АК ЖОЛ и мировой экономический кризис...

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Мировой финансовый кризис вскрыл истинное состояние казахстанской экономики, прямую зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры и цен на нефть, другие сырьевые товары. Но кризис в банковском и строительном секторах несправедливо списывать только на мировой кризис, как это пытаются сделать сейчас.
АК ЖОЛ и мировой экономический кризис...

Мировой финансовый кризис вскрыл истинное состояние казахстанской экономики, прямую зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры и цен на нефть, другие сырьевые товары. Но кризис в банковском и строительном секторах несправедливо списывать только на мировой кризис, как это пытаются сделать сейчас.

Одной из главных причин экономического кризиса в Казахстане является неверная экономическая политика правительства, которое усугубила ситуацию через всемерное поощрение ипотечного кредитования и молчаливое одобрение роста объемов внешних заимствований банками второго уровня для поддержания ипотечного и потребительского бума. Это, в свою очередь, привело к спекулятивному росту цен на недвижимость и земельные участки, что, рано или поздно, должно было вызвать кризис в банковской и строительной сферах.

Принятый План совместных действий правительства РК, Национального банка и АФН в срочном порядке зафиксировал и легитимизировал те меры, которые правительство уже успело предпринять. Вместе с тем, предложенный правительством план не является комплексным, не содержит необходимых мер по повышению транспарентности и подотчетности, не содержит конкретных мероприятий со сроками их исполнения, перечня ответственных за их реализацию физических или юридических лиц, ожидаемых результатов, а главное - механизмов достижения намеченных целей. Отсутствие конкретики изначально ставит под сомнение реальность его реализации.

Но самое главное -у правительства отсутствует системное видение причин, приведших к социально-экономическому кризису в РК, и отчетливо проявляется стремление "списать" его на мировой финансовый кризис. И второе - нынешние действия властей еще раз наглядно демонстрируют расхождение между официально декларируемыми целями и реальными шагами власти.

Анализ Антикризисного плана и других, ранее предпринятых действий по смягчению последствий мирового кризиса на казахстанскую экономику, явно показывает, что произошло сращивание интересов хозяев крупных банков, финансово-промышленных групп и власти, что правительство делает все возможное, чтобы защитить их интересы в ущерб остальным секторам экономики и населения в целом. Так, из 10 млрд. долларов, мобилизованных из Национального фонда 7 млрд. долларов направляются на поддержку банковского сектора и рынка недвижимости.

Банковский сектор

Непосредственно на поддержку банковского сектора выделяется около 8 млрд. долларов, в том числе: 4 млрд. долларов из Национального фонда, около 3 млрд. долларов - в результате мер, которые принял Национальный банк, 1 млрд. долларов - на создание Фонда стрессовых активов. Официальной целью такой массированной поддержки банковского сектора страны объявлено сохранение финансовой стабильности и сложившейся системы кредитования экономики, защита интересов рядовых вкладчиков. Фактической целью Антикризисного плана является государственная поддержка отдельных банков, которые аффилированы с властью.

Мы уверены, что выделение средств из бюджета и Национального фонда в рамках помощи банкам второго уровня должно быть жестко обусловлено полной прозрачностью крупных собственников банков, их адекватном финансовым соучастии в оздоровлении банковско-финансовой системы, в том числе собственными активами и капиталом . Все эти шаги требует скорейшего принятия соответствующего пакета нормативно-правовых актов.

Банковский сектор из простого посредника при осуществлении денежных операций, инструмента трансформации накоплений и сбережений в инвестиции, превратился в мощный рычаг воздействия на принятие политических и экономических решений. Гипертрофированная роль некоторых крупных банков проявляется в их растущем влиянии на проводимую правительством социально-экономическую политику. Интересы этих банков активно продвигаются и депутатским корпусом, и правительством. Политическая поддержка некоторым банкам оказывается отдельными политическими партиями, которые явно или опосредованно финансируются теми или иными финансово-промышленными группами. Поэтому важным становится ограничение возможностей воздействия банковской системы на политическую систему и население страны в целом.

Экономика и политика неразрывно связаны. Банки всегда будут стремиться к увеличению прибыли. Никакие законы, пусть они будут идеальными ("О политических партиях", "О выборах", "О СМИ" и т.д.), не будут работать в условиях, когда банковская система, как подводная часть айсберга, является, по сути, системой политической, когда из непрозрачных глубин эта система протягивает щупальца к вершинам власти и пронизывает все общество, оставаясь при этом внешне респектабельной. Конкуренция банков проявляется как противоборство внутри элиты и внутри контрэлиты, между элитой и контрэлитой, в конечном итоге на публичном поле - как конкуренция политических партий. Не случайно некоторые банки называют системообразующими. Расцепить этот сросшийся организм можно только через системное политическое реформирование.

Рынок недвижимости

На поддержку рынка недвижимости помимо 3 млрд. долларов, которые выделяются из Национального фонда, правительство обязуется дополнительно привлечь 2 млрд. долларов из средств Накопительных пенсионных фондов. Объявленная цель - обеспечение населения доступным жильем, подменяется на более практичную - спасение, за счет рядовых налогоплательщиков, крупных фирм-застройщиков и спекулянтов недвижимостью, которые прямо аффилированы с региональной элитой.

Всего на спасение фирм-застройщиков выделяется 5 млрд. долларов. Правительство, чтобы только спасти крупные фирмы-застройщики и спекулянтов недвижимостью, которые построили квартирную пирамиду, установило цены на выкуп жилья на уровне, обеспечивающего и прибыльность этих операций. Кроме того, ужесточены требования к доступу на рынок жилищного строительства небольшим компаниям. Национальным компаниям предписано осуществить выкуп недостроенного жилья для своих сотрудников, а областные акиматы предполагают выкупать жилье у фирм-застройщиков по ценам, которые устраивают последних.

Запуск новой ипотечной программы и обещание правительства снизить процентные ставки по ипотечным кредитам до 12,5% не сделает жилье доступным для абсолютного большинства населения страны.

Решение же жилищной проблемы лежит в совершенно другой плоскости - массовом строительстве арендного жилья, доступного широким слоям населения, развитии жилищно-строительных кооперативов, выкупе недостроенного жилья по реальным рыночным ценам и завершения его строительства за счет выделенных средств Национального фонда. В развитии арендного жилья большую роль могут сыграть НПФ, которые располагают "длинными деньгами" и заинтересованы в стабильном доходе как арендная плата. Развитие рынка арендного жилья решит и проблему мобильности рабочей силы, создания полноценного рынка труда, которого в Казахстане сейчас нет.

Поддержка малого и среднего бизнеса

Средний класс, пусть еще не такой многочисленный, но вполне обладающий всеми атрибутами, присущими этой категории населения, политически не самоопределился, находится в тени, задавленный банковско-финансовой олигархией и аффилированными с ней государственными институтами . Основу этого класса составляют предприниматели - миллионы тех, кто своим трудом создает и рабочие места, и львиную долю доходов государства.

На поддержку малого и среднего бизнеса выделяется всего 1 млрд. долларов по ставке, которая, как утверждает правительство, будет не выше 14% годовых. Сумма выделенных средств на поддержку МСБ, в котором заняты более 1 млн. чел. в 5 раз меньше, средств, направляемых на поддержку фирм-застройщиков. При этом правительство до сих пор не имеет плана конкретных мероприятий по поддержке МСБ, не имеет механизма доведения выделенных средств до предпринимателей.

Выделение средств на поддержку малого и среднего бизнеса институтами развития через посредничество банков второго уровня делает кредиты неподъемными для большинства предпринимателей, приводит к искусственному завышению процентных ставок.

Серьезной проблемой в этих условиях является организационная и политическая разобщенность субъектов МСБ. В условиях выживания и полной зависимости от БВУ им приходится заработанные время и ресурсы тратить на преодоление административных издержек осуществления предпринимательской деятельности, что существенно понижает их конкурентоспособность. При этом недобросовестная конкуренция и коррупция все более определяют реальные "правила игры". Несмотря на это, МСБ, являясь частью общественных производительных сил, приходит к пониманию того, что существующие производственные отношения уже не способствуют их развитию, а наоборот являются его тормозом и ограничителем. Деятельность же всякого рода околоправительственных организаций по защите и поддержке МСБ носит имитационный характер и, по существу, дезориентирует МСБ и отвлекает его от решения конкретных проблем.

В этих условиях назрела жизненная необходимость для МСБ осознать свои социально-экономические интересы и самоорганизоваться в рамках действенного независимого гражданского института с политическим самоопределением в понимании своего места и роли в системе политических отношений.

Аграрный сектор

Развитие сельского хозяйства страны и агропромышленного комплекса в целом неоднократно провозглашалось как главный приоритет. Казалось бы, что за это время можно было бы создать все условия для подъема сельского хозяйства, но практически все программы по развитию села оказались проваленными. Отсутствие системной поддержки сельских товаропроизводителей обрекают сельское хозяйство на дальнейшую деградацию. Даже высокие мировые цены на зерно не улучшили материальное благосостояние сельчан, лишь обогатили крупных землевладельцев. В результате уровень жизни сельского населения близок к критическому уровню, около 90% сельчан живут на грани бедности.

В условиях мирового финансового кризиса сельское хозяйство должно получить максимальную поддержку, т.к. от него зависит продовольственная безопасность страны. Анализ же Антикризисного плана и предыдущих действий правительства показывает, что помощь будет направлена на поддержку крупных сельхозтоваропроизводителей, которым дополнительно выделяется через холдинг "КазАгро" 1 млрд. долларов.

Правительством предусмотрены настолько общие меры и направления поддержки агропромышленного комплекса, что трудно выделить ключевые моменты, на которые нужно обратить внимание. Вместо организации системы закупок сельхозпродуктов на селе и их реализации в городах республики, чтобы исключить многочисленных посредников и не только стабилизировать, но и снизить цены на отечественные продукты питания, правительство создает стабилизационные фонды, заключает ничему и никого не обязывающие меморандумы.

Финансирование инвестиционных проектов

На эти цели через ФНБ "СамрукКазына" выделяется дополнительно 1 млрд. долларов и предполагается привлечь прямые иностранные инвестиции в сумме 3 млрд. долларов. Нужно отметить, что перечень проектов существенно сокращен - до 18 объектов, что должно позволить сконцентрировать ресурсы на реализации приоритетных проектов. Это можно было бы отнести к плюсам плана, если бы было ясно, почему эти проекты вошли в программу поддержки, а другие отложены. Или в отборе решающую роль сыграли чьи-то интересы? В плане и действиях правительства отсутствуют критерии отбора проектов, поддержки отдельных производств. В этой связи открывается простор для коррупционных действий и (или) прямой поддержки компаний, которые аффилированы с властными структурами.

Мы считаем, что необходимо срочно принять меры, в том числе законодательного характера, по обеспечению прозрачности, подотчетности и эффективности управления госактивами и повышению ответственности должностных лиц государственных холдингов, национальных компаний и фонда благосостояния "СамрукКазына" за эффективное использование выделяемых средств. Необходимо провести тщательный и полноценный анализ инвестиционных проектов развития. Государство должно сосредоточиться только на инфраструктурных проектах, секвестрировав индустриальные проекты. При этом необходимо значительно сократить неоправданно возросшие административные расходы госорганов и нацкомпаний.

Национальный фонд

Национальный фонд создавался как фонд будущих поколений, средства которого служат только для накопления доходов, полученных от добычи нефти, и частично используются для финансирования бюджетных программ развития и социальной поддержки населения в условиях резкого снижения мировых цен на нефть. Поэтому средства Национального фонда в условиях кризиса должны использоваться на образование, здравоохранение и развитие инфраструктуры.

Средства Национального фонда являются народным достоянием. Поддержка крупных компаний и банков - близких или далеких от лиц, находящихся во власти, к бюджетным расходам и приоритетам использования средств Национального фонда не относятся. 10 миллиардов долларов, которые уже выделены из Национального фонда или планируются к выделению, используются не для поддержки граждан Казахстана. Если они начинают использоваться на поддержку отдельных отраслей, компаний или банков, благодаря лоббистам, имеющих доступ к власти, то это поддержка не населения, а конкретных "толстосумов-олигархов", которые являются владельцами этих компаний и банков.

Удешевление кредита

Правительством декларируется снижение ставок по вознаграждению для реального сектора до 14%, а по новой ипотечной программе - до 12,5%. Конкретного механизма удешевления правительством не предлагается. Вместе с тем, участие в механизме кредитования институтов развития гарантирует, что реальные ставки вознаграждения за кредиты будут намного выше, что сделает их недоступными для абсолютного большинства населения и предпринимателей.

Для снижения процентных ставок выделение средств через институты развития должно проводиться на возвратной основе, при этом ставка вознаграждения не должна превышать уровень инфляции на 1-2%.

Нужно кардинально изменить сам механизм финансирования реального сектора экономики с участием государства, в частности МСБ. Антикризисные средства государства должны выделяться банкам второго уровня под портфель реальных проектов. Формирование банками портфеля проектов для получения средств из институтов развития снимет кабальную зависимость предпринимателей от БВУ, которые, наоборот, будут заинтересованы в получении дополнительных ресурсов для инвестирования в зависимости от количества одобренных инвестиционных проектов.

Государство же через фонд "ДАМУ", СПК и т.д. могут тогда четко проконтролировать целевое использование государственных средств. При нарушении условий кредитования, в частности нецелевого использования выделенных средств, они могут быть отозваны со штрафными санкциями.

Мобилизация финансовых ресурсов.

Основным институтом трансформации свободных средств населения и предприятий в инвестиции является фондовый рынок, который в Казахстане находится в зачаточном состоянии. Кропотливую и целенаправленную работу по созданию полноценного фондового рынка правительство подменило проектом формирования в г.Алматы Регионального финансового центра (РФЦА).

По оценкам же экспертов, население страны располагает свободными средствами на сумму более 15 млрд. долларов, которые хранятся дома из-за недоверия к банковской системе и отсутствия альтернативных средств инвестирования. На депозитах частных предприятий, в том числе и в зарубежных банках, имеются свободные средства, которые временно не используются. Эти средства могли бы быть использованы для инвестирования отечественной экономики, если бы в Казахстане функционировал полноценный фондовый рынок.

Финансовые резервы можно изыскать при более эффективном управлении институтами развития и национальными компаниями, которые на сегодняшний день практически бесконтрольны. Ежегодно выявляются сотни фактов злоупотребления в распоряжении их средствами. Для усиления контроля над финансами следует разрабатывать и утверждать сводный государственный бюджет страны. В этом документе должны быть отражены движения всех государственных финансов, включая финансовые потоки Национального фонда, национальных компаний и институтов развития.

Все доходы институтов развития, которые получены за счет размещения свободных или неиспользуемых средств на банковских депозитах подлежат безусловному зачислению в доходы государственного бюджета. С этой точки зрения необходимо принципиально пересмотреть критерии эффективности работы институтов развития. Институты развития - это не банки второго уровня, естественным критерием деятельности которых является получение максимальной прибыли. Их деятельность должна оцениваться по степени их участия в реализации инвестиционных проектов. В случае отсутствия таких результатов, что мы наблюдаем на протяжении нескольких лет, они должны быть расформированы как ненужные для страны.

***

Системный кризис выявил не только узкие места существующей модели развития страны, но и создал уникальные возможности для качественных преобразований отечественной экономики и политической системы. Наступает момент истины. Кризис обнажил реальную мотивацию действий власти, интересы которой не имеют ничего общего с интересами населения.

Сегодня Казахстан стоит перед судьбоносным выбором: или немедленно приступить к коренному обновлению существующей модели развития страны, чтобы создать эффективную многоотраслевую экономику, способную обеспечить высокий уровень благосостояния и социального обеспечения населения, или дальше продолжать сложившуюся социально-экономическую политику, рискуя оказаться на обочине мирового прогресса, постепенно скатиться в число стран третьего мира.

Поэтому важным становится достижение общественного согласия как в определении конечных целей развития страны, так и средств их достижения. В противном случае экономическая политика будет постоянно приспосабливаться к интересам структур, аффилированных с властью, а задачи становления Казахстана как социально ответственного государства, реализующего интересы всех слоев населения и каждого гражданина страны, будут постоянно отодвигаться на второй план.

Для этого нужна внятная и понятная программа действий, которая будет поддержана всеми социальными группами и населением страны в целом. Разработка такой программы требует консолидации усилий всего экспертного сообщества, ученых и практиков, независимо каких политических взглядов они придерживаются.

Мы считаем, что предлагаемые нами меры должны стать основой более широкой антикризисной программы, которая позволит стране и народу выйти из кризиса с наименьшими потерями. Поэтому мы обращаемся ко всем активистам и членам партии "Ак жол", представителям других политических партий и объединений, а также экспертам и специалистам, принять активное участие в обсуждении и принятии такой программы.

Руководитель Координационной комиссии Центрального Совета, заместитель Председателя партии "АК ЖОЛ" Б.Нурмухамедов

zonakz.net

Поделиться: