Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Nabucco: за и против

27.01.2009

Автор:

Теги:

 

 

Реальные последствия газовой войны между Россией и Украиной можно наблюдать сегодня в Будапеште. В понедельник здесь открылась международная конференция по проекту строительства газопровода Nabucco, в которой принимают участие высокопоставленные представители Турции, Германии, Австрии, Болгарии, Румынии, Венгрии, Европейского Союза, США, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, Ирака, Египта и Грузии. Они должны принять решение об осуществлении проекта строительства газопровода, по которому планируется подавать газ из стран Каспийского бассейна в Европу в обход России.
Nabucco - проектируемый магистральный газопровод протяженностью 3,3 тыс. км - должен будет пройти по территории Азербайджана, Грузии, Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии, Австрии и Германии. Сначала - по дну Каспийского моря, а затем - по уже имеющимся трубам на территории Азербайджана, Грузии и Турции - прямиком в Европу. Проектная мощность - 26-32 млрд. куб.м. газа в год. Строительство планируется завершить к 2013 году. Стоимость всего проекта - 7,9 млрд. евро. Предполагаемая стоимость проекта - 7,9 млрд. евро.
Первоначально строительство газопровода должно было стартовать в 2008 году, но потом было отложено на два года. «У нас есть прекрасная причина верить, что Nabucco будет запущен», - подтвердил управляющий консорциума Nabucco Gas Pipeline International GmbH Райнхард Митшек. Решительно настроен и Европейский союз. Как заявил посол председательствующей в ЕС Чехии Мирослав Костелка, газовый кризис между Украиной и Россией показал, что европейский проект Nabucco нужно осуществлять максимально быстро. «Мы считаем, что будет построен Норд-стрим, но Nabucco - европейский проект. Его нужно осуществлять максимально быстро. Когда - сложно сказать, но максимально быстро», - сказал посол Чехии.
21 января комитет по вопросам промышленности, науки и энергетики Европарламента одобрил проект рекомендаций по поводу будущей энергополитики ЕС в свете последнего газового кризиса. В документе депутаты призвали Еврокомиссию до конца года пересмотреть Директиву о безопасности поставок газа от 2004 года. При этом пересмотр должен касаться совместного объявления чрезвычайной ситуации странами-членами ЕС в случае кризиса, предоставления существующих возможностей для поставок газа с учетом имеющейся инфраструктуры пострадавшим странам, координированного диспетчерского контроля, развертывания чрезвычайных действий в странах, которые пострадали меньше, с целью увеличения количества газа для пострадавших рынков.
Кроме того, депутаты высказались за развитие сети подземных хранилищ газа, а также объединение европейской газопроводной системы. В документе отмечается, что зависимость стран-членов ЕС от импортируемого газа останется достаточно большой и в будущем - до 2030 года может даже возрасти с нынешних 50% до 70%, что, по мнению депутатов, требует подписания нового соглашения о партнерстве с Россией, которая на сегодня поставляет 42% всего импортного газа в ЕС и 30% - нефти.
Депутаты также высказались за строительство дополнительных газопроводов, таких как Nabucco, газопровода Турция-Греция-Италия и «Южного потока», а также за развитие терминалов по получению и переработке сжиженного газа. Кроме того, в документе содержится призыв к лидерам стран-членов ЕС пересмотреть экологические цели до 2050 года с тем, чтобы уменьшить выбросы «парниковых» газов в атмосферу на 60-80%, довести долю возобновляемой энергетики до 60%, повысить энергоэффективность на 35% .
Депутаты также высказались за необходимость развития ядерной энергетики исключительно на максимально возможном технологическом уровне безопасности, и призвали Еврокомиссию разработать специальную «дорожную карту» инвестиций в ядерную энергетику. Проект доклада будет вынесен для голосования на сессии Европарламента в начале февраля.
«Еврокомиссия надеется на привлечение необходимых средств для создания Южного коридора и проекта Nabucco, - заявила, находясь на днях в Баку, комиссар Еврокомиссии по внешним связям и Европейской политике соседства Бенита Ферреро-Валднер. «Думаю, что реальные шаги будут предприняты, поскольку 7 мая под председательством Чехии состоится саммит, в рамках которого, как я надеюсь, будут приняты конкретные решения», - сказала она.
Комиссар Еврокомиссии также выразила надежду на то, что обладающие большими запасами углеводородов Азербайджан, Казахстан и Туркменистан возьмут на себя обязательства по экспорту определенных объемов энергоресурсов через Nabucco, что повысит доверие у крупных инвестиционных компаний, которые согласятся вложить средства в этот проект. Кроме того, уже и Молдова с Турцией изъявили желание участвовать в проекте нового газопровода, добавила она.
«Евросоюз более не считает поставки газа из России через Украину надежными» - заявил ранее глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. «Этот кризис стал для меня огромным разочарованием и уроком. Я впервые вижу такую манеру вести переговоры, как у наших российских и украинских партнеров. Такого я не видел даже когда был посредником в переговорных процессах в Африке», - добавил он.
А между тем, не дожидаясь соглашений по Nabucco, страны региона уже принимают превентивные меры, чтобы подстраховаться от возможного форс-мажора. В конце минувшей недели Болгария договорилась с Азербайджаном о поставках 1 млрд. куб. м азербайджанского газа транзитом через Турцию - таков был итог рабочего визита в Баку президента Болгарии Георгия Пырванова. Предполагаемый на первом этапе объем поставок газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз в Болгарию - 1 млрд. куб. м, с дальнейшим увеличением объемов до 3 млрд. куб. м. Для сравнения: в 2007 году «Газпром» поставил в Болгарию 2,8 млрд. куб. м газа. Если договор между Баку и Софией будет подписан, Болгария полностью покроет свои потребности за счет голубого топлива с Каспия. Сегодня 90% газа сюда поступает из России.
В ближайшее время намечается подписание транзитного соглашения Азербайджана с Турцией, через территорию которой азербайджанский газ будет транспортироваться на Балканы, из чего следует, что Баку намерен с максимальной выгодой использовать сложившуюся ситуацию на мировом газовом рынке. Как заявил президент страны Ильхам Алиев: «Ведущиеся переговоры показывают, что сегодня в Европе, в частности в Греции и Болгарии, есть большая потребность в азербайджанском газе. Мы ведем переговоры с этими двумя странами, а также с Италией. Наши возможности таковы, что если в 2009 году будет подписано транзитное соглашение - договор о транзите, основанный на международных нормах и международной практике, то в 2009 году мы сможем экспортировать азербайджанский газ как в Грецию, так и в Болгарию. Разумеется, это зависит не только от нас, так как к договоренности должны прийти все стороны транзитного соглашения».
Уже в Будапеште в интервью венгерским СМИ Ильхам Алиев заявил: «Для Азербайджана проект газопровода Nabucco - не политический, а коммерческий вопрос. Азербайджан поддерживает проект, но по-прежнему остается вопрос, какую роль он будет играть в нем - как страна-транзитер или поставщик газа». Как считает Алиев, есть шансы на то, что Nabucco будет построен в течение последующих 3-4 лет, но для этого нужна сильная политическая воля и координация. «Для Азербайджана очень важно, какие перспективы у этого проекта. Страна может участвовать во многих других проектах и на основе этого примет решение, какой из газопроводов выглядит более реалистичным», - сказал президент. «Азербайджан сам принимает решение, кому продавать газ, - подчеркнул Алиев. - Мы стараемся отделять этот вопрос от политики, и это работает».
Тем временем в азербайджанском экспертном сообществе насчет перспектив Nabucco есть некоторые сомнения. Глава Центра экономических исследований Фуад Расулов полагает, что после выполнения некоторых остающихся условий строительство Nabucco начнется очень быстрыми темпами. «Однозначно я могу сказать про Nabucco одну вещь. Несмотря на то, что заявления в его поддержку делают столь ответственные чиновники Евросоюза, больше это мне все же напоминает выражение целей, стремлений, желаний, но никак не четкий план. Все эти идеи, в том числе и по нахождению финансовых средств, инвесторов, и по непосредственному началу строительства трубы - все это завязано на Среднюю Азию, на Туркменистан и Казахстан в первую очередь. Пока они не дадут согласия на подключение к нашей азербайджанской сети транспортировки газа, пока западные инвесторы не заручатся гарантиями в поставках их газа, никто строить не начнет. Сначала нужно сырье, которое пойдет по трубе».
По мнению Расулова, нынешние заявления носят в том числе и характер своего рода давления на среднеазиатские республики. «Потому что, в принципе, и Казахстан, и Туркменистан не просто уже колеблются, а даже чуть-чуть чаша весов уже склоняется в пользу того, что они все-таки примут участие в проекте Nabucco. И Европе нужно, хоть это и некрасиво звучит, дожать эти страны. Ведь сейчас всевозможные делегации ЕС то и дело летают в Ашгабат и Астану, пытаются заручиться на официальном уровне их согласием на поставку природных ресурсов. Сам газ в необходимом количестве есть в этих республиках, но не у нас. Нашего газа может хватить лишь на удовлетворение потребностей Италии и Греции, которые лоббируют в этой связи проект «Посейдон» до их территории. На него требуется 3 млрд. евро, и газа с «Шахдениза» на заполнение этой трубы хватит. А Nabucco широко рекламируется, потому что охватывает много стран. Так что до саммита в Праге в мае Еврокомиссии надо очень постараться получить соответствующие согласительные подписи руководителей Туркменистана и Казахстана. Если это произойдет, тогда Nabucco реализуется, и я согласен с мнением, что тогда очень быстро найдутся инвесторы», - заявил эксперт.
Разделяет эту точку зрения и азербайджанский политолог Рауф Раджабов. «Надо понимать, что требуемых для Nabucco объемов газа нет ни среди разведанных запасов России, ни Азербайджана, Туркменистана и тем более нет у Узбекистана. Таким образом, энергопоставки выдержат только уже имеющиеся газопроводы через Украину, строящийся «Северный поток» и намечаемый «Южный поток». А Nabucco при его реализации будет перетягивать на себя объемы газа, уже зафрахтованные для вышеуказанных газопроводов. Таким образом, можно констатировать, что борьба идет за уже существующие запасы газа. А финансовый кризис не позволит в ближайшее время заниматься геологоразведкой и разработкой новых месторождений газа. В итоге, до 2020 года страны мира будут пользоваться уже разведанными запасами газа (и нефти в том числе). Поэтому я не хотел бы, чтобы Азербайджан был вовлечен в эту жестокую борьбу» - заявил он.
«Несомненно, что Азербайджан в транспортировке своих энергоресурсов не должен быть зависим от одной страны, как это показали события августа прошлого года на примере Грузии. Мы оказались уязвимы и потеряли более миллиарда долларов из-за войны в Грузии. Нам необходимо диверсифицировать пути транспортировки энергоресурсов. Нам надо иметь в качестве запасных маршрутов Россию, Иран, Карабах и Армению. Нам надо также стремиться к реализации проекта Nabucco, но путем объединения  его и «Южного потока». Если их не удастся совместить, то будет война» - полагает эксперт.
Реализация проекта газопровода Nabucco, который будет ежегодно обеспечивать Европу газом в объеме 26-32 млрд. кубометров из Азербайджана, Туркменистана и Узбекистана, может избавить Европу от энергетической зависимости от Газпрома, считает эксперт Центра НОМОС Михаил Гончар. По его словам, Nabucco имеет для европейцев большой потенциал, развитие которого зависит главным образом от политической воли Евросоюза и его отдельных членов.
«В действительности надо вести речь о формате Южного газового коридора (ЮГК) с суммарным объемом поставки газа в Европейский Союз до 120 млрд. куб.м. Nabucco - это в перспективе своеобразный коллектор, куда должны влиться потоки азербайджанского, туркменского (в случае появления Транскаспийского газопровода), египетского, иракского и иранского газа с поэтапным наращиванием его мощности. Тогда ЮГК, в своем полномасштабном развитии, способен стать одной из альтернатив российскому газу», - считает Гончар.
Кроме того, эксперт не разделяет опасения ряда европейских стран относительно того, что объемов, которые добывает Азербайджан, не хватит для наполнения трубы, и Nabucco не будет заполняться газом. Он отмечает, что реализация таких проектов является многоэтапной, с постепенным наращиванием мощности. В случае необходимости Азербайджан сможет предоставить необходимое количество газа в размере 8 млрд. кубометров в рамках первой очереди Nabucco, уверен эксперт.
Тем временем свои политические условия для участия в проекте выдвигает Турция. Премьер-министр это страны Реджеп Эрдоган недавно заявил, что Турция может отказаться от поддержки проекта, если ее переговоры о вступлении в Евросоюз не будут разблокированы. И хотя впоследствии источники в Брюсселе сообщили, что ЕС и Турция смогли договориться о необходимости строительства газопровода, по которому топливо будет поступать в Европу из Каспийского региона или с Ближнего Востока через Турцию, минуя Россию, полной ясности в этом вопросе нет.
В то же время посол Турции в Украине Эрдоган Ишджан заявил, что его государство будет продолжать поддерживать и способствовать скорейшей реализации проекта газопровода Nabucco. «Беспрерывный доступ к энергоресурсам критически важен для экономики. Поэтому Nabucco приобретает значение одной из важнейших стратегических инициатив», - отметил он.
Однако посол подчеркнул, что реализация проекта газопровода может повлечь за собой некоторые проблемы. «Основную сложность представляет отсутствие необходимых поставок газа. Еще одним препятствием является отсутствие единой энергетической политики ЕС. Хотя в этом отношении Евросоюз сейчас демонстрирует определенный прогресс», - отметил он.
А между тем многие эксперты подчеркивают, что именно Турция оказалась победителем в только что завершившемся газовом конфликте.
«Россия в газовом противостоянии с Украиной выиграла тактически, однако может проиграть в стратегическом плане, - считает украинский независимый эксперт по энергетическим вопросам Александр Нарбут. - За какими-то тактическими выигрышами сегодня теряется действительно стратегические национальные интересы России. И выводы, которые сделает Европа, мы скоро увидим». По мнению эксперта, на самом деле выигравшей стороной может оказаться Турция. «Вскоре мы узнаем, что проект Nabucco из фазы латентной переходит в фазу более реальную», - пояснил эксперт. В любом случае, по его мнению, Турция в создавшихся условиях может получить не только экономические, но и геополитические преференции.
Активный сторонник Nabucco - Грузия, однако реализация этого проекта, как указывает эксперт Гия Хухашвили, связана с определенными сложностями. По его словам, Европе будет трудно, поскольку Россия вышла из состояния сна и ничего не намерена уступать. «Европа потеряла много времени, поэтому ей сложно будет избавиться от зависимости России в энергетическом плане. Проект Nabucco важен, но существуют определенные сомнения относительно его реальности. Для реализации проекта понадобится несколько лет, и за это время Европа будет вынуждена довольствоваться существующими возможностями», - заявил Хухашвили. При этом он подчеркнул, что осуществление проекта Nabucco важно для Грузии.
Относительно позиции еще одного участника проекта - Узбекистана, полной ясности пока нет. Как известно, в ноябре прошлого года президент Болгарии уговаривал Ислама Каримова отдать свой голос за газопровод Nabucco. Однако 23 января в Ташкенте побывал президент России Дмитрий Медведев и по итогам переговоров с ним президент Узбекистана заявил: «Мы продаем газ только России. Я хотел бы, чтобы мы однозначно поняли этот вопрос, однозначно согласились с тем, что газ, который поступает в трубы российские, становится уже российским. Кому дальше Россия будет продавать этот газ, кому поставлять газ, как распределять его - это полная компетенция российской стороны. Россия сама решает эти вопросы».
«Думаю, что бы сейчас ни говорилось, какие бы обещания Каримов ни давал, не факт, что Узбекистан откажется от участия в альтернативных проектах», - полагает гендиректор Центра по изучению политических процессов в СНГ при МГУ Алексей Власов. По его мнению, Каримов в течение двух-трех лет вполне может определяться. «Не исключено, что в итоге диверсификация энергетических потоков станет главным политическим трендом на ближайшие годы», - считает эксперт. Поэтому говорить, что Узбекистан окончательно отказался от участия в проекте Nabucco, пока рано, заключает Власов.
Эксперт Германского совета по внешней политике Александр Рар считает, что встреча Медведева и Каримова очень важна для России, так как после газового конфликта с Украиной особое значение приобрело строительство прикаспийского газопровода. «Россия во что бы то ни стало должна быстрее построить свой газопровод, чем Запад построит Nabucco, потому что этот проект сейчас приобретает стратегическое значение для Европы, - считает эксперт. - Запад сейчас будет нажимать на все рычаги, чтобы склонить страны Средней Азии к строительству Nabucco, но у Медведева есть много интересных предложений для Узбекистана». Впрочем, Рар также добавляет, что 100-процентной гарантии Москва после этого визита не получит - это не в традиции Средней Азии.
Комментируя ситуацию, аналитик консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин отметил: «Трудно представить, чтобы Узбекистан мог серьезно помочь России, например, с балансом газа в будущем, поскольку он очень сильно рассчитывает на поставки своего газа по газопроводу из Туркмении в Китай, который пройдет через территорию республики». «Для того, чтобы увеличить экспорт в Россию, необходимо серьезно вложиться в модернизацию газотранспортной системы «Средняя Азия - Центр», а это может оказаться дороже, чем просто воспользоваться трассой в китайском направлении» - пояснил он.
Крутихин также не исключает, что кризис может сильно сократить планы ЛУКОЙЛа и Газпрома в Узбекистане. «Совместные газовые проекты могут двигаться вперед, но пока я вижу, что там делается меньше, чем предусмотрено по графику», - отметил он.
По мнению аналитика, из-за кризиса в этом году серьезные изменения могут претерпеть планы в Узбекистане не только российских, но и китайских компаний. «Боюсь, что в нынешней ситуации и западные инвесторы вряд ли захотят вкладывать средства в республику, по крайней мере, я не вижу серьезных кандидатов, - отметил он. - Скорее всего, в Узбекистан могут придти индийские компании, которые покупают любые проекты».
Что касается участия Узбекистана в проекте Nabucco, то, по словам Крутихина, об этом никто даже не говорит. «Даже подключение Туркмении под большим вопросом: для этого требуется или разведать новые залежи в Каспийском море или построить трубу протяженностью 1000 км из восточных районов страны до моря, - пояснил он. - А гнать узбекский газ в Европу - это совершенно нерентабельно».
Кроме того, по мнению эксперта, Евросоюз вряд ли сможет активно продвигать проект Nabucco, тем более что наметилось противостояние в самой Турции. «Во-первых, из Анкары слышатся заявления официальных лиц, в том числе и президента страны, о том, что обсуждать этот проект можно будет только в том случае, если Турцию будут принимать в ЕС, - пояснил он. - И второе, турецкое правительство высказывает предположение, что для этого газопровода пока нет необходимых объемов газа». По словам Крутихина, серьезную альтернативу российскому маршруту для экспорта узбекского может составить только китайский газопровод. «И пока Китай обгоняет», - добавил он.
Тем временем Россия выступает за диверсификацию газовых потоков в Европу ввиду монопольного положения Украины как транзитера российского газа и разных рисков. Об этом в субботу в Будапеште заявил первый вице-премьер РФ Виктор Зубков по итогам расширенного заседания сопредседателей российско-венгерской комиссии по экономическому сотрудничеству. «Монопольное положение Украины, как транзитера российского газа, позволяет нам говорить, что газовые потоки в Европу должны быть диверсифицированы. Риски могут быть разные, включая террористические, техногенные. Нужно строить газопроводы «Южный поток», «Северный поток» и Nabucco», - сказал он.
При этом Зубков подчеркнул, что РФ не рассматривает Nabucco как проект, конкурирующий с «Южным потоком» и «Северным потоком» и заметил, что «у России нет препятствий альтернативным проектам». «Важно, чтобы все три газопровода были обеспечены реальным сырьем. Россия имеет для «Северного потока» и «Южного потока» большие, необходимые источники газа. Месторождения на Штокмане, Ямале позволяют добывать триллионы кубометров газа для обеспечения Европы», - пояснил он. Nabucco же, по его словам, «может быть хорошим памятником амбициям и непродуманным решениям».
В свою очередь, заместитель главы правления «Газпрома» Александр Медведев, находясь в составе российской делегации на заседании в Будапеште, заявил, что финансовый кризис не угрожает планам реализации строительства газопровода «Южный поток». По его словам, со всеми партнерами, включая венгерских, «Газпром» работает согласно графику. «2009 год посвящен подготовке технико-экономического обоснования на всем маршруте газопровода, - сообщил Медведев. - И как только ТЭО будет завершено, оно послужит для принятия инвестиционного решения». «Никаких основных причин для сдвигов сроков реализации проекта у нас нет», - заверил замглавы «Газпрома».
Тем временем эксперты подвергают сомнению уверенность российского монополиста. С учетом того, что прочный фундамент «Газпрома» в глазах Запада уже дал трещину, российским властям нужно сильно потрудиться, чтобы Nabucco не переманил на свою сторону потенциальных потребителей топлива с проекта «Южный поток», считает главный аналитик ИК «ITinvest» Александр Потавин.
В день открытия международной конференции в Будапеште стало известно, что консорциум Nabucco Gas Pipeline International GmbH попросил Европейский инвестиционный банк (EIB) предоставить средства для финансирования проекта. Об этом сообщил глава банка Филипп Майстадт. «К нам обратились партнеры по проекту Nabucco с просьбой профинансировать значительную часть проекта», - сказал Майстадт во время пресс-конференции в Будапеште. «В принципе мы готовы, но конечно же, мы будем финансировать только в том случае, если осуществление проекта целесообразно, поэтому нам нужно больше информации для того, чтобы убедиться в том, что проект отвечает нашим требованиям», - сказал Майстадт.
Первые аргументы представил премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань. Он заявил, что проект Nabucco - не просто коммерческая инициатива, а залог независимости Европы. По его словам, решить противоречия, связанные с Nabucco, можно используя средства ЕС на постройку его первого участка, и  справиться таким образом с имеющимися рисками, которые не возьмут на себя частные инвесторы.

Маркетинг и консалтинг


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение