Казахстан в "тройке" ОБСЕ: интервью с экспертом

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
С 1 января Казахстан стал членом так называемой "тройки" ОБСЕ – высшего консультативного органа, в который включаются нынешний, предыдущий и последующий председатели Организации по безопасности и сотрудничеству в ЕвропеНапомним, что Астана возглавит ОБСЕ в 2010 году, ныне этот пост у Литвы переняла Греция. О том, каковы перспективы более тесного сотрудничества Казахстана с Европой в рамках работы в "тройке", DW беседует с директором аналитических программ московского центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Н. Харитоновой.
Казахстан в "тройке" ОБСЕ: интервью с экспертом

С 1 января Казахстан стал членом так называемой "тройки" ОБСЕ - высшегоконсультативного органа, в который включаются нынешний, предыдущий ипоследующий председатели Организации по безопасности и сотрудничеству вЕвропе

Напомним, чтоАстана возглавит ОБСЕ в 2010 году, ныне этот пост у Литвы перенялаГреция. О том, каковы перспективы более тесного сотрудничестваКазахстана с Европой в рамках работы в "тройке", DW беседует сдиректором аналитических программ московского центра по изучениюобщественно-политических процессов на постсоветском пространстве Н.Харитоновой.

Программа "Путь в Европу"

DW: Перед самымНовым годом казахстанское правительство одобрило план мероприятий всоставе "тройки" ОБСЕ и на посту председателя этой организации. Судя повсему, вопрос этот для руководства страны - не дежурный и не тольколишь "статусный", как говорили ранее многие наблюдатели. В чем тутследует искать первоочередной интерес Астаны?.

НХ: В первую очередьв контексте подготовки к председательству нужно упомянутьгосударственную программу «Путь в Европу», инициатором которой сталпрезидент Н. Назарбаев. Для казахстанского лидера выбор европейскоговектора стал своеобразным, но своевременным ответом на вызов времени.Речь идет об идеологическом вакууме в стране. Этим могли бывоспользоваться силы, деструктивные в контексте казахстанских реалий: кпримеру, сторонники пантюркизма или панисламизма. РуководствоКазахстана решило заполнить этот вакуум, обнаружившийся послефактического завершения строительства независимого национальногогосударства, идеологемами, ориентированными как на собственноказахстанские, так и на европейские ценности. Возможные трудности - этопрежде всего проблема глубины преобразований - определиться в том,реализуется ли госпрограмма так сказать, для галочки, или этодействительно некая модель модернизации казахстанского общества. Это ипроблема самоидентификации - как на пути в Европу не растерять своенациональное и самобытное. Третий важный момент - это выработка новыхстандартов жизни в рамках этой госпрограммы. Еще недавно шла дискуссияо том, должен это быть европейский стандарт жизни, или , к примеру,евразийский и т.д.

Ориентация на Россию и многовекторность

DW: А как совместимас "Путем в Европу" ориентация на Россию во многих вопросах, вчастности, в сфере политического плюрализма, выборов, и т.д.

НХ: В целом,полагаю, что два вектора можно успешно совмещать, но для этогопонадобиться адекватность исполнительной власти и осознаниеответственности партиями и парламентскими структурами. В частности,сегодняшний «казахстанский парламентаризм» не соответствуетказахстанским реалиям и новым вызовам. И, кстати, казахстанскоеруководство это понимает - отчасти именно этим вызвано принятие в концедекабря поправок в законы "О выборах", "О политических партиях", "ОСМИ" и т.д. Понятно, что возрастающая политическая и социальнаяактивность граждан требует легитимной системы канализации этойактивности, а для установления полноценного диалога в парламентеправящей партии нужны оппоненты, ну или хотя бы оппонент, именно это,возможно, придаст импульс и реформе партии «Нур Отан» и т.д. Хотя,конечно, и необходимость выполнить пресловутые "обязательства Тажина"до вступления в должность председателя ОБСЕ, которые давлеет надруководством страны уже сейчас, и особенно после вступления в "тройку"ОБСЕ. И тут "российский" путь вряд ли может быть успешно взят навооружение. С другой стороны, удачным примером совмещения российского иевропейского векторов казахстанской политики может стать энергетическаясфера. В конце декабря на министерской встрече стран участниц Форумастран-экспортеров газа Казахстан заявил о своем желании статьстраной-наблюдателем в этой организации. Организации, на базе которой,по мнению специалистов, формируется так называемая «газовая ОПЕК».Страны Евросоюза могут иметь на этот счет свои опасения, если газовыйкартель будет оказывать влияние на их энергетическую политику. Казалосьбы, в таком контексте совместить два вектора очень сложно, чтобы иЕвропа и газовый пул, где ведущее место занимает Россия, были довольныдействиями Казахстана. Но если, к примеру, Казахстану заявить о себекак, о посреднике между европейскими странами потребителями и газовымпулом, как стране, представляющей, кроме прочего, и интересы Европы,противоречие будет устранено.

Работа в тройке - шанс для Казахстана

DW: Каковы, с позиций Астаны, основные акценты работы ОБСЕ в период председательства Казахстана?


РКактивно работает над постановкой задач предстоящей деятельности вкачестве председателя ОБСЕ, формированием приоритетов, отвечающихнациональным интересам Казахстана и участников ОБСЕ, особенно васпектах, связанных с обеспечением безопасности и стабильности вЦентральной Азии и повышением экономической привлекательности региона.Среди основных приоритетов, как заявляет сама Астана, укрепление мердоверия и региональной безопасности, развитие невоенных аспектовбезопасности, в частности в сфере борьбы с терроризмом, наркотрафиком,торговлей оружием, экологическая безопасность, развитие евразийскихтранспортных коридоров, восстановление Афганистана. Это те вопросы, вкоторых Европа может рассчитывать на активность Астаны.

DW: Что Казахстан за три года работы в "тройке" может позаимствовать у Европы?

НХ: Казахстаножидает о работы в «тройке» многого - начиная от возможности выхода науровень стратегического партнерства с ведущими европейскими странами досовершенствования национального законодательства с учетом европейскихнорм, но без ущерба для внутренней стабильности! На мой взгляд,Казахстан за это время может не только оценить, что действительно стоитзаимствовать, в какой форме и чему соответствовать. Но, есть вопросы, вкоторых РК, так сказать, в реальном времени должна перенимать западныйопыт. Прежде всего, речь идет об антикризисной составляющей -во-первых, институты континентальной Европы демонстрируют б о льшуюустойчивость, чем, к примеру, американские или российские. И стремлениек европейским стандартам вопросах финансового регулирования как никогдаактуально. Во-вторых, в период финансового кризиса все системыоказываются более открытыми к обмену опытом, и этим тоже необходимопользоваться. То есть кризисная ситуация, отсекая старое и уже изжившеесебя, дает новые возможности. Скажем так, это шанс, и Казахстан, будучив «тройке» не должен его упустить.

В. Волков

www.contur.kz

Поделиться: