Россия, Москва

info@ia-centr.ru

ВНУТРИЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В «ИРАНСКОМ МИРЕ»: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

30.01.2009

Автор:

Теги:
 

Искандеров К., доктор исторических наук, зав.отделом исследования региональных конфликтов Института востоковедения и письменного наследия АН РТ

 

В диалоге культур или взаимодействии цивилизаций большое значение имеют древние центры цивилизаций, особенности их раз­вития их взаимодействия с другими центрами цивилизаций, их влияние на возрождение и развитие современных культур и госу­дарственных образований. Согласно археологическим раскопкам и сохранившимся предметам материальной культуры, в мире сущест­вовало 7 основных центров древних цивилизаций, расположенных в Азии, Европе и Африке. Ариана или Иран, ньшешние территории Средней Азии, Афганистана и Ирана, имеющие 5-тысячелетнюю историю, считаются одним из центров цивилизаций.

Еще в ту эпоху сложились хорошие внутрицивилизационнные взаимоотношения между основными центрами культуры «иранско­го мира» - городов Средней Азии, Афганистана и Ирана. Известно, что внутрицивилизационный диалог очень разнообразен, очень ор­ганичен и является непременным условием перехода от ступени к ступени общественного развития. На протяжении веков, за исклю­чением периода монгольского нашествия, иранский мир развивался прогрессивным путем, именно от ступени к ступени. На его просто­рах проживали, кроме иранских народов, многочисленные этниче­ские группы, проповедующие различные религии, но относящиеся друг к другу очень толерантно. Иранский император Великий Кир(559-530д.н.э.) принял «Декларацию прав человека», которая по тем временам была необычным явлением. В ней, в частности, от имени императора говорилось: «Пока я шах и жив, силой не буду навязывать никому свою власть, в период моего правления каждый волен выбирать меня шахом или нет... Я заявляю, что каждый волен выбирать свое место жительство, свою религию и безбоязненно по­клоняться своему богу..»(1). Тесные межцивилизационные взаимо­действия иранцев сложились с другими шестью центрами цивили­заций (Месопотамия, Египет, Восточный берег Средиземного моря, Китай, Индия, Греция и Рим).

67

Одна из особенностей Арианы заключалась в том, что она за­нимала очень важное географическое месторасположение и служила связующим звеном между другими цивилизационнимы центрами. Центры цивилизаций Европы и Африки имели взаимоотношения между собой, Китай имел самостоятельную цивилизацию, меньше подверженную внешним влияниям, древняя Индия, так же находи­лась в своеобразной изоляции. Только иранская цивилизация имела возможность устанавливать тесное взаимодействие, как с Китаем и Индией, так и с центрами цивилизаций Европы, Среднего Востока и Африки. Этот фактор привел к тому, что в течение веков Ариана превратилась в центр пересечения и развития различных идей, рели­гий, культур и цивилизаций. Арийцы, в свою очередь распространя­ли эти культурно-цивилизационные веяния по всей иранской терри­тории и за её пределами. Например, буддийская религия формиро­валась на территории иранцев, и отсюда арийские миссионеры рас­пространили ее в Китае, Японии, Корее, Индонезии и других стра­нах Юго-Восточной Азии. Английский ученый Тойнби называет Ариану «перекрестком сталкивания культур, центром развития идей и религий, транзитной дорогой торговых караванов, а город Балх "жемчужиной Востока"(2).

Другой особенностью цивилизационного взаимодействия иранцев было то, что именно арийцы познакомили Восток с запад­ной культурой. В четвертом веке до нашей эры войска Александра Македонского вторглись на территорию иранских народов. Это со­бытие было первым столкновением запада с миром Востока. Архео­логические раскопки на территории сегодняшнего Афганистана свидетельствуют, что на этой территории использовался греческий алфавит и греческий язык и в целом греческая культура веками жи­ла, смешиваясь с арийской культурой. Отсюда она распространялась на страны Юго-востока, в Китай, Японию и тд. Произошел синтез иранской ахеменидской культуры с греческой культурой.

Иран до конца средних веков служил своеобразным торговым мостом между Востоком и Западом. Ариана считалась перекрест­ком караванных путей, по которым передвигались разнообразные товары, люди, паломники. «Шелковый путь» начинался с Пекина на севере, доходил до Средиземного моря, все его ветки проходили через иранские земли. Город Балх был расположен в центре этого важнейшего пути и играл роль крупного международного рынка.

68

В пределах этого большого и многообразного мира происхо­дило тесное внутрицивилизационное взаимодействие. В текстах «Авесты» и ахеменидских надписях встречаются названия «Согд» и «Бактрия». В «Авесте» название «Согд» использовано вместе с Хо­резмом, и в Вандидаде, в первом Фарагарде, Ахурамазда говорит: «Вторую территорию и добрую страну, которую Я, Ахурамазда, сотворил - это долина Согд»(3).

В надписях Персеполиса Дарий упоминает о странах, нахо­дившихся под его властью, среди которых встречаются названия «Согд» и «Бактрия» как сатрапы Ахеменидской империи (4). В зна­менитых надписях Дария высечены названия драгоценных камней лазурит и агат, сердолик, которые использовались при строительстве дворца Джамшеда и доставлялись из Согда.

По мнению известного таджикского историка Б.Гафурова, между 546 и 539 гг. в состав Ахеминидской державы входили Пар-фия, Дрангиана, Маргиана, Хорезм, Согдиана, Бактрия.. .(5), а в пер­вом тысячелетии до нашей эры согдийцы, бактрийцы, хоразмийцы и другие арийские народы, населяющие Центральную Азию и гово­рившие на древнеперсидском языке, имели между собой торговые отношения. У них было много общего. О роли бактрийцев при дворе персидских царей упоминает Президент Таджикистана Э.Рахмонов. Он пишет, что авторитет и влияние бактрийских вельмож при дворе Ахеменидов были очень заметными, и они, как надежные советни­ки, участвовали во всех государственных делах (6).

После арабских завоеваний «иранский мир» стал осваивать новую духовность - ислам, и величайшие деятели Средней Азии уже в начале пути этой мировой новации приняли неоспоримое участие в ее укреплении и дальнейшем развитии. Ислам служил эффектив­ным средством не только внутрицивилизационого взаимодействия в иранском мире, но и межцивилизационного. Например, не зная дея­тельности Имама ал-Бухори, невозможно понять сформировавший­ся мусульманский мир. Точно так же на развитие ислама оказал влияние Абу-Ханифа, создавший систему религиозного права, кото­рая была, затем развита его учениками. Родители Абу-Ханифы были таджиками из Кабула. Примечательно, что он допускал чтение мо­литв на таджикском языке.

Мусульманский мир ассимилировал в себе опыт государст­венного устройства Сасанидского Ирана, рожденную многотысяче-

69

летней урбанизацией в Средней Азии культуру Согдианы, Хорезма и культуру Ближнего Востока. Не случайно, наряду с такими ислам­скими городами, как Каир, Багдад и другие, стали известны Бухара и Самарканд как мировые центры интеллектуального ислама.

После завоевания Бухары и Самарканда арабами в дальней­шем именно иранские народы (таджики) сыграли важную роль в распространении ислама за пределами иранской территории.

Эпоха Саманидов была самой яркой культурной эпохой мира, которая формировалась на основе древней иранской цивилизации. Расцвет персидской литературы в период правления династии Са­манидов в Хорасане и Мавераннахре привел к тому, что персидский язык стал языком письменной литературы. Знаменитый историк и философ современности Билл Дюрант уверен, что в период правле­ния Саманидов Бухара и Самарканд являлись авторитетными цен­трами науки и литературы и составляли конкуренцию Багдаду. Пер­сидский язык восстановил свои позиции. Ибн-Сино под защитой Саманидов, используя их знаменитую библиотеку, начал свои на­учные изыскания. Закария Рози написал свой знаменитый медицин­ский трактат(7).

Именно на основе внутреннего взаимодействия представите­лей иранской цивилизации, на основе взаимовлияния различных диалектов персидского языка еще в средние века сложилась основа современного персидского языка.

Невозможно охватить весь процесс цивилизационного взаи­модействия в «иранском мире», достаточно бегло взглянуть на кни­ги, написанные по древней персидской поэзии, истории и литерату­ре иранских народов, или взглянуть на историю трех стран до и по­сле ислама, чтобы осознать масштаб этого процесса.

«Иранский мир» и в средние века, в эпоху ислама, играл важ­ную роль не только во внутрицивилизационном взаимодействии, но служил связующим звеном между исламской и индийской цивили­зациями.

Однако монгольское нашествие стало страшной трагедией для иранского мира: сотни городов и сел, ирригационные сооружения были сожжены или разрушены, произошло массовое истребление людей, осмелевшихся оказать сопротивление. Крупнейшие города иранского мира Балх, Мерв, Герат были сравнены с землей.

70

В это время произошли серьезные изменения в этнической структуре иранского мира. В Мевареннахре и Хорасане в массовом порядке поселились тюркско-монгольские этнические элементы. Древнейшие иранские этносы - хорезмейцы, отчасти согдийцы и таджики - были подвергнуты ассимиляции со стороны тюркско-монгольских завоевателей.

Тем не менее, несмотря на эту трагедию, иранская культура и персидский язык сохранили свое былое величие. Великая иранская культура и персидский язык по-прежнему сыграли важную роль во внутрицивилизационном взаимодействии различных народов, про­живавших в иранском мире. Более того, тюрки и монголы внесли большой вклад в распространение языка и культуры иранцев. По­средством походов династии Гезневидов, Сельджукидов и Тимури-дов они распространились в Индии, Восточном Туркестане и на Ближнем Востоке. После установления власти Моголов в Индии туда переселились великие представители иранской литературы и культуры. Язык фарси стал официальным языком империи, на кото­ром были созданы величайшие литературные произведения. Язык, культура и творческое наследие представителей «иранского мира» сыграли важнейшую роль в цивилизационном взаимодействии на­родов.

Таким образом, ареал распространения культуры «иранского мира» был весьма широк, и между различными его единицами су­ществовало тесное взаимодействие. Сильнейшим связующим фак­тором, как выше отмечалось, был персидский язык. Но со временем культурно-цивилизационный ареал «иранского мира» раскололся на несколько политических единиц. Когда западный мир после Вели­кой французской революции предложил человечеству новые фун­даментальные ценности, в Хорасане, Иране и Мовараннахре, со­ставляющих основу «иранского мира» шли ожесточенные воору­женные столкновения с английскими и русскими колониальными державами. Эта борьба привела к новому переделу «иранского ми­ра», к новой перекройке границ. После Французской революции усилилась тенденция к пробуждению различных народов, появилась новая культура. Но в Иране из-за засилья англичан и русских, гос­подства шиизма в структуре государства и некоторых других факто­ров воцарилось какое-то безразличие к остальной (суннитской) час­ти «иранского мира». Серьезно ослабло межцивилизационное взаи-

71

модействие Ирана с остальным миром. Возможно, Иран не сможет никогда компенсировать тот ущерб, который был нанесен внутри-цивилизационному взаимодействию в «иранском мире».

В 1993 году англичане добились у афганского эмира подписа­ния договора, устанавливающего границы афганского государства с колониальными владениями Великобритании на Индийском полу­острове. Из-за так называемой «линии Дюранда» (по имени англий­ского чиновника, возглавляющего английскую миссию на перегово­рах с эмиром) пуштуны Афганистана превратились в разделенную нацию. К 1995 году, когда было проведено так называемое «памир-ское разграничение», завершилось установление границ между Аф­ганистаном и среднеазиатскими колониальными владениями цар­ской России. В свою очередь, таджики, еще один из важных этниче­ских элементов «иранского мира», превратились в разделенную на­цию, что еще больше ослабило культурно-цивилизационное взаи­модействие иранских народов. Наконец, Октябрьская революция 1917 г. в России нанесла самый мощный удар по взаимодействию иранских народов, надолго лишив таджиков тесных взаимоотноше­ний с иранскими народами в Афганистане, Иране, Пакистане и дру­гих странах.

По мнению иранского исследователя Чингиза Пахлавана, «се­годня настало время укрепить взаимодействие между различными частями иранского мира» (8). Он считает, что Иран, являющийся более развитой страной и с большим культурно-цивилизационным потенциалом, должен оказывать помощь другим иранским народам.

Необходимо отметить, что в различные эпохи в иранском ми­ре дружно проживали народы, говорящие на различных языках, вза­имно обогащая свою культуру. Они жили в мире и согласии с иран­цами, и было мощное средство взаимодействия, которое объединяло всех, - это язык фарси. Именно поэтому колонизаторы первым де­лом стремились ограничить ареал распространения языка фарси. С колонизацией Индии англичанами, язык фарси потерял свой госу­дарственный статус, а в дальнейшем область его применения еще больше ограничилась.

С 1936 года начались серьезные гонения на персидский язык в Афганистане. Власти приняли меры по развитию языка пушту, но это на практике было направлено против языка фарси. В афганской Конституции 1964 г. впервые язык пушту, наравне с дари (с этого

72

времени язык фарси или «фарси-йе Кобу ли» стал называться языком дари), был объявлен государственным.

В Средней Азии после Октябрьской революции 1917 г. так же начались гонения на персидский язык. В Таджикистане он офици­ально стал называться таджикским. Некоторые специалисты пыта­ются выделить некогда единый персидский язык, конечно, состоя­щий из различных диалектов, в три самостоятельных языка-персидский, дари и таджикский. Все это не могло не оказать нега­тивного влияния на внутрицивилизационное взаимодействие в «иранском мире».

После приобретения Таджикистаном независимости в 1991 г. внутрицивилизационое взаимодействие в «иранском мире» расши­рилось. Еще в 1992 году в Душанбе была создана «Ассоциация за­рубежных таджиков и персоязычных народов мира». Ньше эту ор­ганизацию возглавляет Президент страны Э. Рахмонов, что свиде­тельствует о том, какое значение придается внутрицивилизацион-ному взаимодействию в «иранском мире». В Душанбе функциони­рует также Общество «Пайванд», призванное содействовать, расши­рению внутрицивилизационного взаимодействия, сближению пер­соязычных народов.

Что представляет сегодня "иранский мир"? Он насчитывает более 150 млн. чел., включает в себя такие государства, как Иран, Афганистан и Таджикистан, а также территории проживания иран­ских народов - Курдистан (в Сирии, Ираке и Турции), Белуджистан и Пуштунистан (в Пакистане), Северную Осетию-Аланию (в Рос­сии) и самопровозглашенную Южную Осетию. В последнее время на страницах печати и в некоторых политических кругах озвучива­ется идея создания некой организации «иранского мира», в которую должны входить три государства-Иран, Афганистан и Таджикистан. Осуществление такой идеи может показаться нереальной, однако, по мнению некоторых аналитиков, возможные «цивилизационные столкновения», по Хантингтону, вместе с активностью извечного противника Ирана - Турции по сколачиванию тюркского цивилиза-ционного блока могут привести к осознанию необходимости такого объединения.

Например, депутат Милли меджлиса Азербайджана Низами Джафаров, возглавляющий азербайджано-турецкую группу по меж­парламентскому сотрудничеству, выступил с инициативой создания

73

единого парламента тюркских государств. Соответствующие обра­щения он уже адресовал главам законодательных органов этих стран. Автор затеи особо подчеркивает, что «идея принадлежит азербайджанской стороне». Таким образом, Баку делает неожидан­ную заявку на роль одного из лидеров «тюркского братства», кото­рое призвано подготовить почву для создания «Великого Турана» (8).

Карта «Великого Турана» охватывает территории от Балкан до Тихого океана, от Урала до Ближнего Востока. В пространстве своих интересов пантюркисты видят Албанию, Косово, Боснию и Герцеговину, Крым, Поволжье, республики Северного Кавказа, всю Центральную Азию, восток Закавказья, включая часть Армении и Грузии, север Ирака и Ирана, часть Афганистана, северо-запад Ки­тая, включая Уйгурский округ.

Хотя следует заметить, слишком много стран не заинтересо­вано в реализации этой затеи. В равной мере многие не заинтересо­ваны и в создании блока иранских народов, или создания Иранской Ассамблеи, углубления внутрицивилизационного взаимодействия в «иранском мире».

В начале 2006 года наметились некоторые контуры создания блока Иран-Афганистан и Таджикистан. Некоторые высокопостав­ленные чиновники в Правительстве Таджикистана и эксперты в то время заявляли о необходимости более тесного сотрудничества иранских народов и даже о возможности создания некой организа­ции. В те дни эта проблема бурно дискутировалась через СМИ. В начале января 2006 года три президента (Э.Рахмонов, X. Карзай и М. Ахмадинажад) должны были встретиться в Тегеране и вести перего­воры по углублению сотрудничества между тремя персоязычньши странами. Однако Хамид Карзай в последний момент по каким-то причинам не явился на эту встречу. Летом 2006 года встреча трех президентов все-таки состоялась, но уже в Душанбе. Переговоры прошли в дружественной обстановке, но о создании какого-то блока речь уже не шла. Стороны пришли к согласию о создании совмест­ного телевизионного канала. Иранская сторона обещала увеличить квоту для поступления в вузы молодежи из Таджикистана, принять участие в строительстве крупных объектов в сфере транспорта и энергетики.

Следует отметить, что несмотря на то. что в И;^». у в. тстл 'сходятся П'.та.!иеты и более iOiO. в отличие от Афгг-'тпанз и

74

Таджикистана там исповедуют шиитскую ветвь ислама, тем не ме­нее, во внешней политике Ирана культурно-цивилизационная общ­ность иранских народов занимает важное место. Хотя анализ пока­зывает, что официальная идеология Ирана изменчива, она претерпе­ла за девяностые годы серию изменений. Сначала "экспорт револю­ции" стал пониматься как "экспорт культурной революции". В нача­ле 90-х гг. в политике иранского руководства, например в Афгани­стане, приоритет отдавался шиизму. Иран стал поддерживать не официальную власть в лице президента (таджика) Бурхануддина Раббани, а шиитских политических партий. В результате конфликт не был в свое время разрешен и вылился в ожесточенные вооружен­ные столкновения, приведшие к ослаблению власти таджиков. В конце 90-х гг., после прихода к власти президента Хатами, речь за­шла уже о "диалоге цивилизаций". По его инициативе Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию об объявлении 2001 г. «Годом диалога цивилизаций». В рамках этого "диалога" возникает идея Иранской Ассамблеи, призванной создать содружество родственных иранских народов. Вместе с тем, создание, во всяком случае, в бли­жайшем будущем, такой Ассамблеи в условиях нарастания кон­фликта между Ираном и мировым сообществом из-за ядерной про­граммы Ирана проблематично. Тем не менее, Иран готов сделать дальнейшие шаги в этом направлении.

Свидетельством могут служить тесное сотрудничество Ирана с Таджикистаном и Афганистаном в различных областях, безвоз­мездная помощь, которую эта страна оказывает им. Весьма эффек­тивно работают Культурные центры при посольствах Ирана за ру­бежом, особенно в странах СНГ. Культурный центр при посольстве Исламской Республики Иран в Душанбе, Комитет помощи Имама Хомейни и другие организации вносят важный вклад в укрепление взаимодействия между Таджикистаном и Ираном. Несмотря на не­стабильную ситуацию в Афганистане, Таджикистан и Иран вносят большой вклад в расширение сотрудничества с этой страной, что позволит укрепить внутрицивилизационное взаимодействие в «иранском мире»

75

ПРИМЕЧАНИЯ:

  • 1. Фарханге Ариана, август, 1999. -С. 1
  • 2. Цитата по Панджшери Азиз Ахмад. Джаёгай&е Афганистан дар гофтогу-йе тамадонха//Инсиджам.- № Ь- 2Ш0. -С.ЗЗ
  • 3. Авеста. Подготовка Джалила Дустхах. Т.1. Изд.3'.- Тегеран, 1996.-С. 356.
  • 4. Там же. - С. 660.
  • 5. Гафуров Б. Г.О связях Средней Азии и Ирана в Ахеминид-ский период// Гафуров Б,Г. Избранные труды. - С. 461.
  • 6. Рахмонов Э. Таджики в зеркале истории. Книга первая. От Арийцев до^Саманидов. - С.203.
  • 7. Дюрант Б. Тарихе тамадцун (Перевод с аиглийского Абута-либа Ансари и Абулксима Тахири).- Тегеран, 1989. - С. 261.
  • 8. Пахдаван Ч. Асре моджахеддии ва барамадане Талибан. -Тегеран, 1999.-С. 55
  • 9. Великий Туран-угроза ummii3aimn//http://www.ta%7dfomm.tj/

76


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение