ВНУТРИЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В «ИРАНСКОМ МИРЕ»: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В диалоге культур или взаимодействии цивилизаций большое значение имеют древние центры цивилизаций, особенности их раз­вития их взаимодействия с другими центрами цивилизаций, их влияние на возрождение и развитие современных культур и госу­дарственных образований. Согласно археологическим раскопкам и сохранившимся предметам материальной культуры, в мире сущест­вовало 7 основных центров древних цивилизаций, расположенных в Азии, Европе и Африке. Ариана или Иран, ньшешние территории Средней Азии, Афганистана и Ирана, имеющие 5-тысячелетнюю историю, считаются одним из центров цивилизаций.
ВНУТРИЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В «ИРАНСКОМ МИРЕ»: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Искандеров К., доктор исторических наук, зав.отделом исследования региональных конфликтов Института востоковедения и письменного наследия АН РТ

В диалоге культур или взаимодействии цивилизаций большое значение имеют древние центры цивилизаций, особенности их развития их взаимодействия с другими центрами цивилизаций, их влияние на возрождение и развитие современных культур и государственных образований. Согласно археологическим раскопкам и сохранившимся предметам материальной культуры, в мире существовало 7 основных центров древних цивилизаций, расположенных в Азии, Европе и Африке. Ариана или Иран, ньшешние территории Средней Азии, Афганистана и Ирана, имеющие 5-тысячелетнюю историю, считаются одним из центров цивилизаций.

Еще в ту эпоху сложились хорошие внутрицивилизационнные взаимоотношения между основными центрами культуры «иранского мира» - городов Средней Азии, Афганистана и Ирана. Известно, что внутрицивилизационный диалог очень разнообразен, очень органичен и является непременным условием перехода от ступени к ступени общественного развития. На протяжении веков, за исключением периода монгольского нашествия, иранский мир развивался прогрессивным путем, именно от ступени к ступени. На его просторах проживали, кроме иранских народов, многочисленные этнические группы, проповедующие различные религии, но относящиеся друг к другу очень толерантно. Иранский император Великий Кир(559-530д.н.э.) принял «Декларацию прав человека», которая по тем временам была необычным явлением. В ней, в частности, от имени императора говорилось: «Пока я шах и жив, силой не буду навязывать никому свою власть, в период моего правления каждый волен выбирать меня шахом или нет... Я заявляю, что каждый волен выбирать свое место жительство, свою религию и безбоязненно поклоняться своему богу..»(1). Тесные межцивилизационные взаимодействия иранцев сложились с другими шестью центрами цивилизаций (Месопотамия, Египет, Восточный берег Средиземного моря, Китай, Индия, Греция и Рим).

67

Одна из особенностей Арианы заключалась в том, что она занимала очень важное географическое месторасположение и служила связующим звеном между другими цивилизационнимы центрами. Центры цивилизаций Европы и Африки имели взаимоотношения между собой, Китай имел самостоятельную цивилизацию, меньше подверженную внешним влияниям, древняя Индия, так же находилась в своеобразной изоляции. Только иранская цивилизация имела возможность устанавливать тесное взаимодействие, как с Китаем и Индией, так и с центрами цивилизаций Европы, Среднего Востока и Африки. Этот фактор привел к тому, что в течение веков Ариана превратилась в центр пересечения и развития различных идей, религий, культур и цивилизаций. Арийцы, в свою очередь распространяли эти культурно-цивилизационные веяния по всей иранской территории и за её пределами. Например, буддийская религия формировалась на территории иранцев, и отсюда арийские миссионеры распространили ее в Китае, Японии, Корее, Индонезии и других странах Юго-Восточной Азии. Английский ученый Тойнби называет Ариану «перекрестком сталкивания культур, центром развития идей и религий, транзитной дорогой торговых караванов, а город Балх "жемчужиной Востока"(2).

Другой особенностью цивилизационного взаимодействия иранцев было то, что именно арийцы познакомили Восток с западной культурой. В четвертом веке до нашей эры войска Александра Македонского вторглись на территорию иранских народов. Это событие было первым столкновением запада с миром Востока. Археологические раскопки на территории сегодняшнего Афганистана свидетельствуют, что на этой территории использовался греческий алфавит и греческий язык и в целом греческая культура веками жила, смешиваясь с арийской культурой. Отсюда она распространялась на страны Юго-востока, в Китай, Японию и тд. Произошел синтез иранской ахеменидской культуры с греческой культурой.

Иран до конца средних веков служил своеобразным торговым мостом между Востоком и Западом. Ариана считалась перекрестком караванных путей, по которым передвигались разнообразные товары, люди, паломники. «Шелковый путь» начинался с Пекина на севере, доходил до Средиземного моря, все его ветки проходили через иранские земли. Город Балх был расположен в центре этого важнейшего пути и играл роль крупного международного рынка.

68

В пределах этого большого и многообразного мира происходило тесное внутрицивилизационное взаимодействие. В текстах «Авесты» и ахеменидских надписях встречаются названия «Согд» и «Бактрия». В «Авесте» название «Согд» использовано вместе с Хорезмом, и в Вандидаде, в первом Фарагарде, Ахурамазда говорит: «Вторую территорию и добрую страну, которую Я, Ахурамазда, сотворил - это долина Согд»(3).

В надписях Персеполиса Дарий упоминает о странах, находившихся под его властью, среди которых встречаются названия «Согд» и «Бактрия» как сатрапы Ахеменидской империи (4). В знаменитых надписях Дария высечены названия драгоценных камней лазурит и агат, сердолик, которые использовались при строительстве дворца Джамшеда и доставлялись из Согда.

По мнению известного таджикского историка Б.Гафурова, между 546 и 539 гг. в состав Ахеминидской державы входили Пар-фия, Дрангиана, Маргиана, Хорезм, Согдиана, Бактрия.. .(5), а в первом тысячелетии до нашей эры согдийцы, бактрийцы, хоразмийцы и другие арийские народы, населяющие Центральную Азию и говорившие на древнеперсидском языке, имели между собой торговые отношения. У них было много общего. О роли бактрийцев при дворе персидских царей упоминает Президент Таджикистана Э.Рахмонов. Он пишет, что авторитет и влияние бактрийских вельмож при дворе Ахеменидов были очень заметными, и они, как надежные советники, участвовали во всех государственных делах (6).

После арабских завоеваний «иранский мир» стал осваивать новую духовность - ислам, и величайшие деятели Средней Азии уже в начале пути этой мировой новации приняли неоспоримое участие в ее укреплении и дальнейшем развитии. Ислам служил эффективным средством не только внутрицивилизационого взаимодействия в иранском мире, но и межцивилизационного. Например, не зная деятельности Имама ал-Бухори, невозможно понять сформировавшийся мусульманский мир. Точно так же на развитие ислама оказал влияние Абу-Ханифа, создавший систему религиозного права, которая была, затем развита его учениками. Родители Абу-Ханифы были таджиками из Кабула. Примечательно, что он допускал чтение молитв на таджикском языке.

Мусульманский мир ассимилировал в себе опыт государственного устройства Сасанидского Ирана, рожденную многотысяче-

69

летней урбанизацией в Средней Азии культуру Согдианы, Хорезма и культуру Ближнего Востока. Не случайно, наряду с такими исламскими городами, как Каир, Багдад и другие, стали известны Бухара и Самарканд как мировые центры интеллектуального ислама.

После завоевания Бухары и Самарканда арабами в дальнейшем именно иранские народы (таджики) сыграли важную роль в распространении ислама за пределами иранской территории.

Эпоха Саманидов была самой яркой культурной эпохой мира, которая формировалась на основе древней иранской цивилизации. Расцвет персидской литературы в период правления династии Саманидов в Хорасане и Мавераннахре привел к тому, что персидский язык стал языком письменной литературы. Знаменитый историк и философ современности Билл Дюрант уверен, что в период правления Саманидов Бухара и Самарканд являлись авторитетными центрами науки и литературы и составляли конкуренцию Багдаду. Персидский язык восстановил свои позиции. Ибн-Сино под защитой Саманидов, используя их знаменитую библиотеку, начал свои научные изыскания. Закария Рози написал свой знаменитый медицинский трактат(7).

Именно на основе внутреннего взаимодействия представителей иранской цивилизации, на основе взаимовлияния различных диалектов персидского языка еще в средние века сложилась основа современного персидского языка.

Невозможно охватить весь процесс цивилизационного взаимодействия в «иранском мире», достаточно бегло взглянуть на книги, написанные по древней персидской поэзии, истории и литературе иранских народов, или взглянуть на историю трех стран до и после ислама, чтобы осознать масштаб этого процесса.

«Иранский мир» и в средние века, в эпоху ислама, играл важную роль не только во внутрицивилизационном взаимодействии, но служил связующим звеном между исламской и индийской цивилизациями.

Однако монгольское нашествие стало страшной трагедией для иранского мира: сотни городов и сел, ирригационные сооружения были сожжены или разрушены, произошло массовое истребление людей, осмелевшихся оказать сопротивление. Крупнейшие города иранского мира Балх, Мерв, Герат были сравнены с землей.

70

В это время произошли серьезные изменения в этнической структуре иранского мира. В Мевареннахре и Хорасане в массовом порядке поселились тюркско-монгольские этнические элементы. Древнейшие иранские этносы - хорезмейцы, отчасти согдийцы и таджики - были подвергнуты ассимиляции со стороны тюркско-монгольских завоевателей.

Тем не менее, несмотря на эту трагедию, иранская культура и персидский язык сохранили свое былое величие. Великая иранская культура и персидский язык по-прежнему сыграли важную роль во внутрицивилизационном взаимодействии различных народов, проживавших в иранском мире. Более того, тюрки и монголы внесли большой вклад в распространение языка и культуры иранцев. Посредством походов династии Гезневидов, Сельджукидов и Тимури-дов они распространились в Индии, Восточном Туркестане и на Ближнем Востоке. После установления власти Моголов в Индии туда переселились великие представители иранской литературы и культуры. Язык фарси стал официальным языком империи, на котором были созданы величайшие литературные произведения. Язык, культура и творческое наследие представителей «иранского мира» сыграли важнейшую роль в цивилизационном взаимодействии народов.

Таким образом, ареал распространения культуры «иранского мира» был весьма широк, и между различными его единицами существовало тесное взаимодействие. Сильнейшим связующим фактором, как выше отмечалось, был персидский язык. Но со временем культурно-цивилизационный ареал «иранского мира» раскололся на несколько политических единиц. Когда западный мир после Великой французской революции предложил человечеству новые фундаментальные ценности, в Хорасане, Иране и Мовараннахре, составляющих основу «иранского мира» шли ожесточенные вооруженные столкновения с английскими и русскими колониальными державами. Эта борьба привела к новому переделу «иранского мира», к новой перекройке границ. После Французской революции усилилась тенденция к пробуждению различных народов, появилась новая культура. Но в Иране из-за засилья англичан и русских, господства шиизма в структуре государства и некоторых других факторов воцарилось какое-то безразличие к остальной (суннитской) части «иранского мира». Серьезно ослабло межцивилизационное взаи-

71

модействие Ирана с остальным миром. Возможно, Иран не сможет никогда компенсировать тот ущерб, который был нанесен внутри-цивилизационному взаимодействию в «иранском мире».

В 1993 году англичане добились у афганского эмира подписания договора, устанавливающего границы афганского государства с колониальными владениями Великобритании на Индийском полуострове. Из-за так называемой «линии Дюранда» (по имени английского чиновника, возглавляющего английскую миссию на переговорах с эмиром) пуштуны Афганистана превратились в разделенную нацию. К 1995 году, когда было проведено так называемое «памир-ское разграничение», завершилось установление границ между Афганистаном и среднеазиатскими колониальными владениями царской России. В свою очередь, таджики, еще один из важных этнических элементов «иранского мира», превратились в разделенную нацию, что еще больше ослабило культурно-цивилизационное взаимодействие иранских народов. Наконец, Октябрьская революция 1917 г. в России нанесла самый мощный удар по взаимодействию иранских народов, надолго лишив таджиков тесных взаимоотношений с иранскими народами в Афганистане, Иране, Пакистане и других странах.

По мнению иранского исследователя Чингиза Пахлавана, «сегодня настало время укрепить взаимодействие между различными частями иранского мира» (8). Он считает, что Иран, являющийся более развитой страной и с большим культурно-цивилизационным потенциалом, должен оказывать помощь другим иранским народам.

Необходимо отметить, что в различные эпохи в иранском мире дружно проживали народы, говорящие на различных языках, взаимно обогащая свою культуру. Они жили в мире и согласии с иранцами, и было мощное средство взаимодействия, которое объединяло всех, - это язык фарси. Именно поэтому колонизаторы первым делом стремились ограничить ареал распространения языка фарси. С колонизацией Индии англичанами, язык фарси потерял свой государственный статус, а в дальнейшем область его применения еще больше ограничилась.

С 1936 года начались серьезные гонения на персидский язык в Афганистане. Власти приняли меры по развитию языка пушту, но это на практике было направлено против языка фарси. В афганской Конституции 1964 г. впервые язык пушту, наравне с дари (с этого

72

времени язык фарси или «фарси-йе Кобу ли» стал называться языком дари), был объявлен государственным.

В Средней Азии после Октябрьской революции 1917 г. так же начались гонения на персидский язык. В Таджикистане он официально стал называться таджикским. Некоторые специалисты пытаются выделить некогда единый персидский язык, конечно, состоящий из различных диалектов, в три самостоятельных языка-персидский, дари и таджикский. Все это не могло не оказать негативного влияния на внутрицивилизационное взаимодействие в «иранском мире».

После приобретения Таджикистаном независимости в 1991 г. внутрицивилизационое взаимодействие в «иранском мире» расширилось. Еще в 1992 году в Душанбе была создана «Ассоциация зарубежных таджиков и персоязычных народов мира». Ньше эту организацию возглавляет Президент страны Э. Рахмонов, что свидетельствует о том, какое значение придается внутрицивилизацион-ному взаимодействию в «иранском мире». В Душанбе функционирует также Общество «Пайванд», призванное содействовать, расширению внутрицивилизационного взаимодействия, сближению персоязычных народов.

Что представляет сегодня "иранский мир"? Он насчитывает более 150 млн. чел., включает в себя такие государства, как Иран, Афганистан и Таджикистан, а также территории проживания иранских народов - Курдистан (в Сирии, Ираке и Турции), Белуджистан и Пуштунистан (в Пакистане), Северную Осетию-Аланию (в России) и самопровозглашенную Южную Осетию. В последнее время на страницах печати и в некоторых политических кругах озвучивается идея создания некой организации «иранского мира», в которую должны входить три государства-Иран, Афганистан и Таджикистан. Осуществление такой идеи может показаться нереальной, однако, по мнению некоторых аналитиков, возможные «цивилизационные столкновения», по Хантингтону, вместе с активностью извечного противника Ирана - Турции по сколачиванию тюркского цивилиза-ционного блока могут привести к осознанию необходимости такого объединения.

Например, депутат Милли меджлиса Азербайджана Низами Джафаров, возглавляющий азербайджано-турецкую группу по межпарламентскому сотрудничеству, выступил с инициативой создания

73

единого парламента тюркских государств. Соответствующие обращения он уже адресовал главам законодательных органов этих стран. Автор затеи особо подчеркивает, что «идея принадлежит азербайджанской стороне». Таким образом, Баку делает неожиданную заявку на роль одного из лидеров «тюркского братства», которое призвано подготовить почву для создания «Великого Турана» (8).

Карта «Великого Турана» охватывает территории от Балкан до Тихого океана, от Урала до Ближнего Востока. В пространстве своих интересов пантюркисты видят Албанию, Косово, Боснию и Герцеговину, Крым, Поволжье, республики Северного Кавказа, всю Центральную Азию, восток Закавказья, включая часть Армении и Грузии, север Ирака и Ирана, часть Афганистана, северо-запад Китая, включая Уйгурский округ.

Хотя следует заметить, слишком много стран не заинтересовано в реализации этой затеи. В равной мере многие не заинтересованы и в создании блока иранских народов, или создания Иранской Ассамблеи, углубления внутрицивилизационного взаимодействия в «иранском мире».

В начале 2006 года наметились некоторые контуры создания блока Иран-Афганистан и Таджикистан. Некоторые высокопоставленные чиновники в Правительстве Таджикистана и эксперты в то время заявляли о необходимости более тесного сотрудничества иранских народов и даже о возможности создания некой организации. В те дни эта проблема бурно дискутировалась через СМИ. В начале января 2006 года три президента (Э.Рахмонов, X. Карзай и М. Ахмадинажад) должны были встретиться в Тегеране и вести переговоры по углублению сотрудничества между тремя персоязычньши странами. Однако Хамид Карзай в последний момент по каким-то причинам не явился на эту встречу. Летом 2006 года встреча трех президентов все-таки состоялась, но уже в Душанбе. Переговоры прошли в дружественной обстановке, но о создании какого-то блока речь уже не шла. Стороны пришли к согласию о создании совместного телевизионного канала. Иранская сторона обещала увеличить квоту для поступления в вузы молодежи из Таджикистана, принять участие в строительстве крупных объектов в сфере транспорта и энергетики.

Следует отметить, что несмотря на то. что в И;^». у в. тстл 'сходятся П'.та.!иеты и более iOiO. в отличие от Афгг-'тпанз и

74

Таджикистана там исповедуют шиитскую ветвь ислама, тем не менее, во внешней политике Ирана культурно-цивилизационная общность иранских народов занимает важное место. Хотя анализ показывает, что официальная идеология Ирана изменчива, она претерпела за девяностые годы серию изменений. Сначала "экспорт революции" стал пониматься как "экспорт культурной революции". В начале 90-х гг. в политике иранского руководства, например в Афганистане, приоритет отдавался шиизму. Иран стал поддерживать не официальную власть в лице президента (таджика) Бурхануддина Раббани, а шиитских политических партий. В результате конфликт не был в свое время разрешен и вылился в ожесточенные вооруженные столкновения, приведшие к ослаблению власти таджиков. В конце 90-х гг., после прихода к власти президента Хатами, речь зашла уже о "диалоге цивилизаций". По его инициативе Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию об объявлении 2001 г. «Годом диалога цивилизаций». В рамках этого "диалога" возникает идея Иранской Ассамблеи, призванной создать содружество родственных иранских народов. Вместе с тем, создание, во всяком случае, в ближайшем будущем, такой Ассамблеи в условиях нарастания конфликта между Ираном и мировым сообществом из-за ядерной программы Ирана проблематично. Тем не менее, Иран готов сделать дальнейшие шаги в этом направлении.

Свидетельством могут служить тесное сотрудничество Ирана с Таджикистаном и Афганистаном в различных областях, безвозмездная помощь, которую эта страна оказывает им. Весьма эффективно работают Культурные центры при посольствах Ирана за рубежом, особенно в странах СНГ. Культурный центр при посольстве Исламской Республики Иран в Душанбе, Комитет помощи Имама Хомейни и другие организации вносят важный вклад в укрепление взаимодействия между Таджикистаном и Ираном. Несмотря на нестабильную ситуацию в Афганистане, Таджикистан и Иран вносят большой вклад в расширение сотрудничества с этой страной, что позволит укрепить внутрицивилизационное взаимодействие в «иранском мире»

75

ПРИМЕЧАНИЯ:

  • 1. Фарханге Ариана, август, 1999. -С. 1
  • 2. Цитата по Панджшери Азиз Ахмад. Джаёгай&е Афганистан дар гофтогу-йе тамадонха//Инсиджам.- № Ь- 2Ш0. -С.ЗЗ
  • 3. Авеста. Подготовка Джалила Дустхах. Т.1. Изд.3'.- Тегеран, 1996.-С. 356.
  • 4. Там же. - С. 660.
  • 5. Гафуров Б. Г.О связях Средней Азии и Ирана в Ахеминид-ский период// Гафуров Б,Г. Избранные труды. - С. 461.
  • 6. Рахмонов Э. Таджики в зеркале истории. Книга первая. От Арийцев до^Саманидов. - С.203.
  • 7. Дюрант Б. Тарихе тамадцун (Перевод с аиглийского Абута-либа Ансари и Абулксима Тахири).- Тегеран, 1989. - С. 261.
  • 8. Пахдаван Ч. Асре моджахеддии ва барамадане Талибан. -Тегеран, 1999.-С. 55
  • 9. Великий Туран-угроза ummii3aimn// http://www.ta%7dfomm.tj/

76

Поделиться: