Трудности демилитаризации Севастополя: от военной базы к торговому порту.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На секунду представим, что украинско-российские отношения представляют из себя лучший пример экономического добрососедства и политической ответственности перед интересами друг друга. В черноморском пространстве отсутствуют конфликты и Россия понимает необходимость трансформации севастопольской базы. Украина развивается как государство, дружеское по отношению к России и русскоязычным. Даже в этом случае полного штиля, было бы трудно рассчитать все выгодные преимущества нового проекта и интегрировать новый порт с интересами экономик Украины и России. Тем более, это невозможно представить сейчас, когда нормальный диалог между Киевом и Москвой отсутствует вовсе и стороны ищут не мотивы к сотрудничеству, а новые основания для атаки.
Трудности демилитаризации Севастополя: от военной базы к торговому порту.

Трудностидемилитаризации Севастополя:отвоенной базы к торговому порту.

Александр Караваев, руководитель службы политического прогнозирования ИАЦ МГУ.

За шумом газовых баталий, в России мало обратили внимание на указ президента Ющенко от 26 декабря прошлого года «О дополнительных мерах посоциально-экономическому развитию города Севастополя». Документ предусматривает создание рабочей группы, которая должна в двухмесячный срок подготовить предложения по использованию после 2017 года инфраструктуры Севастопольской бухты в невоенных целях, перепрофилированию и модернизации портовой и логистической инфраструктуры. На основе предложений комиссии планируется целая серия законопроектов регламентирующих трансграничное сотрудничество Севастополя в Причерноморском регионе, работа по привлечению инвестиций для развития в городе энергетического машиностроения, судостроения, транспортного комплекса, пищевой промышленности и жилищного строительства. В Киеве не упустили из виду и вопросы обеспечения занятости населения, уменьшения уровня безработицы в городе.

В украинских СМИ появились высказывания о том, что Ющенко к2017 году планирует полную демилитаризацию порта, то есть перевод оттуда украинскихВМС на другие базы. Для понимания стратегии украинских властей это немаловажная деталь. Но в коротком тексте президентского указа об этом неговорится ни слова.

Идея трансформировать севастопольский порт, а по сути,изменить значительную часть города в крупнейший глубоководный торговый порт на Черномморе – не нова. Впервые, об этом заговорили в 1992 году сами городские власти,в контексте создания в городе Свободной Экономической Зоны (СЭЗ). Позднее, определенныешаги в этом направлении были сделаны: на Северной стороне главной бухты (ближек Инкерману) несколько лет функционирует крупнейший в Крыму частный зерновойтерминал.

Сделаем небольшое отступление и отметим еще один аспектуказа Ющенко. Он дополнительно укрепляет позиции Сергея Куницына, главы севастопольскойгородской администрации. Он надежная хозяйственная и идеологическая опораукраинского президента в Севастополе. Напомним, чтоКуницын является заместителем председателя новой проющенковской партии «Единыйцентр», идейным вдохновителем которой является глава Секретариата президентаУкраины Виктор Балога. До того как Куницына в 2006 году указомпрезидента назначили на должность главы городской администрации, он, с 1998года, возглавлял правительство Крыма, затем был советником Кучмы, и уже тогда определенновысказывался как сторонник СЭЗ в Севастополе, при этом указывая нанеобходимость ограничения хозяйственной деятельности российского флота и повышенияуровня отчисления налогов от флота в городской бюджет.

Не нам оценивать качество работы исполнительной властигорода (достаточно съездить в Севастополь поговорить с обывателями и депутатамиГорсовета, чтобы понять ситуацию). Но, на мой взгляд, указ Ющенко нужно рассматриватьеще и как демонстративную поддержку хозяйственно-лоббистских усилий Куницына, прилежносовпадающих с общей идеологией режима украинского президента. К самому городу,его ЖКХ, качеству инфраструктуры указ имеет пока символическое отношение, нозато это прямой урок лояльности другим главам исполнительной власти украинскихгородов и районов: «будьте лояльны -- вас лично в Киеве не забудут».

Но интересы Севастополя это и интересы России. Россия моглабы сыграть свою немалую роль в переориентации инфраструктуры севастопольскогопорта в сторону от военной деятельности: значение флота объективно сокращается.Однако, для осуществление этого плана необходимо разобраться с тем, что мыхотим получить в итоге, сколько это будет стоить и каким образом эксплуатироваться,учитывая реалии черноморского региона. И, конечно, самый актуальный вопрос,возможен ли вообще старт данного проекта в перспективе трех-пяти лет, учитывая крайнююстепень антироссийской конфронтации сторонников Ющенко, учитывая вихривнутриукраинской региональной политики и конкретно проблем самоуправленияКрыма.

Комплекс севастопольских проблем нужно разделить на триуровня -- хозяйственный, макроэкономический и политический. Все три уровняневозможно решить силами украинской власти в одиночку. Не хватит и резервовэкономики. Разберем их в отдельности.

Уровень первый --город и порт. Главная проблема в реализации указа Ющенко – это дефицитпричальных стенок. Киев интерпретирует это таким образом, что вина ложиться наВМФ РФ: дескать, в результате вывода флота освободятся необходимые площади дляторговой инфраструктуры. Действительно, почти треть города занята объектамивоенных частей, десять тысяч погонных метров причальной стенки занимают военныекорабли.

Но с выводом кораблей флота место для торговых судов невозникает «само по себе».

Севастополь это крепость, которая лишь отдельными элементамиразвивалась как гражданский полис. Бухты города и их пристани, как впрочем идругие советские морские базы, не предполагали наличия обширных складскихплощадей, примыкающих к причальной стенке, а также площадей для установкирельсовых крупнотоннажных кранов.

Второе. География Севастополя такова, что сам процессрасширения пристаней и общая модернизация под средний черноморский порт с уровнемперевалки свыше 9 млн. в год на первом этапе, не может быть осуществлен быстрои стандартными средствами. На значительных участках бухты такая модернизация невозможнав принципе или будет стоить троекратных затрат. Третье. К Севастополю ведетединственная железнодорожная ветка, которая в черте города в районе Инкерманапроложена в многокилометровых тоннелях. Проложить вторую ветку без расширения тоннелейневозможно. Строительство второй ветки обходной трассы к проектируемому портутакже потребует времени и также сопряжено с трудным рельефом, требующиммиллионные инвестиции. Общие затраты на подобный порт в главной бухте могутбыть сопоставимы с затратами на строительство нового порта в другом месте загородом и соответственно достигать свыше $500 млн. (на первом этапе). В качествепримера: стоимость нового Беломорского порта в Карелии с современным комплексомдля перевалки угля и других грузов в объеме до 9 млн тонн в год составляет 9,5млрд. рублей. Причем этот порт создается не на пустом месте, а на базе старыхпричалов.

После ухода ВМФ РФ из Севастополя большинство занятых севастопольцевна судоремонтных предприятиях потеряют работу. Россия выведет с собойдействующее оборудование, а старое передаст Украине с полностью исчерпаннымресурсом.

Где будут работать эти люди? По разным оценкам, на интересыбазы завязаны около 20% жителей города: рабочие, служащие всех флотов плюс членыих семей. Но судоремонтные предприятия Севастополя это не полноценные заводыкак в том же Николаеве или Санкт-Петербурге, это лишь сборочные верфи. «Переквалифицировать»эти предприятия в гражданку может только редкий по нынешним временам патриотичныйстратегический инвестор, для которого Севастополь не станет прибыльным проектом.Но до 2017 года эти предприятия города могут умереть от других экономическихболезней.

Уровень второй --порт и его макроэкономическое обоснование. Севастополю трудно будет конкурироватьс крупнейшими торговыми портами Черного моря (Одесса, Ильичевск, Новороссийск).Если даже забыть о начале глобального кризиса и тех проблемах, что сложились вэкономике Украины, для подобного проекта необходим международный консорциумстратегических инвесторов. Созданием специального режима инвестиционнойдеятельности тут не ограничиться. Необходима глубокая инфраструктурнаямодернизация всего региона Крыма примыкающего к городу. Вряд ли нынешниеукраинские власти способны провести работу не просто по пиару своего проекта,но по реальному привлечению средств. Инвестиции из «сиротского» бюджета Украиныв ближайшие пять лет этот проект не потянут, а привлечение внешних западных ресурсовв условиях кризиса ликвидности не реально. В ближайшие годы подобные финансовыеоперации мало кто станет рассматривать, тем более решаться вкладывать, учитывая,что Севастополь это не столько Украина, сколько Крым – зона еще более рисковыхопераций, нежели по остальной стране.

Наконец, последнее. На секунду представим, чтоукраинско-российские отношения представляют из себя лучший примерэкономического добрососедства и политической ответственности перед интересамидруг друга. В черноморском пространстве отсутствуют конфликты и Россия понимаетнеобходимость трансформации севастопольской базы. Украина развивается какгосударство, дружеское по отношению к России и русскоязычным. Даже в этомслучае полного штиля, было бы трудно рассчитать все выгодные преимуществанового проекта и интегрировать новый порт с интересами экономик Украины иРоссии. Тем более, это невозможно представить сейчас, когда нормальный диалогмежду Киевом и Москвой отсутствует вовсе и стороны ищут не мотивы ксотрудничеству, а новые основания для атаки.

18.01.09. Опубликовано в «НГ».Приложение «Дипкурьер».

Сравнительная справка:грузооборот порта «Южный».

Государственноепредприятие "Морской торговый порт "Южный" (Одесская область) в 2008году осуществило грузооборот в размере 21,698 млн. тонн.

Согласно пресс-релизу министерства транспорта и связиУкраины, этот показатель является наивысшим за 30 лет существования порта.

МТП "Южный" основан в 1978 году. Расположен наберегу Аджалыкского лимана. Это самый глубоководный порт Украины (глубинаподходного канала -15,5 м, глубины у причалов - 14-15,5 м), он способенперерабатывать до 15 млн тонн грузов в год.

Порт специализируется на наливных, навалочных, химических,угольно-рудных и тарно-штучных грузах. Располагает 2 тыс. кв. метров крытых складскихпомещений и 144,65 тыс. кв. метров открытых складских площадей. Это позволяетразместить одновременно до 750 тыс. тонн грузов разной номенклатуры.

Теги: Украина

Поделиться: