Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Реакция НАТО и Турции на события вокруг Грузии / Южной Осетии / Абхазии

26.01.2009

Автор:

Теги:

 

Реакция НАТО на ранних этапах конфликта

Реакция НАТО на события в Южной Осетии на начальном этапе конфликта (7-8 августа) отличалась сдержанностью и замедленностью. Брюссель выжидал реакции официального Вашингтона и вырабатывал относительный консенсус между членами альянса. В этот период даже официальный пресс-секретарь НАТО старался не выходить на контакт с прессой, «тянуть время» было поручено его заместителям, которые выступали с малосодержательными комментариями. 8 августа 2008 г. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер выразил серьезную озабоченность событиями, происходящими в грузинском регионе Южная Осетия и заявил, что Североатлантический союз внимательно следит за ситуацией.

Генеральный секретарь призвал все стороны к немедленному прекращению вооруженных столкновений и прямым переговорам между сторонами. Послы стран НАТО собрались на экстренную встречу Североатлантического совета, чтобы обсудить ситуацию в Грузии только 12 августа 2008 г. От предложения Москвы проанализировать события в Южной Осетии в формате НАТО плюс Россия альянс отказался. Вместе с тем натовские послы в Брюсселе нашли время встретиться со своим грузинским коллегой с целью дать оценку событиям в этой «партнерской для НАТО» стране и выразили по итогам этого мероприятия свою солидарность с Тбилиси.

На указанных встречах страны-участницы НАТО выразили глубокую озабоченность в связи с эскалацией ситуации в Грузии, а также сожаление ввиду гибели людей, ранений, полученных гражданским населением, и ущерба, нанесенного гражданской инфраструктуре. Они также подтвердили, что всецело поддерживают усилия Евросоюза и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), направленные на немедленное прекращение насилия и достижение политического решения конфликта.

Одновременно прозвучали заявления представителей прибалтийских стран и Польши о том, что события, происходящие в Грузии, стали следствием непредоставления права присоединения Тбилиси к ПДЧ. Со своей стороны, Яап де Хооп Схеффер призвал к немедленному прекращению огня, возвращению к ранее существовавшему в Грузии положению и полному гуманитарному доступу к раненым и перемещенным лицам в этой стране. Послы НАТО высказали сожаление в связи с непропорциональным использованием силы Россией. Примечательно, что в заявлениях НАТО на протяжении первых дней конфликта использовалась не риторика «осуждения», а более сдержанная риторика «сожаления» и «озабоченности».

Послы стран НАТО подчеркнули свою поддержку суверенитета и территориальной целостности Грузии и призвали Россию соблюдать их.  

Меры Североатлантического Совета

19 августа 2008 г. Североатлантический совет (САС) провел специальное заседание на уровне министров иностранных дел, чтобы обсудить ситуацию в Грузии и ее значение для евроатлантической безопасности и стабильности. Министры иностранных дел НАТО призвали к «мирному и устойчивому разрешению конфликта на основе соблюдения независимости, суверенитета и территориальной целостности Грузии, признаваемых международным правом и резолюциями Совета Безопасности ООН». Министры иностранных дел стран-участниц НАТО высказали сожаление в связи с применением силы в конфликте, что противоречит обязательствам о мирном разрешении конфликтов, принятым как Грузией, так и Россией в рамках программы «Партнерство ради мира» и прочих международных соглашений. Министры заявили о глубоком сожалении в связи с гибелью людей, жертвами среди гражданского населения и разрушением объектов гражданской инфраструктуры, имевшим место в результате данного конфликта.

Они выразили особую озабоченность в связи с несоразмерным использованием военной силы Россией, что несовместимо с ее миротворческой ролью в сепаратистских провинциях Южная Осетия и Абхазия. САС приветствовал подписанное Грузией и Россией при дипломатическом содействии Европейского союза, ОБСЕ и США соглашение о прекращении военных действий и осуществлении политического решения конфликта, но подчеркнул, что необходимо скорейшее и добросовестное осуществление соглашения в полном его объеме, включая применение нового международного механизма мониторинга соблюдения данных обязательств. Военные действия должны быть прекращены окончательно. Члены НАТО также призвали Россию принять незамедлительные меры к выводу своих войск из районов, которые они должны покинуть в соответствии с условиями соглашения из шести пунктов, и их возвращению на позиции, которые они занимали до начала военных действий. Альянс, как и президент Франции Н.Саркози, осуществлявший посредническую функцию от имени ЕС, поначалу употребляли понятие «широкое международное обсуждение» условий обеспечения безопасности и стабильности в Абхазии и Южной Осетии, и лишь после настоятельных просьб грузинской стороны сняли термин «международное обсуждение».

НАТО особенно беспокоила перспектива создания препятствий экономической деятельности Грузии, включая перекрытие международных каналов воздушного и морского сообщения. САС выразил серьёзную озабоченность сложившейся гуманитарной ситуацией в Грузии. Совет заявил о содействии усилиям, направленным на оказание гуманитарной помощи. Он призвал все стороны в соответствии с их обязательствами в рамках международного гуманитарного права обеспечить доступ для оказания международной гуманитарной помощи всему пострадавшему населению. Члены Североатлантического Союза согласовали комплекс мер, призванный помочь пострадавшему в результате конфликта гражданскому населению.

Эти меры включали отправку группы из 15 специалистов по гражданскому чрезвычайному планированию с целью оказания помощи Грузии для определения размера ущерба, нанесенного ее гражданской инфраструктуре. Было решено, что Североатлантический Союз установит контакты с Тбилиси, дабы определить состояние Минобороны и Вооруженных сил Грузии после конфликта. Одновременно члены НАТО планируют помочь восстановлению системы воздушного сообщения и оказать содействие грузинскому правительству в выявлении и парировании кибератак. Кроме того, Североатлантический Совет принял решение разработать в кратчайшие сроки механизмы создания Комиссии НАТО-Грузия. Новый политический орган будет осуществлять координацию отношений альянса с Тбилиси. Эти меры предназначены для оказания помощи Грузии при определении объёма ущерба, нанесённого в результате военных действий, и при восстановлении ключевых служб, необходимых для нормальной жизнедеятельности населения и функционирования экономики.

Альянс акцентирует важность восстановления стабильности и безопасности Грузии. НАТО намерена продолжать сотрудничество с Грузией в рамках программы Партнёрство ради мира и Индивидуального плана действий и рассмотреть любые дополнительные просьбы о помощи со стороны Тбилиси с тем, чтобы в декабре с.г. изучить возможность распространения на Грузию Плана действий по подготовке к членству в НАТО. Совет также приветствовал тот факт, что ряд правительств НАТО указали, что они будут активно поддерживать меры, направленные на оказание помощи для экономического восстановления Грузии. Совет подчеркнул, что конфликт между Грузией и Россией подвергает риску региональную стабильность и безопасность и неурегулированные конфликты невозможно решить военными средствами. Совет напомнил всем сторонам, что мирное урегулирование конфликта является ключевым принципом Рамочного документа программы Партнёрство ради мира. Совет напомнил России об ответственности в сфере обеспечения безопасности и поддержания порядка в тех областях, которые она контролирует, в особенности в свете сообщений о «намеренном уничтожении Россией объектов гражданской инфраструктуры».

Как подчеркнул Генеральный секретарь НАТО во время своей пресс-конференции, «встречи Совета Россия - НАТО будут приостановлены, пока Россия не будет соблюдать условий соглашения о прекращении огня, и будущее наших отношений зависит от тех конкретных действий, которые предпримет Россия по выполнению мирного плана».«Мы не закрываем дверей», повторил он, но «мы не можем продолжать строить отношения, как ни в чем ни бывало пока Россия отходит от принципов, на которых мы договорились основывать наши взаимоотношения».  

 Активность Спецпредставителя НАТО по Кавказу и Центральной Азии

Роберт Симмонс, специальный представитель НАТО по Кавказу и Центральной Азии, посетил Грузию с 20 по 23 августа. Во время визита Симмонс встречался с руководящими представителями правительства и парламента Грузии, провёл встречи с премьер-министром, министром иностранных дел, министром обороны и с председателем парламента. Симмонс также посетил центр для внутренне перемещённых лиц, расположенный на окраине Тбилиси, с тем, чтобы выслушать некоторых из тех, кто наиболее пострадал во время недавнего конфликта. На этих встречах Симмонс вновь повторил, что НАТО поддерживает суверенитет и территориальную целостность Грузии и что НАТО считает, что Россия должна полностью соблюдать соглашение о прекращении огня без дальнейших задержек. Симмонс также обсудил содействие, согласованное министрами иностранных дел, в том, что касается поддержки в оборонном планировании.

Альянс будет оказывать помощь министерству обороны и вооруженным силам Грузии в выявлении первоочередных нужд и в предоставлении полной оценки воздушной обстановки Грузии с тем, чтобы обеспечить безопасность воздушного движения. «Будучи многолетним партнером НАТО, Грузия обратилась с просьбой о помощи во время этого трудного периода, и НАТО отозвалась на эту просьбу. Мы будем продолжать оказывать политическую поддержку Грузии в рамках существующих программ партнёрства и дополним это Комиссией НАТО-Грузия. Также НАТО будет предоставлять практическую поддержку посредством нашего потенциала по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях и гуманитарного реагирования для того, чтобы помочь восстановить функционирование служб и экономическую деятельность», - заявил Симмонс.

В Тбилиси к г-ну Симмонсу присоединилась группа советников по гражданскому чрезвычайному планированию НАТО, в состав которой входили 15 экспертов из 10 стран альянса, специализирующихся в разных областях гражданского чрезвычайного планирования. Группа провела несколько дней в тесном сотрудничестве с руководством Грузии для того, чтобы произвести оценку ущерба, нанесенного военными действиями, и выявить первоочередные направления для оказания помощи при восстановлении. Группа осмотрела объекты инфраструктуры, наиболее поврежденные во время конфликта, включая дорожные и железнодорожные сети, гражданские аэропорты и другие ключевые объекты, включая системы водоснабжения и канализации.

   Реакция на признание Россией государственности Южной Осетии и Абхазии

26 августа 2008 г. генеральный секретарь НАТО заявил о неприемлемости решения Российского правительства об официальном признании Южной Осетии и Абхазии, регионов Грузии. «Это напрямую нарушает многочисленные резолюции Совета Безопасности ООН о территориальной целостности Грузии, резолюции, которые подписала сама Россия. Действия России за последние недели ставят под вопрос приверженность России делу мира и безопасности на Кавказе. НАТО твёрдо поддерживает суверенитет и территориальную неприкосновенность Грузии и призывает Россию соблюдать эти принципы».

27 августа 2008 г. Североатлантический совет осудил решение Российской Федерации об официальном признании Южной Осетии и Абхазии и призвал Россию отменить свое решение. В заявлении Совета подчеркивалось, что решение России нарушает многие резолюции Совета Безопасности ООН, которые она поддержала, относительно территориальной целостности Грузии и не соответствует основополагающим принципам ОБСЕ, на которых зиждется стабильность в Европе. Как утверждалось, действия России также «ставят под сомнение приверженность России делу мира и безопасности на Кавказе». Совет отметил важность восстановления, безопасности и стабильности Грузии. НАТО призвала Россию соблюдать территориальную целостность Грузии и выполнять обязательства в соответствии с соглашением из шести пунктов, подписанным президентом Саакашвили и президентом Медведевым.  

Особенности реакции Турции как страны-члена НАТО на события в Грузии и турецкие инициативы

 8 августа 2008 г. Турция выразила обеспокоенность событиями, которые привели к широкомасштабным вооруженным столкновениям между Грузией и Южной Осетией, ставшими причиной большого числа погибших. Турция придерживается мнения, что конфликт в Грузии, с которой она поддерживает дружелюбные отношения, должен быть разрешен мирными способами. В этой связи Турция считает, что сторонам следует воздержаться от дальнейших шагов, которые могут привести к новой напряженности. Эта конфликтная ситуация, которая угрожает региональному миру и безопасности, должна быть преодолена через сдерживание, здравый смысл и диалог. Турция призвала стороны прекратить столкновения и военные акции и вступить в прямые переговоры. Вместе с тем, 11 августа премьер-министр Турции Эрдоган озвучил инициативу о создании «Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе».

Данная инициатива направлена на стабилизацию ситуации и предусматривает участие в платформе пяти стран региона: РФ, Турции, Грузии, Азербайджана и Армении. В качестве основных принципов, заложенных в данной инициативе, заявлены сотрудничество, безопасность и развитие кооперации. Однако Грузия подчеркнула, что не может участвовать в проекте, в котором также участвует Россия, нарушившая ее территориальную целостность. Более того, премьер-министр Турции Эрдоган выразил солидарность России в связи с ситуацией в Южной Осетии. «Ситуация в Южной Осетии позволяет нам еще раз посмотреть на отношения между нашими странами, солидарность между которыми в этом регионе имеет огромное значение», - подчеркнул он 13 августа в ходе встречи с президентом России Медведевым в Москве.

Эрдоган выразил надежду на то, что данная солидарность будет и далее крепнуть. 14 августа 2008 г. Турция заявила о намерении предоставить всеобъемлющую гуманитарную помощь Грузии вследствие последних событий. В этой связи Турецкое общество красного креста направило в Тбилиси 2 грузовика с палатками, одеялами и питьевой водой. Кроме того, в дополнение к этой помощи еще 8 грузовиков были направлены к турецко-грузинской границе. Эти грузовики везли 160 тонн продовольствия. Турция заявила о намерении продолжать предоставление дополнительной гуманитарной помощи, включая фармакологическую продукцию, в которой нуждается Грузия. После признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии 26 августа 2008 г.

Турция заявила о приверженности независимости, суверенитету и территориальной целостности Грузии и об обеспокоенности последними событиями. Турция придерживается мнения, что конфликт должен быть разрешен мирными способами. При этом глава МИД России Лавров в ходе своего визита в Стамбул 4 сентября получил заверения, что Турция не допустит нарушений конвенции Монтре, которая ограничивает тоннаж и срок пребывания в Черном море проходящих через Босфор военных судов нечерноморских стран. Необходимо отметить, что в разгар российско-грузинского конфликта власти Турции не пускали в регион американскую эскадру до тех пор, пока не была определена участь грузинской армии на побережье. Данный факт продемонстрировал незаинтересованность Турции в усилении Грузии.  

Новые элементы в отношениях НАТО и Грузии

 26 августа 2008 г. НАТО и Грузия окончательно оформили осуществление программы обмена данными о воздушной обстановке. Данная программа обеспечивает взаимовыгодный обмен информацией о воздушной обстановке между НАТО и Грузией. С установлением связи между грузинским центром управления в Тбилиси и центром управления и оповещения НАТО в Эрзуруме (Турция) программа обмена данными о воздушной обстановке с Грузией вступит в эксплуатацию. Программа повышает видимость движения летательных аппаратов в воздушном пространстве вдоль границы между государством-партнером и государствами-членами НАТО. Таким образом, программа повышает безопасность полетов и поддерживает организацию воздушного движения. НАТО и соответствующее государство-партнер формируют картину воздушной обстановки над собственными зонами ответственности и интересов.

Программа позволяет осуществлять обмен картинами воздушной обстановки определенного воздушного пространства вдоль общей границы, подтверждая и, при необходимости, дополняя воздушные картины соответствующей зоны. Это повышает безопасность воздушного движения с обеих сторон. Программа не заменяет средства воздушного наблюдения и управления воздушным движением в государстве-партнере, но должна рассматриваться в качестве дополнения к существующим средствам. Программа не интегрирует средства воздушного наблюдения государства-партнера в Объединенную систему противовоздушной обороны НАТО. Программа ограничена четко определенным воздушным пространством, простирающимся по обе стороны обшей границы, между государством-партнером и государствами-членами НАТО. После получения запроса от Грузии на предоставление гуманитарной помощи, НАТО через свои процедуры гражданского чрезвычайного планирования осуществила координацию доставки гуманитарных грузов. Власти Грузии определили наименования, особенно необходимые гражданскому населению, пострадавшему от вооруженного конфликта.

Согласно информации на 10 сентября 2008 г., поступившей из стран, предоставляющих помощь, государства-члены и государства-партнеры НАТО предоставили несколько сот тон гуманитарных грузов, включающих 500 палаток, 10 500 одеял, 3 700 спальных мешков, одежду, продовольствие и питьевую воду, а также предметы медицинского назначения, такие как 180 000 единиц перевязочных материалов, 8 000 доз донорской крови, лекарства, дезинфицирующие средства. 11 сентября 2008 г. Североатлантический совет (САС) провел заседание с послом Грузии Бешидзе. Эта встреча прошла после заседания на уровне послов государств-членов НАТО и Грузии, которая прошла 12 августа в штаб-квартире НАТО. Послы обменялись мнениями по текущим событиям и обстановке в области безопасности в Грузии.

Союзники выразили волю предоставить широкое содействие Грузии, в том числе в гуманитарной сфере. 15 сентября 2008 г. Североатлантический совет провел учредительное заседание Комиссии НАТО-Грузия (КНГ). КНГ была официально сформирована после того, как генеральный секретарь и премьер-министр Грузии Владимир Гургенидзе подписали рамочный документ. КНГ представляет собой дополнительную структуру для сотрудничества между НАТО и Грузией.

Основные цели КНГ - углубление политического диалога между НАТО и Грузией и контроль процесса, начатого на встрече в верхах в Бухаресте в связи со стремлениями Грузии к членству в организации. КНГ также имеет целью углубить сотрудничество между НАТО и Грузией в области реформ в Грузии и координировать содействие, оказываемое Североатлантическим союзом Грузии в восстановлении после недавнего конфликта. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер и постоянные представители в Североатлантическом совете 15 сентября 2008 г. прибыли с двухдневным визитом в Тбилиси в рамках углубленного диалога Грузии с НАТО, который обеспечивает обмен мнениями на разных уровнях по стремлениям Грузии к членству в организации и связанным с этим усилиям по проведению реформ. Североатлантический совет начал свой визит с обмена мнениями с президентом Саакашвили о достижениях Грузии в осуществлении реформ в рамках ее партнерства с НАТО, а также о текущей ситуации в стране после конфликта, произошедшего в августе. Во время встречи генеральный секретарь и союзники вновь подтвердили поддержку территориальной целостности Грузии и ее евроатлантических устремлений.

16 сентября 2008 г. постоянные представители в Североатлантическом совете и генеральный секретарь НАТО провели встречу с членами грузинского парламента и обсудили достижения Грузии в области демократических реформ и евроатлантических устремлений. В Тбилиси генеральный секретарь и постоянные представители посетили местные НПО и встретились с представителями гражданского общества. По завершении визита генеральный секретарь подчеркнул: «Путь вперед для Грузии - ради ее безопасности и более активного взаимодействия с западными партнерами - в продвижении реформ и дальнейшем совершенствовании демократических институтов и методов». 10 октября 2008 г. Комиссия НАТО-Грузия впервые со времени своего создания провела заседание на уровне министров. Во время заседания министры обороны обсудили содействие, которое оказывает НАТО Грузии в восстановлении после недавнего конфликта. Министры стран НАТО обсудили со своим грузинским коллегой вопросы координации содействия в таких областях, как сотрудничество в сфере обороны и безопасности, реформа сектора безопасности и управление использованием воздушного пространства. В заключение министры стран НАТО подтвердили, что Североатлантический союз поддерживает территориальную целостность Грузии и придерживается своего обязательства продолжать контролировать процесс, начатый на встрече в верхах в Бухаресте в связи с евроатлантическими устремлениями Грузии. В соответствии с задачей, поставленной главами государств и правительств на встрече в верхах в Бухаресте 3 декабря 2008 г., министры иностранных дел государств-членов НАТО обсудили прогресс, достигнутый Грузией по выполнению требований членства, и рассмотрели лучшие способы оказания содействия этим странам в проведении реформ. Союзники вновь подтвердили «все элементы решений относительно Грузии», принятых в Бухаресте.

   Перспективы восстановления рабочих отношений НАТО-Россия

Вместе с тем, 19 сентября на пресс-конференции Генеральный секретарь НАТО Схеффер заявил, что общие интересы, существующие у России и НАТО, позволяют преодолевать имеющиеся разногласия и продолжить сотрудничество. Как сообщает пресс-служба НАТО, выступая в Лондоне, руководитель альянса заявил, что НАТО не намерена менять политику «конструктивного вовлечения» в отношении России. По словам Схеффера, НАТО продолжит поддерживать Грузию, если она останется «твердо привержена демократии и реформам».

«Грузия может оставаться яблоком раздора между Россией и Западом определенное время в будущем, но это не должно удерживать нас от стремления сотрудничать с Россией», - подчеркнул он. В свою очередь официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай заявил, что НАТО готова нормализовать отношения с РФ. «Союзникам не нравится то состояние, в котором находятся отношения с Россией, и они выступают за их нормализацию», - заявил он. В контексте отношений с Россией министры государств-членов НАТО на встрече в Бухаресте 3 декабря 2008 г. подчеркнули важность этих отношений и вновь дали негативную оценку некоторых недавних действий и заявлений российского руководства.

В частности союзники призвали Россию придерживаться ценностей, признанных международным сообществом, соблюдать принципы, на которых основана система международной безопасности, выполнять в полной мере обязательства, согласованные с Грузией, и воздержаться от конфронтационных заявлений и угроз безопасности союзников и партнеров. Подчеркивая тот факт, что в Совете Россия-НАТО (СРН) с августа не ведется работа в обычном режиме, что приводит к ограничению масштабов текущего практического сотрудничества, союзники договорились о применении взвешенного и поэтапного подхода в ближайшем будущем. В рамках такого подхода предусматривается поручить генеральному секретарю возобновить взаимодействие с Россией на политическом уровне и выразить желание провести неформальные дискуссии в СРН.  
   

КУДРЯШОВА Ю.С., Центр Евро-атлантической безопасности МГИМО (У) МИД РФ


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение