедших на частичную занятость - с 81 до 234. Количество работников, отправленных в «вынужденные отпуска», выросло с 5441 до 11480 человек.

На конец 2008 года число сокращенных работников составило около 3 тыс. человек. По прогнозам министра труда и социальной защиты населения Бердибек Сапарбаева, в 2009 году серьезному риску в этом отношении наиболее всего подвержены люди, занятые в горнодобывающей и обрабатывающей отраслях промышленности. Снижение здесь объемов производства и значительное уменьшение экспорта могут привести к сокращению почти 800 тыс. человек. Хотя и менее, но все же тоже рискуют в этом плане и 3 млн. 400 тыс. граждан, работающих в сфере торговли, транспорта и связи.

И это только официальные данные. Тогда как в Казахстане проживают так называемые «самозанятые», число которых, по экспертным оценкам, составляет около 3 млн. человек.

Не случайно, что премьер-министр Карим Масимов ключевым направлением деятельности правительства на этот год обозначил недопущение роста безработицы. Однако наблюдаемый и, видимо, имеющий тенденцию своего продолжения спад производства, что особенно ощутимо на уровне предприятий малого и среднего бизнеса, может стать серьезным барьером для выполнения этой задачи.

Не менее тревожным симптомом является рост преступности. Только по данным Генеральной прокуратуры, за 9 месяцев 2008 года было зарегистрировано более 86 тыс. преступлений, уровень которых по сравнению с аналогичным периодом 2007 года вырос на 1,8%. При этом среди них преобладают кражи, чье количество выросло на 5,6%. Число же совершенных грабежей увеличилось на 9,2%. Только за две недели января этого года, согласно сводкам МВД, число зарегистрированных преступлений выросло с 1621 до 1957. И это не считая более 4 тыс. преступлений, которые, по словам бывшего вице-министра внутренних дел Алика Шпекбаева, ежегодно укрываются от учета.

Всего этого вполне достаточно для роста социальной напряженности. При этом властям становится сдерживать этот процесс все труднее и труднее. Тем более, что финансовых возможностей для этого у государства сегодня явно недостаточно. Решение же данного вопроса силовыми методами способно дать обратный эффект.

В этих условиях в обществе наблюдается нарастание недовольства и протеста. Причем эти настроения все больше и больше охватывают традиционно лояльные к властям и далекие от большой политики слои и группы населения, включая мелких предпринимателей, работников крупных предприятий, городских обывателей, военнослужащих запаса и т.д. В результате на политическую арену Казахстана выходит и может прочно занять здесь свою нишу «народная оппозиция», представляющая интересы указанных выше социальных групп и проводящая всевозможные акции протеста и гражданского неповиновения.

По оценкам некоторых СМИ, только в первом полугодии 2008 года в стране были проведены 60 таких акций. При этом некоторые такие акции ознаменовались стычками их участников с полицией. Главным образом речь здесь идет о социальных выступлениях дольщиков, ипотечников и бездомных граждан, а также забастовках работников различных предприятий. О масштабности движения «народной оппозиции» говорит уже тот факт, что за последние два года оно активно проявляется в некогда «тихой заводи» отечественной бюрократии - Астане, чего прежде не было.

К тому же «народная оппозиция» постепенно преодолевает свою стихийность и приобретает организационные формы. В частности, были созданы такие объединения, как Координационный совет дольщиков Алматы, «Талмас», «Оставим народу жилье!», «СВ-БОМЖ» и т.д. Их деятельность носит неформальный характер, а большинство акций протеста проводятся ими без требуемых санкций властей. При этом «народная оппозиция» выдвигает из своих рядов потенциальных лидеров, как, например, лидера движения «Талмас» Айнура Курманова.

На фоне нарастания кризиса и его негативных последствий следует ожидать, что движение «народной оппозиции» уже в этом году приобретет массовый характер. Правда, в своем большинстве требования протестующих носят социально-экономический характер. Однако нельзя не вспомнить, что Февральская революция 1917 года в России началась с требований выдачи хлеба и повышения зарплаты, а в итоге привела к крушению не просто действующей власти, но и целого политического строя.

Что касается действующей оппозиции, то нельзя не признать, что критическое развитие ситуации, чреватое ростом социального протеста и возможной дестабилизации, играет ей на руку. Во всяком случае, декабрьские выступления оппозиционных партий («Азат», ОСДП, Компартия и др.) против предлагаемых властью поправок в законы о выборах, политических партиях и СМИ, а также строительства торгового комплекса под Площадью Республики в Алматы, демонстрируют, что оппозиция преодолевает свою «депрессию», вызванную поражением на парламентских выборах 2007 года.

Вместе с тем слабая работа и недостаточная связь большинства оппозиционных партий с населением, особенно в регионах, а также фактическое упущение ими момента для того, чтобы встроиться в движение протеста и попытаться возглавить его, пока не позволяет им воспользоваться достижениями и потенциалом «народной оппозицией» в своих интересах. В свою очередь и последнюю явно не волнует то, чем озабочены сегодня данные партии.

С другой стороны, оппозиция, используя свои связи в госаппарате и бизнес-кругах, материальные и информационные ресурсы, может предложить объединениям дольщиков, бездомных и иных протестующих категорий граждан свое содействие в обмен на взаимную поддержку с их стороны. И если они смогут договориться друг с другом, то в таком случае соответствующие партии получат хороший шанс мобилизовать протестный потенциал общества и направить его в нужное им русло.

В пользу оппозиции играет также фактор вхождения Казахстана с начала этого года в председательскую тройку ОБСЕ. В связи с этим возрастают ее возможности апеллировать к международной общественности и особенно к институтам ОБСЕ в случаях явного отступления казахстанского руководства в процессе своего политического курса от стандартов и принципов этой организации. То есть, не просто донести до их сведения соответствующие заявления и призывы, но и получить определенную реакцию с их стороны.

Что касается действующей власти, то сегодня она как никогда заинтересована в том, чтобы выпустить накопившийся за последние годы «пар» социального недовольства. Однако ни предложенная правительством антикризисная программа, ни громкие заявления и обещания его представителей типа преодоления безработицы для этого фактически не годятся. Не способна оправдать себя в нынешней ситуации и традиционная ставка властей на аполитичность и патернализм значительной части своих сограждан.

Первым шагом властей для выхода из этого положения, судя по всему, станет прикрытие себя авторитетом главы государства в контексте озвучивания им своего очередного Послания народу Казахстана. Следует ожидать, что оно будет изобиловать антикризисной риторикой, призывами к тесному сплочению всех слоев и групп населения, общества и власти. Основной акцент в нем, видимо, будет сделан на решение злободневных социально-экономических вопросов. Политические же вопросы могут быть затронуты здесь в мизерном объеме и преимущественно в связи с предстоящим председательством Казахстана в ОБСЕ в 2010 году.

Вместе с тем без решительного и своевременного принятия тех или иных социально-экономических мер пропагандистский эффект от нового Послания продержится в сознании значительной части граждан недолго. Но в условиях ожидаемого снижения уровня налоговых и прочих поступлений в бюджет страны, наличия большого внешнего долга и слабой надежды на помощь зарубежных партнеров сомнительно ожидать от властей чего-то серьезного и уж точно способного сдерживать нарастание протестных настроений в обществе. Свою роль в этом сыграют также максимальная декларативность и невысокая результативность деятельности правительства.

По логике вещей, власти следовало бы честно показать народу всю серьезность развивающегося кризиса, признав в том числе свои ошибки и упущения в связи с этим, и отказаться от явно невыполнимых в ближайшей перспективе обещаний. Однако она уже просто не готова общаться со своими согражданами без озвучивания соответствующих мифов и деклараций. Таким образом, власть фактически завела саму себя в определенный замкнутый круг, выходить из которого она, видимо, будет с помощью тех или иных политических мер.

Одной из них являются кадровые перестановки, к которым руководство страны уже приступило, назначив председателем Национального банка Григория Марченко. Как видно, оно начало соответствующую деятельность в правильном направлении. В данном случае ставка была сделана не на какого-либо временщика или простого исполнителя, а на профессионала и человека с определенными либеральными взглядами.

Не исключено, что такая практика будет продолжена. В результате на госслужбу могут вернуться выбывшие в силу разных обстоятельств из этой системы и находящиеся на «скамье запасных» люди с аналогичной, что и Марченко, репутацией типа Зейнуллы Какимжанова или Ораза Жандосова. Тем самым власть хотя бы сможет создать видимость определенных позитивных перемен в соответствующих секторах госуправления. К тому же посредством данных людей будет создан новый внутриэлитный баланс.

Другой мерой, рассчитанной на «задобрение» общества, станет продолжение властью «чистки» своих рядов. Правда, для этого нужны вполне подходящие фигуры, каковой в 2007 году стал небезызвестный Рахат Алиев. В настоящее время ждет своего логического завершения дело бывшего главы «КазМунайГаза» Серика Буркитбаева. Вместе с тем по ряду оснований суд над ним может быть либо проведен в закрытом порядке, либо не состояться вообще, если стороны «договорятся» на досудебной стадии.

Что касается наблюдаемых попыток принести в «жертву» ради достижения «общественного спокойствия» первого казахстанского космонавта Талгата Мусабаева, то здесь власти могут попасть в очередной серьезный просак, как это уже было с делом Жаксыбека Кулекеева. Сдавать же более одиозную фигуру для них чревато рисками начала новых внутриэлитных «войн». В этой связи подходящие для «жертвоприношения» кандидатуры вполне могут ограничиться резкими выговорами с последующим переводом на другую работу.

С другой стороны, власти уже фактически развязали новый виток внутриэлитного конфликта, начав кампанию передела собственности в отношении финансовых и медийных активов. Но если переход популярных газет «Литер» и «Айкын», созданных в свое время под патронажем национальной компании «Казахстан темир жолы», в собственность партии «Нур Отан» прошел сравнительно спокойно, то неожиданная откровенная национализация государством «БТА банка» и отстранение от должности председателя его совета директоров одного из ведущих представителей бизнес-элиты Мухтара Аблязова могут вызвать серьезный шум в деловых и общественных кругах.

Апогеем кадровой политики государства в условиях мирового финансового кризиса вполне может стать смена действующего правительства. Тем более, что в свое время кризисные процессы таким же образом повлияли на смену правительств Сергея Терещенко и Нурлана Балгимбаева. К тому же показательное «наказание» коллективного «стрелочника» способно намного впечатлить широкую общественность, нежели разбирательства с отдельными чиновниками.

При этом уход действующего правительства можно будет предварить волной критики в его адрес со стороны парламентариев из «Нур Отана», чтобы лишний раз пропиарить саму партию. Учитывая заметную активность депутатов Парламента, связанную с их запросами к тем или иным чиновникам, можно предположить, что некоторое движение в этом направлении «нуротановцы» начинают делать.

Власть, скорее всего, также будет стремиться не допустить смычки своих оппонентов с «народной оппозицией». Но если «умиротворение» последней в силу изложенных выше обстоятельств является сложным и малоперспективым делом, то вполне достижимым может стать «примирение» с действующей оппозицией. Хотя вряд ли от власти сейчас можно ожидать непринятия поправок в законы о выборах, политических партиях и СМИ. Но в ее силах предложить наиболее весомым среди населения партиям, протестующим против этих поправок, равноценную «компенсацию». В ход могут быть пущены самые разные меры, включая создание очередной диалоговой площадки типа ПДС, прекращение уголовных дел в отношении представителей оппозиции и даже назначение некоторых из них в исполнительные структуры или сенаторами.

Самым же главным «козырем» власти в «игре» с протестно настроенной частью населения, который она явно держит на самый крайний случай, может стать роспуск Мажилиса Парламента и проведение досрочных выборов его нового состава с последующим формированием его уже хотя бы на двухпартийной основе. Кстати, в 1999 году именно с помощью внеочередных президентских и очередных парламентских выборов власть сумела если не снять совсем социально-политическую накал, вызванный тогдашним кризисом, то уж точно перевести его в русло партийно-политической конкуренции, вынудив при этом соперничать между собой различные оппозиционные силы.

Учитывая же практически состоявшееся введение в закон о выборах положения, гарантирующего представительство в парламенте не менее двух партий, власть практически заложила определенные политико-правовые основания для возможного осуществления данного шага. К тому же ее к нему так или иначе станет подталкивать положение будущего председателя ОБСЕ. Нельзя также не отметить недавнее заявление министра юстиции Загипы Балиевой о том, что внесение приведенной выше поправки в закон о выборах не повлечет проведения досрочных парламентских выборов. Нечто подобное с ее участием уже имело место в 2005 году, когда вопреки аналогичным отрицаниям президентские выборы состоялись именно в тот год.

В то же время сдерживающим фактором для вероятного проведения досрочных парламентских выборов может стать отсутствие необходимых средств в бюджете страны. С другой стороны, это мероприятие властям более по карману, чем реальное решение актуальных социально-экономических проблем. Тем более, что для этого она может задействовать не только государственные деньги, но и ресурсы аффилированных с нею финансово-промышленных групп, которые они еще не успели истратить на борьбу с кризисом. Но в любом случае власть решится вытащить этот «козырь» только тогда, когда все прочие способы недопущения роста социальной напряженности и обеспечения стабильности своего положения будут максимально исчерпаны.

Поделиться: