Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Алексей Власов. По пути Нурсултана Назарбаева.

27.01.2009

Автор:

Теги:
 

 

Подготовка к проведению референдума о внесении поправок в Конституцию Азербайджана, который пройдет 18 марта, вступает в решающую фазу. Очевидно, что главный вопрос, который, так или иначе, будет решен по итогам референдума - это вопрос о снятии ограничений на продление президентских полномочий действующего лидера страны Ильхама Алиева. Все остальные поправки, вне всякого сомнения, важны для развития азербайджанского общества, но, при этом, они едва ли окажут столь значительное воздействие на будущее страны. А вот «Поправка №1» таким воздействием, несомненно, обладать будет.

Мне кажется, что рассуждать о возможных итогах референдума, равно как и о содержательной стороне данной поправки в категории «плохо» или «хорошо» - дело абсолютно бессмысленное. Нынешняя азербайджанская власть идет на этот шаг абсолютно осознанно, прекрасно понимая, что и Москва, и Запад, в конечном счете, примут итоги референдума именно такими, какими они, собственно говоря, и ожидаются, т.е. положительными.

Примечательно, что в 2007 году, когда аналогичные по духу поправки обсуждались в Мажилисе Парламента РК один высокопоставленный азербайджанский чиновник в доверительной беседе сказал мне «Мы понимаем ту логику, которой придерживается Нурсултан Назарбаев, понимаем все его резоны, но, между нами говоря, такая модель все-таки не для 21 века». Поскольку времена меняются, то понятно, что глупо и наивно возвращать эти рассуждения азербайджанской общественности с подтекстом «Ну вот и сами же к этому пришли». 

Вполне очевидно, что у Ак Орды были свои резоны, а решение Баку во многом связано не только с соображениями внутреннего характера, но, конечно же, и с внешним фактором - а именно - фактором Нагорного Карабаха. В последнее время все чаще в азербайджанских СМИ допускается воинственная риторика в отношении будущего нагорно-карабхского конфликта. Это абсолютно не означает, что «замороженное» противостояние может перейти в горячую фазу. Но все более очевидно, что азербайджанское руководство вполне реально рассматривает также и силовой вариант решения нагорно-карабахской проблемы.

И в этом контексте становится ясно, что стране необходимо сохранение на достаточно длительную перспективу политического лидера, который бы пользовался таким же безусловным доверием и поддержкой со стороны населения, как например Гейдар Алиев.

Если в течение первого президентского срока Ильхам Алиев в значительной степени использовал тот ресурс, который был сформирован его отцом, то теперь уже со всей очевидностью можно сказать, что нынешний президент Азербайджана окончательно превратился в самостоятельную фигуру авторитетного и влиятельного политика международного масштаба.

Так что, это, безусловно, право самого азербайджанского народа сделать такой выбор, и связать дальнейшую судьбу страны с фигурой нового национального лидера. О демократических материях, я полагаю, в Баку будут думать в последнюю очередь, учитывая тот самый фактор, о котором я уже упоминал выше, а именно, безусловное и заведомое согласие с результатами референдума главных мировых игроков.

Так получилось, что в нынешней крайне напряженной геополитической и геоэкономической ситуации Азербайджан нужен буквально всем. Что ж, можно сказать, что политическая элита вполне разумно, пусть и несколько в восточном духе, извлекает преференции из тех шансов, которыми, как говорится, грех не воспользоваться.

http://vestikavkaza.ru

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение