Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Д.Назаров: Терроризм: истоки и факторы.

18.01.2009

Автор:

Теги:
 

Давлят  Назиров,

Главный редактор независимой  газеты «Щит»,

Кандидат  философских  наук

 

 

Террор, терроризм - проблема  человеческого  общества, сопровождающая его на всех  этапах  развития. Террор и терроризм - это, как  и  преступность в целом, свойство  общества1, - справедливо  отмечает российский  ученый Д.А.Шестаков.

Каковы  же  истоки терроризма и факторы, определяющие его активизацию в современных условиях?

Истоки современного терроризма религиозных экстремистов прежде всего в центре мусульманского мира - на Ближнем и Сред­нем Востоке - следует отнести ко времени завершения создания здесь колониальной и полуколониальной систем, т.е. к окончанию первой мировой войны. Тогда азиатская часть Османской империи была поделена между странами Антанты на основе подписанного в 1916 г. тайного «со­глашения Сайкс-Пико»2. Уже тогда были заложены пред­посылки возникновения исламистского терроризма, к важ­нейшим из которых в период до начала 80-х гг. XX в. можно отнести следующие:3

- Возникновение организаций, оппозиционных колони­альным властям, прибегавших к методам террора.  Возникшая в 1928-1929 гг. в Египте первая современ­ная организация фундаменталистского толка «Братья-мусульмане» принимала активное участие в проведении террористических актов против английских военнослужа­щих в зоне Суэцкого канала. «Братья-мусульмане» стави­ли целью создание в Египте общества, основанного на пред­писаниях Корана и шариата, иначе говоря, через исламизацию первоначально Египта, они добивались воссоздания халифата, существовавшего с VII в.

- Изменение в ходе колонизации параметров истори­чески сложившихся границ между странами региона. Это обстоятельство явилось и до сих пор продолжает оставаться причиной возникновения сепаратистских движений, эт­нических конфликтов, пограничных споров и трений меж­ду государствами региона. В результате территориальные претензии в настоящее время предъявляются Саудовской  Аравией - к Кувейту и Йемену, Сирией - к Турции, Ира­ком - к Кувейту и Ирану и т.д. В этой связи некоторые исследователи проблемы считают произвольно установлен­ные после завершения Первой мировой войны границы, определенные странами Антанты, нелегитимными.1   

- Возникновение и последующая неразрешенность т.н. «армянского вопроса». Пришедшие к власти младотурки в 1915 г. организовали массовое истребление армян, про­живавших на территории Османской империи. По неко­торым данным, было убито около 1,5 млн. человек и свы­ше 600 тысяч угнано в пустыни Месопотамии.2

 Политическая  партия армянской диаспоры «Дашнакцутюн» приступила к проведению террористических акций против лидеров младотурок.

Так, руководством этой партии была подготовлена и осуществлена операция «Немезис» (по имени древнегре­ческой богини Немезиды) в отношении лидеров турецкой партии «Единение и прогресс» (в исторической литерату­ре они известны как младотурки). После поражения Тур­ции в Первой мировой войне (1914-1918 гг.) лидеры мла­дотурок и ведущие деятели турецкого правительства [Талаат (застрелен в Берлине 15 марта 1921 г.), Энвер (убит  4 августа 1922 г. в Таджикистане), Назим, Джемал (убит в Тифлисе 25 июля 1922 г.), Бехаэтдин Шакир (убит в Риме 5 декабря 1921 г.) и др.] Декретом Османской империи от 16 декабря 1918 г. в судебном по­рядке были заочно приговорены к смертной казни по об­винению в вовлечении Турции в войну, организации де­портации и геноцида армян.1

Состоявшийся осенью 1919 г. в Ереване IX съезд партии «Дашнакцутюн» принял решение привести приговоры в отношении главарей младотурок в исполнение. Были рас­смотрены 650 имен исполнителей и пособников геноцида, и отобраны 41 главный виновник.

- Лишение курдского народа права на получение неза­висимости и создание собственного государства. Курды, значившиеся в числе «малых народов», независимость которым в конце Первой мировой войны обещали британс­кий премьер-министр Ллойдж Джордж и президент США В.Вильсон, оказались обманутыми. Как и прежде, они остались разобщенными, что, в конечном счете, подтолк­нуло их к многолетней вооруженной борьбе за свои права.

Сегодня в странах Ближнего и Среднего Востока (Ирак, Иран, Сирия и Турция), по оценочным данным, прожива­ет более 20 млн. курдов, в том числе свыше 10 млн. в Турции, более 5 млн. в Иране, 3 млн. в Ираке, 1 млн. в Сирии. До сих пор ни в одной из этих стран курдский вопрос не решен и, по всей видимости, в обозримой перспективе решен не будет.

- Колонизация Палестины международными сионистскими организациями и последовавшими после образования в 1948 г. государства Израиль арабо-израильс­кими войнами. С согласия английского правительства, изложенного в так называемом «письме Бальфура» (1917 г.), Всемирная сионистская организация (ВСО) в 20-х гг. XX в. приступила к покупке земель в Палестине и рас­ширению эмиграции евреев в целях подготовки условий для создания на палестинской территории государства  Израиль (еврейское  население Палестины в 1914 г. составляло около 13 тыс.чел., которые  жили в 43 поселках).1

Возникшее противостояние между палестинцами и ев­реями в последующем переросло в вооруженное противоборство. В еврейской общине появились организации «Иргун» и «Штерн», приступившие к террористической деятельности не только против местного населения, но и против английских учреждений в Палестине и их персо­нала. Например, в апреле 1948 г. боевики «Иргуна» осу­ществили массовое убийство населения в захваченной ими арабской деревне Дейр-Ясин, расстреляв 254 ее жителя.2 В 1940-1945 гг. еврейскими террористами было осуще­ствлено убийство в Каире английского министра по де­лам Ближнего Востока лорда Моутена; предпринимались попытки убийства премьер-министра А.Идена и командовавшего английскими войсками в Палестине Э.Баркера с помощью миниатюрных взрывных устройств, вмон­тированных в почтовые отправления и т.д.

Теракты против англичан имели целью заставить бри­танские власти отменить установленные ими ограничения на въезд евреев в Палестину. Деятельность «Иргуна» и «Штерна» направлялась нелегально созданной Еврейским агентством (ЕА) разведывательной службы с последующим названием «Старый Моссад».

Руководители ЕА, игнорируя решение ООН, в односто­роннем порядке провозгласили 15 мая 1948 г. создание го­сударства Израиль, что привело к вооруженному противостоянию между палестинцами и израильтянами, которое вскоре переросло в первую арабо-израильскую войну.

Около 1 млн. палестинцев было вынуждено эмигриро­вать в соседние арабские страны. В их среде возникли раз­личной ориентации палестинские организации, оказавши­еся едиными в одном - с помощью всех средств, включая терроризм, уничтожить Израиль и создать в Палестине свое государство.

Египет, Сирия, Ливия, Ирак, оказывая палестинс­ким организациям поддержку и помощь, стремились ис­пользовать последних в своих политических планах. Возникновение Израиля было крайне негативно воспринято в мусульманском мире. Основатель египетской организации «Братья-мусульмане» Хасан аль-Банна на­звал появление еврейского государства «проникновени­ем сионизма в Палестину и вызовом арабской нации и исламу»1.

- Усиление, начиная с 20-х гг. XX в., экспансии США
на Ближнем и Среднем Востоке.
Версальский договор (январь 1920г.) предоставил США большие возможнос­ти для начала их экспансии в регионе, тем более что Ближний Восток начал превращаться в центр мировой добычи
нефти. В 1924 г. США на основании американо-английс­кого соглашения стали совладельцами мандата Лиги Наций на управление Палестиной, а в 1948 г. американские войска уже вводились в Ливан под предлогом «обеспечения безопасности в регионе». Ближневосточная
политика США, в значительной степени ориентирован­ная на закрепление стратегического партнерства с Израилем, способствовала тому, что антиамериканская направленность стала все чаще занимать ведущее место в устремлениях и действиях террористических организаций
региона.

Вместе  с тем, в 50-80 гг. ХХ века возникли новые обстоятельства, факторы, содействую­щие активизации терроризма, среди которых наиболее существенными являются:

- Растущие экономические трудности в странах му­сульманского мира в сочетании с такими проблемами, как безработица, особенно среди молодежи, высокая рождае­мость, ухудшающееся медицинское обслуживание, рост преступности и коррупции, усиливающаяся миграция, которые в своей совокупности создают благодатную почву для исламистских группировок, стремящихся изменить социальный и политический порядок.

- Чрезмерная милитаризация регионов исламского мира, в том числе и оружием массового поражения, име­ющие место перманентные пограничные столкнове­ния, локальные вооруженные конфликты, возникающие на этнической и религиозной основе, участие в которых принимают и экстремистские, террористические орга­низации.

- Исламская революция в Иране (февраль 1979 г.) и провозглашение Исламской республики. Исламское руководство Ирана на государственном уровне деклари­ровало «экспорт исламской революции» в качестве одно­го из принципов своей внешней политики и осуществило некоторые мероприятия в этом направлении, стимули­ровав возникновение массовых религиозно-политических вооруженных группировок в Кувейте, ОАЭ, Ливане, Егип­те и Судане, а также в зоне Палестинской автономии. Создание в Иране исламского государ­ства, помимо идейного стимулирования исламистского эк­стремизма, значительно расширило его финансово-материальную и организационную базу.

- Война в Афганистане и пребывание советского воинского контингента (27 декабря 1979 г. - 15 февраля 1989 г.). В мощную мобильную военную силу исламистского экстремизма превратились подготовленные с помощью спецслужб США и Пакистана мусульманские боевики, принимавшие участие в боевых действиях против демократического строя и советских войск в Афганистане. Именно тогда американцами была разработана и запущена в  действие так называемая «Программа-М», предусматри­вавшая перенос исламистского движения из Афганистана на территории мусульманских республик бывшего Совет­ского Союза. После вывода советских войск из страны, лишившись значительной части финансово-материальной поддержки со стороны США и Саудовской Аравии, зару­бежные «моджахеды» были вынуждены вернуться в свои страны. Их появление привело к существенному уси­лению исламистских движений, дестабилизирующих об­становку.

-  Особо значимым фактором, расширившим сферы влияния исламистского экстремизма, безусловно, является распад социалистической системы и развал Советского Союза, образование на его территории независимых государств. Начавшийся в этих странах процесс исламизации сопровождался усилением влияния идей исламистского экст­ремизма, их внедрением в местные мусульманские общи­ны. В результате распада СССР во многих государствах Ближнего и Среднего Востока (Египет, Ирак, Сирия, Ливия, Афганистан и др.), идеологический вакуум там, а затем и в мусульманских регионах России стал заполняться исламской идеологией, зачастую радикальным.

Все это обусловило сложное и неоднозначное протека­ние процесса исламизации политики светской государственности, начавшегося в конце 80-х на гребне горбачевской «перестройки» и набравшего силу в смутное постперестроечное время. Осо­бенно масштабно на территории России процесс исламизации политики светской  государственности происходил на Северном Кавказе, где  уже в  начале 90-х гг. активно стала распространяться идеоло­гия «ваххабизма». Рост экстремистских и террорис­тических тенденций стал здесь в наибольшей степени ощу­щаться первоначально в ходе «самоопределения» «суверен­ной» Чечни, а затем в результате последовавших военных  операций на  территории этой  республики. Аналогичная  ситуация наблюдается в Республике Дагестан.

Победа  США  в  «холодной  войне» способствовала ново­му развитию международных отношений. Распад Советс­кого Союза американцами был использован для упроче­ния своих позиций на Ближнем и Среднем Востоке, который в течение длительного времени рассматривался ад­министрацией Соединенных Штатов как регион деятель­ности террористических и экстремистских группировок, угрожавших национальной безопасности и интересам Америки. В постсоветский период росту экстремистс­ких настроений и террористических проявлений спо­собствуют следующие факторы:

- Подъем исламского радикализма фундаменталистс­кой направленности. Распад Советского Союза привел к образованию идеологического вакуума на Ближнем и Сред­нем Востоке, который стал быстро заполняться различно­го рода концепциями, в основе которых лежат конструк­ты радикального ислама.

Основу исламского радикализма, в том числе и вахха­бизма, составляют положение о такфире (обвинение в неверии) и учение о джихаде (священная война за веру).

В качестве главных противников радикального исла­ма объявлены Израиль и США. Духовный наставник иранской «исламской революции» Р. Хомейни весьма об­разно утверждал: «Если каждый мусульманин выльет ведро воды на Израиль, наводнение уничтожит это сио­нистское государство».1

Исламские радикалы выступают против экспансиони­стской политики Израиля, против подавления им выступ­лений палестинского народа, требующего создания соб­ственного независимого государства.

Антиамериканская направленность исламского ради­кализма объясняется протестом международной исламс­кой общины вестернизацией жизни в мусульманских стра­нах, а также тем, что США постоянно выступают в каче­стве союзника Израиля и осуществляют постоянное вмешательство во внутренние дела исламских стран, пре­следуя при этом свои эгоистические цели. Исламистские тенденции стали постоянным фактором общественной жизни в арабских странах и чем сильнее в них степень вестернизации, тем сильнее общественный протест в му­сульманских странах, тем активнее идут процессы формирования радикальной оппозиции, ее участия в выступ­лениях против правящих режимов.

Другой причиной радикализации ислама следует на­звать процесс урбанизации, особенно бурно протекавший на мусульманском Востоке. Так, в начале 80-х гг. XX в. из 28 стран традиционного распространения ислама 22 перестали быть аграрно-крестьянскими. Увеличение чис­ла людей, воспитанных в мусульманских традициях и оказавшихся за гранью бедности нищеты, стало благодат­ной почвой для социальной демагогии со стороны религи­озных духовных наставников, различного рода террорис­тических структур и военных организаций и вербовки «камикадзе», способных совершать террористические ак­ции, жертвуя своими собственными жизнями.

Характерным можно считать и то, что в период «хо­лодной войны» США многое сделали для того, чтобы «при­ручить» исламистов, имея в виду при содействии про­американских режимов в странах Востока использовать их в противодействии Советскому Союзу. Уже тогда со­ветские политологи обращали внимание на то, что нельзя исключать возможности организации американскими спецслужбами и сотрудничающих с ними аналогичных структур союзных стран совершения террористических актов под прикрытием «исламского джихада» или спе­циально созданной подставной исламской организации.1 Действительно, такие методы активно практиковались США и их союзниками, например, Израилем. Следует также подчеркнуть, что использование таких грязных приемов нередко бумерангом ударяло по их организато­рам, пример Усамы бен Ладена и его «Аль-Каиды» пред­ставляется здесь вполне уместным.

- Провал ближневосточного урегулирования (БВУ). Под понятием «Ближневосточное урегулирование» (БВУ) принято считать мирное урегулирование длительное вре­мя длящегося арабо-израильского конфликта, сердцевину которого составляет палестино-израильское противостояние по поводу путей создания независимого палестинско­го государства в составе сектора Газа и Западного берега реки Иордан.

Право палестинцев на образование собственного государ­ства закреплено в соответствующих решениях ООН, а так­же международных договорах, в том числе в палестино-из­раильской «Декларации и принципах промежуточного уре­гулирования», подписанной в Осло (Норвегия) в 1993 г.

Отказ Израиля от выполнения указанных соглашений и использование им вооруженных сил для подавления выступлений палестинцев привели к восстанию («инти­фаде») палестинцев (декабрь 1987 г.) и новым акциям в начале 2000 г. («интифада-2»), которые приняли широ­кий размах, привели к участию в них вооруженных фор­мирований палестинских организаций и активизации их террористической деятельности против военнослужащих и гражданского населения Израиля.

Наиболее активное сопротивление израильтяне встре­чают со стороны экстремистских исламистских организаций «Исламское движение сопротивления» (ХАМАС) и «Ис­ламский джихад», выступающих за создание на террито­рии Палестины исламского государства.

В сентябре 2002 г. «четверка» международных по­средников в составе представителей США, Евросоюза, России и ООН подготовила в Нью-Йорке проект плана поэтапного БВУ, результатом реализации которого дол­жно стать провозглашение палестинского государства в 2005 г.1   Но, увы, этого не произошло.

- Резкое усиление экспансии США в регионе, где раз­ведано почти 70% мировых запасов нефти и который имен­но в этой связи официально объявлен американской администрацией «зоной жизненно важных национальных интересов Америки». В докладе Пентагона, представлен­ном в 1995 г. американской администрации, говорится: «...Соединенные Штаты должны сохранить военное при­сутствие в этом стратегически важном регионе мира. Это­го требуют наши Интересы, интересы союзников... И толь­ко вооруженные силы США способны встретить и отра­зить весьма реальные угрозы стабильности и безопасности на Ближнем Востоке».1

Основными целями американской политики на Ближ­нем и Среднем Востоке, безусловно, можно считать даль­нейшее закрепление здесь монопольного господства США, вытеснение из региона России, утратившей свои позиции после распада Советского Союза, усиление контроля за  добычей нефти, обеспечение безопасности Израи­ля, стратегического союзника Америки на Ближнем Вос­токе, а также дружественных США режимов в регионе.

Разумеется, указанные выше устремления и обеспечи­вающие их конкретные действия Соединенных Штатов способствуют усилению в регионе террористической ак­тивности, преимущественно антиамериканской и антииз­раильской направленности.

- Специфическая  причина локального  характера  экстремизма, - это Иерусалим, - третий из  священных  городов  после  Мекки  и Медины, захваченный израильтянами и объявленный  столицей Израиля.

«... В связи с этим, для исламских радикалов проблема Иерусалима - беспроигрышная карта, и почти единодушно  считают, что  главная  причина того, что  святой  город  остается  в  чужих  руках, - это американское  покровительство  Израилю. Почти  все  арабы  убеждены, что  Израиль  выполнит все  требования  Вашингтона, и продолжает  упорствовать в своей оккупации  палестинских земель  только потому, что  Соединенные  штаты  фактически  этому  потворствуют. Это в  их  глазах  делает  Америку  врагом  номер  один  для  ислама...».1

В  связи  с этим, хотелось отметить, что  в  ряде  случаев  ученые, политики, современный этнорелигиозный  терроризм  называют  исламским  или  мусульманским  вовсе  не  потому что  ислам   является террористической  религией или  призывает  к  террору. А потому, что  к  терроризму  ныне  чаще  всего  прибегают  лица, которые  исповедуют  эту  религию  и, прикрываясь  ею, ведут  террористическую  войну  якобы за  ценности  ислама.2

- Российский  ученый Г.И.Мирский  справедливо  отмечает, что далеко не материальный фак­тор (экономическая и социальная отсталость, бедность и т.д.) вызы­вает протест и возмущение мусульманского сообщества и, в частности, фундаменталистов и радикалов-исламистов. Для мусульманских клериков эти проблемы вообще никогда не стояли на переднем пла­не. Аятолле Хомейни приписывают слова о том, что исламская рево­люция совершалась не ради того, чтобы снизить цены на дыни. Го­раздо важнее ощущение морального унижения общности, не сомне­вающейся в том, что только ее вера является истинной. Последовате­ли Пророка - ведь это фактически избранные люди («община право­верных»), хотя прямо об их избранности в Коране не говорится. Им должно принадлежать по праву доминирующее положение в мире, но на деле произошла страшная несправедливость: в мире задают тон неверные. Это не может не вызвать фрустрацию, граничащую у мно­гих с отчаянием и побуждающую к борьбе против тех, кто не по пра­ву, вопреки воле Аллаха, узурпировал власть в мире.

Точно так же абсолютно неверно утверждать, что исламистские террористы руководствуются чувством зависти к Западу. В их сознании Запад - безбожный, неверный, материалистический,  растленный Запад - стоит значительно ниже мусульманского сообщества и уж никак не может вызывать зависти.

В документе, озаглавленном «Письмо к Америке» и опублико­ванном в ноябре 2002 г. (его авторство приписывают самому бен Ла­дену), перечисляются требования, предъявляемые исламистами аме­риканскому народу. Среди семи пунктов требований есть такие: «...покончить с угнетением, ложью, аморальностью и развратом... признать, что Америка - это страна без принципов  перестать под­держивать Израиль в Палестине,.. Индию в Кашмире, Россию в Чеч­не, правительство Манилы, ...воюющее с мусульманами на юге Фи­липпин, перестать поддерживать коррумпированных лидеров в на­ших странах». В документе говорится, что если американцы не после­дуют этим советам, они будут побеждены, как все предшествовавшие крестоносцы, «их судьба повторит судьбу Советов, которые бежали из Афганистана».1

- Проведение американцами и их союзниками после событий 11 сентября 2001 г. антитеррористической операции в Афганистане, размещение их гарнизонов и баз в этой стране, а также государствах Центральной Азии, вто­рая война в Персидском заливе (2003 г.), завершившаяся свержением режима С. Хусейна и оккупацией Ирака. Все эти действия привели к активизации освободительного движения в регионе, применению террористических ме­тодов борьбы, в результате чего гибнут не только амери­канские военнослужащие и представители силовых струк­тур их союзников, но и мирное население.

- Процесс «глобализации по-американски». На со­стояние и динамику терроризма существенное влияние оказывает экономическое положение в странах регио­на, социально-политическое положение их населения.

Современное состояние экономики практически всех стран мусульманского Востока можно охарактеризовать как предкризисное. Арабский фонд социально-экономи­ческого развития еще в 1994 г. обращал их внимание на нарастание кризисных явлений в экономической сфере и замедление экономической активности, порождающих мас­совую безработицу и обнищание населения. По данным этого же Фонда, в 1994 г. только в одном Египте насчиты­вался 1,9 млн. безработных, большую часть которых со­ставляла молодежь, окончившая учебные заведения.1

Оппозиционные, а также экстремистские и террорис­тические структуры используют такую ситуацию для по­полнения своих рядов новыми членами в основном из числа грамотной молодежи. Безработица и обнищание способ­ствуют росту миграции среди населения стран региона в США, Германию, Великобританию, Францию и другие европейские страны, где  уже  возникли  многочисленные  общины  выходцев  из  стран  Ближнего, Среднего  Востока и  Южной  Азии. Так, по разным  оценкам  в США, в конце 90-х гг. насчитывалось от 5 до 7 млн мусульман. В 1999 г. в стране было более 6 млн. мусульман, действовали 1500 мечетей.2 В  Великобритании на  начало 90-х годов  находилось 1,9 млн. эмигрантов  из  мусульманских  стран.3 В  германии по данным федерального  ведомства  по  охране  Конституции, проживает 3,2 млн мусульман.4 Во  Франции, в 2000 году согласно социсследования, ислам исповедовали 2,5 млн. чел., другие  источники  называют  цифру 4,4 млн.1

Террористические организации под прикрытием ука­занных общин создают свои зарубежные ячейки, исполь­зуемые для приобретения оружия, легализации финансо­вых средств и проведения террористических акций, как в странах мусульманского Востока, так и за их пределами. Это подтверждается, в частности, данными, полученными в США в ходе расследования террористических атак, со­вершенных членами организации «Аль-Каида»11 сентяб­ря 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне.

Участники семинара по вопросам безопасности и пра­восудия, проходившем во Франции в октябре 1996 г., при­шли к выводу о том, что «...прежняя угроза коммунизма для Европы сменилась внешней угрозой, вызываемой мас­совой иммиграцией, организованной преступностью и импортом терроризма».2

Социально-политическая обстановка в мусульманских странах, именуемых в западных СМИ «малоразвитыми», может резко ухудшиться в случае претворения в жизнь концепции глобализации, на принятии которой в настоя­щее время настаивают промышленные и финансовые кру­ги США.

Суть глобализации, несмотря на ее лозунги и призывы оказать содействие развитию экономик «стран третьего мира», по определению российского политолога А. Панарина, сводится к установлению «господства международ­ной диаспоры финансовых спекулянтов над нациями, теряющими экономический суверенитет».

Глобализм при этом пользуется экологической аргу­ментацией: «Ресурсов планеты не хватит на всех, и, если бы остальное большинство планеты действительно оста­вило для себя стандарты жизни высокоразвитого меньшин­ства, оно взорвалось бы от перегрузки».1   

Испанский политолог Фернандес Дуран в опублико­ванной им в 2002 г. статье писал, что глобализация в действительности означает «установление в наше время одного из типов колонизации, управляемой не государ­ствами, а крупными транснациональными фирмами, ко­торые не подчиняются никакому государству».2

Б.Клинтон, будучи президентом США, указывал в 2000 г., что «глобализация приведет к опасному удалению силь­ных государств от развивающихся стран, а в самих госу­дарствах между бедными и богатыми».3

По данным Агентства ООН по снабжению и сельскому хозяйству (ФАО), на конец 2000 г. во всем мире были ус­тановлены 826 млн. голодающих, число которых ежегод­но увеличивается на 20 млн. человек.4  Это  означает, что  на  1.01.2008 г. - эта цифра  достигнет 966 млн.

Подобная ситуация, несомненно, благоприятствует активизации терроризма, меняет его географию.

В контексте указанных выше оценок и заключений от­носительно последствий глобализации следует указать на то, что нарастающее во всем мире движение ее противни­ков - антиглобалистов - приобретает массовый характер, сопровождается насилием, а также применением методов террора.5

Таким образом, глобализация прямо и косвенно ока­зывает воздействие на эволюцию международного терро­ризма. Зарубежный терролог М.Дартнелл утверждает, что «...глобализация вызывает коренную перестройку терроризма».6

 

 



1 Шестаков Д.А. Криминология, краткий  курс: Преступность как свойства общества. - СПб, 2001.

2 Луцкий В. Новая история арабских стран.  Изд. 2. - М., 1996. - С. 341.

3 Добаев И.П. Исламский терроризм как политичес­кая практика // Насилие в современной России: Мат. науч. конф. - Ростов н/Д, 1999. - С. 10-23.

 

1 Dokser Amy Border Disputes Continue to Roil Middle East // The Wall Street Journal. - 1996. - 31 Jan. - P. 84.

2 Луцкий  В. Новая история арабских стран. Изд.2. - М., 1996. - С.328, 341.

 

1 Петросян Д. От боевых организаций к общественно-политическим (на примере ASALA) // Мат. межд. конф. «Терро­ризм в современном обществе - факторы, аспекты, тенденции» (Кишинев, 29-30 сент. 2001 г.). - Кишинев, 2001. - С. 1.

 

1 Луцкий В. Новая история арабских стран. Изд.2. - М., 1996. - С.341.

2 Ад-Дустур (Сирия). - 1984. - 27 авг.

1 «Исламский  фактор» в международных отношениях в Азии: Сборник  статей. - М., 1987. - С.80.

1 Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза национальной безопасности России. - М., 1995. - С. 68.

 

1 Игнатенко А.А. Политика государственного терроризма и исламские неправительственные организации на Ближнем Востоке // Исламский фактор в международных отношениях в Азии. - М., 1987. -С. 56.

 

1 Известия. - 2002. - 19 окт.

 

1 Политика СЩа на Ближнем Востоке: Доклад Пентагона //ИТАР-ТАСС. Компас. № 42. - 1995. - С. 3.

 

1 Мирский Г.И. Исламский фундаментализм и международный терроризм // Центральная Азия и Кавказ. - 2001, 6(18). - С.34.

2 Этнорелигиозный  терроризм / Под ред. Ю.М.Антоняна. - М., 2006. - С.17.

1 Мирский Г.И. Исламская цивилизация в глобализирующемся мире. // Мировая  экономика и международные отношения. - М., 2004. - №6. - С.31-37.

1 Панарин А. Искушение глобализмом. - М., 2002. - С. 8. 

2 Глушенко Ю.Н. Исламский  фактор во  внешней политике США. // Проблемы внешней и оборонной  политики России. Сб. статей. / Под ред. В.И.Кривохожи. - М., 2002. - Вып.10. - С.8.

3 Советы Казахстана. - 1993. - 24 авг.

4 Дрожжин С. Исламизм в Германии // Аналитические записки. Сб. статей. / Под  ред. А.Оганесяна. - 2004. - №11. - С.149.

1 Требин М.П. Терроризм в ХХI веке. - Минск: Хорвест, 2004. - С.226.

2 The  Global  Crime Terror's  Challenge Today. - 1996. - 16 oct.

1 Панарин А. Искушение глобализмом. - М., 2002. - С.9.

2 El   Pais. - 2002. - 29 de marzo.

3 El   Pais. - 2000. - 31 de enero.

4 El   Pais. - 2000. - 7 de julio.

5 Добаев И.П., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на Юге России / Под ред. А.В.Малашенко. - Ростов-на-Дону, 2005. - С.50-65.

6 Michael Dartnell. A Legal Inter-Network for Terrorism: Issues of Globalization,  Fundamentation  and Legitimacy The Future  Terrorism. - 1999. - №4. - Р.198.

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение