ИАЦ МГУ. Работа над ошибками: ожидания и разочарования 2008.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В январе 2008 года в качестве эксперимента мы публиковали прогноз тенденций политического развития отдельных стран и постсоветского пространства в целом. В большинстве случаев он оправдался. Но, например, в отношении Украины наш оптимизм оказался завышен. С высоты 2008 оказалось, что демократический потенциал этой страны вылился в бессмысленную полемику элит и привел страну на грань дефолта. Желаемое не всегда становится действительным. И конечно трудно было предположить военный авантюризм в Южной Осетии. В остальном, тенденции 2008 года были обозначены верно, в частности относительно траектории развития России, Беларуси, Казахстана и Узбекистана. Предлагаем сравнить и вспомнить былое.
ИАЦ МГУ. Работа над ошибками: ожидания и разочарования 2008.

ИАЦ МГУ. Работа над ошибками: ожидания и разочарования2008.

В январе 2008 года в качестве эксперимента мы публиковали прогноз тенденций политического развития отдельных стран и постсоветского пространства в целом. В большинстве случаев оноправдался. Но в ряде других наш оптимизм оказался завышен. Например Украина.

С высоты 2008 оказалось, чтодемократический потенциал страны вылился в бессмысленную полемику элит и привелстрану на грань дефолта. Предположения о способности Тимошенко проводить умную экономическуюполитику в должности премьера, начиная свесны прошлого года утоплены борьбой с Ющенко. Украинское правительство не справилось со своимипроблемами, а украинская модель не стала качественной альтернативой «московскомуевразийству» ,и скорее служит примером деградации нежели плюрализма.

Также не столь прорывным прошедший год казался для ЕврАзЭСи ОДКБ. Была надежда, что новые кадровые изменения в руководстве этих структурприведут к большему прогрессу. Однако внимание российского Политбюро было обращенов большей степени на другие процессы.

Желаемое не всегда становится действительным. И конечно труднобыло предположить военный авантюризм в Южной Осетии. В остальном, тенденции2008 года были обозначены верно, в частности относительно траектории развития России,Беларуси, Казахстана и Узбекистана. Предлагаем сравнить и вспомнить былое.

ИАЦ МГУ:ключевые события 2007 и процессы 2008 года в странах постсоветского Содружестванаций.

Парламентские выборы в Украине.

Можно с абсолютно диаметральных позиций оценивать ситуациюв Украине. Но факт остаться фактом – Украина наиболее плюралистичная вполитической жизни страна СНГ с большим потенциалом развития. Конкуренцияцентров сил уже не приведет к распаду и крушению государства: правила игрыустановлены – ценность украинского единства понимают как условные оранжевые,так и бело-голубые.

У страны большой комплекс проблем от экономическихлихорадок и коррупции, до опасности этно-территориального конфликта в Крыму.Одна из главных -- проблема интеграции и развития русских связей и элементоввнутри формирующегося украинского национального ядра. Все это надолго, новполне решаемо с учетом интересов как единой Украины, так и России,«попечителя» интересов русского населения. Кризис апреля-мая 2007, который врезультате привел к роспуску парламента, второму премьерству Юлии Тимошенко,уходу Ющенко в венецианскую защиту, перемещению Януковича со слабогопремьерского кресла в сильное оппозиционное, -- все эти события будут иметьсвою траекторию в 2008 году.

Интерес будет представлять соревнование правительстваТимошенко и Путина (конечно если наш общенациональный лидер захочет получитьпремьерскую запись в трудовой книжке). Проблемы у стран почти идентичные(старение и развал инфраструктуры, выбывание основных фондов производства), норазные масштабы и базовые условия экономики. Но представьте, если правительствоТимошенко сумеет выполнить часть обещанного в отсутствии сырьевой подушки – чемне вызов всеуспешному Путину?

Но в любом случае, Украина неплохой пример альтернативы«московской евразийской модели» в том виде как она сформирована на данном этапе.

Казахстан.

Изгнание главного зятя страны Рахата Алиева и первыйоднопартийный парламент в СНГ (за исключением Туркмении).

Но характерно, что при таком волюнтаристском раскладедоминирования исполнительной вертикали, ключевые интересы основных групп -традиционных и бизнес-структур, сложившихся за период постсоветского развития,остались соблюдены. Пожалуй, за исключением корпорации Алиева-Дариги, котораяподверглась существенному демонтажу. 2008 год для Казахстана вероятно будетвполне спокойным. Бюрократия и бизнес-структуры будут готовить силы, укреплятьпозиции в преддверии пост-назарбаевского перехода: когда он начнется никто незнает, но ведь начнется. Политическая стабильность сохраниться при высокихценах на сырье, однако мобилизации широких групп населения вокруг темынационального пути ожидать не приходиться.

Россия.

«Мюнхенская речь» Путина и следствия из нее: жесткаяпикировка по поводу ПРО, мораторий на ДОВСЕ, критика и требование реформ ОБСЕ.

На тему внешнеполитического усиления России сказано многопозитивного, не меньше и конструктивной критики, некоторые выражают тревогу(ведь за яркими фразами виднеются рыхлые тылы). Но главное как на это усилениереагирует один из адресатов: Запад. Отчасти цель достигнута – заставили уважать.Показатель этого, официальная реакция на историю с убийством Литвиненко. Завычетом волны обвинений в медиа нужно констатировать – Британия «утерлась».Правительство Гордона Брауна, по сути, оказалось униженным и не смоглопредпринять ничего вразумительного, а атлантический мир продемонстрировалграницы своего возможного и желаемого давления на Путина в 2007 году(рассуждаем безотносительно причин истинных авторов этого отравления).

А вот преемник на первый взгляд оказался совсем не«мюнхенским». Вполне бюрократический (технологически удобный Путину) выборвроде бы не следующий ожиданиям идеологии милитаризации, но зато подтверждающийрамки строительства «суверенной» РФ по либеральной кап. модели с поправкой наместные особенности. Пока кандидат Путина говорит как раз о том, что мы следуемв политическом фарватере западной системы, просто немного правым курсом, неболее того. Естественно, что жесткость Медведева еще пройдет возгонку, получитнужный градус. Ряд наблюдателей из числа общавшихся с ним считают, что онвсегда более принципиален и тверд чем это видно по поездкам в больницы идетские дома. Но кто знает, как это реализуется? Каким будет новый президент?Как Путин выстроит новый дизайн вертикали власти? С упором на правительство?

Рождается многокомпонентная система со сложным механизмомуправления отдельными элементами и неопределенностью в отношении целого. Всевыглядит красиво, и многие прогнозы (в том числе западные) воодушевляют. Нонадежность и жизнеспособность этого детища не столь очевидна.

В совокупности, ставки РФ как координатора пространства СНГвозросли значительно (в том числе вслед за акциями «Газпрома»). Главная интригакак обычно: отношения в паре – РФ-США и в треугольнике – РФ-США-СНГ. Вряд лиожидаемая администрация «демократов» ослабит свой интерес и, следовательно,давление на регион.

Цена на нефть «выглянула» из поворота в$100. Важное событие для всех сырьевых демократий СНГ.

Туркмения.

Главное событие 2007, первого постниязовского года,избавление Бердымухаммедова от Акмурада Реджепова. А также утраченные иллюзииотносительно скорой демократизации власти или хотя бы некой большей открытостив рамках прежнего режима. Очевидно, произошла бюрократическая революция, новомупрезиденту удалось буквально полностью сменить кадровый состав, в том числесиловиков. Цитируем наиболее заметного исследователя Туркмении Артема Улуняна:«Сохранение 6-ти месячного испытательного срока для чиновников было дополненоновшеством: отныне ряд высших государственных чиновников – членов кабинетаминистров из числа руководителей отраслевых ведомств, стали «кураторами»экономического развития основных областей страны. Однако объявленные реформы вобласти сельского хозяйства, промышленного производства и банковского делаоказались до сих пор декларацией. В определенной степени и здесь сказалась рольместного чиновничества: оно оказалось не в состоянии с точки зренияпрофессиональных навыков разработать базовые принципы необходимых изменений.Более того, при кажущейся заинтересованности высшей чиновничье номенклатуры всоздании более жизнеспособного государственного механизма, она не можетопределить «собственный интерес», так как сложившаяся система «внебюджетного»материального поощрения позволяет продолжать иметь гораздо больше и с меньшимизатратами, чем если бы подобные реформы начали проходить и вести к усилениюрасслоения внутри чиновного класса».

Узбекистан.

Президентские выборы и их традиционный победитель.

Каримов повторяет путь Ниязова. Правда, без техособенностей и своеобразия, которые имели место в процессе сакрализацииТуркменбаши. Чем это закончиться для Каримова и Узбекистана? Все наблюдателиобращают внимание на опасности узбекской трансформации: практически всеварианты (в качестве главных сценариев рассматривают наследственный ипреемнический сценарии) сопряжены с колоссальными рисками от исламскойреволюции до военной хунты. Также как и Ниязов, ослабевающий Каримов можетпасть от руки судьбы (просто умереть) или от дворцового переворота (умереть отруки убийц). Так же как и в Туркмении, возможно, что партию начнут силовики, азакончат бюрократы и один из кланов чиновников.

Беларусь.

2008 год, второй год очередного срока «азиатского» лидерана западе СНГ обещает быть спокойным. Главная новостная интрига – с кем будеточередной раз «дружить» Лукашенко? Будет ли менять векторы развития страны,следом за внешнеполитическими колебаниями? Или ничего не поменяется в стилеЛукашенко, что скорее всего. Очевидно, тактика сохраниться, но вероятно какнеглупый чиновник он будет поглощен теми экономическими кризисами, которыевскоре предстоят Беларуси с очевидностью: в ближайшей перспективе либерализацияи сопутствующие ей проблемы неизбежны.

Кремль и дальше будет проводить в отношении Минска политикусдержанного оптимизма «союзного ожидания». Беларусь для Кремля выступает сразув трех качествах: лакомый кусок еще девственной, социально нагруженнойэкономики; важный стратегический партнер между ЕС и западными границами РФ; инеудобное, самостийное политическое образование. Отсюда и своеобразная политика– желание приблизить (кредит в $1.5 млрд.), но с большей выгодой для себя, не вущерб собственным интересам во имя некоего союза. Отсюда главный тренддвусторонних отношений -- удаляющая перспектива союзного государства.

Прикаспийский газопровод .

То, о чем мечтали еще в 2003 году (увеличение поставок идоступ центрально-азиатских компаний через РФ на рынок ЕС), наконец должнореализоваться в 2008-2009 году. В результате долгих согласований отпервоначально заявленных параметров в силе осталась лишь первая часть:модернизация САЦ, и лишь частичное введение новых мощностей. Сокращены объемыпоставок, предполагавшиеся в мае 2007 года.

Однако плюсов оказывается значительно больше: созданиепервого газового консорциума Казахстан-РФ-Туркмения, плюс Узбекистан. ДляРоссии выгодна привязка дополнительных объемов регионального газа в свои сети,что открывает перспективы для будущих контрактов.

Главное для РФ – репутационый выигрыш, усложнение условийигры соперников Транскаспия. Главная выгода для центрально-азиатскихпартнеров -- увеличение стоимости газа (выгодно, прежде всего, для властвующихэлит сырьевых стран ЦА).

Азербайджан .

Начало поставок азербайджанского газа в Турцию.

Конкуренция в сравнении с российскими объемами минимальная,но факт достаточно символичный – вторая страна СНГ после РФ имеет свойсобственный доступ к рынкам ЕС, что заметно оживляет риторику и всяческиеэнергетические дискурсы в обеих странах (РФ и Азербайджан). Кроме того, придаетнекоторый оптимизм ЕС в стремлении активнее двигаться в поисках альтернативныхрынков (газопровод Баку-Эрзурум рассматривается как элемент проекта Набукко).

О важности проектов южно-кавказских сырьевых магистралей впродвижении глобальных интересов влияния США и западного мира сказанодостаточно. В 2008 году начнется строительство новой транспортной оси региона,менее значимой для глобальных интересов, но более существенной для развитияместных рынков: жд магистраль Баку-Тбилиси-Карс. Россия также будет стремиться активнеевозвращаться на транспортные коммуникации региона, продвигать проект«Север-Юг», разрабатывать варианты подключения Армении к новым маршрутам ивосстановленным старым, многое упирается в проблему разблокированиятранспортного узла Абхазии.

Октябрьские президентские выборы в Баку не принесутновостей, разве парочку скандалов местного масштаба. Ильхам Алиев спокойно идетна второй срок.

Кадровые изменения в структурах СНГ и ЕврАзЭС .

Даже удачный кадровый состав руководства исполнительнымиорганами интеграционных структур внутри СНГ не сможет кардинально изменитьситуации, ускорить процесс. Однако от конкретных людей зависят конкретные дела.В 2008 году будет видно как назначение кадрового разведчика Сергея Лебедева напост главы Исполкома СНГ повлияет на ситуацию в организации и в соседнихструктурах ОДКБ и ЕврАзЭС. Было бы печально видеть, что СНГ продолжаетоставаться местом слива отставников. Что касается ЕврАзЭС, то у Казахстана, какстраны получившей по ротации право возглавить организацию, появляется шансусилить свои позиции в этом проекте и активизировать работу там где есть силы.Такая конкуренция вокруг общего дела безусловно пойдет на пользу всемучастникам организации. Среди основных интриг наступившего года – вариантырешения синхронизации параметров ВТО с параметрами ЕврАзЭС. Также будетинтересно наблюдать попытки выстроить интеграционную коммуникацию между ОДКБ иШОС.

ГУАМ.

В 2008 году работа в рамках ГУАМ будет продолжаться всвоем, достаточно вялотекущем темпе: ожидается некоторая активность организациина площадке ООН по вопросу сепаратистских анклавов; саммиты не существенноизменят повестку, особых сенсаций не ожидается. Возможно в 2008 году созданиемиротворческого батальона ГУАМ, с еще не ясными возможностями применения. Крупныхэкономических проектов (типа Одесса-Броды) не ожидается, за исключениемувеличения общего объема двусторонней торговли, интенсификации транспортныхсвязей и взаимных инвестиций (например, от азербайджанской компании ГНКАР вМолдову и Грузию).

Главные интриги ближайших двух-трех месяцев у двух стран.На первом месте конечно Грузия: жестокая хватка за властьСаакашвили. Возможно серьезное обострение ситуации на парламентских выборахвесной. Если его диктатура не усилиться, то власть будет утеряна. Как мы ужеписали в ноябре 2007 года выборы он выиграет, но Грузию потеряет.

Молдова . Новогоднееобострение отношений Молдовы и Румынии будет иметь последствия на протяжении2008 года. Кишиневу будет трудно балансировать между двумя идентичностями своихграждан: румынской и советско-молдавской. Ситуация с Приднестровьем вряд лисерьезно измениться, однако очевидна некоторая нормализация отношений междуКишиневом и Москвой.

Непризнанные.

Главная интрига 2008 -- как «отыграется» фактор Косова наосколках советского распада? Очевидно все эти проблемы выходят за перспективы2008 года. В каждом регионе возникают свои доминанты. Так, например, внекотором смысле большее значение чем «Косово», для Абхазии будет иметь факторсочинской Олимпиады. Сценариев нормализации может быть предложено достаточно:от полного ухода Абхазии в самостоятельное плавание при открытой поддержкиКремля, до вариантов нормализации отношений между РФ и Грузией, с признаниемТбилиси Абхазии как особой территории (принцип отложенного суверенитета:перенос обсуждения статуса Абхазии на 2020 год), взамен открытие транспортныхкоммуникаций и свободный транзит людей и капиталов между Абхазией и Грузией.

Карабах. Наиболее интригующим событием2007 года стал визит делегации азербайджанской интеллигенции во главе с посломАзербайджана в РФ в Карабах и Ереван, и ответный визит армянской делегации вБаку к президенту Алиеву. Событие показало печальную картину отсутствиявозможности вести какой-либо диалог на уровне общества. Речь даже не шла опопытке примирения, именно налаживание диалога, но инициатива была встреченаазербайджанским и армянским массовым сознанием в штыки. Участников этогодиалога, как это обычно бывает, обвинили во всех смертных грехах. Ситуациюнесколько исправили сами президенты и представители политической общественностиБаку и Еревана.

РФ и СНГ.

Не новость, что Россия стала жестче в отношении спартнерами и ближайшими соседями. Политика со странами СНГ окончательно перешлав плоскость прагматизма, в добавок выросли глобальные амбиции. Однако вместодолгосрочного планирования общего пространства скорее доминирует принципконъюнктуры. До сих пор не произошло разделение на собственно интересы РФ иинтересы отдельных компаний (сейчас они понимаются как национальные). Создаетсявпечатление, и оно не опровергается практикой, что стратегические интересы РФ вСНГ не диктуют политику Кремля, а скорее колеблются в зависимости от текущейповестки. В данном случае не стоит возводить в ранг стратегии совсем ужочевидные вещи необходимые к исполнению как нормы санитарии: новость конца 2007года – полностью завершилось обустройство охраны границы на Кавказе.

Возвращаясь к теме, нельзя игнорировать и то, что многиедействия Кремля если и не выглядели успешно, то были предприняты в верномнаправлении. Так, например, ввод в действие в 2007 году новых миграционныхправил и регламента торговли на розничных рынках был воспринят россиянами сявным одобрением (регулирование торговли поначалу выглядело именно какпопулистская мера перед выборами), плюс ужесточение штрафов для работодателей.Кардинально проблем с нелегальной трудовой миграцией это не решило, но в целомрезультат нужно признать – пространство нерегулируемой миграциисущественно сократилось.

Количество мигрантов при этом заметно не убавилось, затоувеличилась официальная статистика и возможность контроля (приезжие сталилегализовываться).

Официальная позиция власти – России нужно не количествоновых граждан, а их качество. Эксперты и главы регионов с этим согласны, спорыидут лишь о технике и администрировании. Правительство стран СНГ также спониманием отнеслись к данной мере (Азербайджан контролировал риски возвратанелегалов с помощью специально созданной двусторонней комиссии).

Тенденция к прагматизму и жесткости со странами СНГ и болеедальними соседями частично оправдывается. «Мясное» эмбарго наложенное на Польшуповлияло, в том числе, на изменение польской политики как внутри, так и вотношении к РФ. Россия приветствовала нового премьера Дональда Туска, приняторешение о постепенном отказе от отграничений на поставки мясной продукции.Эмбарго на винопродукцию из Молдовы с прямой очевидностью заставило президентаВоронина провести переоценку своих действий в отношении с Кремлем. Более того,он сумел выйти из этой ситуации с некоторой пользой для себя.

По итогам 2007 года, можно считать, что главный санитарныйврач РФ стал одним из ключевых чиновников в СНГ, едва ли не меньшим чем главаГазпрома.

Поделиться: