Алексей Власов: Еще раз к вопросу о мухах и котлетах...

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Касаясь противоречий между Россией и Украиной по газовой проблеме, должен сказать, что это тема для многотомной монографии - столько всего накопилось по линии отношений между Москвой и Киевом, причем как объективных, так и субъективных факторов.

Интервью Day.Az с российским политологом, генеральным директором информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексеем Власовым.

-Что в действительности, на Ваш взгляд стоит за противоречиями между Россией и Украиной по газовой проблеме? - Касаясь противоречий между Россией и Украиной по газовой проблеме, должен сказать, что это тема для многотомной монографии - столько всего накопилось по линии отношений между Москвой и Киевом, причем как объективных, так и субъективных факторов. Несомненно, что Ющенко раздражает Москву, и это раздражение, безусловно, постоянно присутствует в ходе "газовых переговоров". Также несомненно, что Юлия Тимошенко ведет свою собственную игру, разыгрывая "газовую карту" в личных политических целях. Ведь вся схема, по которой газовый транзит обрастал многочисленными посредниками, возникла не вчера и не позавчера, и, конечно, здесь замешены бизнес интересы очень влиятельных людей, а потому все подробности реальной подоплеки газового конфликта мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Но тут следует учитывать, что упорство Москвы с точки зрения политики краткосрочной, абсолютно оправдано. Официальный Киев явно провоцирует Москву на столь жесткие меры, но не ответить на них - значит потерять лицо. Хотя вполне понятно, что для среднестатистического европейца внутри украинские разборки или отношений Медведева и Ющенко - это дело тридцать пятое. А в западных СМИ, как всегда, большая и плохая Россия обижает маленькую, но демократическую Украину, а одновременно еще и закручивает газовый вентиль на кухнях простых болгар, румын и поляков. - Что Вы считаете кардинальным решением проблемы? Это запуск «Северного потока», либо что-то еще? - Да, с моей точки зрения, «Северный поток» - в данной ситуации оптимальный вариант диверсификации энергопоставок в Европу по альтернативному маршруту, минуя территорию Украины. Любопытно, что некоторые немецкие издания назвали нынешний газовый конфликт хитрым пиар-ходом Владимира Путина, который таким образом якобы пытается продавить согласие европейских партнеров на более активное участие в реализации «Северного потока», стоимость которого, напомню, выросла до 7,5 млрд. евро. Замечу, что одним из камней преткновения для «Северного потока» является вопрос об экологической ситуации на Балтике, но, полагаю, что в нынешней ситуации, вопросы экологии неизбежно отойдут на второй план. -Европейцы говорят, что указанный кризис еще больше подчеркнул важность диверсификации источников энергоносителей. Может ли это привести к повышению интереса Европы к таким странам, как Азербайджан? - Конечно, Азербайджан оказывается в выигрыше, потому, что к вашей стране теперь приковано внимание как со стороны западных, так и со стороны российских политиков. Азербайджан и Казахстан, так уж случилось, сейчас нужны всем. И если руководство Азербайджана разумно использует данную ситуацию, то, конечно, это приведет к повышению статуса Азербайджана как участника крупных геоэкономических проектов. И все же я полагаю, что в силу исторических связей между Россией и Азербайджаном, руководство Республики, по-прежнему хорошо помнит замечательную русскую пословицу про корзину и яйца. И хотя сложное маневрирование требует, как я полагаю, огромных усилий, «энергетическая многовекторность» Азербайджана в ближайшем будущем, скорее всего, будет сохранена. - Об объемах энергоресурсов стран каспийского бассейна высказывают противоречивые мнения. Считаете ли Вы, что Азербайджан, Казахстан и Туркменистан смогут и захотят стать альтернативой России для европейских потребителей газа? - Это еще один крайне противоречивый сюжет, поскольку существуют взаимоисключающие оценки «реальных» ресурсов Каспия, каждая из которых «подтверждена» «компетентными» специалистами. Но я в Вашем вопросе вижу другую важную составляющую - принципиальную готовность (неготовность) Баку, Ашхабада и Астаны договариваться за спиной Москвы. Я не уверен, что достижение такого согласия возможно в самое ближайшее время. Многовекторность и прагматизм в политике руководства этих стран подталкивает Ильхама Алиева и Нурсултана Назарбаева к проведению более осторожной и взвешенной политики. В нынешней крайне взрывоопасной ситуации, мне кажется, никто не будет делать резких движений, и в Евросоюзе это понимают. Что касается Туркменистана, то никто точно не может сказать, каковы реальные газовые ресурсы этой республики? Насколько реальны ресурсы месторождения «Южный Иолотань» с объемом в 7 трлн. кубометров газа знают только, наверное, в ближайшем окружении туркменского лидера. - Российское руководство заявляет об отсутствии намерения чинить препятствия в реализации газового проекта NABUCCO в обход России. Так или иначе, насколько реальной Вам кажется судьба этого проекта? - Мне кажется, что вопрос о судьбе NABUCCO искусственно привязывается к проблеме российской газовой монополии. Лоббисты NABUCCO используют российско-украинский конфликт для «пробивания» альтернативного российским маршрутам проекта, но при этом оставляют в стороне важнейший вопрос о рентабельности NABUCCO и о возможных сроках его реализации. А между тем, один из ключевых вопросов - это участие Ирана, а точнее сказать, иранского газа в наполнении этой газопроводной системы. На данном направлении пока полный туман. Ну, а азербайджанских ресурсов на Каспии может надолго не хватить, и тогда вопрос, насколько туркменских и азербайджанских ресурсов будет достаточно для того, чтобы обеспечить рентабельность газопровода? Поэтому, как любит говорить В.В. Путин, давайте рассматривать «котлеты отдельно, а мухи отдельно». Или NABUCCO - это проект сугубо политический. Или все-таки, это проект, который представляет коммерческий интерес для всех его участников. Это и есть, на мой взгляд, главный вопрос дня. Тем более, что стартовая цена проекта - 4,5 млрд. евро уже выросла до 7,9 млрд. евро. Ч.Али Day.Az

URL: http://www.day.az/news/world/143138.html
ц

Поделиться: