Принуждение к газу

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Принуждение к газу

Принуждение к газу.

Россия и Украина подписалимежправительственное соглашение о газовых поставках сроком на 10 лет. Врезультате серии встреч премьеров Путина и Тимошенко сняты многие вопросыотносительно транзита. Покане ясно, можно ли говорить о завершении эпохи газовых войн. Ясно лишь то, что обе стороны понесли тяжелые финансовые и трудновосполнимыеимиджевые потери, а сам конфликт сместился в плоскость противостояния Тимошенко и Ющенко. Поэтому, если рассуждать о стратегическом итоге очереднойроссийско-украинской газовой войны, то им станет диверсификация уже не толькоисточников но и транзитеров голубого топлива в Европу.

С начала полного отключения газа в направлении ЕС «Газпром»потерял более $1,2 млрд. выручки, Украина, как и остальная часть ВосточнойЕвропы, вынуждена переходить на максимально экономный режим потребления, рядрегионов частично отключают отопление. По всей Восточной Европе наблюдаетсясущественное падение производства промышленной продукции, усугубляемоемакроэкономическими проблемами падения рынков и дефицитом ликвидности.

Но есть и очевидные бенефициары – выгодоприобретатели отконфликта. После пятичасовых ночных переговоров в Москве, источник из окруженияроссийского премьера сообщил журналистам такую фразу, - «Юлия Тимошенко,известная как жесткий переговорщик, последовательно отстаивающий свои интересы,пошла на такую форму компромисса, которая позволила спасти лицо Украины». ДействительноТимошенко возвратилась в Киев «на коне» и Москва ей помогла в этом, но так, чтоформально не уступила ни шагу от своей позиции. Вернув ситуацию к началуоктября прошлого года, когда был подписан меморандум о принципахэнергетического сотрудничества с Россией, в котором фиксировался принцип отказаот третьих посредников в газовых сделках двух стран и переход на рыночноеценообразование, Тимошенко конечно отыграла у Ющенко свои позиции в качествемодератора не только газовых сделок но и российско-украинских отношений вцелом.

В 2009 году Украина получит скидку 20%к европейской цене при условии сохранения льготного тарифа на транзитроссийского газа в $1,7 за тысячу куб. Только с января 2010 года все контрактыс Украиной «Газпром» будет формировать по европейским стандартам. Цена на газбудет пересматриваться в соответствии с европейской формулой раз в квартал,напомним, что стоимость поставки определяется исходя из средней стоимостинефтепродуктов (мазута и других) за шесть предыдущих месяцев. Поэтому сейчасвысокая стоимость газа определяется высокими ценами конца лета-осени прошлогогода. Но в марте 2009 года тысяча куб. газа на украинской границе будет стоитьпримерно $250, а с учетом скидки Украина будет получать российский газ по цене$200 за тысячу кубометров. То есть это именно то, за что боролись украинскиепереговорщики, включая и Ющенко. Но результат получила Тимошенко. Отметим, чтоподписанное соглашение Путин-Тимошенко имеет действие с 1 января 2009 года (тоесть, вероятно, в него включены все убытки и неоплаченные поставки 19 днейкризиса).

Российско-украинский газовый кризис это коктейль геополитикии войны корпораций за доходы. Однако ключевой ингридиент в этой смеси -- интересывысшей элиты двух стран. Самый интересный вопрос так и остался без ответа -- означаетли московский договор отказ от посредника? Известно, что Ющенко и Тимошенко пыталисьдоговариваться с разными группами влияния в Кремле и "Газпроме". Нопосле того вала негатива, который в течении прошлого года выплеснулся изсекретариата Ющенко в отношении России, шансов на то, что Москва предоставитему возможность стать «со-организатором» газового решения свелись к нулю. «РосУкрЭнерго» (РУЭ) постараютсябыстро вывести из игры. Но Тимошенко будет искать возможность предложить Москвеменее публичную схему извлечения прибылей из европейского транзита и поставокгаза украинским потребителям.

В свое время, посредник в юридическом лице РУЭ обеспечивал политэкономическиеинтересы обеих сторон. Москва в январе 2006 года предложила Ющенко схему,которая позволяла втянуть украинского президента в коррупцию и тем самым иметьвозможность давления на него, но с другой стороны сулила лично ВикторуАндреевичу достаточные выгоды. Как ранее неоднократно утверждала премьерТимошенко у нее имеются документы, подтверждающие участие украинского президентачерез членов его семьи и третьих лиц (Дмитрия Фирташа) в прибылях украинскойчасти компании РУЭ. Кроме того, известно, что часть газа перепродавалась РУЕ наукраинском рынке в полтора, а то и два раза превышая его закупочный уровень,часть газа перепродавалась в Европу. Прозрачности у украинского монополиста«Нафтогаз Украины» не выше чем у «Газпрома», в то же время известновысказывание того самого Фирташа, что РУЕ влияет на 75% внутреннего украинскогорынка.

В работе посредника и подъеме цен на газ не видели проблемудля экономики страны, так как при 20% росте промышленности (общий рост ВВП Украиныв 2006 году составил 6%) Украина легко бы справлялась и с $300 за тысячу куб.Но теперь 2009 год, на дворе глобальный спад, а «выключать» прибыльную схему илиограничивать аппетиты нет желания у обоих участников этой схемы. Конфликт сраспределением доходов от РУЕ вылился в острый российско-украинский кризис,который вскоре вышел на общеевропейский уровень. Напомним, что поставки газа в2006 в Европу не прерывались.

Вывод конфликта на уровень ЕС был выгоден как участникам вРоссии, так и в Украине. Обе стороны небезосновательно полагали, что смогутаргументировано отстоять свою позицию и сформировать лагерь союзников, быстрозафиксировав положительный результат. Но получилось явно не так какпланировали. Ющенко проявил самую высокую степень принципиальности (илихитрости и наглости – как кому угодно). Он умело рассчитал, что по «старойпамяти» Европа обвинит Россию в энергетическом шантаже, и не станет вникать вперипетии российско-украинского бизнеса. Киев ожидал, что в новом торге давитьна Москву в пользу Киева будет весь Евросоюз плюс Англия и США. Идействительно, «Газпром» скорее сам попал в ловушку украинской стороны, нежелисмог что-то предпринять на опережение. Как только Россия перекрыла вентиль,начался полномасштабный кризис с вовлечением внешних сил. И с каждым следующимднем клиенты в Европе все меньше были склонны вникать, кто же там виноват.Более того, памятуя о том, что кризис 2005-2006 года во многом был мотивированвнедрением компании РУЕ в схему поставок, лидеры ЕС, представители Еврокомиссиии главы газовых концернов теперь обращаются к двум сторонам как равнымвиновникам.

С новой актуальностью всплыла тема газового консорциума,который бы стал контролировать украинскую ГТС. В свое время идея была предложенаКиеву от ЕС, затем от «Газпрома». Но украинская политическая элита посчитала,что контроль, а значит и прибыли должны оставаться только в руках киевскихгруппировок. И с этим можно было бы согласиться, не стань Киев так усложнятьситуацию с поставками. Теперь, крупнейшая газовая компания Европы -- Eni –выступила на стороне РФ. Итальянцы поддержали идею Москва создать международныйконсорциум в составе Ruhrgas, Wingas, Gas de France, OMV и Gasterra, который вместоКиева будет оплачивать технический газ для прокачки основного европейскогоэкспорта.

Если вспомнить другие предложения, звучавшие со стороны ЕС осоздании международного консорциума, который возьмет в управление ГТС Украины,то значит данный вариант рассматривается всерьез. В заявлениях Путина последнихдней звучал тезис, что Россия не против любых конфигураций данного консорциума.Публично не против и Киев. Однако факт появления консорциума ограничивает текущиесхемы российско-украинского бизнеса на поставки и транзит газа. И косвенноторпедировать эту идею, могут как в Москве так и в Киеве. Заметим, что идеяконсорциума перестала активно обсуждаться на высшем уровне сразу послеподписания договора Путин-Тимошенко.

Развитие идеи консорциума в будущем предполагаетмодернизацию украинской ГТС, строительство новых маршрутов, насосных станций,полная отвязка экспортных линий от украинской газораспределительной системы(ГРС). Наконец, ведение жесткого контроля и экономии не возможной дляпостсоветской теневой экономики, построенной на советской инфраструктуре.Подобная модернизация изменит характер газового рынка внутри Украины. ЕС можетстолкнуться с сопротивлением украинского газового бизнеса.

Кстати говоря, ГТС и ГРС внутри России еще более далеки отблестящего уровня. Но это не было проблемой для Европы и не будет вовсе: учитывая,что РФ не планирует вступление в ЕС, не стремится к выполнению ЭнергетическойХартии и не увеличивает свою долю на рынке ЕС. Россия просто поддерживает тотуровень поставок, что зафиксирован в договорах и стремится получить за этомаксимально возможную выгоду.

В этом смысле российские интересы диверсификации поставокроссийского газа в Европу, отвязка их от известных транзитных стран,практически совпадают с интересами промышленно развитых стран ЕС. Реанимированыпереговоры по ранее отверженному проекту строительства второй ниткидействующего газопровода "Ямал-Европа", по которому российский газтранспортируется через Белоруссию европейским потребителям. Интерес к его реализациис самого начала обозначали Польша и Германия. Учитывая, что маршруты «Северныйпоток» и «Южный поток» могут быть построены не ранее 2012 года, имеет смыслзадуматься над "Ямал-Европа-2", срок реализации которого максимум полторагода с меньшими затратами.

С точки зрения Москвы маршрут пролегающий через странутранзитера в СНГ потенциально несет в себе такие же кризисы как и украинский,но пока в латентной форме. И это остается аргументом не в пользу белорусскоготранзита, хотя многие проблемы на этом направлении уже решены – «Газпром»полностью владеет трубой «Ямал-Европа» и до конца 2010 года выкупит 50% акций«Белтрансгаза», который также перекачивает часть газа в Европу. Через Беларусьна Запад в общей сложности может проходить 45-50 млрд. куб в год.

Однако Москва не высказывается в пользу этого проекта ипродолжает активно лоббировать ускорение подготовки сводного ТЭО по «Южномупотоку», и активизирует строительство «Северного Потока». В случае с последнимпроектом у Москвы есть четкие гарантии участия в строительстве консорциумаевропейских компаний, а также политическая поддержка Берлина. Его строительствоуже ведется. Однако известны и трудности финансирования, в особенности у «Газпрома»,тянущего на себе десяток с лишним миллиардов долларов корпоративных долгов.

Москва не отказывается и от «Южного Потока», который вЕвропе лоббирует итальянская Eni. Однако там дела обстоят еще хуже. ТЭО проектапока не согласованно, хотя для реализации сухопутной части проекта подписанымежправительственные соглашения с Болгарией, Сербией, Венгрией и Грецией, настадии согласования соглашение со Словенией, планируется подписание соглашениена участие Австрии.

Парадокс в том, что те же страны выразили согласие в своемучастии по проекту Набукко. В нем не меньше проблем с финансами, а также чисторесурсного плана, связанных с тем что источником для этой сети трубопроводовпланируемых протянуть в юго-восточную и центральную Европу из Турции, Ирана иКаспия станут несколько стран с не менее хищными схемами бизнеса и болеезакрытыми для логистики ресурсов и контроля добычи чем Россия. Взять к примеруТуркмению или Иран, с радикально антизападным режимом.

Наконец, в Европе отсутствует единство не только в отношениик газовой политики России, но и в отношении внутренней газовой стратегии. Вэтом смысле, очевидно, что одни страны Евросоюза будут лоббировать такиепроекты как Набукко, другие «Южный» и «Северный» потоки. Единство европейскойэнергетической стратегии ограничивается одной фразой – необходимадиверсификация поставок. И адресована эта фраза теперь не только к России, но ик Украине. Часть стран ЕС, такие как Италия и Германия, стали пониматьдиверсификацию именно как спрямление путей из РФ в обход транзитеров.

На мой взгляд, страны ЕС не станут искать виноватых в этомконфликте и их наказывать, хотя возможны судебные иски в отношении «Газпрома» и«Нафтогаза». Просто нет времени и нет смысла, когда необходим быстрый выход изкризиса. В то же время понятен, так сказать долгосрочный «политический ответ»на всю эту макроэкономическую драму – широкий поиск альтернатив среди стран-поставщиков(Центральная Азия), отказ от лишних транзитеров типа Украины, и изменение самихисточников энергоресурсов.

Реальный ответ прозвучит в течение нескольких лет. Строительствоновых трубопроводов будет продолжаться, несмотря на кризис и прогнозируемоепадение цен на газ в 2009 году. На следующем экономическом витке мировые цены наэнергоресурсы вырастут, но их разнообразие и сочетание разных методов доставкии производства поставит сырьевые страны в менее выгодное положение, чем сейчас.

Опубликованно в еженедельнике "Республика" (Казахстан) 23.01.09

Поделиться: