Обзор деятельности неправительственных организаций в Республике Армения

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
По заказу неправительственной организации Фонд развития «Институт Евразийских Исследований» Институтом Кавказа (Армения) в декабре 2008 года подготовлен аналитический материал о деятельности неправительственных организаций в Республике Армения.
Обзор деятельности неправительственных организаций в Республике Армения

По заказу неправительственной организации Фонд развития «Институт Евразийских Исследований» Институтом Кавказа (Армения) в декабре 2008 года подготовлен аналитический материал о деятельности неправительственных организаций в Республике Армения.

В работе проанализированы правовое поле Армении, в котором действуют НПО, организационные и структурные особенности НПО-сектора, дана характеристика основным международным организациям-донорам, а также отражены основные НПО, действующие в общественно-политическом и медийном поле республики. Ниже представляем выдержки из этого обзора. По состоянию на 2008 г. в Армении было зарегистрировано свыше четырех тысяч неправительственных организаций (НПО), действующих в самых различных сферах. Однако, как показывает практика, лишь примерно 10% из зарегистрированных НПО в реальности являются постоянно действующими, т.е. имеют помещение и постоянные кадры, осуществляют проекты и т.д. Значительная часть зарегистрированных в Армении НПО - это организации, созданные под реализацию одного конкретного проекта, по окончании которого такое НПО сворачивает свою работу.

Регистрация НПО в Армении проводится Министерством юстиции и является длительным и довольно централизованным процессом. Это одна из причин концентрации НПО Армении именно в столице - в городе Ереване, т.к. в регионах труднее регистрировать организации. Сравнительно большое количество НПО Армении сосредоточено также на севере страны, где имеется несколько крупных городов - Гюмри, Ванадзор, Иджеван, Дилижан, Спитак. Концентрация НПО в столице и крупных городах Армении связана также с тем, что специфика работы в неправительственном секторе обычно требует высокого уровня образования и профессиональных навыков.

Взаимоотношения государства и НПО в Армении в целом ровные, государство особо не вмешивается в деятельность неправительственного сектора и не пытается его контролировать, в отличие, например, от сферы СМИ. Несколько более активны контакты государственных структур с теми из НПО, которые действуют в общественно-политической сфере, в области защиты прав человека, борьбы с коррупцией, СМИ, а также НПО, активно сотрудничающих с международными организациями. Государство старается в целом сотрудничать с НПО, а тем из них, которые сильно политизированы или представляют резко оппозиционное поле, противодействует не силовыми методами или ограничениями в регистрации или функционировании, а путем создания альтернативных прогосударственных НПО или объединений гражданского общества. В частности, после поствыборных событий февраля-марта 2008 г. по инициативе властей была создана Общественная палата.

Правовое поле

Неправительственный сектор в Армении регулируется тремя основными законами - Законом об общественных организациях, Законом о благотворительных организациях и Законом о фондах. Большинство НПО в Армении зарегистрировано в рамках Закона об общественных организациях, который предусматривает регистрацию в Министерстве юстиции. Фонды и благотворительные учреждения регистрируются в Государственном Регистре, который организационно также входит в состав Министерства юстиции.

С 2007 г. идет обсуждение проекта нового Закона о волонтерах, по поводу которого есть некоторые возражения со стороны ряда государственных организаций и юридические коллизии, в частности, в вопросах налогообложения лиц, работающих на добровольной основе. В последнее время наблюдается некоторое улучшение как в правовой сфере, так и в вопросах регистрации и функционирования НПО в регионах, а также в налоговой сфере. Например, изменения в Закон о подоходном налоге предусматривают с 1 января 2008 г. снижение налога для армянских НПО на «необоснованные с налоговой точки зрения» затраты с 15% до 11%, а изменения, внесенные в Закон о фондах, предусматривают упрощение всего налогового поля деятельности фондов и благотворительных организаций. Довольно ощутимо содействие американской организации USAID, которая консультирует правительство в вопросах упрощения и дальнейшего развития правового поля, относящегося к регистрации, созданию и функционированию НПО в Армении. Организационные и структурные особенности НПО-сектора

В последние годы НПО Армении улучшили свой кадровый состав и организационную структуру. С одной стороны, это связано с ростом числа зарубежных и международных организаций-доноров, оказывающих содействие развитию НПО сектора в Армении. С другой стороны, в общем объеме предоставляемых донорами грантов доля неправительственного сектора снизилась, так как международные организации и доноры в последние годы стали уделять больше внимания проектам в сфере развития экономики, транспортной инфраструктуры, здравоохранения, экологии и т.д.

В силу этого, многие НПО Армении, в условиях повышенной конкуренции (уменьшился объем зарубежных грантов и одновременно увеличилось количество действующих в стране НПО) вынуждены осуществлять долгосрочное планирование своей деятельности, уделять больше внимания эффективности своей работы, детализировать отчетность и повышать информированность о своей деятельности в СМИ и среди общественности. Кроме этого, в последние годы большее внимание со стороны НПО уделяется качественному улучшению кадрового состава, что, в свою очередь, также довольно эффективно сказалось на их деятельности.

Гражданское общество и неправительственные организации Армении активно действуют в сфере защиты прав человека, избирательного мониторинга, охраны природы. Вместе с тем, большинство НПО Армении находятся в серьезной зависимости от финансирования иностранных доноров, поскольку финансовую стабильность НПО невозможно обеспечить с помощью собственных средств, без помощи грантов от организаций-доноров. Поддержка деятельности НПО со стороны местных государственных и бизнес-структур в Армении очень ограничена. Некоторые из НПО Армении политизированы, в результате чего организуемые ими мероприятия по борьбе с коррупцией или защите свободы слова на практике трансформируются в политическую деятельность. Такая трансформация часто основана на представлении, что независимость от власти обязательно подразумевает жесткую оппозицию по отношению к власти.

В принципе, ситуация, когда в условиях неразвитости партийного поля НПО и СМИ берут на себя часть функций, характерных для политических партий, достаточно типична для постсоветских стран. В Армении это приводит к тому, что некоторые НПО имеют более радикальные политические взгляды, чем большинство оппозиционных групп и партий. Кроме того, политизация некоторых НПО имеет под собой субъективную личностную основу. Руководителями или членами правлений или попечительских советов некоторых ведущих НПО Армении являются люди с довольно высоким авторитетом и влиянием в общественно-политическом поле Армении. Такие руководители имеют конкретные политические взгляды и зачастую являются политическими активистами; они же выступают и в качестве ведущих экспертов по целому ряду вопросов (политика, экономика, демократическое развитие, свобода СМИ и т.п.).

Экстремистские и националистические НПО в Армении весьма немногочисленны, поскольку маргинальные деятели с экстремистскими и ксенофобскими взглядами сосредоточены в основном в рядах собственно политических партий и организаций. Кроме всего прочего, экстремистская деятельность по своей сути «не грантабельна», т.е. не может поддерживаться международными организациями-донорами. Соответственно, такие активисты в НПО не идут.

Исключение составляют некоторые организации и фонды армянской диаспоры (например, Союз НПО «Еркир»), которые поддерживают общественно-политическую деятельность ряда национально ориентированых организаций в Армении.

Основные международные организации-доноры

В Армении действует несколько категорий международных организаций, осуществляющих поддержку и финансирование деятельности НПО.

Первую категорию составляют местные и региональные представительства ведущих международных или европейских организаций, которые осуществляют политическую или экономическую деятельность, представляют свои организации в Армении или на Южном Кавказе и для которых поддержка НПО является не основной формой деятельности. Это представительства в Ереване Европейской Комиссии, Совета Европы, ОБСЕ, НАТО, ООН (в особенности Программы развития ООН), Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда и т.п. В это число входила и финансируемая ЕС программа помощи странам постсоветского пространства TACIS, в настоящее время прекратившая свою деятельность в Армении и в рамках Европейской политики соседства замененная новым финансовым инструментом содействия со стороны Европейского Союза.

В несколько более ограниченных бюджетных рамках осуществляют финансирование проектов НПО, дипломатические представительства и посольства. Их можно рассматривать как вторую категорию организаций, финансирующих деятельность армянских НПО. Среди них особо выделяются посольства США, Великобритании, Франции, Германии, Польши, Швейцарии и Греции. В силу специфики своей работы они предпочитают финансировать небольшие проекты (в среднем в размере до 5-10 тыс. долларов) в основном касающиеся охраны прав человека, развития СМИ, организации конференций и круглых столов, студенческого и научного обмена, ознакомления с опытом работы специалистов в своих странах и т.п.

Третью категорию представляют специализированные международные или иностранные организации по предоставлению международной помощи, агентства развития ряда стран и т.д., действующие в регионе, иногда в тесном контакте с дипломатическими представительствами своих стран или же международных организаций. Предоставляемые данными организациями гранты обычно больше по объему, выделяются на более долговременной основе и более стабильны. Это американские организации USAID и Фонд «Евразия-сотрудничество» (Eurasia Partnership Foundation), Швейцарское агентство развития и сотрудничества (SDC), британские организации Британский Совет и Департамент международного развития (DFID), германская GTZ и др. Например, USAID в течение долгого времени осуществляет масштабные проекты в сфере развития энергетики, социальной защиты населения, здравоохранения, а также улучшения демократического управления (Improved Democratic Governance).

Четвертая категория доноров - это организации, действующие в конкретных областях, в т.ч. в общественно-политической и электоральной, а также и во многих других, от сельского хозяйства до охраны окружающей среды. Среди них следует отметить International IDEA, Международную организацию по миграции (IOM), World Vision Armenia, NDI, IREX, Environmental Public Advocacy Center (EPAC), Институт «Открытое общество» (OSI) и др. Большинство из них действует в Армении примерно с начала или середины 1990-х гг., хотя некоторые организации, как, например World Vision Armenia, начали осуществлять первые гуманитарные программы в стране еще с 1988 г., т.е. после Спитакского землетрясения.

Среди этих организаций довольно весомое влияние на развитие процессов в неправительственной сфере и СМИ традиционно имеет армянский филиал Института «Открытое общество» - The Open Society Institute Assistance Foundation (OSIAFA).

Особую, и весьма специфическую пятую категорию действующих в Армении и/или в регионе Южного Кавказа донорских организаций составляют немецкие партийные фонды, такие как Фонд Фридриха Эберта, Фонд Генриха Белля, Фонд Фридриха Науманна и др. В силу уникальности их статуса и системы финансирования (немецкие партийные фонды финансируются со стороны государства пропорционально количеству мест, которые данная партия имеет в парламенте Германии), деятельность немецких партийных фондов за рубежом, в частности в Армении, концентрируется почти исключительно в общественно-политической сфере. Немецкие фонды в Армении финансируют организацию научно-практических конференций, мероприятия по повышению квалификации активистов политических партий, поддержку избирательных процессов, проведение мониторингов и т.д.

Отдельную, шестую категорию доноров, финансирующих НПО в Армении, являются благотворительные организации и организации, занимающиеся почти исключительно реализацией гуманитарных программ - Международный комитет Красного Креста (ICRC), Save the Children - Armenia и др. Кроме того, в эту категорию входят и местные представительства международных религиозных организаций, занимающихся гуманитарной деятельностью, например United Methodists Committee on Relief (UMCOR), OXFAM Armenia, Catholic Relief Service (CRS) - Armenia Caucasus, евангелистской организации армян Америки The Armenian Missionary Association of America (AMAA).

Седьмую, специфическую для Армении категорию доноров составляют организации армянской диаспоры, а также доноры, действующие под патронажем традиционных армянских политических организаций, работающих в Армении и за рубежом.

Например, Армянский союз помощи является своего рода благотворительным филиалом партии «Дашнакцутюн».

В эту категорию доноров входят Армянский общий благотворительный союз (AGBU), Союз армян России, Фонд «Текеян» и др. Отдельно надо отметить Общеармянский благотворительный фонд «Айстан», в число учредителей и членов попечительского совета которого входят высшие должностные лица Армении и Нагорного Карабаха, Армянской Апостольской Церкви, видные общественно-политические лица и известные армянские деятели науки и культуры. Общеармянский фонд с середины 1990-х гг. осуществляет масштабные проекты в Армении и Нагорном Карабахе, в том числе финансирует некоторые проекты по поддержке армянских НПО. И, наконец, небольшие проекты НПО в последние годы финансируются также правительством Армении и местными администрациями, хотя в целом эти проекты ориентированы на решение очень локальных и ограниченных проблем. Это связано с недостаточными финансовыми возможностями государственных структур Армении, а также с тем, что власти опасаются политизации НПО и потому не решаются поддерживать более крупные проекты. Основные НПО, действующие в общественно-политическом и медийном поле По различным данным, в частности, по результатам исследования, проведенного в Армении в рамках проекта UNDP, количество НПО Армении, постоянно функционирующих в общественно-политическом и медийном поле, а также в сфере защиты прав человека, составляет примерно 200.

Наиболее активные НПО в Армении, как и во многих других постсоветских странах, выделяются не только и не столько численностью сотрудников или реализуемых проектов, сколько функциональной спецификой. Наиболее влиятельные НПО Армении (вне зависимости от степени их политизированности) выступают зачастую также в роли ко-спонсоров более мелких НПО, являясь также своеобразным посредником между ними и международными организациями и донорами. Среди такого рода влиятельных НПО зонтичного типа в Армении следует отметить организацию Internews (сфера СМИ, особенно электронных), а также ряд столичных НПО, курирующих работу малых НПО в регионах и специализирующихся на проблемах, связанных с развитием гражданского общества (как, например, Международный центр человеческого развития - ICHD), НПО «Армедиа» (проблемы развития СМИ, гражданское общество, европейская интеграция). Довольно эффективно в сфере налаживания сетевых связей с журналистскими группами и информирования неправительственного сектора и общественности страны действует армянский филиал британского Института освещения проблем войны и мира (IWPR), хотя его нельзя причислить к «зонтичным» НПО. Некоторые НПО осуществляют поддержку более мелких или региональных организаций не только путем вовлечения в собственные проекты, но и в тесном, практически институциональном сотрудничестве с определенными организациями-донорами. Например, Ереванский пресс-клуб является ведущим партнером Института «Открытое общество» и его армянского филиала - OSIAFA - в сфере развития СМИ и усовершенствования законодательного регулирования медийной сферы, мониторинга электоральных процессов в Армении, демократизации и свободы слова, и т.д. Начиная с 1999 г. при финансовой поддержке различных подразделений ИОО Ереванский пресс-клуб осуществил свыше 20 различных грантовых проектов. В сфере журналистики, освещения региональных процессов и налаживания контактов между представителями гражданского общества действует также Исследовательский центр «Регион» под руководством Лауры Багдасарян; при его содействии создана Сеть журналистов Кавказа и действует интернет-ресурс www.caucasusjournalists.net. Активно сотрудничает с этой организацией также Ассоциация журналистов-расследователей, основанная в июле 2000 г. и возглавляемая Эдиком Багдасаряном. Ассоциация имеет интернет-сайт www.hetq.am и ее целью является развитие расследовательской журналистики в Армении, помощь в создании независимых СМИ и защита свободы слова. Обе организации получают финансовое содействие от региональных представительств международных организаций (например, Совета Европы), а также выступают в качестве подрядчиков проектов своих региональных партнеров. Например, Центр «Регион» осуществляет проекты по развитию сети южнокавказских журналистов в рамках совместного проекта с известным грузинским исследовательским центром - Кавказским институтом мира, демократии и развития (CIPDD).

Отдельно надо отметить филиалы или представительства международных НПО, осуществляющих мониторинг или работающих в сфере защиты прав человека, борьбы с коррупцией и т.д. Исходя из ценностных пристрастий, особенностей финансирования со стороны ряда западных государств и отдельных организаций с жесткими идеологическими установками, данные организации часто политизированы и зачастую их деятельность в Армении, в том числе по поддержке местных НПО и партнерских организаций, может носить политический характер. В число такого рода организаций и местных филиалов международных НПО входят действующие в Армении представительства Amnesty International, Transparency International, Human Rights Watch, «Репортеры без границ», Freedom of Information Center - Armenia (FOICA), и т.д. Центр регионального развития, возглавляемый Амалией Костанян, аффилирован с армянским филиалом Transparency International (организацией, целью которой является борьба с коррупцией и оценка ее объема в различных странах мира). Центр регионального развития реализовал целый ряд проектов по мониторингу армянского законодательства в сфере охраны природы, мониторингу финансирования пропагандистской компании парламентских выборов в Армении, а также по повышению транспарентности в различных сферах. Проекты Центра регионального развития финансировались правительством Великобритании, Фондом «Евразия-сотрудничество», Швейцарским агентством развития и сотрудничества (SDC), и другими донорами. Реализацией проектов в сфере развития гражданского общества, образования, установления связей с организациями армянской диаспоры занимается Институт демократии и прав человека (IDHR). Институт получает содействие от голландской организации Oxfam Netherlands, а также действующей в сфере электоральных процессов и проблем демократии международной организации International IDEA.

Среди местных НПО, действующих в сфере защиты прав человека, следует отметить Хельсинкский комитет Армении (возглавляется Аветиком Ишханяном, осуществляет проекты также в сфере религиозной толерантности и мониторинга избирательных процессов) и Армянский комитет Хельсинкской гражданской ассамблеи (возглавляется Анаит Баяндур, занимается вопросами демократии, регионального сотрудничества и защитой прав человека). Эти две организации также выступают в роли зонтичных НПО, которые оказывают содействие и финансовую помощь более мелким правозащитным организациям. Одной из старейших в Армении организаций в сфере защиты прав человека является основанный еще в 1990 г. Армянский центр прав человека им. А.Д.Сахарова. Эта организация имеет сеть региональных филиалов в трех областях Армении (Ширакской, Сюникской и Гехаркуникской), и большой опыт работы. Центр получал финансовую поддержку от целого ряда донорских организаций, действующих в Армении: от Фонда «Евразия-сотрудничество», OSIAFA, UNDP, UMCOR, Transparency International, а также в рамках Политики европейского соседства ЕС, ОБСЕ и Совета Европы.

Довольно активную деятельность в сфере защиты прав человека осуществляет также Институт гражданского общества (CSI). Институт проводит довольно широкую деятельность, начиная от мониторинга ситуации в местах заключения и исправительных учреждениях до создания и поддержки самостоятельного информационного интернет-ресурса по правам человека в Армении - Human Rights in Armenia (www.hra.am). Институт гражданского общества при поддержке британской организации International Alert осуществляет деятельность в сфере миротворчества и регионального развития, путем организации различного рода мероприятий, участия в конференциях и поддержки интернет-ресурса www.peacebuilding.am. В сфере т.н. народной дипломатии и миротворчества следует также отметить Кавказский центр миротворческих инициатив (руководитель Георгий Ванян).

Организация осуществляет ряд проектов с участием партнеров из Армении, Азербайджана, Турции, северокавказских республики Российской Федерации и т.д. Она также поддерживает собственный интернет-портал «Южнокавказская интеграция: Альтернативный старт» (www.southcaucasus.com). Организация финансируется местным представительств Фонда «Евразия-сотрудничество», отделением Фонда Генриха Белля на Южном Кавказе, OSIAFA и пр. С Кавказским центром миротворческих инициатив активно сотрудничает ведущее региональное НПО Армении, занимающееся миротворческой деятельностью и проблемами региональной интеграции - Кавказский центр реализации нетрадиционных методов урегулирования конфликтов, действующий в городе Гюмри (центре области Ширак). В сфере защиты окружающей среды одной из наиболее крупных зонтичных НПО Армении является Армянский филиал Регионального экологического центра для Кавказа (РЭЦ Кавказ). Он осуществляет координацию многих экологических проектов в Армении, в основном финансируется за счет ЕС и Европейской комиссии, в частности, в рамках Европейской политики соседства. В Армении существует также некоторое количество политизированных НПО, созданных по региональному и этническому признаку (например, землячества и политические организации, сформированные из числа армян-выходцев из диаспор различных стран мира) или же из числа ветеранов карабахской войны или представителей бывшей политической элиты страны. Эти организации в основном финансируются представителями местного или зарубежного крупного и среднего капитала и в основном преследуют цель участия во внутриполитических процессах. К такого рода организациям, например, следует отнести Депутатский клуб «Верховный Совет» (объединяющий некоторых бывших депутатов Верховного Совета Армении начала 1990-х гг. и их соратников), Союз армян Грузии, организацию «Амшен» (объединяющую выходцев из Краснодарского края и Абхазии), а также организации этнических меньшинств Армении (русских, украинцев, езидов, греков, ассирийцев и т.д.). Одним из такого рода политизированных НПО, объединяющим практически исключительно представителей политической элиты и руководства Армении в 1991- 1998 гг., а также активистов тогдашней правящей партии АОД, является Центр «Армат».

Отдельный сектор НПО в Армении составляют негосударственные аналитические центры и исследовательские организации (think tanks). Ведущими организациями в этой сфере являются Международный центр человеческого развития (ICHD), Армянская международная группа исследования политики (AIPRG), Институт гражданского общества и регионального развития (ICSRD), Институт Кавказа (CI), Аналитический центр по проблемам глобализации и регионального сотрудничества (ACGRC), НПО «Европейская интеграция», Центр «Спектрум», CRRC-Armenia и др.

Некоторые из аналитических центров стали основой для формирования политических объединений или даже партий. Например, это Армянский Центр национальных и международных исследований (ACNIS), возглавляемый бывшим министром иностранных дел и главой оппозиционной парламентской партии «Наследие» Раффи Ованнисяном. С учетом политической направленности Центра и личной биографии Рафии Ованнисяна (выходца из США), ACNIS финансируется со стороны организаций армянской диаспоры и ряда американских фондов и исследовательских центров. Возможно, аналогичной структурой станет и недавно созданный также бывшим главой МИД Армении Вартаном Осканяном Фонд «Сивилитас», разворачивающий свою деятельность в общественно-политической сфере и с большой долей вероятности способный стать основой для создания политической партии. Среди аналитических центров надо отметить также Научно-исследовательский фонд «Нораванк», зарегистрированный по Закону о фондах. В силу того, что его попечительский совет возглавляется по должности премьер-министром Армении, «Нораванк» имеет некий промежуточный статус, имея возможность получать как прямое государственное финансирование, так и гранты от диаспоральных структур и международных донорских организаций.

* * *

Неправительственный сектор в Армении довольно хорошо развит по сравнению с другими постсоветскими странами. Совершенствуется правовое поле функционирования НПО в Армении, повышаются профессионализм кадрового состава, оптимальность организационных структур и эффективность деятельности. Вместе с тем, тенденции развития организационных структур НПО Армении и основные источники их финансирования довольно типичны для неправительственного сектора в государствах постсоветского пространства. НПО Армении имеют некоторые особенности - это значительный объем финансирования со стороны армянских диаспоральных организаций и меценатов. Общий объем финансирования армянских НПО со стороны западных организаций-доноров в последнее время сократился. Однако в ближайшем будущем возможно его увеличение вследствие активизации в регионе Европейского Союза и реализации им новых программ содействия, как это уже произошло, например, после включения в 2006 г. государств Южного Кавказа в Европейскую политику соседства. Сдерживающим фактором может стать мировой финансово-экономический кризис.

http://www.ea-studies.ru/news/157.html

Поделиться: