В. Малахов: Логика Приднестровского конфликта.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Началом конфликта между Приднестровьем и Молдовой принято считать 1989 год, когда начались споры вокруг Закона о государственном языке, к лету 1992 года он достиг своего апогея и перерос в настоящую войну, и хотя кровопролитие удалось остановить, и сейчас конфликт остается одной из острейших нерешенных и нерешенных дипломатических проблем на постсоветском пространстве.
В. Малахов: Логика Приднестровского конфликта.

Началом конфликта между Приднестровьем и Молдовой принято считать 1989 год, когда начались споры вокруг Закона о государственном языке, к лету 1992 года он достиг своего апогея и перерос в настоящую войну, и хотя кровопролитие удалось остановить, и сейчас конфликт остается одной из острейших нерешенных и нерешенных дипломатических проблем на постсоветском пространстве.

Для того, чтобы лучше понять суть конфликта обратимся к истории. История Молдавии начинается с молдавское княжества - государства, существовавшего в XIV-XIX веках. В своей самой большой протяженности территория Молдавии включала Бессарабию и ограничивалась на севере и северо-востоке Днестром, на юге - Черным морем и регионами Добруджи и Валахии, на Западе - Трансильванией. То есть Молдавское княжество включало в себя современную Молдову, северо-восточную часть Румынии а так же Буковину, сейчас находящуюся в составе Украины, Приднестровье же исторически никогда не было его частью. С XVI века Молдавское княжество попадает в зависимость от Турции, а 11 декабря 1861 года Молдавское княжество, объединившись с Валахией в новое государство - Румынию, - прекратило своё политическое существование. Территория современной Молдавии, в 1812 г. по Бухарестскому мирному договору с Турцией входит в состав Российской империи, здесь создается Бессарабская губерния. В конце XIX-начале XX в. Этот район входил в состав Херсонской и Подольской губерний. Приднестровье, территория которого сейчас включает Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Рыбницкий, Слободзейский районы бывшей Молдавской ССР, а также города Тирасполь и Бендеры(Тигина) не входило не только в Румынию или Молдавию, но и даже в Бессарабию. В Х-начале ХII в. территория Бессарабии входила в состав древнерусского государства, затем - Галицкого и Галицко-Волынского княжеств, в XIII веке она была завоевана Золотой Ордой.

В 1918 г. после оккупации Бессарабии румынскими войсками провозглашается ее воссоединение с «исторической родиной». Левобережье Днестра остается за Россией. 12 октября 1924 г. на заселенных на две трети славянами приднестровских землях образуется Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе Украинской ССР. Столицей ее становится украинский город Балта, в 1929 г. центр автономии перенесли поближе к Молдавии - в Тирасполь. Создание МАССР как в свое время Корело-Финской ССР было ориентировано на возможность восстановления "исторического статус-кво", и возращения Бессарабии в состав СССР, как приемника России (хотя конечно, официально советское руководство отрицало таковую преемственность). Такой шанс появляется в 1940 году, когда после пакта Молотова-Рибентропа и разграничения сфер влияния в восточной Европе с Германией советское правительство выдвигает Румынии ультиматум с требованием безоговорочного возврата СССР Бессарабии и Северной Буковины. 28 июня 1940 г. войска Красной Армии занимают эти территории. В соответствии с принятым в августе того же года решением Верховного Совета СССР, в границы образованной Молдавской ССР включаются и районы Приднестровья. Молдавская АССР упраздняется, а большая ее часть входит в состав новой Молдавской союзной республики. Южный и северный районы Бессарабии, в том числе и первая столица МАССР Балта, остаются в составе Советской Украины.

Таким образом, уже при образовании Молдавской ССР была заложена бомба замедленного действия - к ней была «прирезана» территория населенная преимущественно не молдаванами (две третьих населения Приднестровья составляют славяне) и исторически никогда не входившая в ее состав. Положения усугубляется еще и тем, что в годы советской власти Приднестровью уделялось особое внимание, здесь создавался военно-промышленный потенциал республики, отсюда набирались основные партийно-хозяйственные кадры. 17% населения республики, проживающего в Приднестровье, производило около 35% валового национального продукта Молдовы, 56% товаров народного потребления, треть сельскохозяйственной продукции.

Вплоть до конца 1980-х, пока власть центра была сильна, ситуация оставалась спокойной. Однако политика перестройки, провозглашённая советским руководством в середине 1980-х, привела к повышению социальной активности населения страны. В Молдавии специфика идеологической направленности национального движения состояла в провозглашении тезиса об идентичности молдавского и румынского языков и в призывах к объединению Молдавии и Румынии. В марте 1988 года на съезде Союза писателей СССР в Москве прозвучало предложение придать государственный статус языкам титульных наций всех республик Советского Союза. Именно в 1988-1989 годах на волне перестройки в Молдавии появляются многочисленные националистические организации, выступающие под антисоветскими и антирусскими лозунгами. В конце 1988 года началось формирование Народного фронта.

30 марта 1989 года был опубликован законопроект «О государственном языке», подготовленный рабочей группой Верховного Совета МССР, который не отражал этнолингвистические реалии республики, а 10 августа стало известно, что на предстоящей 13-й сессии Верховного Совета МССР будет обсуждаться даже не законопроект от 30 марта, а ещё более жёсткий его вариант, в котором предусматривалось ведение делопроизводства исключительно на молдавском языке. В Приднестровье оба эти законопроекта были восприняты как дискриминационные, что привело к возникновению стихийного общественного движения, выступавшего за введение в Молдавии двух государственных языков - молдавского и русского. Молдаване Приднестровья даже высказывались против перевода молдавской письменности на латиницу. В ответ на это 11 августа в Тирасполе был создан Объединённый совет трудовых коллективов, который в августе - сентябре 1989 года организовал масштабную политическую забастовку. Именно страх славянского населения перед политикой румынизацией, проводимой руководством Молдовы послужил одной из основных причин конфликта.

Уже 5 июня 1990 г. Верховный Совет Молдавской ССР установил новое название государства - Республика Молдова. Спустя полмесяца, 23 июня 1990 г., была принята декларация о государственном суверенитете республики. В ответ на это местные органы управления в Приднестровье и Гагаузии провели референдумы по вопросам функционирования языков, в результате которых на территории Приднестровья официальными языками провозглашались молдавский, русский и украинский, а в Гагаузии - молдавский, гагаузский и русский. Вслед за этим 19 августа была провозглашена независимость Гагаузии, а 2 сентября 1990 года на II Чрезвычайном съезде депутатов всех уровней Приднестровья была образована Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика в составе СССР. Тогда же был избран её временный Верховный Совет с Игорем Смирновым в качестве председателя и принято решение о необходимости разработки конституции ПМССР к 1 декабря 1990 года.

Вскоре после августовских событий 1991 г. в Москве Молдавия провозгласила выход из состава СССР (27 августа 1991 г.). В декабре были проведены президентские выборы, которые выиграл кандидат от Народного фронта Мирча Снегур. Тогда же начались первые столкновения между сформированной приднестровской гвардией и молдавскими силовыми структурами. К марту 1992 противостояние Тирасполя с Кишеневым переросло в настоящее вооруженный конфликт. К июню оно достигло своего апогея - кровопролитные бои за Бендеры. На стороне Тирасполя сражались добровольцы из России и Украины. При российском посредничестве (не без помощи 14 армии расквартированной в Приднестровье) кровопролитие удалось остановить, а 21 июля в Москве Ельциным и Снегуром в присутствии Смирнова было подписано соглашение «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы». В ходе событий лета 1992 года в Бендерах погибло 489 человек, из которых 132 - мирные жители, 5 - дети. Ранены 1242 человека, из которых 698 - мирные жители, 18 - дети. Пропали без вести - 87 человек. Впоследствии 40 человек умерли от ранений.

С конца 1992 г. между Кишиневом и Тирасполем начался прямой диалог при посредничестве России и Украины, к которому с апреля 1993 г. активно подключилась миссия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Молдавии. Однако даже сейчас, по прошествии более чем 16 лет после тех событий, ситуация далека от урегулирования. Выработанный в 2003 году при участии России «Меморандум Козака», направленный на объединение Молдавии с ПМР на федеративных основах, так и не был принят. Стороны конфликта занимают взаимоисключающие точки зрения на методы решения проблемы, и в ближайшее время компромисс вряд ли будет достигнут. Если до событий в Бендерах обсуждался план создания свободной экономической зоны, рассматривались проекты федеративного устройства Молдавии, то ныне Приднестровье согласно по меньшей мере на конфедерацию, а в качестве идеального варианта предлагается создание независимой свободной республики, которая на добровольной основе могла бы войти наряду с другими государствами в состав СНГ.

Молдавский парламент, однозначно высказавшийся за возвращение к государственности образца 1940 г., видит будущее Молдавии исключительно как унитарного государства. Поэтому категоричность лидеров Приднестровья, настаивающих на конфедеративном устройстве, с одной стороны, а с другой - неуступчивость молдавских властей в обеспечении политического самоуправления Приднестровья определяют длительный характер этого конфликта.

Проблема усугубляется еще и тем, что на протяжении 16 прошедших лет в Молдове и Приднестровье фактически формировались различные национальные идентичности. Уже теперь молдавские школьники изучают историю и географию Румынии (включая территорию Республику Молдова), а не только Молдовы. Идет переход на румынские программы и учебники, из которых на русский язык переведена лишь незначительная часть. В то же время в ПМР школьники пользуются главным образом российскими, но также старыми советскими, собственными приднестровскими и украинскими учебниками (последними только в украинских школах). В результате одни и те же исторические события трактуются на уроках истории с принципиально разных позиций. Руководство ПМР не жалеет сил для укрепления самобытной идентичности населения Приднестровья. Создан полный набор государственной символики, отмечаются государственные праздники. Особое внимание уделяется изучению и преподаванию истории края. Память о кровопролитии в коллективном сознании приднестровцев еще крепка и значительно способствует их сплочению. Специфическая приднестровская идентичность, несомненно, подпитывается и убеждением части жителей Приднестровья, что его экономическое положение лучше, чем в Молдове. Кроме того приднестровцы, по всей видимости, удовлетворены тем, что языки всех трех наиболее многочисленных этнических групп в ПМР - молдавский, русский и украинский объявлены в Конституции государственными, и при этом сохранена прежняя графика молдавского языка (кириллица). Более 30% населения ПМР, в том числе и молдаван считают себя в первую очередь гражданами непризнанной республики, и лишь во вторую - представителями своей национальности, и менее 5% считают себя гражданами Молдовы [1] .

Интересна в этом смысле ситуация вокруг российских вооруженных сил находящихся Приднестровье. ОБСЕ, точнее, входящие в нее ведущие страны НАТО, все активнее настаивают на "скором и упорядоченном" выводе российских войск и вооружений (бывшей 14-й российской армии) из Приднестровья, видя в их присутствии главный очаг "нестабильности" в Молдавии и во всем прилежащем субрегионе. Однако на состоявшемся 26 марта 1995 г. референдуме население Приднестровья однозначно (75%) высказалось за сохранение российского присутствия в регионе [2] . Выводу 14-й армии с территории Приднестровья, несмотря на возникшие разногласия с руководством 14-й армии, приднестровские лидеры препятствуют и по-прежнему продолжают ее считать гарантом стабильности в регионе.

В 2006 году конфликт получил новый виток в связи с начавшейся «экономической блокадой» непризнанной республики. 1 марта 2006 года украинское правительство приняло постановление, обязавшее украинскую таможню прекратить обслуживание грузов, которые не прошли таможенное оформление на территории Молдавии. По новым правилам обслуживания грузов на украинско-молдавской границе все грузы приднестровского происхождения должны проходить оформление в таможенной службе Молдавии, а не ПМР. В ответ 4 марта власти Приднестровья ввели санкции и перестали пропускать через свою территорию транзитные грузы в молдавском и украинском направлениях, а так же объявили о выходе из переговоров по урегулированию приднестровского конфликта. Россия в данном конфликте поддержала позицию ПМР и осудила действия Молдовы и Украины, как направленные на дестабилизацию ситуации. А 25 марта в Тирасполь прибыла автоколонна с российской гуманитарной помощью. США и Украина, наоборот, поддержали введение новых таможенных правил. 17 сентября 2006 года в Приднестровской Молдавской Республике прошёл референдум о независимости. Жителям ПМР предстояло ответить на два вопроса. Первый - «Поддерживаете ли Вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации?», и второй - «Считаете ли Вы возможным отказ от независимости Приднестровской Молдавской Республики с последующим вхождением в состав Республики Молдова?». По первому вопросу «за» высказались 97,1 % приднестровцев, «против» - 2,3 %. На второй вопрос положительно ответили 3,4 % граждан ПМР, отрицательно - 94,6 %. ЕС, ОБСЕ, Совет Европы, Молдавия, США и Украина не признали результатов референдума. В то время как Госдума РФ 6 октября 2006 г. приняла постановление о признании приднестровского референдума о независимости легитимным.

Одной из важных проблем остается проблема объединения Румынии и Молдовы. Таковое объединение почти неизбежно повлечет за собой отпад Приднестровья от Молдовы. Ситуацию осложняет позиция Христианско-демократического фронта Молдавии (ранее - Народный фронт Молдавии), который на своем III съезде в феврале 1992 г. настаивал на передаче Румынии не только районов Бессарабии и Буковины, но и Левобережья Днестра, которое, как уже отмечалось, никогда не входило в состав Румынии и до того не включалось в планы ни молдавских, ни румынских унианистов. Качественно новым моментом стали координирование и даже совместная деятельность унианистов Молдавии и Румынии, выработка совместной программы постепенной реинтеграции и унификации. Главным принципом будущего объединения провозглашается синхронизация программ проведения правительствами обеих стран экономической, территориально-административной, социальной и других реформ, а также унификация церкви, армии и государственных структур. Однако нынешнее руководство Молдовы похоже не слишком вдохновлено возможностью объединения с Румынией. Так, когда в конце 2007 года возобновился конфликт между Румынской и Русской православной церковью в связи с взаимными юрисдикционными притязаниями на территорию Молдавии, Владимир Воронин и Алексий II в январе 2008 года совместно осудили политику Румынского Патриархата на территории Молдавии; в частности Воронин заявил, что «создание так называемой „Бессарабской митрополии" и её структур - это часть агрессивной политики Румынии против суверенного молдавского государства». Не надо забывать того факта, что с 2004 года Румыния является членом НАТО, а Воронин, понимая, что движение в сторону НАТО обострит отношения с РФ, не раз заявлял, что Молдова в обозримом будущем не собирается вступать в Организацию Североатлантического договора.

Таким образом, приднестровский конфликт, зародившийся в конце 80-х годов прошлого века и сейчас далек от разрешения. Хотя в большинстве случаев между простыми гражданами Молдавии и Приднестровья нет межнациональных, этнических, религиозных или других форм вражды, консенсус в отношении путей урегулирования кризиса в общественном мнении пока просматривается с трудом. Молдова выступает за унитарное государство с предоставлением пав автономии Приднестровью, в то время как ПМР по меньшей мере выступает за конфедерацию, а в идеале - независимость. Мало реальным в ближайшем будущем нам видится и проект объединения Румынии и Молдовы, не только потому, что это скорее всего будет означать утрату Приднестровья для Молдовы навсегда, но и из-за позиции властей Молдовы. Еще менее реальным в современных реалиях нам видится проект присоединения Приднестровья к РФ.
Список Использованных источников и литературы

  • I. Источники

1. Меморандум Козака/ Regnum[Электронный ресурс].- Электрон. Дан. - М., 2006.- Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/458547.html, свободный.

II. Литература

2. Приднестровский конфликт: Сражение идентичностей. Урегулирование будет долгим и трудным / Содружество. Интернет [Электронный ресурс]/ Владимир Колосов, Дмитрий Заяц.- Электрон. Дан. - М., 2000.- Режим доступа: http://cis.ng.ru/opinions/2000-11-29/5_konflikt.html, свободный.

3. Мышеловка для российской дипломатии. Кому мешает российское военное присутствие в Приднестровье/ Содружество. Интернет [Электронный ресурс]/ Владимир Сосновин.- Электрон. Дан. - М., 2000.- Режим доступа: http://cis.ng.ru/words/2000-10-25/4_diplomat.html, свободный.

4. Приднестровский конфликт: что за этим стоит?/ Наследие [Электронный ресурс]/ И.Селиванова.- Электрон. Дан. - М., 2007.- Режим доступа: http://www.nasledie.ru/oboz/N03-4_94/3-4_08.HTM, свободный.

5. Молдова - НАТО: два собака - пара / Ольвия Пресс [Электронный ресурс]/ Александр Галин.- Электрон. Дан. - Тирасполь, 2008.- Режим доступа: http://www.olvia.idknet.com/ol29-02-08.htm, свободный.



[1] ПРИДНЕСТРОВСКИЙ КОНФЛИКТ: СРАЖЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ

[2] МЫШЕЛОВКА ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИИ

Поделиться: