Булат ХУСАИНОВ: Без серьезных структурных изменений Казахстан останется на периферии глобальной экономики

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На прошедшей неделе президент Казахстана заслушал отчет правительства и Национального банка об основных итогах работы за 2008 год и прогнозных тенденциях социально-экономического развития страны на 2009 год. Своей экспертной оценкой итогов года с корреспондентом КазТАГ поделился доктор экономических наук Булат Хусаинов.
Булат ХУСАИНОВ: Без серьезных структурных изменений Казахстан останется на периферии глобальной экономики
Игорь КИНДОП, КазТАГ

На прошедшей неделе президент Казахстана заслушал отчет правительства и Национального банка об основных итогах работы за 2008 год и прогнозных тенденциях социально-экономического развития страны на 2009 год. Своей экспертной оценкой итогов года с корреспондентом КазТАГ поделился доктор экономических наук Булат Хусаинов.

***

- На совещании была озвучена информация о том, что рост ВВП составит по итогам года более 3%. Почему цифра не конкретная, без уточнения реального объема ВВП?

- Для начала напомню, что валовый внутренний продукт (ВВП) - это совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в определенный период на территории страны. Изменение объемов производства товаров и услуг в экономике за определенный период времени характеризуется индексом физического объема ВВП. Окончательные итоги 2008 года по динамике и структуре изменения ВВП, которыми занимается агентство РК по статистике, еще не подведены. И остается неясным, почему нынешнее правительство поспешило обнародовать предварительные данные.

Удивляет первое же предложение опубликованных "Кратких итогов деятельности правительства", где сказано: "Несмотря на обострение мирового финансового кризиса, реальный рост ВВП по итогам 2008 года прогнозируется больше 3%".

Уже в первой части этого посыла кроется некорректность формулировки. Не "несмотря", а именно по причине глобального финансового и экономического кризиса произошло замедление темпов роста национальной экономики. Достаточно вспомнить, что даже в непростом для страны 2007 году рост ВВП составлял 8,6%.

Далее в этой же фразе приводится прогнозное значение реального роста экономики на 2008 год. Тогда как правильнее говорить об оценке этого роста, который должен базироваться на ретроспективном анализе за прошедшие три квартала текущего года. До тех пор, пока не будут опубликованы окончательные итоги социально-экономического развития в 2008 году на основе отчетных данных, говорить о конкретных параметрах роста преждевременно. Вполне возможно, что рост ВВП составит порядка 3,5%.

И, наконец, третий существенный момент. Весьма сомнительно, что правительство использует серьезный экономико-математический инструментарий для прогнозирования макропараметров национальной экономики. Это утверждение базируется на содержательном анализе "Кратких итогов". Из них следует, что суть повышения "качества прогнозирования макроэкономических показателей" означает не что иное, как "проведение работы по изучению новых подходов макроэкономического моделирования и прогнозирования, моделей прогнозных расчетов ВВП...". Иными словами, правительство до сих пор находится на стадии "изучения".

Любой квалифицированный экономист поймет, что уважаемые кураторы от макроэкономики изобретают велосипед или пытаются камуфлировать отсутствие реальных прогнозных расчетов за этим набором слов. Существуют классические подходы к прогнозированию и моделированию - они давно известны. А разработка новых методов - это прерогатива ученых-математиков. Важно определить набор наиболее существенных факторов, от которых зависит развитие экономики Казахстана, выстроить правильную спецификацию модели, провести ее верификацию (проверить на адекватность реальной экономике) и сделать качественную содержательную интерпретацию полученных результатов.

- Почему на ваш взгляд произошло замедление темпов роста ВВП?

- Потому что произошло сокращение объемов производства товаров и услуг во всех отраслях национальной экономики. Если проанализировать квартальные данные, то нетрудно видеть, что каждые последующие три месяца происходило их замедление. В первом квартале рост реального ВВП составил 6%, во втором - 5,4%, в третьем - 3,9% по отношению к аналогичным периодам 2007 года.

Как известно, ВВП состоит из двух основных компонентов - производства товаров и производства услуг. Первый компонент - это промышленность, сельское хозяйство и строительство, второй - транспорт и связь, сфера обращения и другие услуги. За 9 месяцев 2008 года рост производства товаров увеличился на 2,3%, рост производства услуг - на 4,8%. Если сравнить с аналогичными показателями за предшествующий период, то налицо замедление темпов роста этих компонентов ВВП.

В январе-ноябре 2008 года к соответствующему уровню 2007 года индекс физического объема промышленного производства составил 2,6%, в том числе в обрабатывающей промышленности - падение на 1,3%, в горнодобывающей промышленности - рост на 5,1%. К примеру, за 11 месяцев 2008 года добыча железных руд снизилась на 5,9%, производство неметаллических минеральных продуктов - без малого на 25%, производство продукции в черной металлургии упало на 8,5%.

В целом произошло значительное замедление темпов роста в промышленности, строительстве, транспорте, других отраслях экономики. Если брать региональный аспект, то за этот период выпуск продукции снизился в Акмолинской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской областях и в Астане и Алматы. Все это и сказалось на динамике изменения ВВП.

Примечательно, что за все годы реформирования в Казахстане не удалось реально диверсифицировать структуру экономики. Стратегия индустриально-инновационного развития страны не реализуется, все осталось на бумаге. Заложенные в ней параметры оказались не обоснованными, а институты, созданные для реализации стратегии, не дееспособными, по всей видимости, в силу перманентной реструктуризации.

Назрела пора критически оценить эффективность ее реализации, переосмыслить этот стратегический документ и создать для ее воплощения не структуры-монстры с издевательскими для народа названиями, а реальные институты, что позволит сэкономить значительные бюджетные средства.

Без серьезных структурных изменений в национальной экономике существует большая вероятность того, что Казахстан останется на периферии глобальной экономики, поставляя вместе с природной рентой невозобновляемые природные ресурсы в развитые страны и стимулируя развитие их экономик.

- Как вы считаете, есть ли вероятность вхождения Казахстана в рецессию в наступившем году?

- Прежде всего, необходимо определиться с дефиницией "рецессия" (от латинского Recessus - отступление). В макроэкономике этот термин обозначает относительно умеренный, некритический спад производства или замедление темпов экономического роста. Спад производства характеризуется нулевым ростом ВВП или его падением на протяжении более полугода. Рецессия является одной из фаз экономического цикла, следующей после бума и сменяющейся депрессией. Рецессия чаще всего ведёт к массивным падениям индексов на бирже. Как правило, экономика одной страны зависит от экономики других стран, поэтому экономический спад в той или другой стране может привести к спаду экономик в других странах и даже к краху на мировых биржах, что собственно и происходило на протяжении последних нескольких месяцев 2008 года. Произошедшее замедление темпов роста экономики - это уже признаки рецессии, что характерно для всех мировых экономик.

Для нас важнее, как будет развиваться экономика Казахстана в нынешнем 2009 году. Здесь существенную роль играют две группы факторов: а) экзогенные (внешние), т.е. как будет развиваться глобальная экономика; б) внутренние, в значительной мере обусловленные реализацией антикризисных мер, разработанных правительством, Национальным банком и АФН страны.

Осенью 2008 года министерство экономики и бюджетного планирования представляло прогноз роста ВВП на предстоящие три года на уровне 5-7% ежегодно. Это было при цене $60 за баррель сырой нефти. Совершенно очевидно, что такие темпы недостижимы. Прогнозировать развитие национальной экономики без адекватного экономико-математического инструментария, глядя в потолок - это удел дилетантов. И уже спустя некоторое время в соответствии с уточненным бюджетом и прогнозными параметрами макроэкономики, разработанными тем же министерством, в 2009 году рост экономики предполагается на уровне 2,7%, в 2010 году - 3%, в 2011 году - 3,5%.

В нынешней ситуации все зависит от того, какие действия будет предпринимать правительство и как оно сможет реализовать антикризисную программу. К сожалению, у нас правительство пишет о прорывных проектах и создает их перечни. Включать в перечни можно сколько угодно проектов, но работают они реально или нет, понять из отчета правительства - того, который опубликован в печати, - невозможно.

На данный момент мы имеем дело с глобальным экономическим кризисом. Это уже не финансовый кризис. Он перекинулся на товарные рынки, в реальный сектор экономики. Внутренние факторы - это то, как будет реализовываться программа антикризисных мероприятий. По сути, эта программа повторяет программы США и других западных стран, потому что весь упор делается на финансовую систему из-за необходимости "спасать" банковский сектор. О реальном секторе национальной экономики в данной программе ничего не говорится.

- Возможно ли, что регуляторы примут решение по проведению девальвации тенге?

- Теоретически девальвация тенге вполне возможна. У нас уже на протяжении многих лет курс держится в районе 120 тенге за доллар. Единственное исключение произошло осенью 2007 года, когда из-за неразумных и несогласованных действий произошел всплеск курса, что сразу же привело к инфляционному скачку.

В определенной мере это искусственная поддержка за счет валютных интервенций из золотовалютных резервов (ЗВР) и Национального фонда (НФ). Учитывая, что в 2008 году $5 млрд. из НФ уже передано в Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", а в нынешнем году планируется "позаимствовать" еще $5 млрд. для реализации антикризисной программы, понятно, что ЗВР и НФ будут уменьшаться.

А если обратить внимание на то, что наши партнеры по СНГ постепенно девальвируют свои валюты, такой сценарий теоретически возможен и у нас. И исключать его нельзя. Если не будет хватать ЗВР, то естественно, что в какой-то момент Национальный банк Казахстана отпустит тенге в "свободное плавание".

Пока же никаких признаков для проведения девальвации нет. Такие решения исключительно прерогатива Национального банка, и искусственно создавать панику ни в коем случае нельзя. Прошу читателей не относить эти рассуждения к паническим заявлениям, тем более что их автор не имеет отношения к этим процессам.

- Необходимы ли в Казахстане дополнительные меры по стимулированию предпринимательства?

- В развитых странах стимулирование идет посредством снижения учетных ставок, налоговых послаблений. Но у нас немного другая экономика. С точки зрения стимула к развитию - конечно, налоговые послабления, преференции необходимы. В Казахстане только что принят новый Налоговый кодекс, в котором, в частности, заложено снижение корпоративного подоходного налога (КПН). Необходимо найти стимулы для активизации малого и среднего бизнеса, который у нас практически не работает с осени 2007 года, когда деньги в обороте значительно сократились. Уже тогда правительство должно было предпринять действенные меры, а не ссылаться на ипотечный кризис в США, который никакого отношения к нашей экономике не имел. Нужно не параметры ежегодного отчета Всемирного банка "Doing Business" отслеживать, как это записано в пресловутом "Кратком отчете", а создавать реальные механизмы и стимулы активизации предпринимательской деятельности в стране.

На данном этапе нужна реальная транспарентность расходования бюджетных средств (по сути налогоплательщиков Казахстана) ФНБ "Самрук-Казына" и эффективный контроль их деятельности. А вообще существуют иные более эффективные и прозрачные способы финансирования предпринимателей реального и финансового секторов национальной экономики, без создания ФНБ "Самрук-Казына". Например, через министерство финансов или Национальный банк Казахстана в соответствии с существующим законодательством. На сегодня "Самрук-Казына" в антикризисной программе правительства - это всего лишь посредник. Фонд получает деньги по нулевой ставке, а банкам предоставляет под 7%. Элементарная арифметика показывает, что ФНБ ничего не делая, получает 7%-ную маржу. Это - экономический нонсенс, циничный бизнес на средства государственного бюджета!

ZONAKZ.NET

Теги: Казахстан

Поделиться: