Тигран Манасян: Союзное государство: миф или реальность?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Одним из ближайших для русского человека является белорусский народ. Жителей этого постсоветского государства россиянин может по праву назвать кровными братьями. Это объясняется общей историей, религией, этнолингвистическими признаками, культурой и т.д. Во время августовского конфликта в Южной Осетии президент А. Лукашенко, поддержав Россию, заявил, что «наши народы настолько близки друг другу, насколько немцы близки немцам». Здесь, скорее всего, имеется в виду особенности языкового отличия немцев. Мысль эта довольно глубокая, т.к. еще в ХIX в. Германия была разделена на сотни мелких государств, хотя на этой земле жили люди, говорившие на диалектах одного языка. Однако после объединения и интегрирования было создано сильное государство - Германия. Возможно, именно поэтому он считает объединение с Россией - залогом будущего быстрого развития обеих братских стран.
Тигран Манасян: Союзное государство: миф или реальность?

Одним из ближайших для русского человека является белорусский народ. Жителей этого постсоветского государства россиянин может по праву назвать кровными братьями. Это объясняется общей историей, религией, этнолингвистическими признаками, культурой и т.д. Во время августовского конфликта в Южной Осетии президент А. Лукашенко, поддержав Россию, заявил, что «наши народы настолько близки друг другу, насколько немцы близки немцам». Здесь, скорее всего, имеется в виду особенности языкового отличия немцев. Мысль эта довольно глубокая, т.к. еще в ХIX в. Германия была разделена на сотни мелких государств, хотя на этой земле жили люди, говорившие на диалектах одного языка. Однако после объединения и интегрирования было создано сильное государство - Германия. Возможно, именно поэтому он считает объединение с Россией - залогом будущего быстрого развития обеих братских стран.

В свою очередь и российская сторона не скупиться на подобного рода искренние лестные слова. Президент Путин, например, после референдума и переизбрания Лукашенко на третий срок только поздравил своего коллегу и отправил теплые пожелания. Учитывая тот негативный настрой Запада в отношении Белоруссии, не показались неожиданными их упреки и обвинения в тоталитаризме Лукашенко. На этом фоне позиция Москвы резко выделяется и показывает, что Россию не волнует точка зрения Брюсселя, т.к. Минск для нее важнее.

На протяжении всего исторического периода народы Белоруссии и России тесно взаимодействовали и сохраняли весьма теплые, дружественные отношения. Если у соседней Украины имелись определенные разногласия (в основном из-за желания украинского народа отделиться от России), то с белорусским народом у России всегда сохранялась идиллия. При создании Советского государства Белоруссия сыграла одну из важнейших ролей наряду с РСФСР и Украиной - именно они учредили будущий СССР. Более того, за все 70 лет Белорусская ССР не предъявила ни малейшей политической претензии Москве, в отличие от многих других республик. Минск до последнего стоял за сохранение единого государства и против развала Советского Союза. Вспоминая последние новости о газовом конфликте, нельзя не отметить, что подобных споров на почве энергоресурсов или других экономических составляющих между Белоруссией и Москвой не было никогда.

В современной постсоветской истории Белоруссия повела себя как ни одна другая республика. Политика этого государства изначально строилась в пользу укрепления связей со «старшим братом», поэтому важнейшим верным другом РФ сегодня смело можно назвать Белоруссию. После прихода к власти А. Лукашенко взаимоотношения с Россией еще более укрепляются, вследствие чего был подписан договор о строительстве Единого Союзного государства. Вот уже почти 9 лет (с 26 января 2000 г.) мы живем в неком аморфном государстве конфедеративного толка, которое объединила Россию и Белоруссию. Слово «аморфное» выбрано здесь не случайно, т.к. за все эти годы члены Союзного государства не сумели найти компромиссного пути создания полноправной государственной единицы. По сути, мы живем в Союзном государстве, но на самом деле подобного государства не существует.

С подобными высказываниями можно спорить, т.к. де-юре существует общий Высший орган управления государством - Высший Государственный Совет Союза и другие важные для делопроизводства органы, однако де-факто ни один из этих органов не имеет сколь-нибудь значимой силы и влияния. Кроме того, на постоянных встречах президентов РФ и Белоруссии всплывают все новые и новые разногласия, которые показывают, что до альянса нам еще далеко, мы еще не перешагнули барьер товарно-денежных отношений, как например, европейцы.

В чем же здесь дело? Почему не происходит желанная реинтеграция? Все вроде бы готово, не хватает лишь компромисса. Некоторые сваливают вину на первых лиц государств, некоторые на ситуацию в Европе и мире, некоторые на бесперспективность подобного слияния.

Одним из первых виновников можно назвать СМИ, которые зачастую травят нас искаженной информацией о том, будто президент Лукашенко нарочно тянет время для большего выкачивания денег из России, хотя на самом деле и не думает о продвижении в вопросах сотрудничества с Россией. Все это - крайне опасная и несвоевременная дезинформация, т.к. в современном мире у Белоруссии не так много друзей: самые развитые страны Европы и Америки от нее отвернулись в силу объективных для них причин. В этой ситуации, даже несмотря на то, что Белоруссия является одним из выходов российского рынка на Запад, заигрывание с Москвой крайне опасно для Минска, т.к. он рискует потерять ближайшего друга и надежного партнера. Вот почему подобные заявления СМИ кажутся глупыми и безосновательными.

Благодаря тем же СМИ мало кому известно, что союзные программы спасли ярославские моторные заводы, позволили вдохнуть жизнь во многие стоящие заводы, дали огромному количеству людей рабочие места. Это стало возможным благодаря осознанию взаимозависимости, которая была наследована нами от Советского Союза (об этом ниже). С другой стороны все граждане нашей страны слышали, что российский бюджет «кормит» тысячи белорусских чиновников. Такая политика прессы и телевидения ни к чему хорошему не приведет, кроме излишнего нагнетания ситуации.

Сегодня требуется единое информационное пространство, союзные СМИ. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны: в Белоруссии почти повсеместно можно найти центральные российские газеты и журналы. С другой стороны, имея информацию о соседе, мы не получаем достаточной информации о продвижении в Союзном строительстве. Но и здесь также есть объективная причина. Что могут писать СМИ, если на деле ничего выдающегося не происходит? Пичкая зрителей и читателей неправдоподобной, но «положительной» информацией (а именно это - залог создания нормального, цивилизованного государства), журналисты рискуют дискредитировать себя. Доверия аудитории будет потеряно и СМИ уже не смогут обеспечивать нас информацией.

Проблемы возникают также из-за неверной идеологии со стороны и Москвы, и Минска. Большинство высокопоставленных чиновников с обеих сторон видят в качестве основы объединения экономические выгоды. Бесспорно, это весьма важный аспект отношений, однако нельзя все сводить к выгоде материальной. Иначе может возникнуть вопрос: «Если бы Россия не была так богата и привлекательна, интересовала бы она белорусское правительство?», или «если бы Белоруссия не была сборочным цехом СССР и выходом в Европу, интересовала бы она РФ?».

Кроме всего прочего, идеологию любого государства следует строить не только на экономической, но и на культурной основе, т.к. ничто на свете так не сплачивает и сближает, как музыка, спорт, кино, театр, общая история и т.д. Нельзя забывать слова Л. Гумилева о том, что «идея, ощущение культурного, религиозного национального единства всегда играли и играют колоссальную роль в жизни народов!». Во многом из-за отсутствия всего вышеперечисленного РФ и Белоруссия интегрируются довольно медленно и это признают как сторонники, так и противники объединения. Нужно заметить, что кроме СМИ и идеологии здесь существуют более веские причины:

  • 1) Сильные бюрократические барьеры . С обеих сторон хватает чиновников, пугающихся при мысли о лишении тех властных полномочий, которыми они располагают на данный момент;
  • 2) Непростое развитие процессов экономической реинтеграции . Экономическое развитие всех стран СНГ имеет эффективную благоприятную перспективу в случае восстановление единого экономического пространства, т.к. СССР строил свою экономику на принципе взаимозависимости, что и привело к краху во всех странах постсоветского зарубежья после распада Советского Союза.
  • 3) Отсутствие единой валюты . Предполагается, что единой валютой должен стать российский рубль. Основной причиной задержек являются значительные разногласия двух стран по поводу деталей предполагаемой валютной реформы. Беларусь настаивает на выплате значительной компенсации за отказ от национальной валюты - белорусского рубля - и на сохранении за собой права на эмиссию рублей. Однако пока Москва не идет навстречу Минску.
  • 4) Не имеется общей сформированной законодательной базы . Фактически поэтому нет определения формы Союзного государства. Сейчас - это конфедерация, то есть очень рыхлое образование, т.к. не существует никаких общих принципов.

Несколько подробнее хотелось бы остановиться на экономических аспектах взаимоотношений России и Белоруссии, т.к. самые большие препятствия для слияния находятся именно в экономической сфере. Современные лидеры СНГ не замечают многих положительных тенденций, происходящих на Западе. Например, повсеместное и тотальное объединение перед лицом экономических невзгод и возможного беспорядка в социальной сфере. Особенно активно и заметно этот процесс шел в Европе: сначала «шестерка» и «семерка», затем ЕЭС, на базе которого создан ЕС, уже не только экономическое, но и политическое объединение европейских стран.

Европейской слияние нельзя назвать сиюминутным событием, напротив, на это было потрачено немало средств и времени. Фактически, ЕС начал создаваться с послевоенных лет, когда нужно было сплачиваться перед лицом коммунистической врага. У России и постсоветских стран есть большое преимущество по сравнению со странами Европы. Им для объединения потребовалось интегрирование своей экономики в единую систему, что и заняло почти полвека. У нас же все намного проще: экономическая система бывшего СССР была построена таким образом, что каждая республика напрямую зависела от нескольких других, поэтому сегодня лидерам республик СНГ следует понять, что сообща в несколько раз легче, чем поодиночке построить развитую современную экономику.

На этом пути у России и Белоруссии есть несколько проблем. Основная сложность заключается в разной степени приватизации экономики обеих стран. В РФ несмотря на неприемлемость для интересов безопасности такого подхода, на деле осуществляется политика удаления государства из экономики по рецептам российских и зарубежных либералов. То есть на деле реализуется политика, которую приветствуют российские либералы (СПС, Либеральная партия России) и которую существенно подпитывают олигархические круги, позволяет иностранному капиталу вторгаться в стратегические отрасли.

А. Лукашенко же не имеет желания идти по стопам России. Слабость позиции Лукашенко заключается не в отказе следовать печальному опыту России, а в том, что он не предлагает правового и одновременно экономического механизма формирования различных форм собственности, тем более, что мировая практика уже выработала критерии формирования, например, государственной собственности. Такими критериями являются:

* нерентабельное или малорентабельное производство, но без которого невозможно существование страны в целом и экономики в частности. Такими отраслями являются: традиционные виды транспорта, в первую очередь железнодорожный, угольная промышленность, почта, телеграф и др.;

* наукоемкое и капиталоемкое производство плюс фундаментальная наука. Вложения огромные, прибыль от вложений приходит через 10-20 лет (космонавтика, атомная промышленность, электроника, передовые отрасли связи и транспорта и т.д.). Здесь же сосредоточена передовая технология. Мыслить и действовать стратегически в этих отраслях кроме государства некому;

* оборонная промышленность.

Таким образом, в экономической области есть еще много нерешенных принципиальных проблем, сдерживающих процесс интеграции двух стран. И решение этих проблем должно носить прежде всего политический характер, так как экономические решения вторгаются, прямо отражаются на социальной обстановке и перекосы, противоречия, порождаемые такими решениями, непосредственно влияют на социальную и политическую стабильность в обществе. Для этого нужны компромиссы, т.к. в противном случае никакого продвижения в деле создания Союза не будет.

Интеграция же поможет противостоять множеству проблем и вызовов современности и сближение России и Белоруссии то уже доказало, т.к. уже видны позитивные сдвиги в экономике, военной сфере, безопасности, борьбе с преступностью, охране границ и т.д. Однако этого недостаточно. Нужно строить общие институты власти, которые будут довлеть над государственными России и Белоруссии (на подобии ЕС, СССР, США). Таким образом, пока подобного варианта не будет создано в Союзном государстве, не будет де-факто Союза РФ и Белоруссии.

Поделиться: