Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Несколько тезисов в связи с проведением второй Национальной переписи

28.01.2009

Автор:

Теги:
 

 

 

                С 25 февраля по 6 марта 2009 года в нашей стране пройдет Вторая Национальная перепись населения. Событие, безусловно, важное и историческое. За это время свыше 50000 тысяч счетчиков  обойдут все дома и квартиры, опросят всех жителей и заполнят с их слов специально изготовленные переписные бланки. Основываясь на данных национальной переписи, можно не только диагностировать уровень развития и современное состояние общества, но и планировать перспективные шаги на много-много лет вперед. Понятно, что более или менее полные результаты национальной переписи будут обнародованы не ранее апреля т.г. Поэтому мы решили до того времени опубликовать серию статей руководителя ОФ «Фонд Алтынбека Сарсенбайулы», политолога Айдоса Сарыма, посвященных итогам ранее проведенных в Казахстане переписей. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию первую статью о политическом значении и государственной значимости проводимой национальной кампании.

 

Еще с древних времен государства, исходя из военных, фискальных, административных и политических задач, проводили переписи населения. Ведь перепись - это самое полное, точное социологическое, социометрическое исследование, которое дает ответы на многочисленные вопросы относительно каждого конкретного общества. В нашей стране перепись, в современном понимании этого слова, будет проводиться в девятый раз. Первая перепись была проведена еще во времена царизма в 1897 году. В период советской колонизации было проведено 6 переписей. Первая перепись в Казахстане после обретения национальной государственности была проведена в 1999 году. Так образом, проводимая в этом году национальная перепись осуществляется во второй раз. Она подготовлена и будет проводиться в соответствии с рекомендациями ООН, которая предлагает государствам-членам проводить подобные мероприятия каждые десять лет. Если в обществе до сих пор имеются определенные вопросы, как к качеству, так и к методике национальной переписи, проведенной в 1999 году, то, будем надеяться, что нынешняя национальная кампания, с учетом накопленного опыта и вкладываемых в это средств, пройдет на очень высоком организационном, технологическом, методологическом уровне.

Мы должны понимать, что проводимая перепись - это не просто дорогостоящее мероприятие, направленное на получение точных данных о количестве граждан, населяющих страну. В условиях, когда в стране нет ни одной пользующейся доверием, авторитетной социологической структуры, нет ни одного социсследования, к которому общество могло бы относиться хотя бы с уважением, данные национальной переписи имеют непреходящее общественно-политическое и экономическое значение. Мы понимаем, что утвержденная программа переписи населения не позволяет проводить глубинные интервью, но даже внешне сухие графы переписного бланка, помноженные на 16 миллионов граждан страны, дают колоссальный объем информации и новых знаний. Благодаря этим данным можно будет проследить силу и влияние прежних явлений и рассмотреть новые тенденции и закономерности.

Мы понимаем, что полученные данные не будут сильно отличаться от оперативных данных, регулярно публикуемых Агентством Республики Казахстан по статистике. Но доверие к данным национальной переписи в любом случае будет на порядок выше. Их результаты, которые на многие годы вперед станут для ученых и специалистов предметом самого пристального глубокого статистического и социологического анализа, должны развеять многие мифы и химеры, которые бытуют в нашем обществе и о нашем обществе. Поэтому в первой обзорной статье хотелось бы отметить ряд важных моментов, вопросов, на которые должна будет дать ответы национальная перепись 2009 года.

 

1. Результаты национальной переписи должны раз и навсегда развеять распространяемые определенными политическими кругами и группами спекуляции и инсинуации. Например, вокруг данных национальной переписи 1989 и 1999 годов.

1.1. До сих пор в некоторых казахстанских и российских медийных ресурсах, а через них и в мировых, распространяются бредовые сведения о том, что в результате переписи 1999 года якобы численность русского населения была искусственно занижена. Причем называются иногда фантастические цифры: от нескольких десятков тысяч до 1,5 миллиона человек! Совершенно понятно, что такие сведения распространяются сознательно с целью дискредитации казахстанской статистики, а также оказания давления на власть и казахский социум. Такие инсинуации порождают и множат новые и новые политические обвинения в адрес политики властей относительно гонений на русскоязычное население в виде сокращения количества русскоязычных школ, средств массовой информации, культурно-досуговых учреждений, числа государственных служащих и депутатов неказахской национальности и т.д.

Результаты национальной переписи 2009 года должны со всей наглядностью доказать одну очевидную истину: численность русскоязычного населения в период после переписи 1999 года сокращается по объективным причинам. И «виной» тому не «злая воля» казахских? властей, а крайне непростая демографическая ситуация внутри русской диаспоры, а также довольно активные миграционные процессы, стимулируемые прежде всего Российской Федерацией (программы переселения соотечественников, обучения молодежи в российских ВУЗах). Снижение численности русскоязычного населения имеет и вполне объективные последствия: сокращается ареал русского языка и культуры, снижается количество русских школ и детских садов, театров. В ближайшие два десятилетия мы столкнемся с тенденцией сокращения количества русскоязычных СМИ и русскоязычной культурной продукции. Данная тенденция в долгосрочной перспективе приобретет необратимый характер, а в отдаленной исторической перспективе приведет к практически полному вытеснению русского языка с общественно-политической сферы Казахстана.

1.2. Еще одна «политическая химера», которую должна опровергнуть перепись, связана с развитием и внедрением государственного языка. Власти страны, а вслед за ней ее пропагандистские рупоры (включая СМИ и социологические исследования) нередко транслируют ошибочные тезисы относительно не владения казахстанцами в целом, и казахами в том числе государственным языком. Цифры разнятся кардинально, невообразимо, как разноцветные платки в руках умелого циркача-престидижитатора. Когда власть обращается к казахам, она говорит о росте. Когда обращается к русскоязычным гражданам, численность владеющих государственным языком уменьшается, словно речь идет не о родном языке, а, например, английском или китайском. Это и понятно. Наша псевдопатриотичная и излишне мультикультуралистская властная элита, точнее ее верхушка, считает необходимым отложить вопросы развития государственного языка, его коренного реформирования и модернизации, включая введение латинской графики, на как можно длительную перспективу.

Между тем, сама жизнь, простые статистические исследования, самые нехитрые подсчеты показывают, что казахским языком владеет не менее двух третей граждан страны. Внутри казахского социума численность не владеющих родным языком год от года снижается. Если сравнить с 1988 годом (последней советской переписи на территории Казахстана), численность неказахов, овладевших государственным языком, должна вырасти в разы. Если же количество владеющих казахским языком по итогам нынешней переписи будет в процентном отношении столько или меньше, чем в 1988 году, то это будет означать, что действующая власть полностью признала свою несостоятельность и расписалась в собственной никчемности! Полагаю, что в условиях роста казахского национального самосознания, увеличения количества сторонников строительства нации-государства, такое «признание» сильно повлияет на электоральные перспективы власти на будущих выборах, а в исторической перспективе - сведет на нет сегодняшние мессианские потуги и поползновения. Полагаю, что это очень серьезный вопрос. Проведение национальной переписи должно положить конец существующей (зачастую сознательно формируемой) неразберихи, безвкусицы и ералаша, социологического и статистического бардака вокруг численности «владеющих государственным языком» и «не владеющих» оным.  

 

2. Проведение переписи должно способствовать лучшему пониманию и служить выработке эффективной территориальной и миграционной политики.

Существует очень много вопросов и казусов, связанных с проводимой сегодня миграционной политики, а точнее ее неэффективности. Говорить же о сознательной, разумной пространственной, территориальной, урбанистической политике не приходится вовсе. Что говорить, если даже по сравнению с 1989 годом Казахстан сильно уступает по позициям урбанизации населения. Даже массовая, неконтролируемая миграция из сел в города не увеличила количество городского населения. Обманывая граждан ложными лозунгами «о необходимости возвращения специалистов на село», власти практически оставляют без внимания крупные мегаполисы страны, которые обрастают все новыми и новыми полосами полулегальной оседлости, каждый из которых, по сути, является потенциальным источником социального взрыва или криминогенной точкой. Мы живем в уникальной стране, где самый крупный мегаполис страны  - Алматы существует в границах наиболее «аграрной» области - Алматинской (для сравнения Астана находится на территории аграрной области - Акмолинской). И таких моментов и казалось бы «мелочей», «деталей» сотни, даже тысячи. А реальная политика, тем более политика стратегическая, рассчитанная на многие десятилетия вперед должна строиться на учете этих самых «мелочей» и «деталей».

Отдельная тема - внешняя и внутренняя миграция. Очень хочется надеяться, что проведение переписи даст хорошую эмпирическую, методологическую базу для изменения приоритетов миграционной политики, прежде всего миграционного законодательства (которое даже не регулирует в нужной мере внутренние миграционные процессы). Мы должны получить исчерпывающую информацию о том, сколько человек приехало-выехало. Сколько оралманов приехало по официальным квотам, а сколько исходя из патриотических побуждений? Каково социальное благополучие домохозяйств оралманов? Насколько эффективно сумели социализироваться оралманы? Какова миграционная активность (и потенциальная миграционная вместимость) внутри каждого региона? Какова структура городов (проще говоря, жители каких регионов населяют крупные мегаполисы страны, каковы причины их выезда с родных мест)?

                Известно, что в демографической статистике общая характеристика совокупности жителей конкретного населенного пункта/территории напрямую зависит от их связи с этой территорией. При этом различаются три основные категории населения: постоянное (всё лица, на момент переписи находящиеся на территории, подлежащей переписи, включая временно прибывших и не учитывая временно отсутствующих), наличное (постоянное проживание - более 6 месяцев или 1 года) и юридическое (юридически закрепленные на данной территории жители). Мы должны получить полные данные о соотношении этих трех категорий граждан по каждому региону страны.

                Необходимо отдельно изучать структуру и качество «наличного населения». Мы знаем, что данные нашей полиции и органов занятости о гастарбайтерах сильно искажены и нуждаются в значительной коррекции в сторону увеличения. Степень этого «увеличения» напрямую зависит от уровня коррупции в том или ином регионе и каждом конкретном ведомстве. В нынешних условиях, когда будет расти количество безработных, снижаться количество рабочих мест, объективно будет расти количество гастарбайтеров, оставшихся без работы. Куда девать этих гастарбайтеров? Если речь идет об иностранцах - это одно. А если это наши же граждане, которые в соответствии с Конституцией имеют все права перемещаться и проживать в любой точке страны? Мы же не можем насильно выселять наших же сограждан за 101-ый километр? Значит нужно элементарно точно знать, сколько граждан остаются без работы, сколько из них т.н. «самозанятые», какие у них доходы. Держа перед собой столь подробную «карту социального неблагополучия» государство уже должно планировать целевые и региональные программы, рассчитывать свои расходы и т.п.

 

                3. Проведение национальной переписи должно служить лучшему знанию и выработке эффективной, долгосрочной социальной и демографической политики (в широком смысле этого слова).

                В ходе переписи недостаточно получить и зафиксировать те или иные демографические признаки (пол, возраст, состояние в браке, параметры брачности, рождаемости, числа детей в одной семье и т.д.) по стране, регионам или конкретным социальным или этническим группам. Необходимо, чтобы такие данные стали предметом изучения самого широкого круга ученых, специалистов, государственных органов и НПО. Полученные данные должны способствовать корректировке всех государственных программ в сфере здравоохранения, охраны материнства и детей, образования, укрепления института семьи.

                Очевидно, что сегодня демографическая политика является одной из самых мистифицированных и политизированных направлений. Государство еще в прежние годы ставило цели доведения численности Казахстана до 20 миллионов человек в 2020 году. Отдельные энтузиасты говорят совершенно фантастические вещи, прогнозируют увеличение количества граждан страны к 2050 году чуть ли не до 50 миллионов. Между тем, как показывают данные исследователей, прогнозные цифры ООН по народонаселению, такие цели и прогнозы при нынешней демографической политике не только нереалистичны, но и утопичны. Давайте будем отдавать себе отчет в том, что рост рождаемости, который наблюдался последние десятилетия был результатом того, что выросли и начали вступать в брак дети, родившиеся в 1980-1988 годы. Одни их называют «детьми Кунаева», другие - «результатом жилищной политики». Не суть важно, дело не в дефинициях. Важно другое: социальное благополучие, инвестиции в жилищное строительство, активная трудовая политика, поддержка молодых семей в 1970-1980-ые годы прошлого столетия дали этот результат.

                Но сегодня ведь вступают в брачный возраст дети, которые родились в период кризиса, в 1990-ые, кризисные годы! «Дети Независимости». Их численность (соответственно детородные возможности) еще не позволяет строить радужные планы относительно кратного увеличения населения в целях освоения девятой по территории страны мира, эффективности огромного пространства и различных по потенциалу территорий! В этот период государство и общество должны задуматься над тем, чтобы обеспечить достойную жизнь, прежде всего, тем, кто сегодня ходит в ясли, детские сады и школы. Дети, родившиеся в начале 2000-ых, которым ныне по 8-10 лет, завтра после завершения школы должны попасть в атмосферу заботы и понимания, а не оказаться в середине бушующего океана социальных проблем и нищеты! Их численность позволит если не кардинально увеличить количество граждан, то хотя бы постепенно приблизиться к 2030 к рубежу 18,5-19 миллионов граждан. То есть уже в 2011-2012 годы, после преодоления экономического кризиса, государство должно увеличить инвестиции в образование, здравоохранение и поддержку молодых семей. Если «дети Независимости», став взрослыми, не ощутят ее плодов, то это будет в высшей степени несправедливо. Представьте себе Моисея, который найдя землю обетованную, отправляет новое поколение своего народа обратно в пустыню! Мы же не хотим этого?

Особенно серьезные  усилия стоит предпринять в отношении формирования здорового образа жизни, борьбы с наркоманией и алкоголизмом (количество алкоголиков и наркоманов в годы кризиса, очевидно, будет расти). Вызывает большие вопросы проблемы здоровья девочек  - будущих матерей, особенно проживающих в сельской местности и пригородах: отсутствие сколько-нибудь серьезной медицинской помощи (в том числе по линии гинекологии), социальных и бытовых условий (элементарных теплых туалетов и душевых). Эти вопросы должны получить самую широкую огласку, стать предметом широких дискуссий в прессе. За ложной стыдливостью и пуританством мы можем потерять целое поколение! Это не только вопросы социальной справедливости или здоровья населения, но и вопросы культуры и воспитания нравов. Среди идеологических тезисов и информационной «повестки дня» посткризисного периода ключевое место должны занять призывы (и действия) к созданию крепких, здоровых семей, а родители должны нацеливаться на то, чтобы давать детям не только хорошее образование, но и обеспечивать лучший быт (подразумевая за этим и вопросы здоровья). Пусть лучше родители-сельчане строят бани и теплые туалеты, чем влезают в долги и кредиты ради проведения эфемерных тоев и роскошных мазаров умершим!

Отдельно надо сказать и разности «стартовых условий» для сельской и городской молодежи. Городская молодежь везде имеет несколько большие возможности для получения более качественного образования, медицины, информационных и культурно-досуговых услуг. Но не настолько же, как у нас! Удаленность аулов от городов не должно становится поводом для социальной сегрегации и хуже того расизма. Пожалуй, эти вопросы также необходимо активно озвучивать не только на уровне казахской прессы и литературы, но и на уровне государства. Почему это не становится одним из приоритетных направлений работы того же Уполномоченного по правам человека или специальной комиссии при президенте?  

 

4. Проведение национальной переписи должно стать своего рода актом государственной зрелости и пересмотра некоторых принципов национальной политики.

Что покажет в первую очередь национальная перепись населения? Она покажет, что доля казахов в структуре населения неуклонно растет! А это означает, что государство уже не может проводить свою политику по принципу «национальное согласие минус казахская нация».

Удивительное дело! Казахи, несмотря на два Голодомора, несмотря на кровавую Гражданскую войну, репрессии, массовые миграции за пределы страны, несмотря на колоссальные потери во время Второй мировой войны не только не деградировали (как некоторые народы русского Севера) и не исчезли с лица земли, но и демонстрировали поразительную жизнеспособность и стремление к созиданию свой государственности, сохранению и развитию своего языка и культуры! В течение почти 50 лет мы сумели восстановить свою дореволюционную численность! Разве это не предмет для гордости! Разве это не является лучшим доказательством того, что казахская нация имеет право на свою Судьбу? Мы заслуживаем быть Нацией, Государством не только своей Историей, но и своим созидательным национальным характером, удивительной жизнестойкостью («мың өліп, мың тірілген»), жизнеутверждающей силой. Это есть доказательство исторической состоятельности казахской нации!

Мы помним, что еще десять лет назад было немало скептиков (в том числе и в нашей республике!), которые утверждали, что Казахстан не выживет, что он не состоится как национальное государство, а казахи не смогут стать самостоятельной, единой нацией. Проведение национальной переписи 2009 года в очередной раз докажет обратное. Скептики и злопыхатели, которые утверждали, что Казахстан не сможет восстановиться после массового выезда русскоязычных граждан в середине 1990-ых годов прошлого века, смогут убедиться, что наше государство не только выстояло, но и за 15 лет сумело восстановить свою численность, которая отмечалась в ходе переписи 1989 года! Это уникальное явление не только в нашей, но и мировой истории, которое, уверен, должно стать предметом самого серьезного научного исследования и философской рефлексии. Конечно, все это нам обошлось очень дорого. Это не прошло даром. Представьте себе сильно натянутую тетиву лука: слабо натянутая тетива не позволяет стрелять и попадать в цель, сильно перетянутая - может порваться и даже сломать лук. Слабо натянутую тетиву слабый не натянет, а сильный - пальцы покалечит. Нация не может более века жить в условиях сверхнапряжения и постоянной мобилизации без ущерба для собственного духовного и физического здоровья, для культуры и нравственности. Настала пора воздать должное и самой Нации!

 Кстати, об истории. Мы снова должны вернуться к вопросам объективного изучения и понимания своей Истории. Она не знает сослагательного наклонения, но забывать о том, что если бы не Голодомор и Советская власть, сегодня казахов могло быть как минимум 30-35 миллионов, мы не можем! Это было бы предательством в отношении всех тех, благодаря которым мы живем на этом свете и созидаем свою государственность. Нравится это кому-то или нет, но мы снова и снова должны поднимать исторические вопросы (царская колонизация, восстание 1916 года, Алашорда, Голодомор, репрессии, Желтоксан), понимая, что это является одним из важных условий и предпосылок дальнейшего укрепления национального духа и национальной памяти. Нация без Памяти и вне своей Истории обречена на хождение по кругу и повторение чуждой судьбы!

Уверен, многие беды и ошибки государственной политики связаны с тем, что сидящие во власти рассматривают прошлое и будущее как неизменно статические доминанты и вечные догмы. Наши официальные документы, законы, госпрограммы, реальная и декларируемая политика, даже стратегического уровня, заражена «синдромом статичности», опасной слепотой и глухотой относительно «постоянства и неизменности сегодняшнего». Хуже того, государственная политика, в особенности национальная, строится на эмпирике и данных дня позавчерашнего, основана на положении, которое существовало вчера. Но нет ничего более нестабильного, чем человеческое бытие. Жизнь стремительно меняется, время и пространство сжимаются, сокращаются. Думать, что нынешняя ситуация сохраниться и 20, и 30, и 40 лет спустя не только ошибочно, но и опасно. Такое схоластическое мировоззрение дает много пищи для «жевания соплей», но развития и прогресса не обеспечивает. А в итоге приводит к застою и деградации. Опасно то, что сохранение нынешней политики может потенциально привести к ситуации, когда ремонт и перестройка окажутся невозможными. Или хуже того, к полному демонтажу существующей архитектуры государственности. А этого мы себе позволить не можем. Надеюсь, что проводимая перепись окажет некий психотерапевтический, очистительный эффект на нашу элиту в целом и власть в частности.

 

                5. Национальная перепись должна пройти на очень высоком организационном, технологическом и методологическом уровне.

                Меня откровенно радует нынешние рапорты Агентства по статистике относительно готовности к национальной переписи. Хочется верить, что власти извлекли уроки из ошибок первой кампании. Но мы ведь знаем, что между декларациями и реалиями всегда существует некая разница.

                Хочется верить, что кампания государственного значения пройдет на высоком уровне. Что не будет фактов, которые дискредитируют ее результаты, снизят доверие к государственной статистике.

                Надеемся, что местные органы окажут полное содействие счетчикам и организаторам переписи, а полиция обеспечит их безопасность, а также не допустит случаев использования переписи в качестве «прикрытия» для краж и разбоев.

                Хочется выразить надежду, что результаты национальной переписи будут оперативно обработаны и станут достоянием всего общества, а не узкой группы граждан и чиновников.

                Будем верить, что перепись даст второе дыхание отечественной экономической, социологической (в широком смысле) наукам. Что результаты переписи будут способствовать написанию множества новых трудов, монографий, диссертаций. Что благодаря этому появятся новые яркие имена. Что появятся новые направления исследований, которые позволят лучше понять наше общество и государство, в котором живем мы и (еще долго-долго будут) жить наши потомки.

 

Айдос Сарым,

руководитель Фонда Алтынбека Сарсенбайулы

 

 

газета «Тасжарган», 28 января 2009 года


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение