Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Парамонов В., Столповский О. ШОС как механизм взаимодействия России и государств Центральной Азии в сфере безопасности.

18.01.2009

Автор:

Теги:

 

 

Многостороннее сотрудничество России с государствами Центральной Азии в сфере безопасности помимо формата Содружества независимых государств (СНГ) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которые, по сути, являются интеграционными/объединительными структурами постсоветских республик, осуществляется также и в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), членом которой является Китайская Народная Республика (КНР).

Присутствие в ШОС одной из крупнейших региональных держав, тем более стремящейся в мировые лидеры, безусловно накладывает определенный отпечаток на характер российско-центральноазиатского многостороннего сотрудничества в такой деликатной сфере как безопасность. Поскольку Китай является одним из главных инициаторов создания данной региональной организации и с самого начала  принимал деятельное участие в развитии  в ее рамках институтов многостороннего взаимодействия, представляется целесообразным рассмотреть практическую наполняемость сотрудничества РФ и стран ЦА в сфере безопасности  непосредственно с участием КНР и в динамике развития ШОС.

Более подробно, http://www.easttime.ru/reganalitic/1/181.html

* * *

В целом перспективы развития сотрудничества России и центральноазиатских государств-членов ШОС именно в рамках данной Организации пока представляются не ясными в силу ряда принципиально важных обстоятельств.

Во-первых, неоднозначен подход центральноазиатских участников ШОС к инициируемому Россией усилению военной составляющей Организации. По крайней мере, на душанбинском саммите ШОС в октябре 2007 года российская сторона так и не получила ответов ни от одной из делегаций на сделанные еще в 2005 году предложения по военной концепции Организации.

Во-вторых, членство в ШОС так и не стало препятствием на пути развития военного сотрудничества РФ и государств региона с США и НАТО. Подобная позиция, по всей видимости, обусловлена желанием России и центральноазиатских стран-членов ШОС, балансируя между интересами более крупных стран иметь более широкий простор для дипломатического маневра при реализации своих национальных интересов.

В-третьих, все центральноазиатские государства-члены ШОС одновременно входят в состав ОДКБ, что создает некоторое дублирование механизмов взаимодействия с Россией в сфере безопасности. При этом, решение конкретных проблем в рамках ОДКБ без участия Китая, то есть в более локальном, «постсоветском формате», где есть определенный уровень доверительности представляется все же где-то более продуктивным и перспективным.

В-четвертых, как представляется, лидирующие позиции в ШОС все же уже принадлежат Китаю, а не России. Поэтому скорее всего Пекин не допустит перехвата своего лидерства Москвой. Кроме того, Китай, делая акцент на торгово-экономическую составляющую взаимодействия, пока сопротивляется любой идее формирования на базе Организации некоего военного мегаблока. Тем более, что сам вопрос военного сотрудничества в рамках ШОС пока не имеет концептуально устойчивой базы.

В итоге, очевидно, что сотрудничество РФ с государствами ЦА в рамках ШОС в сфере безопасности пока не столь продуктивно, в значительной степени наполнено политико-пропагандистской риторикой и мероприятиями, за которыми скрывается расчет каждого из участников Организации для отстаивания своих национальных интересов. В этой связи ШОС,  как очень молодой организации еще предстоит пройти проверку временем. А для России, заинтересованной в развитии сотрудничества с государствами Центральной Азии, в том числе и в сфере безопасности, крайне важна задача поиска новых, нестандартных решений и ассиметричных ответов на существующие угрозы безопасности, так как противодействовать им традиционными (в том числе военными) способами становится все труднее (а в ряде случаев - уже невозможно).

В этом плане, представляется, что особого внимания заслуживает идея усиления именно аналитической и аналитико-прогнозной составляющих взаимодействия РФ и ЦА в сфере безопасности, в том числе в рамках ШОС. При этом, в современных условиях важное значение приобретает также необходимость интенсификации взаимодействия между антитеррористическими структурами ШОС, ОДКБ и Антитеррористическим центром СНГ с целью расширения обмена оперативной и аналитической информацией для обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии коллективными усилиями.

Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП) КРСУ. 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение