Казахстан: Наступает год сытой и благополучной Коровы

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В последние годы, когда казахи вместе с другими тюркскими народами снова стали праздновать Наурыз, люди вспомнили и о другом обычае - наполнять в ночь перед праздником все емкости в доме молоком, чтобы прожить весь год в достатке. Кстати, по тюркскому календарю год Коровы придет именно в Наурыз, а это только 22 марта. Так что будет повод встретить Корову в третий раз...
Казахстан: Наступает год сытой и благополучной Коровы

Символом 2009 года стала Корова - символ благополучия и сытости. Принято считать, что 12-летние циклы - это китайский календарь, и по китайскому календарю сегодня, 26 января, наступил год Быка. Советский народ, вернее, та большая его часть, которая была не знакома с подобной традицией летосчисления, начали интересоваться китайским гороскопом только в 1980-е годы. Однако казахи и другие тюркские народы пользовались этим календарем много веков назад.

- Кочевники не праздновали свой день рождения, некоторые даже не знали, в какой день появились на свет. Говорили так: я родилась, когда появилась трава, и так далее, - рассказывает Рысжан Ильясова, исследовательница историко-культурного наследия Актюбинской области, что на западе Казахстана . - Казахи в своей жизни активно пользовались 12-летним циклом - мущелем. Когда их спрашивали о возрасте, они говорили: мне один мущел, два мущеля и так далее. Первый мущел наступал у человека в 13 лет, следующий - в 25 лет, и так далее, каждые 12 лет. Мущел обычно праздновали. Считалось и считается до сих пор, что в год, когда человек празднует мущел, с ним должны произойти важные события: или плохие, или хорошие. Люди и сегодня иногда замечают, что в 13, 25, 37 и 49 лет их жизнь меняется. Если в 37 лет у женщины, которая не могла родить, появляется ребенок, или человек попадает в аварию, то многие казахи и сегодня объяснят это событие мущелем. И каждый старается «задобрить» этот год, даря в свой особый день рождения любимую одежду лучшему другу.

Каждый из годов 12-летнего цикла тюркские народы называли именем определенного животного. Причем животные почти те же, что и в китайском гороскопе, недаром его называют Восточным. Только некоторые животные у кочевников были женского пола: год Курицы - вместо года Петуха, Корова - вместо Быка. Кроме того, у казахов нет года Дракона, но есть год Улу, Улитки.

У казахов, татар и других тюркских народов есть похожие легенды, которые объясняют порядок расположения годов в календаре. Когда-то Всевышний объявил, что первым в календаре будет то животное, которое первым увидит рассвет. Спокойней всех оказался Верблюд: ведь выше его в степи никого нет. Но перед самым восходом ему на голову забралась проворная Мышь! Вслед за ней выстроились другие животные. В итоге нерасторопному Верблюду года не хватило. Есть даже казахская пословица: «Верблюд понадеялся на свой рост и без года остался!».

Самыми трудными в тюркском календаре традиционно считались годы Зайца, Обезьяны и Курицы. В первой половине прошлого века русский ученый-исследователь Александр Формозов писал: «В Уральской области также немало гибнет скота от буранов и гололедицы (1903)... Казахи считали, что такие бедственные годы совпадают с их «кояном» («годом зайца») и повторяются через 10-12 лет» . Именно 1903 год и был годом Зайца, как и голодный 1927-й, впрочем, как и последующие за ним, вплоть до 1934-го - было бы странно объяснять голод в Казахстане только странностями гороскопа. А вот уже в относительно благополучные 1960-е годы Коян снова сыграл злую шутку. По воспоминаниям актюбинского коневода Серика Рзабаева, зимой 1963-64-х годов год Кояна унес 13 процентов поголовья скота области: животные погибли от джута.

Но если от года Зайца-Кояна кочевники не ждали ничего хорошего, то от года Овцы ждали только добра. А вот год Коровы бывал разным. Но как правило, отличался хорошим урожаем и травостоем.

Зарезали корову - начинается дождь

Корова всегда была рядом с кочевниками, поэтому до наших дней дошли рассказы об обычаях и ритуалах, в которых участвуют эти животные. Например, в поселке Урал Оренбургской области, как уже писала «Фергана.Ру» , до сих пор в засушливые годы проводят обряд «Тасаттык», «Прошение дождя». Жители поселка сдают деньги на приобретение черной коровы. Потом все собираются на берегу реки, режут рогатую - точнее, приносят ее в жертву, - и едят бешбармак. Говорят, помогает: дождик начинается в течение трех дней.

- Корова это кормилица, символ достатка, - говорит Улданай Дусенбаева, жительница поселка Урал. - Когда рождается ребенок, родственники дарят ему теленка. Есть много поверий, связанных с этим домашним животным. Например, считается, что если купить пеструю корову, это принесет удачу. И нельзя продавать самую старую корову - с ней уходит из дома достаток. Если рождается двойня телят, одного нужно подарить. Раньше в кочевьях существовал обычай «Сауын алу»: бедные аульчане брали у богатых на время дойную корову. Осенью они отдавали животное вместе с полученным от нее приплодом. Иногда баи расщедривались и разрешали оставить корову у себя. У нас в поселке тоже принято делиться молоком с соседями, которые не могут держать скот из-за старости или болезни.

Вообще, молоко мы почитаем так же, как хлеб. Не выливаем его на землю. Если молоко испортилось, можно отдать его животным. Когда провожаем сыновей в армию или кого-то в дальнюю дорогу, старые бабушки дают им выпить молока с пожеланием «ак жол», светлой дороги.

В последние годы, когда казахи вместе с другими тюркскими народами снова стали праздновать Наурыз, люди вспомнили и о другом обычае - наполнять в ночь перед праздником все емкости в доме молоком, чтобы прожить весь год в достатке. Кстати, по тюркскому календарю год Коровы придет именно в Наурыз, а это только 22 марта. Так что будет повод встретить Корову в третий раз...

Мария Коржева

http://www.ferghana.ru/article.php?id=6038

Поделиться: