Мирзохид Рахимов: Основные тенденции политических процессов Республики Узбекистан

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В Узбекистане, особенно на начальном этапе системного обновления, как и во многих постсоветских странах, наблюдались черты пост тоталитарного авторитаризма. В этом отношении следует, во-первых, указать на то, что Узбекистан, как и другие Центрально-азиатские республики, провозгласил создание демократического общества, основанного не только на универсальных ценностях, но и особенностей национальной культуры и исторических традициях. При этом, как справедливо отмечает известный западный политолог Проф Ру, патерналистская природа aзиатской политической культуры характеризуется зависимостью от авторитета, преодоление открытого конфликта и акцент на стабильность.
Мирзохид Рахимов: Основные тенденции политических процессов Республики Узбекистан

В Узбекистане, особенно на начальном этапе системного обновления, как и во многих постсоветских странах, наблюдались черты пост тоталитарного авторитаризма. В этом отно­ше­нии следует, во-первых, указать на то, что Узбекистан, как и другие Центрально-азиат­ские рес­пуб­лики, провозгласил создание демократического общества, основанного не только на универсальных цен­ностях, но и осо­бен­нос­тей национальной куль­­ту­ры и исторических традициях. При этом, как спра­вед­ливо отмечает известный за­­пад­ный политолог Проф Ру, патерналистская природа aзиатской поли­ти­чес­кой культуры харак­тери­зуется зависимостью от авторитета, преодоление откры­того конфликта и акцент на ста­биль­ность[1]. Во-вторых, в этом политическом феномене проявлялась закономерная тен­­­­денция общес­твенного развития в переходной пе­­­­риод. Освобождение от тоталитаризма тре­бует ог­ром­ных усилий, поэтапности, в том числе на начальной стадии -сильной авторитарной власти, способной эволюционировать в сторону реальной демократии. Как заметила в этой связи известная американская иссле­дова­тель­­ница Проф. Марта Олкот, «комплекс сложного советского населения может быть транс­фор­мирован медленно»[2]. Это особенно касается Узбекистана, который наряду с тяжелым со­­­­­­вет­­ским наследием явился страной противостоящей усиливающейся эк­­спан­­­­­­­­сии исламского экстремизма. По верному замечанию за­­­­­пад­­­­­ного политолога Л. Левитина, «...Кардинальные прогрессивные изме­­­­нения в такой стране невозможно осуществлять без сильной власти, спо­соб­ной принимать достаточно жесткие решения и последовательно проводить их в жизнь».[3]Как показал исторический опыт, политические реформы и процессы демократизации в суверенном Узбекистане носят подвижный характер и поступательно развиваются в русле движения "от сильного государства к сильному гражданскому обществу". В целом к настоящему времени в ходе формирования новой поли­тической системы, ориентированной на демократические ценности, Рес­­публика Узбекистан прошла уже ряд этапов. Первый охватил период 1991-1994 гг. Его основным содержанием явились демонтаж и ликвидация ста­­рой, однопартийной, административно-командной системы и соот­вет­­ствующих ей органов власти, создание политика - правовых основ новой государственности, формирование адекватных политической и адми­нис­тра­тив­ной структур. Второй этап включал 1995-1999 гг. На этом этапе проводилась институализация демократии путем укрепления мно­­го­партийной системы, развития демократических институтов и за­креп­ле­ние системы разделения властей. Третий этап ознаменовался вступ­ление стра­ны в XXI век. Его отличительной чертой явился курс на либерализацию во всех сферах общества. Формирование новой структуры власти как важнейший компонент политической системы Республики Узбекистан За короткий исторический период в Узбекистане была создана правовая для функционирования зако­нода­тель­ной, испол­нительной и судебной ветвей власти.Законодательная ветвь государственной власти представлена в Республике в лице национального парламента - Олий Мажлис и местных органов представительной власти - Кенгашей народных депутатов. В процессе политического реформирования начального периода неза­виси­мости образование высшего представительного органа – Олий Мажлис явилось важным шагом национально-демократического обновления. Впервые в истории Узбекистана открытые демократические выборы в Олий Мажлис, а также местные представительные органы власти состоялись 25 декабря 1994 года. За 250 депутатских мест национального парламента боролись тогда 654 кандидата. Таким образом, избирателям была пре­дос­тав­ле­на реальная воз­мож­ность выбрать лучших представителей. В выборах приняли участие более 10.5 млн человека, что составляло 93,6% от общего числа граждан, имеющих избирательное право. В депутатский кор­­пус вошли представители 15 национальностей, баллотировавшихся от Народно-демо­кратической партии Узбекистана, партий «Ватан тараккиёти», «Адолат» «Миллий тик­ла­ниш». 83,2% депутатов (208 чел.) были впервые избраны в высший орган влас­ти[4]. По истечение срока полномочий первого созыва Олий Мажлиса в декабре 1999 г. сос­тоялись новые выборы в национальный парламент. Тогда за 250 депутатских мест боролись уже 1010 кандидатов от пяти политических партий, мес­тных представительных органов власти и инициативных групп граждан. В част­ности, от социал-демократической партии «Адолат» - 119, от партии «Ватан тараккиёти» - 108, демократической партии – «Фидокорлар» - 207, На­род­но – демо­кра­тической партии Узбекистана – 180, от представительных орга­нов власти – 250 и от инициативных групп избирателей – 98 кандидатов[5]. По итогам первого и вто­ро­­го туров депутатами Олий Мажлиса оказались избраны от НДПУ – 49, пар­тии «Фидокорлар» - 34, партии «Миллий тарақ­қиё­ти» - 10, партии «Адолат» - 11, партии «Ватан тараккиёти» - 20, пред­стави­тель­ных органов власти – 110, от ини­циативных групп граждан – 16. В целом Олий Мажлис с первых шагов своей практической деятельности в соответствии с Конституцией сосредоточил усилия на разработке законов, обес­печивающих независимость страны, обес­­печения гражданских прав и свобод человека, осуществление кар­ди­наль­ных реформ. Уже к концу 90-х гг. было принято и стали действовать более 100 ос­новных законодательных актов, создающих правовую базу рефор­миро­ва­ния экономических отношений, решения проблем гуманитарно-культурного раз­вития общества. Значительные изменения произошли и в деятельности пред­ста­ви­­тель­ных органов власти на местах - областных, городских и районных Кен­­­гашей народных депутатов. В отличие от прежних Советов, по сути являв­ших­­ся формальным органом власти, Кенгаши стали обладать широким кру­гом полномочий, позволяющих им отражать жизненных интересы насе­ле­ния.Другим крупным политическим событием стал, состоявшейся 27 января 2002 г. референдум по вопросам формирования двухпалатного парламента, призванного обеспечить повышение качества зако­но­твор­чес­кого процесса, ба­ланс интересов различных общественно-политических сил и отдельных ре­гио­нов. На основе результатов всенародного референдум в 2002-2004 гг. были при­няты новые конституционные законы. В их числе: "Об итогах рефе­рен­дума и ос­нов­ных принципах организации государственной власти", "О вне­сении изме­не­ний и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан", "О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан", "О Законодательной палате Олий Маж­лиса Республики Узбекистан".Эти законы были нацелены на повышение эффективности законодательной власти, усиления роли Олий Мажлиса, как ведущего политического института, определяющего конкретные пути демо­крати­ческого обновления и поступательной либерализации общества. В част­ности, если образованный ранее национальный парламент состоял из одной па­латы, а депутатская деятельность основной части депутатов строилась не на профессиональной основе, то теперь была введена двухпалатная структура Олий Мажлиса: нижняя Законодательная и верхную палату - Сенат. Формирование Законодательной палаты на постоянной профес­сио­наль­ной основе способствовало не только качественному изменению состава изби­рае­мых в палату депутатов, повышению требований к их квалификации и про­фес­сионализму, но и принципиальному изменению самого процесса зако­нода­тель­ной работы, улучшению качества принимаемых законов и нормативных актов.В свою очередь, формирование верхней палаты – Сената – как пред­ста­витель­ного органа, объединяющего в своем составе депутатов тер­рито­риаль­ных субъектов – местных кенгашей, позволило Олий Мажлису – выс­шему законодательному органу, образно говоря, держать руку на пульсе стра­ны, осуществлять непосредственную связь с регионами, представлять и защи­щать их интересы. Сенат состоит из 100 членов, 16 из которых назначают Президентом страны. Эта мера обуславливалась стремлением обеспечить должный баланс в случае какого – либо крена в деятельности нижней палаты. Остальные 84 места занимают представители областных, районных и городских законодательных советов (Кенгашей) – по 6 для каждой из 12 областей, города Ташкента и Республики Каракалпакстан. При этом законодательной регламент, определил, что выборы в Сенат проводятся тайным голосованием на заседаниях депутатов Жокарги Кенгеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей, районов и городов из числе этих депутатов. В ходе выборов 2004 г. за места в парламенте боролись пять зарегистрированных политических партий. В том числе от социал-демо­крати­чес­кой партии «Адолат» официально было зарегистрировано 74 депутата, от Демо­кратической партии «Миллий тикланиш» - 61, от Либерально-демо­крати­чес­кой партии «Фидокорлар» - 89, от Народно-демократической партии – 118 кан­дидатов, от независимых инициативных групп граждан 56 кандидатов[6].Всего в процессе выборной компании, которая проходила в двух турах голосования (второй состоялся 9 января 2005 г.) оказалось избрано 120 депу­та­тов Законодательной палаты Олий Мажлиса республики. Места в нижней па­ла­те национального парламента была поделены между пятью партиями и неза­виси­мыми кандидатами инициативных групп граждан. При этом лидирующие пози­ции заняла Либерально-демократическая партия – 21 депутат (34,2 %), у Народ­но-демократической партии – 18 (23,3 %). Имевшая большую попу­ляр­ность на выборах 1999 г. Национально-демократическая партия «Фидокор» полу­­чи­ла 18 мест, Демократическая партия «Миллий тик­ла­ниш» - 11, Социал-демо­кратическая партия «Адолат» - 10. Независимым кан­дида­том, прошедшим в пар­ламент, досталось 2 мест[7]. Таким образом, новая система представительства в нижней и верхней пала­тах создало необходимые предпосылки и гарантии для того, чтобы в пар­ла­мен­те Республики Узбекистан были достаточно полно представлены инте­ресы не только политических групп и движений, но и региональных сил – одним сло­вом, всех социальных слоев населения страны. Важнейшим стержнем новой системы государственного управ­ле­ния и поли­ти­чес­кого строя Узбекистана стала президентская форма прав­ле­ния. Президентская власт­ная вертикаль, в которой скон­цен­три­рова­ны пол­номо­чия Президента, как главы госу­дарства и исполнительной влас­ти, явилась несущей кон­струк­цией в здании современной госу­дар­ствен­нос­ти.Президент Республики Узбекистан на первых этапах независимого развития являлся одновременно Председателем Кабинета Министров узбек­ско­го государства. Согласно конституционным нормам Президент избирается все­народ­ным голосованием сроком на 7 лет. Президентом может быть избран граж­данам Республики Узбекистан не моложе 35 лет, свободно владеющим госу­­дарственным языком и постоянно проживающий на территории Узбе­кис­тана не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Одно и тоже лицо не мо­жет быть Президентом Узбекистана более двух сроков подряд. Кон­сти­ту­ционные полномочия Президента обширны. Он выступает гарантом соб­лю­де­ния Конституции и прав человека, представляет Узбекистан в международных отно­шениях, заключает и обеспечивает соблюдение подписанных меж­дуна­род­ных соглашений и договоров, формирует и руководит аппаратом испол­нитель­ной власти, подписывает законы, является верховным главнокомандующим и так далее. Состав Кабинета Министров формируется Президентом и утверждается Олий Мажлисом. Кабинет Министров является высшим исполнительным органом власти. В состав Кабинета Министров входят Премьер – министр, первый заместитель Премьер – министра, заместители Премьер – министра, министры, председатели государственных комитетов, руководители крупных госу­дарственных концернов и объединений, а также председатель пра­вительства Каракалпакстана. Кабинет Министров обеспечивает исполнение законов и других решений Олий Мажлиса, указов и распоряжений Президента. В функции Кабинета Министров входит также обеспечение эффективного функционирования эко­но­мики, общества и духовной сферы. Он издает постановления и распоряжения обяза­тельные к исполнению на всей территории государства всеми дей­ствую­щими органами, учреждениями и гражданами.Одновременно на новой основе была создана система право­охра­ни­­тель­ных органов и национальной безопасности, образованы собственные Во­оруженные Силы, спо­соб­ные, как уже отмечалось выше, защитить гра­ни­цы и суверенитет страны. Вместе с тем бы­ли сформированы инсти­туцио­наль­ные структуры, обеспечивающие внешние связи Ми­нистерство иностран­ных дел и внешне – экономических связей, Национальный банк внеш­неэко­номической деятельности и другие специализированные учреждения. На местах основной государственной власти в областях, районах и городах наряду с советами народных депутатов выступают избираемые ими хо­кимы. Этот институт власти, в котором воплощен опыт исторического развития на­цио­­нальной государственности, основам на принципе личной ответ­ствен­нос­ти и отвечает современным потребностям в сильной влас­ти, спо­собной решать на­сущные проблемы. Хоким представляет собой пред­став­и­тель­ную и испол­ни­тель­ную власть. Хокимы обеспечивают законность и порядок, решают вопросы эконо­мического и социального развития, формируют местный бюджет и так да­лее. Хокимы всех уровней – области, района и города – выполняют свои функции по принципу едино начала. Это означает, что они не­сут персональную ответ­ственность за свои решения и дей­ствия руководимых ими органов. Ини­циа­тива в выдвижении кандидатур хокимов об­лас­тей при­над­лежит Президенту Рес­публики Узбекистан, а в выдвижении кандидатур хокимов го­родов и райо­нов - хакимами областей.Коренным образом изменилась в ходе преобразовательных процессов и сама суть государства. Оно стало главным инициатором и координатором про­водимых реформ, основным проводником приоритетных идей в общес­твенной жизни, ведущей силой обновления общества.Заметным политическим событием нового этапа структурного обновления явились, предпринятые в конце 1999 г. парламентские выборы, а в январе 2000 г. - всенародное избрание Президента страны. Главным событием внутриполитической жизни Узбекистана явились, безусловно, выборы Президента, которые состоялись 23 декабря 2007 года. 28 декабря 2007 г. Центризбирком Узбекистана вынес постановление о том, что Президентом избран действующий глава государства Ислам Каримов. В постановлении ЦИК отмечается, что за кандидатуру Ислама Каримова, выдвинутого Либерально-демократической партией Узбекистана (Движением предпринимателей и деловых людей) - проголосовали 13 008 357 избирателей (из общего числа 16 297 400). Таким образом, по итогам выборов Президента Республики Узбекистан: - Ислам Каримов (ЛДПУ) - 13 008 357 голосов (88,1 %), - Аслиддин Рустамов (НДПУ) - 468 064 голоса (3,17 %),- Дилором Ташмухамедова (СДП "Адолат") - 434 111 голосов (2,94 %),- Акмаль Саидов (независимый кандидат) – 420 815 голосов (2,85 %). За ходом выборов наблюдали более 23 тысяч наблюдателей от политических партий и инициативной группы избирателей. В мониторинге за выборами Президента принимало участие 264 иностранных наблюдателя, представители авторитетных международных организаций: СНГ, ОБСЕ, ШОС, ЕврАзЭС, ОИК. От СНГ – было 78 наблюдателей, от ОБСЕ – 26, от ШОС – три, от ЕврАзЭС – два, от Организации исламской конференции (ОИК) – шесть человек. За весь период мониторинга избирательной кампании только наблюдатели от СНГ посетили 1207 избирательных участков, в том числе 743 – непосредственно в день голосования. Следует отметить, что в соответствии с новой ре­дак­­цией Закона "О Кабинете Министров Республики Узбекистан", принятого 29 августа 2003 г., его стал возглавлять не президент а Премьер-министр. Кабинет Министров, хокимы областей, туманов, городов, пред­­став­­­ляю­щих исполнительную власть, сосредоточивают усилия на не­пос­ред­­­ствен­ной орга­низа­ции практической деятельности по созиданию нового об­щес­твен­ного строя, решению на местах узловых задач системного социально-эконо­мического и духовного обновления, развертыванию инфрас­трук­туры граж­данского общества.Особое место в правовом государстве отводится судебной власти. В струк­­туру судебной власти Республики Узбекистан входят Кон­­­сти­­туционный, Вер­хов­ный, Высший хозяйственный суд, Верховный и Хо­зяй­ственный суды Республики Кара­калпакстан, областные, районные и городские суды.Проводимая в Узбекистане судебно-правовая реформа исходит из парадигмы укрепления роли суда как самостоятельной "третьей власти", превращения его в действенный институт либерализации общества и обес­пе­че­ния верховенства закона. Она направлена на достижение подлинной независимости судей, решительное избавление от прежних взглядов на суд как на карательный орган, на усиление судебной защиты прав и интересов граждан, юридических лиц, демократизацию судебной и правоохранительной системы.Значимой акцией явилось законодательное закрепление специализации судов общей юрисдикции. Её необходимость обуславливалась тем, что еще с советского времени гражданские и уголовные дела рассматривались одними и теми же судами. Дела не рассматривались специалистами. В результате этого до­пускались ошибки, оказывающие влияние на уровень правосудия. Обра­зова­ние отдельных самостоятельных судов по гражданским и уголовным де­лам, специализация судей способствовало повышению качества рас­смат­риваемых дел, усилению гарантии защиты прав и свобод граждан.Знаковым выражением курса на либерализацию в судебно-правовой сис­теме стало утверждение на VI сессии Олий Мажлиса второго созыва (август 2001 г.) пакета законодательных актов, содействующих дальнейшему воп­­лощению принципов правового государства и гуманизации уголовно-пра­вовой политики. Так, принятой на этой сессии Закон "О прокуратуре" в новой редакциях всем своим содержанием был нацелен на то, чтобы прокуратура служила народу, а не надзирала над ним. С этих позиций существенно изменились полномочия прокуратура. В демократическом обществе объектом прокурорского надзора являются не сами граждане, а то как соблюдаются их законные интересы и права. Основная задача органов про­кура­туры Узбекистана стала заключаться в том, чтобы следить за закон­ностью правовых актов органов управления и контроля с тем, чтобы своев­ре­мен­но пресекать факты ущемления прав граждан. Другим ново­вве­де­нием яви­лось исключение полномочий прокурора прио­ста­нав­ливать испол­не­ние судебных решений. Данная норма содействовала уси­лению неза­виси­мос­ти суда, установлению адекватного соотношения их право­мо­чий с проку­ратурой. В новом законе были также закреплены механизмы обес­печивающие эффективный контроль за деятельностью прокураторы, и в пер­вую очередь, со стороны общества. Важный шаг сделал Узбекистан на пути к современному уголовному праву, ориентированному на международные стандарты, в последние годы. Особенно это касается вопросов смертной казни. Известно, что отмена смерт­ной казни представляет один из главных принципов современного уго­лов­ного права и исполнения наказания. Со вступлением в ХХI век в Узбекистане применение смертной казни ста­ло последовательно сокращаться. Переломным в этом отношении стал 2005 год. 1 августа этого года Президент независимого Узбекистана подписал Указ "Об отмене смертной казни в Республике Узбекистан". Согласно ему с 1 января 2008 г. в уголовном законодательстве республики вводится отмена выс­шей меры наказания. Теперь Узбекистан непосредственно включился в круг государств, которые законодательно внедрили в жизнь данный принцип гуманизма. Особенности развития политических партий и институтов гражданского общества в Республике Узбекистан Необходимым и закономерным атрибутом подлинной демократии яв­ляется наличие многопартийности. Опыт демократически развитых стран сви­де­тель­ствует о том, что многопартийность - не случайное стечение исторических усло­вий, а характерная черта естественно развивающегося демо­крати­ческого про­цесса. Многопартийность позволяет отразить насущные инте­ресы са­мых различных социальных слоев общества.Поэтому в Узбекистане в новых общественных реалиях стали обра­­­зовываться новые общественные движения и партии, выражавшие за­­просы вре­ме­ни. В частности, 1 ноября 1991 г. была создана Народно-демо­­кратическая партия, насчитывающая более 40 тыс. членов. Весной 1992 г. образовалась партия "Ватан тараккиёти" ("Прогресс Отечества"). 18 фев­­раля 1995 г. в Ташкенте состоялся учредительный съезд социал-демо­­кратической партии "Адолат" ("Справедливость"), а 25 мая того же года- демократической партии Узбекистана "Миллий тикланиш" ("Национальное воз­­­рождение"). 28 декабря 1998 г. была проведена учредительная кон­­­­­ференция нового политического движения Национально- демо­кра­­­­тической пар­тии "Фидокор" ("Патриот"). В апреле 2000 г. прои­зош­ло слия­­ние партий "Фидокор" и "Ватан тараккиёти" под названием "Фидокор". 15 ноября 2003 г. сформировалось общес­твен­ное движение предпринимателей и де­ло­вых людей "Либерально-демократическая партия Узбе­кистана".Политические партии Узбекистана становится неотъемлемой частью общественно-политической системы страны, играют определенную роль в решение конкретных проблем обновления общества и модернизации республики. Принятие в 2006 году Конституционного закона страны «Об усиление роли политических партий в обновление и дальнейшей демократизациии госу­дар­ствен­ного управления и модернизации страны», безусловно, стало важным шагом в плане реализации концепции перехода «От сильного государства к сильному гражданскому обществу», подняло на качественно новый уровень проводимых в стране реформ. Новые законы направлены на повышение роли политических партий и позволяют оппозиции сформировать и консолидировать новые идеи, а также выдвигать на политическую арену новых партийных лидеров. В месте с тем успех данных реформ также зависит от самих политических партий, их активной модернизации и совершенствования. В Узбекистане наряду со структурами гражданского общества, присущего многим странам мира, функционирует древнейший традиционный институт само­­уп­равления – махалля, именуемый в национальном законодательстве орга­ном самоуправления граждан. Функции органа самоуправления граждан на мест­ном уровне очень широки. Они тесно связанны с населением и осу­щес­твляют различные формы общественного контроля за деятельностью местных орга­нов государственной власти, оказывают адресную поддержку мало­и­мущим, участвует в благоустройстве территорий и в воспитании молодежи. Махалля – уникальная система самоуправления граждан, своеобразный институт гражданского общества. Махалля олицетворяет в себе тот очаг, где царит мир и спокойствие, взаимное уважение и почитание, дружба и спло­чен­ность, достаток и благосостояние народа.Сегодня органы самоуправления граждан является наиболее близким для всех институтом гражданского общества, как с точки зрения территориальной доступности, так и возможности реализовывать социально-культурные интересы. Выборы председателей (аксакалов) сходов граждан и их советников, проведенные в мае-июне 2006 года показали возросшую активность населения. Среди избранных аксакалов 68% имеют высшее образование, с 9 до 11% возросло количество женщин среди председателей сходов граждан. Около 50% аксакалов это лица в возрасте до 50 лет. Важное место в структуре политических институтов суверенного Узбе­кис­тане занимают неправительственные общес­твен­ные организации (НПО) - деятельность кото­рых приобретает все большее значение в решение основополагающих задач построения демократического государства и гражданского общества. Первые "ростки" этих организаций стали пробиваться в Узбекистане еще на рубеже 80-90-х годов XX в. В частности, в 1988 г. был учрежден Республиканский детский фонд. В июне 1991 г. образовалась Ассоциация де­ло­­вых женщин Узбекистана - "Тадбиркор аёл". С 1992 г. начал дей­ство­вать фонд "Экосан". 23 апреля 1993 г. был создан бла­го­тво­рительный фонд "Соглом авлод учун". Наиболее массовый характер носит молодежное дви­­жение «Камолот».Подобные общественные объединения отражает стремление граждан независимого Узбе­кистана внести свой вклад в эко­номическое и духовно-нравственное обновление об­щес­тва, в решение наз­рев­ших проблем, стали все активнее выступать в качестве социального парт­не­ра государства по разным направлениям общественной жизни и национального воз­рож­дения. В целом уже к концу XX в. в республике было создано более 2,3 тыс. таких общественных объединений, в том числе 20 фондов и бла­гот­вори­тель­ных организаций, свыше 40 женских объединений. В настоящее время их чис­ленность превысила 3 тыс.[8]Узбекистан, как известно, выбрал светский путь развития. В обеспечении задач возрождения поручанной ранее религии, повы­ше­нию ее роли в духовной жизни народа за годы независимости была проведена вну­шительная работа по возращению запрещяемых в советский период нацио­нально-религиозных традиций, обычаев, праздников. Так, из года в год все бо­лее масштабно празднуются Навруз, Курбан-хаит и Рамадан – хаит у мусульман, Пасха и Рождество – у христиан, Пейсах, Пурим и Ханука – у иудеев. В тоже время правительство Узбекистана инициировало восстановление мечетей и мусульманских учебных заведений. Так, за годы суверенного развития оказалось восстановлено или построенно заново более 3 тыс. мечетей, в том числе открыто 10 медресе. В сравнении следует заметить, что во всем бывшим советском государстве насчитывалось только два таких типов учебных заведений. В 1999 г. по инициативе руководства республики был открыт Ташкентский Исламский Университет[9]. Каждый год при всесторонней помощи руководство суверенного Узбекистана верующие совершают паломничество к святым местам: мусульмане в Саудовскую Аравию для отправления обрядов хаджа и умры, христиане в Россию, Грецию и Израиль, иудеи – в Израиль. Всего за годы независимости более 60 тыс. граждан республики была предоставлена возможность осуществить хадж в святую Мекку и около 200 гражданам – поломничество в Россию, Грецию и Израиль, в святые места для христиан и иудеев. Проводимая в Узбекистане масштабная работа по восстановлению духов­но­го наследия исламской цивилизации нашла признание мирового сообщества. Ярким выражением его стало объявление в 2007 г. Ташкента столицей ис­лам­ской культуры. И это соответствует авторитету крупнейшей школы прос­вещен­но­го ислама, истоки каторого берут начало в работах известных ученых – энцик­лопедистов аль-Бухари, ат-Термизи, Накшбанди, аль-Мотрууди и других вели­ких мыслителей прощлого.В целом на начало 2007 г. в Узбе­кис­­тане было зарегестрировано 2227 религиозных организаций 16 конфессий. Из них мусульманских организаций 2046 – 92 % от общего количества. Наряду с ними в республике осуществляют свою деятельность 165 хрис­тианских организаций, 8 еврейских общин, 6 общин бахай, одно общество криш­наитов и один буддийский храм.[10]Крупнейший среди них как в составе христианских организаций, так и иных немусульманских конфессий является русская православная церковь (РЦП). В республике ныне насчитывается около 30 ее приходов. В Ташкенте в сос­таве РПЦ действует женский монастырь, в г. Чирчике открыт мужской. С 1998 г. на базе ранее действующего духовного училища быта открыта Семи­нария, которая готовит духовников для церковных приходов Средне­азиат­ской епар­хии. Кроме православной церкви в составе христианских организаций дей­ствует Римско-каталическая, армяно-грегорианская и лютеранская общины. Все конфессиональные объединения обладают правом участия в социальной жиз­ни страны в качестве самостоятельных юридических лиц. Надо сказать, что Республика Узбекистан является частью очень слож­но­го и мно­горан­ного исламского мира, в котром существет достаточно фор­маль­ных и неформальных движений, стремляющихся использовать ислам в ка­чес­тве орудия борьбы за обладание рычагов влияния на массовое поли­тичес­кое соз­нание. Следствием данной интерпретации являются вызовы и угрозы безо­пас­ности, связанные с религиозным экстремизмом, ксенофобией, меж­кон­фес­сио­нальными и межцивилизационными столкновениями. В зоне прис­таль­ного вни­мания этих деструктивных сил находятся и независимые госу­дарства Цен­траль­ной Азии, в том числе Узбекистан. Сторонники исламского фун­да­мен­та­лизма, отстаивающие “идеи” исламского халифата, стремятся вовлечь цен­траль­ноазиатский регион в свою орбиту, растространить на молодые госу­дар­ства свое влияни. Причем, как показали события последних лет, харак­тер­ным се­­годня выступает не только внешняя интервенция идеологических ус­тано­вок ре­ли­гиозного экстремизма, но и его проявление в форме конкретных агрес­сив­ных действий. Поэтому руководство Узбекистана придает прин­ци­пиаль­­ное значение тому, чтобы наряду с возрождением религиозных ценностей предотвратить использование религии в деструктивных целях. Эта позиция нашла правовое отрожение в законе “О свободе совести и ре­ли­­­­гиозных орга­низаций” (1998 г.). в нем особо подчеркивается “недо­пус­ти­мость использования религии в целях антигосударственной, анти­консти­туцион­ной пропаганды, нарушения нравственных ус­тоев и гражданского согласия.., со­­­вер­­­­шения иных действий, ноправленных против государства, общества и лич­­­­­ности”. Таким образом, опыт прошедших лет наглядно свидетельствует, что об­нов­­ляющейся Узбекистан стремиться следовать по пути построения правового демо­кра­ти­­ческого государства. Однако в ходе преобразовательных процессов обозначилось не­ма­ло трудностей, определились серьезные вызовы времени. Тем не менее об­щий стратегический курс остается неизменным. Как верно заметил эксперт из Вели­кобритании Б.Мартин-Разумилович, в нынешних сложных условиях, харак­­реризующихся наличием негативных эффектов глобализации, ростом тер­ро­риз­ма, наркотрафика и других международных проблем, Узбекистан дей­сти­в­­тель­но показал, что его собственный путь демократизации приметен, вы­го­ден и даже необходим для предотврашения и нивелирования указанных проб­лем.[11] Узбекистан определяет поступательное движение от сильного госу­дар­ства к сильному граж­­данскому обществу, к развитой демократии, создание необходимых предпосылок эф­фек­­­тивного партнерства между государством и сильными демократическими инсти­ту­та­ми. [1] См. Rye, L. and Ruy, M. 1985 Asian Power and Politics: cultural Dimensions of Authority. Cambridge, Mass, Harvard University Press. P. 6. [2] Olcott, M.B. 2005 Central Asian second chance. The Brookings Institutions Press. USA. P.156. [3] Левитин Л. Узбекистан на историческом повороте. Критические заметки сторонника Президента Ислама Каримова. – М.: Вагриус, 2001. С.21. [4] Текущий архив Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Справка отдела организационной работы. 1995. С.57. [5] Там же. Справка отдела организационной работы. 1999. С. 20. [6] Исмоилов С. Узбекистан: новые технологии политических партий на парламентских выборах – 2004 // ж. Центральная Азия и Кавказ. 2005, №2 (38). С.17. [7] Центральная Азия и Кавказ, 2005. №2. С.46. [8] Алимова Д., Годованов А., Нуриддинов Э. Указ. Соч. С.12. [9] Правда Востока. 2007, 20 марта. [10] Правда Востока. 2007, 20 марта. [11] Из выступления Б.Мартин-Разумиловича на международном семинаре «Современный опыт общественно-политической модернизации и обеспечения стабильности». 20-22 апреля 2007 г. в Бухаре.


Поделиться: