Узел, вместо того, чтобы развязаться, завязался еще сильнее.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Я полагаю, что конфликт далеко не исчерпан. Прежде всего потому, что в нем присутствует значительная субъективная составляющая. Как и во всем спектре российско-украинских отношений. Нет никаких гарантий, что подписанные соглашения будут выполняться и выполнятся в полном объеме.
Узел, вместо того, чтобы развязаться, завязался еще сильнее.

Алексей Власов

Я полагаю, что конфликт далеко не исчерпан. Прежде всего потому, что в нем присутствует значительная субъективная составляющая. Как и во всем спектре российско-украинских отношений. Нет никаких гарантий, что подписанные соглашения будут выполняться и выполнятся в полном объеме. Россия несет серьезные имиджевые потери в ходе конфликта, но другого варианта действий у Москвы, похоже, не остается. Несомненно, что Ющенко раздражает Москву, и это раздражение, безусловно, постоянно присутствует в ходе "газовых переговоров". Также несомненно, что Юлия Тимошенко ведет свою собственную игру, разыгрывая "газовую карту" в личных политических целях. Ведь вся схема, по которой газовый транзит обрастал многочисленными посредниками, возникла не вчера и не позавчера, и, конечно, здесь замешены бизнес интересы очень влиятельных людей, а потому все подробности реальной подоплеки газового конфликта мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Но тут следует учитывать, что упорство Москвы с точки зрения политики краткосрочной, абсолютно оправдано. Официальный Киев явно провоцирует Москву на столь жесткие меры, но не ответить на них ‫- значит потерять лицо. Хотя вполне понятно, что для среднестатистического европейца внутри украинские разборки или отношений Медведева и Ющенко - это дело тридцать пятое. Мне кажется, что следует ожидать нового витка конфликта. Противостояние далеко не завершено и Евросоюз будет все более активно в этом противостоянии увязать...

Сослаться на этот комментарий
12.01.2009
Заведующий лабораторией анализа и прогнозирования микроэкономических процессов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, кандидат экономических наук Дмитрий Кувалин
Дмитрий КувалинКак Вы прокомментируете соглашение, заключённое между Россией и Украиной, о допуске международных наблюдателей на газотранспортные системы двух стран для осуществления мониторинга за транзитом газа через украинскую территорию? Поможет ли оно уладить разногласия между двумя странами по газовому вопросу? Что заставило каждую из сторон подписать данное соглашение? Похоже, никакого согласованного всеми сторонами документа не существует до сих пор. Все события сегодняшнего дня подводили к такому выводу. Сначала возникла долгая и непонятная пауза, в течение которой не было вообще никаких новостей. Хотя Украина вроде бы подписала протокол еще в 4 утра. Затем с загадочными утверждениями выступила г-жа Тимошенко. По ее версии выходило, что в подписанном протоколе было зафиксировано следующее: несанкционированного отбора газа не было, газовый долг Украины перед Россией отсутствует, надежность Украины как транзитера газа сомнений ни у кого не вызывает. Эти утверждения изначально выглядели малоправдоподобными. Во-первых, у российских представителей всегда была прямо противоположная позиция, и подписать документ с подобными утверждениями они просто не могли. Более того, подписание протокола для того и придумывалось, чтобы отвязать нерешенные проблемы от будущего транзита. А г-жа Тимошенко снова их увязывала. Во-вторых, факт бережного украинского отношения к транзитному газу можно установить только после детальной международной проверки, а факт отсутствия долгов - только в международном суде. Каковая проверка и каковые судебные разбирательства еще даже и не начинались. Непонятное молчание хранили и европейские структуры, которые вроде бы должны были или подтвердить, или опровергнуть спич г-жи Тимошенко. Но ничего кроме бодрых речей о всеобщем согласии и скором возобновлении газового экспорта Европой сказано не было. Хотя если Украина что-то успела напоследок вписать в протокол от себя, это явно могло вызвать возражения России и вернуть ситуацию в исходную точку. Почему европейские начальники приостановили свою челночную дипломатию в столь рискованной ситуации - совершенно неясно. Может быть, повлияло желание не портить себе воскресный отдых? Какова вероятность возобновления в ближайшее время транзита газа в Европу через территорию Украины? От каких факторов это будет зависеть? Теперь уже неизвестно. Узел, вместо того, чтобы развязаться, завязался еще сильнее. Если Европа по-прежнему будет пытаться решить проблему исключительно за российский счет и откажется всерьез надавить на украинские власти, история может затянуться уже не на дни, а на недели. Как Вы в целом прокомментируете развитие газового конфликта между Россией и Украиной? Какая из сторон на данный момент понесла наибольшие потери в результате конфликта? Каким Вам видится дальнейшее развитие событий в газовом споре? На мой взгляд, Россия изначально находилась в более выгодном положении. Владение огромными месторождениями газа - это непобиваемый козырь. Куда, когда и почем этот газ поставлять - в конечном счете решает именно поставщик. Тем более что потенциальных покупателей газа очень много, а потенциальных продавцов - очень мало. В данный момент Россия приступила к реализации своего преимущества. Пожалуй, даже поздновато приступила. Но теперь, по всем раскладам, должна довести игру до победного конца. Если, конечно, не допустит какой-нибудь грубой ошибки. Вроде очередного согласия поверить украинским и европейским властям на слово. Что касается потерь, то в тактическом плане проиграли все. Европа и Россия поменьше, Украина побольше. Украинский тактический проигрыш более значителен потому, что она, похоже, все-таки уже в 2009г. нарвется на комбинацию «европейские цены на газ против европейских цен на транзит». Как известно, при таком обоюдном повышении Украина теряет больше даже в том случае, когда речь идет только о российском газе. А если вспомнить, что Украина импортирует еще и среднеазиатский газ, который тоже надо качать... Качать за те же деньги да к тому же по более длинной трубе... Иными словами, суммарные экономические потери Украины от такой комбинации могут оказаться чрезвычайно большими. А если вести речь о стратегических макроэкономических перспективах, то Украина будет единственным проигравшим. Транзит - мимо, газ - дорого, доступ на российский рынок - на общих основаниях безо всяких льгот. Европа необходимые ей российские газ и нефть в конечном счете будет получать по новым трубопроводам или морским путем. А Россия будет выбирать из нескольких выгодных вариантов газовых поставок самый выгодный. Можно будет продолжать масштабные трубопроводные поставки в Европу. Можно будет начать масштабные трубопроводные поставки в Азию. Можно будет построить мощности по сжижению газа и развозить его уже по всему миру. А еще, вообще-то, очень просят дополнительный газ российские предприятия. Энергетикам он нужен для экологически чистого производства электроэнергии и тепла на установках с заведомо высоким КПД. Металлургам - для перехода на технологию прямого восстановления железа - энергетически более экономную и экологически более щадящую, чем доменный цикл. А есть еще и газохимики, и транспортники, и не до конца газифицированный жилищный сектор... Так что время работает именно на Россию.
12.01.2009
Группа Компаний "В-Лазер", CEO, Профессор кафедры Экономической информатики, кандидат наук "Техническая кибернетика и теория информации" Сергей Митрофанов
Сергей Митрофанов Роль "Росукрэнерго" вряд ли стоит демонизировать, это так, наши с украинцами на пару "опять там что-то замутили", пользуясь современным политическим слэнгом. Проблема не решается, поскольку Украину все равно загнали в угол - страна не будет платить, если она платить не может. Либо Европа должна покупать российский газ на фобе при пересечении российской границы и потом кредитовать украинские "кассовые разрывы сроком на сто лет". Либо Россия будет в какой-то форме кредитовать потребление газа в Украине, либо надо в долях кредитовать "транзитеров". В противном случае, рациональных вариантов для Украины не существует, а затевать разговор про выкуп сложных активов или бессрочную аренду некоторых украинских территорий сейчас немыслимо.
12.01.2009
Доцент ГУ-ВШЭ, президент Народного Фонда (МОО Новые формы социальных технологий), эксперт Школы политических исследований Игорь Кокарев
Игорь Кокарев А знает ли рядовой россиянин, что в июле 2004 года на высшем политическом уровне было принято решение о создании частной компании РОСУКРЭНЕРГО, в которой российские и украинские лица стали согласованно заниматься продажей среднеазиатского газа на украинском рынке? Знает ли он, что в феврале 2005 года в газовом балансе компании РОСУКРЭНЕРГО появился газ российского, узбекского и туркменского происхождения, поступивший в рамках контрактов заключенных с ОАО «Газпром» и его дочерними структурами? Слышал ли, какую роль компания РОСУКРЭНЕРГО сыграла в разрешении первого кризиса газовых отношений между Россией и Украиной Соглашением от 4 января 2006 года, подписанное РОСУКРЭНЕРГО, ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины»? Кто объяснит, почему частная компания РОСУКРЭНЕРГО является центром согласования интересов России и Украины в вопросах сотрудничества в газовой сфере? Компания с одной стороны, выступает гарантом поставок газа в Украину по приемлемым для экономики этой страны ценам, а с другой является финансовым гарантом перед «Газпромом», который последовательно получает от РОСУКРЭНЕРГО оплату за поставленный в Украину газ. Зачем нужен этот посредник? И кто же несет ответственность за нынешний конфликт, если не эта совместная русско-украинская компания? При чем тут правительства и главы государств, если есть РОСУКРЭНЕРГО? Хотелось бы знать: а) кто главные акционеры этой странной компании, среди которых, говорят, частные и весьма узнаваемые лица; б) какую выгоду из этого конфликта извлекает этот хозяйствующий субъект? в) почему об этом могущественном посреднике нет ни слова в СМИ, захлебывающихся новостями о газовой войне между Россией и Украиной? г) какие дивиденды получила эта частная компания за эти годы, и не ради ли этих дивидендов нужен такой посредник кому-то? Только ответив на эти вопросы, можно объективно судить о происходящем. Думаю, вмешаться в этот конфликт власть должна была с другой стороны, а именно расследуя дела посреднические. В противном случае вмешательство власти имеет своей целью лишь политические интересы...
Комментарии.ру
Теги: ИАЦ МГУ

Поделиться: